город Ростов-на-Дону |
|
30 июля 2019 г. |
дело N А32-29397/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заинтересованного лица - Корякиной Т.С. по доверенности от 15.01.2019, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Новороссийской таможни
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2019 по делу N А32-29397/2018 (судья Лукки А.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вудстоун-Краснодар" (ОГРН 116230850354/ ИНН 23008226981),
к Новороссийской таможне
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вудстоун-Краснодар" (далее - общество, ООО "Вудстоун-Краснодар") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Новороссийской таможне (далее - таможенный орган) о признании недействительным решения от 15.06.2018 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары в полном объеме.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2019 заявленные требования удовлетворены. Решение Новороссийского центрального таможенного поста Новороссийской таможни от 15.06.2018 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе таможенный орган просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что представленные декларантом сведения не соответствуют ст. 38, 39 ТК ЕАЭС, применение метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами невозможно. Согласно решению от 15.06.2018 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10317100/230318/0005907, таможенная стоимость товара N 1 определяется методом по стоимости сделки в соответствии со ст. 45 ТК ЕАЭС, на основе информации о стоимости сделки с однородными товарами, декларированными по ДТ N 10216120/020218/0006856 (плиты из мрамора полированные), ввезенными в сопоставимый период времени, имеющими те же страну отправления и происхождения. Таким образом, товары, декларированные по ДТ N 10216120/020218/0006856, являются однородными с оцениваемыми товарами, так как имеют схожие характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерчески взаимозаменяемыми. В результате проведенного ценового анализа установлено, что ввоз идентичных/однородных товаров того же изготовителя в сопоставимый период не осуществлялся. Сумма доначисленных таможенных платежей в результате корректировки таможенной стоимости товаров по ДТ N 10317100/230318/0005907 составляет 171 880, 95 руб. Скорректированная таможенная стоимость товара N1 по ДТ N 10317100/230318/0005907 составила 1 109 589,19 руб. ООО "Вудстоун-Краснодар" представлена экспортная декларации первого экземпляра (1/6). В представленной экспортной декларации отсутствует печать таможенного органа Турецкой республики и подпись таможенного инспектора, в связи с чем данные декларации не могут быть рассмотрены в качестве подтверждения сведений о стоимости ввозимого товара в стране отправления. Также в экспортной декларации страны отправления N 0767266 к ДТ N 10317100/230318/0005907 указан счет-фактура ALB2018000000086 от 01.03.2018 (который был представлен в сканированном виде к экспортной декларации), в котором условия поставки товаров CIF - отличные от заявленных в ДТ N 10317100/230318/0005907 (CFR Новороссийск). Договор страхования, страховой полис при декларировании товаров по ДТ N 10317100/230318/0005907 ООО "Вудстоун-Краснодар" не предоставлялись. Т.о., сведения, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, подтверждены документально не в полном объеме.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 09.02.2018 ООО "Вудстоун-Краснодар" был заключен внешнеэкономический контракт N 09022018/1 с фирмой "ALBAMAR MEMBER MADENCILIK LTD. STL" в лице генерального директора Банды С.В., Турция (далее - контракт).
По ДТ N 10317100/230318/0005907 был задекларирован товар N 1 "изделия мраморные полированные (плиты, слябы) используются при строительстве для облицовки и декорирования интерьеров...", Код ТНВЭД ЕАЭС 6802910000. Страна происхождения товаров Турция, страна отправления товаров Турция. Заявленные условия поставки CFR Новороссийск.
При таможенном декларировании таможенная стоимость товаров, задекларированных в ДТ N 10317100/230318/0005907, определена декларантом в соответствии со статьей 4 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее -Соглашение), в соответствии со ст. 40 Таможенного кодекса Евразийского таможенного союза (далее - ТК ЕАЭС) по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
В ходе проведения контроля таможенной стоимости товаров, задекларированных по ДТ N 10317100/230318/0005907, таможенный орган установил, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации, а также недостаточны для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара по первому методу.
Новороссийским центральным таможенным постом в соответствии со ст. 69 ТК ТС (с 01.01.2018 - ст. 325 ТК ЕАЭС) приняты решения о проведении дополнительной проверки сведений о таможенной стоимости товаров, задекларированных в ДТ N 10317100/230318/0005907, с указанием следующих обстоятельств, расцененных таможенным органом как признаки недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товара, а именно выявление с использованием СУР рисков возможного недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров и выявление более низкой цены декларируемых товаров по сравнению с ценой на идентичные или однородные товары при сопоставимых условиях их ввоза в сопоставимый период времени.
В подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости товара у декларанта запрошены дополнительные документы и сведения, а именно:
- перевод экспортной декларации страны отправления на русский язык;
- прайс-лист производителя ввозимых (ввезенных) товаров либо его коммерческого предложения, адресованное не определенному кругу лиц и являющееся публичной офертой, с заявленным переводом на русский язык;
- пояснения декларанта о форме и способе заказа товаров покупателем (с подтверждающими документами);
- ведомость банковского контроля с расчетами по определенному ПС. Выписки по счетам. Документы по оплате товара в сканированном виде;
- копии коносамента с отметками об оплате фрахта или пояснения по факту отсутствия в коносаменте отметки об оплате фрахта;
- бухгалтерские документы об оприходовании товаров, по предыдущим поставкам в рамках предоставленного контракта;
- документы и сведения о физических характеристиках, качественных характеристиках на рынке ввозимых товаров и их влияние на ценообразования;
- другие документы, в том числе полученные декларантом от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации ввозимых товаров.
В целях выпуска товаров декларанту направлены расчеты суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, осуществленные на основании информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа.
Письмом от 18.05.2018 N 4 заявителем представлены по ДТ N 10317100/23032018/0005907 следующие дополнительные документы, пояснения и сведения:
1.Перевод экспортной таможенной декларации страны отправления на русский язык.
2.Прайс-лист либо коммерческое предложение поставщиком не составляется, поскольку ассортимент и цена реализуемого им натурального природного камня (мрамора) определяется наличием и видами, добытыми на карьерах, а плиты (слябы) вообще не являются готовой продукцией. При этом судебная практика исходит из того, что отсутствие прайс-листа само по себе не может служить основанием для вывода о неподтверждении таможенной стоимости ввозимых товаров.
3. Контракт, спецификации к нему и инвойсы, из которых следует, что стороны согласовали ввезенную по рассматриваемой ДТ товарную партию (ассортимент, количество, цену, порядок поставки, расчетов и другие условия) в установленном гражданским законодательством порядке. Заключению контракта предшествовал переговоры, что соответствует обычаям делового оборота.
4. Подтверждение оплаты товара заявления на перевод N 14 от 13.02.2018 и N 20 от 05.03.2018 с отметками банка.
5. Оригинал коносамента с отметкой об оплате фрахта. При декларировании данный документ отсутствовал у брокера, в связи с чем был направлен в формализованном виде.
6. Приходный ордер (форма N М-4) и оборотно-сальдовая ведомость по счету 41 "Товары" в подтверждение оприходования ввезенных товаров. Предыдущих поставок в рамках настоящего контракта не было.
Также в указанном письме общество пояснило, что товар по настоящему контракту является натуральным природным камнем (мрамор), качественные характеристики которого обусловлены присущими ему в соответствии с видом камня свойствами. Поэтому физические характеристики мрамора соответствуют минеральному составу этого камня, не являются результатом производства и не могут влиять на цену в зависимости от конкретного поставщика. Иные качественные характеристики - наименование, размер плит, вид их обработки, согласованы сторонами сделки в самом контракте.
По результатам рассмотрения предоставленных документов таможенный орган пришел к выводу о несоблюдении заявителем условий о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности информации о заявленной стоимости декларируемого товара, в связи с чем, таможенный орган принял решения о корректировке таможенной стоимости товара, задекларированного по ДТ N 10317100/230318/0005907, резервным методом (6 метод).
Указанное решение общество оспорило в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно части 2 статьи 1 ТК ЕАЭС таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе).
В соответствии со статьей 358 ТК ЕАЭС любое лицо вправе обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства-члена, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются.
На основании пунктов 1 - 2 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения:
1) о заявляемой таможенной процедуре;
2) о декларанте, таможенном представителе, отправителе, получателе, продавце и покупателе товаров;
3) о транспортных средствах международной перевозки, а также транспортных средствах, которыми товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории Союза;
4) о товарах:
наименование, описание, необходимое для исчисления и взимания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному 10-значному коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;
происхождение товаров;
наименование страны отправления и страны назначения;
производитель товаров;
товарный знак;
наименование места происхождения товара, являющееся объектом интеллектуальной собственности, включенным в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов и (или) национальный таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства-члена, таможенному органу которого подается декларация на товары;
описание упаковок;
цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения;
таможенная стоимость товаров (величина, метод определения таможенной стоимости товаров);
статистическая стоимость;
5) об исчислении таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин:
ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
льготы по уплате таможенных платежей;
тарифные преференции;
суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
курс валют, применяемый для исчисления таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в соответствии с настоящим Кодексом;
6) о сделке с товарами и ее условиях;
7) о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса;
8) о соблюдении условий помещения товаров под таможенную процедуру;
9) о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 настоящего Кодекса;
10) о документах, подтверждающих соблюдение законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы;
11) о лице, заполнившем декларацию на товары, и дата ее составления;
12) иные сведения, определяемые Комиссией.
Согласно пункту 2 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза (далее в настоящей главе - ввозимые товары), определяется в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС, если при ввозе на таможенную территорию Союза товары пересекли таможенную границу Союза и в отношении таких товаров впервые заявляется иная таможенная процедура, чем указанные в пункте 3 настоящей статьи.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государств-членов (п. 3 ст. 39 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктами 1 - 2 статьи 51 ТК ЕАЭС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и (или) в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 настоящего Кодекса. В случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними таможенная стоимость товаров определяется в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса, применяемыми последовательно. При этом могут быть проведены консультации между таможенным органом и декларантом в целях обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости ввозимых товаров, соответствующей статьям 41 и 42 настоящего Кодекса. В процессе консультаций таможенный орган и декларант могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государств-членов о коммерческой тайне. Консультации проводятся в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании. При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 41 и 42 настоящего Кодекса в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории Союза, в соответствии со статьей 43 настоящего Кодекса, либо расчетная стоимость товаров в соответствии со статьей 44 настоящего Кодекса. Декларант имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров. В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно применить статьи 39, 41 - 44 настоящего Кодекса, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 108 ТК ЕАЭС установлен перечень документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации.
В случае если в документах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не содержатся сведения, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, такие сведения подтверждаются иными документами (п. 2 ст. 108 ТК ЕАЭС).
На момент ввоза товара на таможенную территорию РФ и подачи в таможенный орган указанных ДТ подлежали применению нормы Приложения N 1 к Решению Комиссии Таможенного Союза N 376 от 20.09.2010 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости" (далее - Порядок N 376).
Согласно п. 1 Приложения N 1 к Порядку N 376 при декларировании товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ в соответствии с выбранным таможенным режимом, по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами лицом, заполнившим ДТС, должны быть представлены следующие документы: учредительные документы покупателя ввозимых товаров; внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему; счет-фактура (инвойс); банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара; страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки; договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура (инвойс) за перевозку (транспортировку), погрузку, разгрузку или перегрузку товаров, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), - в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию Таможенного союза; котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар; договор об оказании посреднических услуг (агентский договор, договор комиссии, договор об оказании брокерских услуг), счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки; договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств - членов Таможенного союза на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате; лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров); документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки); другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.
На основании пункта 3 статьи 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.
Согласно пунктам 9 - 10 статьи 38 ТК ЕАЭС определение таможенной стоимости товаров не должно быть основано на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров.
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, при выполнении следующих условий:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
существенно не влияют на стоимость товаров;
установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса могут быть произведены дополнительные начисления;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 указанной статьи, в случае если хотя бы одно из условий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не применяется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
В соответствии с пунктом 2 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а так же об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза.
Если подача таможенной декларации не сопровождалась представлением документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, таможенный орган вправе в отношении проверяемых сведений запросить у декларанта документы, сведения о которых указаны в таможенной декларации (пункт 1 статьи 325 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 4 указанной статьи таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях:
1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения;
2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
На основании пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС при завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные в соответствии с настоящей статьей документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений настоящего Кодекса, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 настоящего Кодекса.
Для изменения (дополнения) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, применяется корректировка декларации на товары (пункт 4 статьи 112 ТК ЕАЭС).
Из содержания пункта 7 Постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18 О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства (далее - Постановление N 18) следует, что признаки недостоверности сведений о стоимости сделки могут проявляться, в частности, в ее значительном отличии от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными или однородными товарами, ввезенными при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок - данных иных официальных и (или) общедоступных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.
Проверка достоверности сведений, представленных таможенным органам при совершении таможенных операций, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, анализа сведений таможенной статистики, обработки сведений с использованием информационных технологий, а также другими способами, не запрещенными таможенным законодательством таможенного союза. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить в письменной форме дополнительные документы и сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенных документах. Запрос дополнительных документов и сведений в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи и их проверка не должны препятствовать выпуску товаров, если иное прямо не предусмотрено настоящим Кодексом.
Также в ходе таможенного оформления товаров у декларанта возникает обязанность представить имеющиеся у него документы с целью подтверждения соответствия контрактной и таможенной стоимостей товара. В связи с этим таможенный орган обязан опровергнуть, при необходимости, сведения декларанта и доказать обратное - несоответствие действительной стоимости товаров стоимости, заявленной в таможенных целях. Декларант не обязан, а вправе доказать достоверность сведений. Поэтому отсутствие у него тех или иных документов, запрошенных таможенным органом, не может однозначно свидетельствовать о неопределенности и недостоверности заявленных в таможенных целях сведений, если они подтверждаются и (или) не опровергаются иными документами (доказательствами). Таким образом, право таможенного органа подвергнуть сомнению истинность и достаточность представленной декларантом ценовой информации не может рассматриваться как произвольно (бездоказательно) позволяющее ему осуществлять корректировку таможенной стоимости товаров. Кроме того, непредставление дополнительно запрашиваемых документов не может свидетельствовать о недостоверности и неопределенности данных, использованных заявителем при определении таможенной стоимости товара по первому методу.
Как указано в пункте 10 Постановления N 18, при разрешении споров о правомерности корректировки таможенной стоимости судам следует учитывать, какие признаки недостоверного заявления таможенной стоимости были установлены таможенным органом и нашли свое подтверждение в ходе проведения таможенного контроля, в том числе с учетом документов (сведений), собранных таможенным органом и дополнительно представленных декларантом.
Из материалов дела следует, письмом от 18.05.2018 N 4 заявителем представлены по ДТ N 10317100/23032018/0005907 имеющиеся в распоряжении общества документы, запрашиваемые таможенным органом.
Представленные заявителем документы соответствовали указанным выше нормам таможенного законодательства.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что данных документов было достаточно для применения метода определения таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами. В данном случае таможенным органом не было установлено признаков, указывающих на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены.
Вместе с тем, таможенный орган указал, что заявленная таможенная стоимость не может быть определена по первому методу, так как данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально.
В соответствии с пунктом 5 Постановления N 18 система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции. При этом за основу определения действительной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься договорная цена товаров и не должна приниматься фиктивная или произвольная стоимость. С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле. Вместе с тем судам необходимо учитывать, что одним из правил таможенной оценки является наделение таможенных органов правом убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости исходя из действительной стоимости ввозимых товаров, которое реализуется при проведении таможенного контроля (статья 17 Соглашения по применению статьи VII ГАТТ 1994, пункт 5 статьи 2 Соглашения).
Действующим таможенным законодательством не установлена зависимость правильности определения таможенной стоимости товаров по методу по стоимости сделки с ними от ценообразования на аналогичные товары на внутреннем рынке Российской Федерации.
Под сопоставимыми условиями ввоза понимаются равноценные показатели условий контракта: по качеству, по количеству, условиям поставки и технической характеристики товаров, по долгосрочности контракта и другие критерии, позволяющие сравнивать условия и характер ввоза.
При выборе источников для осуществления корректировки таможенной стоимости, таможенный орган должен выбирать ту информацию, которая отвечает критериям, установленным статьями 4 - 10 Соглашения.
При корректировке таможенной стоимости товаров необходимо учитывать страну отправления, условия поставки, вес товара, производителя товара, его репутацию на рынке сбыта продукта, торговую марку, коммерческие условия и другие условия, поскольку они существенно влияют на таможенную стоимость ввозимого товара. Кроме того, необходимо учитывать тот факт, что если выявлено наличие более одной стоимости сделки с идентичными или однородными товарами, для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самая низкая из них.
Из содержания пункта 7 Постановления N 18 следует, что выявление отдельных недостатков в оформление представленных декларантом документов (договоров, спецификаций, счетов на оплату ввозимых товаров и др.), в соответствии с требованиями гражданского законодательства, не опровергающих факт заключения сделки на определенных условиях, само по себе не может являться основанием для вывода о нарушении требований пункта 4 статьи 65 ТК ТС и пункта 3 статьи 2 Соглашения.
При этом необходимо отметить, что у таможенного органа была возможность самостоятельно истребовать экспортные декларации у официального органа страны отправления и проверить сведения, указанные в экспортных декларациях, на предмет соответствия сведениям, указанным в документах, представленных декларантом.
Указанных мер таможенный орган не предпринял, международный запрос не направлял.
Довод таможни о том, что согласно экспортной декларации стоимость товарной партии составила 9373,96 долл. США на условиях CIF, что не соответствует заявленным в ДТ и товаросопроводительных документах сведениям, правомерно отклонен судом первой инстанции ввиду следующего.
Как видно из представленного обществом письма генерального директора Али Чолак фирмы "ALBAMAR MEMBER MADENCILIK LTD. STL" от 20.03.2019, изначально между сторонами было согласовано условие CIF, однако на финальном этапе размещение заказа условие CIF Новороссийск было заменено на CFR Новороссийск по решению обеих сторон. Корректное условие поставки отражено в коммерческом осуществлении процедуры таможенного оформления в экспортной декларации N 0767266 и электронном счете-фактуре ALB2018000000086 ошибочно было указано CIF.
Счет-фактура (E-fattura) является документом, автоматически формируемым в электронной системе выставления счетов. Согласно действующему законодательству Турецкой республики все компании-экспортеры обязаны осуществлять электронное декларирование товаров с использованием правильного интернет-ресурса https://www.efinans.com.tr, с помощью которого создаются электронные счета-фактуры. Данные счета не распечатываются в бумажном виде и поэтому не прилагаются к товаросопроводительным документам, которые передаются покупателю (грузополучателю).
Расхождения в иных данных экспортной декларации, представленной иностранным контрагентом, правомерно признаны судом первой инстанции не свидетельствующими о недостоверности сведений, представленных обществом, а объясняемых особенностями заполнения деклараций иностранным контрагентом.
Таможенный орган указывает на то, что декларантом заявляется таможенная стоимость товара на уровне ниже себестоимости, что подтверждается распечатками из ИАС "Мониторинг-Анализ" и сведениями, полученными из других внешних источников, что может служить признаком недостоверности заявленных сведений.
Между тем, под сопоставимыми условиями ввоза понимаются равноценные показатели условий контракта: по качеству, по количеству, условиям поставки и техническим характеристикам товаров, по долгосрочности контракта, объемам поставляемой продукции, стране происхождения, и другим критериям, позволяющим сравнивать условия и характер ввоза.
Следовательно, корректировка таможенной стоимости товаров, задекларированных по спорной декларации, была произведена неверно, поскольку осуществлялась на основе товаров, наименование, количество, фирма изготовитель, условия и сроки поставки которых несопоставимы с наименованием, количеством, фирмой изготовителем, условиями и сроками поставки, поставляемых в адрес общества.
Указанное свидетельствует о несопоставимости условий сделки, следовательно, разница таможенной стоимости товаров, задекларированных по спорной декларации, и товаров, указанных в выписке ДТ, полученной из Информационно-аналитической системы "Мониторинг-Анализ", не может свидетельствовать о недостоверности заявленной таможенной стоимости товаров, ввезенных заявителем.
Таким образом, вывод таможенного органа о невозможности определения таможенной стоимости по первому методу, исходя из представленных документов, а также его аргументация, не соответствует действующему законодательству и фактическим обстоятельствам.
В материалы дела Новороссийская таможня не представила каких-либо доказательств, подтверждающих отсутствие информации и невозможность применения первого метода для определения таможенной стоимости ввезенных товаров.
Т.о., таможенный орган незаконно отказал в применении первого метода определения таможенной стоимости товаров, оформленных по ДТ 10317100/230318/0005907, в связи с чем оспариваемое заявителем решение Новороссийской таможни от 15.06.2018 о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Судебные расходы распределены судом первой инстанции между сторонами с учетом требований статьи 110 АПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.04.2019 по делу N А32-29397/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29397/2018
Истец: ООО "Вудстоун-Краснодар"
Ответчик: Новороссийская таможня