г. Ессентуки |
|
26 июля 2019 г. |
Дело N А63-24481/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 26.07.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суховеевой Д.С., при участии в судебном заседании от заявителя - публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (ОГРН 1062632029778, ИНН 2632082033) - Соловьевой И.И. (доверенность от N 52 от 19.01.2019), заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Пашковой Н.Н. (доверенность от 24.12.2019), в отсутствие третьего лица - главы КФХ Ждановой Анны Петровны надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в том числе посредством размещения информации о движении дела на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в открытом доступе, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.05.2019 по делу N А63-24481/2018 (судья Капункин Ю.Б.),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 29.05.2019 отказано в удовлетворении заявления публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - общество, заявитель) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - УФАС, антимонопольный орган, управление) об оспаривании постановления от 15.11.2018 N 1026 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс). Суд указал на доказанность вменяемого правонарушения и соблюдение управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности.
Дело рассматривается с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, главы крестьянского фермерского хозяйства Ждановой Анны Петровны (далее - третье лицо, глава КФХ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и удовлетворить заявление, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неверное применение норм материального и процессуального права. В частности, общество указывает на то, что суд не принял во внимание факт, того что компанией срок технологического присоединения к электрическим сетям не был нарушен, поскольку на дату окончания срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению главой КФХ не выполнены технические условия к договору, в связи с чем, у ПАО "МРСК" отсутствовала техническая возможность завершить мероприятия, предусмотренные договором N 43-05/73. Так же заявитель ссылается на то, что акты формы КС-2 за отчетный период 01.12.2017 по 29.12.2017 датирован 29.12.2017 в связи с утвержденной учетной политикой общества и необходимостью отражения в бухгалтерском учете фактически выполненных работ и их стоимости за расчетный период, то есть месяц; необходимости отражения всех затрат общества на материалы, амортизацию используемой техники/машин, затраты на ГСМ, оплату труда работников и страховые отчисления от заработной платы.
В отзыве управление возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Пятигорска во исполнение пункта 2.2 Решения оперативного совещания при заместителе Генерального прокурора РФ от 03.08.2018 в отношении компании проведена проверка исполнения федерального законодательства.
В рамках проверки было установлено, что 05.06.2017 год между ПАО "МРСК Северного Кавказа" в лице филиала "Ставропольэнерго" и главой КФХ Ждановой А.П. заключен договор N 43-05/73 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. В соответствии с пунктом 5 договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
Согласно актам о приемке выполненных работ N 79/1 и 79/2 от 29.12.2017 работы сетевой организацией были выполнены только 29.12.2017, следовательно, последней нарушены сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В связи с этим прокуратурой было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.10.2018, которое направлено в управление.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, управление вынесло постановление по делу об административном правонарушении от 15.11.2018 по делу N 1026 о признании компании виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Полагая, что вышеуказанное постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частями 4,6,7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности; соблюден ли установленный порядок привлечения к административной ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ порядок технологического присоединения, утвержденный Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах N 861, в пункте 16 которых установлен перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Указанная норма носит императивный характер.
В пункте 6 Правил N 861 указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом в сроки, установленные данными Правилами.
Материалами дела об административном правонарушении установлено, что компания заключила с главой КФХ договор об осуществлении технологического присоединения к электрической сети для электроснабжения объекта.
Из условий пункта 5 указанного договора следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев.
Пунктом 7 Правил N 861 установлена процедура технологического присоединения, которая включает в себя следующие этапы:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Таким образом, компания на основании заключенного договора должна выполнить мероприятия, указанные в подпунктах "в" - "г" пункта 7 Правил в сроки, установленные для осуществления технологического присоединения (подпункт "б" пункта 16 Правил).
Невыполнение взятых в рамках договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям обязательства сетевой организацией сроков технологического присоединения является нарушением Правил N 861.
Абзацем 19 пункта 15 Правил N 861 определено, что договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Договор N 43-05/73 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям поступил в сетевую организацию 21.06.2017 года, о чем имеется отметка на договоре. Следовательно, мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям должны быть выполнены сетевой организацией в течение 6 месяцев то есть до 21.12.2017 года.
Техническими условиями для присоединения к электрическим сетям ПАО "МРСК" определено, что сетевая организация осуществляет:
- реконструкцию (усиление) Ф-370 ПС 35/10 кВ "Горьковская" в связи с присоединением дополнительной мощности. Конкретный объем мероприятий определить расчетом;
- строительство ЛЭП-10 кВ от ВЛ-10 кВ Ф-370 ПС 35/10 кВ "Горьковская" (L= 0.01 км) до проектируемой ТП-10/0,4 кВ. Тип, трассу прохождения и сечение токопроводящих жил определить проектом;
- установку ТП-10/0,4 кВ. Тип ТП, количество и мощность трансформаторов, место установки и технические характеристики устанавливаемого оборудования определить проектом;
- проверку выполнения заявителем ТУ.
В соответствии с актами 79/1 и 79/2 от 29.12.2017 работы сетевой организацией были выполнены только 29.12.2017, что является нарушением договорных обязательств по исполнению его условий в предусмотренные Правилами N 861 сроки.
Нормы Правил N 861 являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
Таким образом, в действиях общества усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения подтвержден материалами дела.
Судом правомерно отклонен довод сетевой организации о том, что компанией срок технологического присоединения к электрическим сетям не был нарушен, поскольку на дату окончания срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению главой КФХ не выполнены технические условия к договору, в связи с чем, у ПАО "МРСК" отсутствовала техническая возможность завершить мероприятия, предусмотренные договором N 43-05/73.
Пунктом 3 Правил N 861 обязанность выполнения мероприятий по технологическому присоединению заявителя возложена именно на сетевую организацию, кроме того осуществление технологического присоединения заявителей является неотъемлемой частью основной деятельности сетевой организации, а именно: оказание услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 16.3 Правил N 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12 (1) - 14 и 34 данных правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Следовательно, перечень мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям определяются техническими условиями. Техническими условиями определяется перечень мероприятий, которые стороны выполняют самостоятельно в рамках определенных границ.
В спорном случае срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не мог превышать 6 месяцев. Очередность выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению не предусмотрена ни Правилами N 861, ни договором. Следовательно, они должны быть выполнены со стороны сетевой организации именно в те сроки, которые определены Правилами N 861 и заключенной сделкой.
Кроме того, следует учесть, что сроки, установленные в пункте 16 Правил N 861 технологического присоединения являются предельными.
Также судом правомерно отклонен довод сетевой организации о том, что акты формы КС-2 за отчетный период 01.12.2017 по 29.12.2017 датирован 29.12.2017 в связи с утвержденной учетной политикой общества и необходимостью отражения в бухгалтерском учете фактически выполненных работ и их стоимости за расчетный период, то есть месяц; необходимости отражения всех затрат общества на материалы, амортизацию используемой техники/машин, затраты на ГСМ, оплату труда работников и страховые отчисления от заработной платы.
Правилами N 861 определено, что технологическое присоединение считается завершенным после составления акта об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. То есть окончание работ оформляется определенным документом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51, статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительно-монтажные работы объектов капитального строительства выполняются только при наличии разрешения на строительство, индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими свидетельства о допуске к таким видам работ.
Пункт 7 статьи 51 ГрК РФ устанавливает перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, в состав которого входят правоустанавливающие документы на земельный участок, проектная документация и др. и только после предоставления указанных документов, разрешение на строительство выдается в течение 10 дней. Завершающим этапом строительства объекта электросетевого хозяйства, позволяющего выполнить мероприятия по технологическому присоединению, является получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Получение данного документа регламентируется статьей 55 ГрК РФ и требует предоставления указанных в пункте 3 данной статьи документов.
Согласно пунктам 1.2.1, 1.2.9 Правил приемки в эксплуатацию объектов электрических сетей, установленных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 229, полностью законченные строительством объекты электрических сетей должны быть приняты в эксплуатацию приемочной комиссией, о чем оформляется акт приемки в эксплуатацию оборудования.
Таким образом, окончание строительства объекта оформляются документом подтверждающий выполнение работ, в спорном случае - акты КС-2, подписанные между ПАО "МРСК" (заказчиком) и филиалом ПАО "МРСК" "Ставропольэнерго" (подрядчиком).
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имея возможность для соблюдения установленных требований, компания не приняла необходимые меры по их соблюдению. Суду не представлены доказательства наличия обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению компанией возложенных на нее публично-правовых обязанностей.
Таким образом, материалами дела подтверждено наличие в действиях компании состава правонарушения, вины в совершении данного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса.
Антимонопольным органом соблюдена процедура привлечения общества к административной ответственности, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса, на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса судом установлено, что основания для замены наказания в виде административного штрафа предупреждением отсутствуют.
Назначенное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм материального права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 29.05.2019 по делу N А63-24481/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-24481/2018
Истец: ПАО "МРСК Северного Кавказа"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
Третье лицо: КФХ Глава Жданова А.П., Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю