город Омск |
|
29 июля 2019 г. |
Дело N А46-13258/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Грязниковой А.С., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5712/2019) Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 20.03.2019 по делу N А46-13258/2018 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Энергостройкомплекс" (ИНН 5503242252, ОГРН 1135543018522) к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области, о признании незаконным предписания от 06.06.2018 N 06/1-06/56,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский Государственный Университет имени Ф.М. Достоевского",
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области - Корлева Кристина Сергеевна по доверенности N ИСХ-19/ГСН-4 от 09.01.2019;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Энергостройкомплекс" (далее - заявитель, ООО "ЭСК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области (далее - заинтересованное лицо, Госстрой Омской области, Управление) о признании незаконным предписания от 06.06.2018 N 06/1-06/56.
Определением арбитражного суда от 08.10.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Омский Государственный Университет имени Ф.М. Достоевского" (далее - Университет).
Решением Арбитражного суда Омской области от 20.03.2019 по делу N А46-13258/2018 заявленное Обществом требование удовлетворено, признано недействительным предписание Управления от 06.06.2018 N 06/1-06/56 как несоответствующее требованиям закона. Этим же решением с Управления в пользу ООО "ЭСК" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Госстрой Омской области обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы с учетом ее дополнений Госстрой Омской области указал на следующее:
- ООО "ЭСК" с момента передачи ему проектной документации и разрешения на проведение работ в течение длительного времени с не предпринимало действий по уведомлению застройщика о выявленных недостатках в проектной документации; Общество не выявив нарушений в проектной документации, приняло на себя обязанность по строительству объекта в соответствии с требованиями данной проектной документации и приступило к выполнению строительных работ, что само по себе является нарушением;
- вывод суда первой инстанции о том, что ООО "ЭСК" является ненадлежащим субъектом исполнения оспариваемого предписания, является ошибочным и не соответствует обязательствам, предусмотренным государственным контрактом от 20.09.2016 N 0352100000116000095 а также видам работ, предусмотренных в проектной документации.
ООО "ЭСК", Университет, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных участвующих в деле лиц.
В судебном заседании представитель Госстроя Омской области поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобе, заслушав представителя заинтересованного лица, установил следующие обстоятельства.
Между Министерством образования и науки Российской Федерации в лице федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского" (заказчик) и ООО "ЭСК" (генподрядчик) заключен государственный контракт N 0352100000116000095 на выполнение подрядных работ (далее - контракт) по объекту капитального строительства: "Завершение строительства. Главный учебный корпус ОмГУ им. Ф.М. Достоевского", строительство которого необходимо осуществить в соответствии с разрешением на строительство, градостроительным планом земельного участка, проектной документацией.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта генподрядчик обязуется выполнить работы по строительству объекта в установленный контрактом срок и передать заказчику объект в состоянии, обеспечивающем ввод в эксплуатацию и исполнительную документацию, а заказчик обязуется принять объект, оплатить выполнение работ по контракту согласно условиям контракта.
Согласно пункту 2.6 контракта непредвиденные затраты и прочие расходы оплачиваются заказчиком по фактически выполненным работам и понесенным генподрядчиком затратам, подтвержденным формами N КС-2, N КС-3, но не более суммы, указанной в сводной смете в строке "Непредвиденные затраты" (приложение N 1 к контракту).
В соответствии с пунктом 4.4.1 контракта генподрядчик обязуется выполнить входящий контроль переданной ему для исполнения проектной документации и передать заказчику перечень выявленных в ней недостатков, проверить и устранить.
Пунктом 4.4.2 контракта предусмотрено выполнение работ в соответствии с проектной документацией, действующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Генподрядчик обязуется обеспечить выполнение на строительной площадке необходимых мероприятий по технике безопасности, охране окружающей среды, охране труда, пожарной безопасностью сохранности зеленых насаждений и земельного участка во время проведения работ. Нести ответственность перед третьими лицами за соблюдение вышеуказанных мероприятий (пункт 4.4.5 контракта).
Таким образом, ООО "ЭСК" выполняло работы по вновь разработанной проектной документации на достройку, приняв на себя ряд, в том числе, вышеописанных обязательств.
В период с 18.10.2017 по 03.11.2017 в отношении ООО "ЭСК" проведена проверка на предмет устранения замечаний, выявленных 08.08.2017 (акт N 06/1-07/160, предписание от 08.08.2017 N 06/1-06/40 со сроком исполнения до 09.10.2017). Результаты проверки оформлены актом проверки от 03.11.2017 N 06/2-08/182.
На основании акта проверки от 03.11.2017 N 06/2-08/182 Обществу выдано предписание от 03.11.2017 N 06/1-06/74 об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, выявлено 15 нарушений. Срок устранения нарушений 26.04.2018 (с учетом продлений).
На основании распоряжения от 27.04.2018 N 335-р Госстройнадзором Омской области в период 10.05.2018 по 06.06.2018 проведена проверка исполнения ООО "Энергостройкомплекс" предписания от 03.11.2017 N 06/1-06/74, имеющим срок исполнения 26.04.2018 (л. д. 15).
Результаты проверки оформлены актом проверки от 06.06.2018 N 06/2-08/84, согласно которому Обществом не устранены 10 выявленных ранее нарушений.
По результатам проверки ООО "ЭСК" выдано предписание от 06.06.2018 N 06/1-06/56, которым на Общество возложена обязанность в срок не позднее 09.07.2018 устранить следующие нарушения:
При устройстве внутренних систем отопления стальные трубы 20 мм соединены сварными стыковыми швами - нарушение требований части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пункта 4.6 СП 73.13330.2016 "Внутренние санитарно-технические системы зданий", требований проекта шифр 15-694.
2. Отсутствует исполнительная документация при демонтаже элементов, предусмотренных проектом (скрытая проводка, шкафы металлические напольные, спринклерное пожаротушение) - нарушение требований части 6, части 9 статьи 52 ГрК РФ, проекта шифр 15-694, пункт 5 PД 11-02-2006 "Требования к порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения".
3. Допущена отделка внешней поверхности наружной стены из материалов групп горючести Г2-Г4 (фактически колонны из пластмассы, нет данных по материалу) - нарушение требований проекта шифр 15-694. 4. Металлические косоуры маршей и площадок лестниц в лестничной клетке с пределом огнестойкости менее R60 (не оштукатурены по сетке цементно-песчаным раствором толщиной 20 мм) - нарушение требований проекта "шифр 15-694".
4. Металлические косоуры маршей и площадок лестниц в лестничной клетке с пределом огнестойкости менее R60 (не оштукатурены по сетке цементно-песчаным раствором толщиной 20 мм) - нарушение требований проекта "шифр 15-694".
5. Отсутствуют в противопожарной стене противопожарные окна Е 60 (фактически обычный стеклопакет с открываемой створкой) - нарушение требований проекта "шифр 15- 694".
6. Не выгорожены зоны безопасности REI 60, не установлены окна 1-го типа (фактически обычный стеклопакет с открываемой створкой). Зоны не задымляемые - нет подпора - нарушение требований проекта "шифр 15-694".
7. Не установлены двери и окна при входе с этажа в воздушную зону противопожарные EIWS 30 (фактически демонтированы двери-окна стеклопакет) - нарушение требований проекта "шифр 15-694".
8. Светопрозрачные участки наружных стен с пределом огнестойкости менее Е1 45. высотой менее 1.2 метра (фактически стеклопакет) - нарушение требований проекта "шифр 15-694".
9. Не установлены противопожарные окна в помещениях на расстоянии менее 2-х метров от проема незадымляемой лестничной клетки типа H1 (фактически обычный стеклопакет с открываемой створкой) - нарушение требований проекта "шифр 15-694".
10. Отсутствует естественное проветривание помещений при пожаре - нарушение требований проекта "шифр 15-694".
В акте зафиксированы возражения Общества по пунктам 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 предписания: указанные в данных пунктах предписания замечания относятся к выявленным несоответствиям проектной и сметной документации, прилагаемой к контракту, заключенному между ООО "ЭСК" и заказчиком; Данные нарушения невозможно устранить силами исполнителя работ, учитывая отсутствие со стороны заказчика необходимых для исполнения предписания действий по внесению изменений в проектную документацию; все указанные выше недостатки были допущены предыдущими исполнителями работ.
Полагая, что предписание от 06.06.2018 N 06/1-06/56 является незаконным, ООО "ЭСК" обратилось в Арбитражный суд Омской области с соответствующим требованием.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
При рассмотрении спора суд первой инстанции, руководствуясь статьями 1, 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что, не может быть возложена обязанность по устранению недостатков, выполненных предыдущими подрядчиками, на лицо, которое эти работы не выполняло, если только договором с указанным лицом не предусмотрено исправление названных недостатков.
При удовлетворении требования ООО "ЭСК" о признании недействительным предписания от 06.06.2018 N 06/1-06/56 суд первой инстанции исходил из того, что, несмотря на неоднократные обращения к застройщику (письма от 22.09.2017 N 212, от 02.11.2017 N 270, от 03.11.2017 N 271, от 15.01.2018 N 07, от 02.04.2018 N 41, от 02.07.2018 N136, от 02.07.2018 N135), последним не было обеспечено утверждение изменений в проектную документацию в части установленных в ходе ранее проведенных проверок отклонений от параметров строительства в соответствии с утвержденной проектной документацией, допущенных предыдущими подрядчиками; государственным контрактом, заключенным заявителем с третьим лицом, не предусмотрены те виды работ, которые указаны в оспариваемом предписании; сводной сметой не предусмотрены такие виды работ, как: устройство внутренних систем отопления, отделка наружных стен, отделка косоуров маршей и площадок лестниц, установка окон; в отношении пунктов 8, 9 и 10 предписания, заявителем представлены доказательства того, что предыдущими подрядчиками не было соблюдены требования проектной документации по высоте не менее 1,2 метров между перекрытиями. (письмо N135 от 02.07.2018) и согласованный 14.09.2018 проект с иной высотой; субъектами исполнения пунктов 1-10 оспариваемого предписания должны быть определены застройщик (Университет) и лица, выполнившие указанный в предписании вид работ на основании договоров подряда на строительство, действующих до заключения государственного контракта с ООО "ЭСК".
Вместе с тем судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с положениями статьи 48 ГрК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Кроме того, частью 6 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Согласно части 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Как усматривается из материалов дела, при заключении государственного контракта N 0352100000116000095 ООО "ЭСК" приняло на себя обязательство выполнить работы по строительству Объекта в установленный контрактом срок и передать заказчику объект в состоянии, обеспечивающем ввод объекта в эксплуатацию (пункт 1.1 контракта).
Согласно пункту 4.4.2 контракта ООО "ЭСК" обязалось выполнить работы в соответствии с проектной документацией, действующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с проектной документацией шифр "15-694" объектом строительства является: "Завершение строительства. Главный учебный корпус ОмГУ им. Ф.М. Достоевского по ул. Фрунзе, 6 в ЦАО г. Омска".
Таким образом, проектная документация, прошедшая государственную экспертизу, и получившая положительное заключение экспертизы, составлена именно на завершение строительства.
В соответствии с пунктом 4.4.1 контракта ООО "ЭСК" обязалось выполнить входящий контроль переданной ему для исполнения проектной документации и передать заказчику перечень выявленных в ней недостатков, проверить их устранение,
обеспечить выполнение на строительной площадке необходимых мероприятий по технике безопасности, охране окружающей среды, охране труда, пожарной безопасности, сохранности зеленых насаждений и земельного участка во время проведения работ, нести ответственность перед третьими лицами за соблюдение вышеуказанных мероприятий.
Таким образом, завершить строительство в соответствии с требованиями проектной документации, государственного контракта и градостроительного законодательства обязано именно ООО "ЭСК", т.е. оспариваемое предписание выдано надлежащему лицу.
Согласно пункту 1 оспариваемого предписания от 03.11.2017 N 06/1-06/74 в нарушение требований части 6 статьи 52 ГрК РФ, пункта 4.6 СП 73.13330.2016 "Внутренние санитарно-технические системы зданий", проекта шифр "15-694" при устройстве внутренних систем отопления стальные трубы 20 мм соединены сварными стыковыми швами.
Пунктом 4.6 "СП 73.13330.2016. СНиП 3.05.01-85. Свод правил. Внутренние санитарно-технические системы зданий", утвержденные Приказом Минстроя России от 30.09.2016 N 689/пр, установлено, что соединение стальных труб диаметром условного прохода до 25 мм включительно на объекте строительства следует проводить сваркой внахлестку (с раздачей одного конца трубы или безрезьбовой муфтой). Стыковое соединение труб диаметром условного прохода до 25 мм включительно допускается выполнять на заготовительных предприятиях. Способ соединения оцинкованных труб изложен в 5.1.2, а именно: соединение стальных труб, а также деталей и узлов из них следует выполнять сваркой, на резьбе, на накидных гайках и фланцах (к арматуре и оборудованию), на пресс-соединениях (за счет холодной механической деформации металла между пресс-фитингом и покрываемой им на глубину раструба пресс-фитинга трубой). Оцинкованные трубы, узлы и детали следует соединять на резьбе с применением оцинкованных соединительных частей или неоцинкованных из ковкого чугуна, на накидных гайках, на фланцах (к арматуре и оборудованию), на пресс-фитингах или на фитингах, специально предназначенных для использования в трубопроводных системах с пазовыми соединениями.
Пунктом 2 предписания от 03.11.2017 N 06/1-06/74 установлено, что отсутствует исполнительная документация при демонтаже элементов, предусмотренных проектом (скрытая проводка, шкафы металлические напольные, спринклерное пожаротушение), что является нарушением требований части 6, части 9 статьи 52 ГрК РФ, проекта шифр "15-694", пункта 5 PД 11-02-2006 "Требования к порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения".
Частью 9 статьи 52 ГрК РФ установлено, что требования к подготовке земельных участков для строительства и объекта капитального строительства для реконструкции, капитального ремонта, состав и порядок ведения исполнительной документации, форма и порядок ведения общего и специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, порядок осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта, порядок консервации объекта капитального строительства могут устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 5 Приказа Ростехнадзора от 26.12.2006 N 1128 "Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требований, предъявляемых к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения" установлено, что исполнительная документация ведется лицом, осуществляющим строительство. В состав исполнительной документации включаются текстовые и графические материалы, приведенные в настоящей главе.
Исполнительная документация ведется на бумажном носителе и (или) по соглашению между участниками электронного взаимодействия в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.
Застройщик (заказчик) обязан проверять порядок ведения исполнительной документации, контролировать достоверность документирования результатов контроля (пункты 6, 12 Положения о проведении строительного контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468), также в обязанность заказчика (застройщика) входит комплектование, хранение и передача соответствующим организациям исполнительной и эксплуатационной документации (пункт 4.4 СП 48.13330.2011 "Организация строительства"). Исполнительная документация подлежит хранению у застройщика или технического заказчика до проведения органом государственного строительного надзора проверки законченного строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (пункт 4 РД-11-02-2006 "Требования к порядку и составу ведения исполнительной документации...").
ООО "Энергостройкомплекс" являясь генподрядчиком строительства капитального объекта обязано должным образом вести исполнительную документацию.
Пунктом 3 предписания от 03.11.2017 N 06/1-06/74 установлено, что допущена отделка внешней поверхности наружной стены из материалов групп горючести Г2-Г4 (фактически колонны из пластмассы, нет данных по материалу), что является нарушением требований проекта шифр 15-694.
В зданиях и сооружениях I - III степеней огнестойкости, кроме малоэтажных жилых домов (до трех этажей включительно), отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности, не допускается выполнять отделку внешних поверхностей наружных стен из материалов групп горючести Г2 - Г4, а фасадные системы не должны распространять горение (часть 11 статьи 87 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ).
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что отделка внешней поверхности наружных стен колонн выполнена из материалов групп горючести Г2-Г4, которые являются недопустимыми.
Согласно проектной документации шифр 15-694 отделка внешней поверхности наружной стены должна производиться с пределом огнестойкости по проекту R>90, вместе с тем при составлении оспариваемого предписания подтверждения соответствия материалов не представлено.
Пунктом 4 предписания N 06/1-06/74 от 03.11.2017 установлено, что металлические косоуры маршей и площадок лестниц в лестничной клетке с пределом огнестойкости менее R60 (не оштукатурены по сетке цементно-песчаным раствором толщиной 20 мм), что является нарушением требований проекта "шифр 15-694".
В соответствии с проектной документацией "шифр 15-694" предусмотрен предел огнестойкости R>60, согласно пункт 4 предписания N 06/1-06/74 от 03.11.2017 металлические косоуры маршей и площадки лестниц в лестничной клетке выполнены с пределом огнестойкости менее R60.
Таким образом, ООО "Энергостройкомплекс" нарушено требование, в том числе, проектной документации.
В нарушение требований проекта шифр "15-694" противопожарные окна Е 60 отсутствуют в противопожарной стене (фактически обычный стеклопакет с открываемой створкой).
Согласно проектной документации оконные проемы в противопожарной стене (участке стены) 1-готипа предусмотрены противопожарными с пределом огнестойкости не менее E 60.
Противопожарные стены должны возводиться на всю высоту здания или сооружения либо до противопожарных перекрытий 1-го типа и обеспечивать нераспространение пожара в смежный пожарный отсек, в том числе при одностороннем обрушении конструкций здания или сооружения со стороны очага пожара (часть 5 статьи 88 Федерального закона N 123-ФЗ).
Класс пожарной опасности строительных конструкций должен соответствовать принятому классу конструктивной пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков (часть 6 статьи 87 Федерального закона N 123-ФЗ).
Вместе с тем на Объекте фактически установлен обычный стеклопакет с открываемой створкой, что является нарушением требований части 5 статьи 88 Федерального закона N 123-ФЗ и проектной документации
Пунктом 6 предписания N 06/1-06/74 от 03.11.2017 установлено, что не выгорожены зоны безопасности REI 60, не установлены окна 1-го типа (фактически обычный стеклопакет с открываемой створкой). Зоны не задымляемые - нет подпора - нарушение требований проекта шифр 15-694.
Как указывалось выше, согласно проектной документации оконные проемы в противопожарной стене (участке стены) 1-го типа предусмотрены противопожарными с пределом огнестойкости не менее E 60.
Согласно части 1 статьи 88 Федерального закона N 123-ФЗ части зданий, сооружений, пожарных отсеков, а также помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. Требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом классов функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания, сооружения, пожарного отсека.
Окна в противопожарных преградах должны быть неоткрывающимися, а противопожарные двери и ворота должны иметь устройства для самозакрывания. Противопожарные двери, ворота, шторы, люки и клапаны, которые могут эксплуатироваться в открытом положении, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими их автоматическое закрывание при пожаре (часть 8 статьи 88 Федерального закона N 123-ФЗ).
В противопожарных преградах, отделяющих помещения категорий А и Б от помещений других категорий, коридоров, лестничных клеток и лифтовых холлов, должны быть предусмотрены тамбур-шлюзы с постоянным подпором воздуха (часть 10 статьи 88 Федерального закона N 123-ФЗ).
Предел огнестойкости строительных конструкций при строительстве междуэтажных перекрытий со степенью огнестойкости зданий I установлен REI 60 (согласно таблице 21 соответствия степени огнестойкости и предела огнестойкости строительных конструкций зданий, сооружений и пожарных отсеков - приложение к Федеральному закону N 123-ФЗ).
Также Обществом не были установлены двери и окна при входе с этажа в воздушную зону противопожарные EIWS 30 (фактически демонтированы двери-окна стеклопакет), что является нарушением требований проекта "шифр 15-694".
Проекторной документацией зафиксировано, что комплекс систем противопожарной защиты объекта запроектирован из расчета обеспечения безопасности людей и здания в случае одного пожара в любом из пожарных отсеков объекта. С учетом пожарной опасности, особенностей объемно-планировочных решений объект оборудован комплексом систем противопожарной защиты, пределы огнестойки существующих конструкций здания обязаны соответствовать требованиям Федерального закона N 123.
Федеральным законом N 123-ФЗ установлено, что дымогазонепроницаемые двери с остеклением более 25 процентов, шторы и экраны, должны иметь предел огнестойкости EIWS 30.
Госстройнадзором Омской области выявлено несоответствие - фактически демонтированы двери-окна стеклопакет. Доказательств устранения нарушения Обществом не представлено.
Пунктами 8, 9 предписания от 03.11.2017 N 06/1-06/74 установлено, что имеются светопрозрачные участки наружных стен с пределом огнестойкости менее Е1 45. высотой менее 1.2 метра (фактически стеклопакет), что является нарушением требований проекта шифр 15-694.
В нарушение требований проекта "шифр 15-694" Обществом не установлены противопожарные окна в помещениях на расстоянии менее 2-х метров от проема незадымляемой лестничной клетки типа H1 (фактически обычный стеклопакет с открываемой створкой) -
Проектом "шифр 15-694" установлено, что участки наружных стен со светопрозрачными конструкциями в местах примыкания к перекрытиями должны быть выполнены глухими, высотой не менее 1,2 м. Предел огнестойкости данных участков наружных стен (в том числе узлов примыкания и крепления) предусмотрен не менее требуемого предела огнестойкости перекрытия по целостности (E) и теплоизолирующей способности (I). Предел огнестойкости данных участков стен EI 45.
Госстройнадзором Омской области установлено, что светопрозрачные участки наружных стен с пределом огнестойкости менее Е1 45, что является нарушением, в том числе, проектной документации.
Пунктом 10 предписания от 03.11.2017 N 06/1-06/74 установлено, что отсутствует естественное проветривание помещений при пожаре, что является нарушение требований проекта "шифр 15-694".
Вместе с тем проектной документацией предусмотрено, что для естественного проветривания помещений при пожаре предусмотрены открываемые проемы в наружных ограждениях шириной не менее 0, 24 м на 1 м длины наружного ограждения помещения.
Суд апелляционной инстанции находит необоснованными доводы Общества, поддержанные судом первой инстанции о том, что сводной сметой не были запланированы такие виды работ, как: устройство внутренних систем отопления, отделка наружных стен, отделка косоуров маршей и площадок лестниц, установка окон.
Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 утверждена и введена в действие Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004) (далее - Методика), в которой даны разъяснения о том, что представляют собой сводные сметы, объектные сметы, локальные сметные расчеты.
Согласно пункту 3.18 Методики сводные сметные расчеты стоимости строительства (ремонта) предприятий, зданий и сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных сметных расчетов, объектных смет и сметных расчетов на отдельные виды затрат.
В соответствии с пунктом 3.17 Методики объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет и относятся к сметным документам, на основе которых формируются договорные цены на объекты.!
В силу пункта 3.16 Методики локальные сметы относятся к первичным сметным документам и составляются на отдельные виды работ и затрат по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основе объемов, определившихся при разработке рабочей документации (РД).
Согласно пункту 4.4 Методики в локальных сметных расчетах (сметах) производится группировка данных в разделы по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения), видам работ и устройств в соответствии с технологической последовательностью работ и учетом специфических особенностей отдельных видов строительства.
В соответствии с пунктом 4.73 Методики в сводных сметных расчетах стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства средства распределяются по главам.
В силу пункта 4.75 Методики сводный сметный расчет составляется в целом на строительство независимо от числа генеральных подрядных строительно-монтажных организаций, участвующих в нем.
В сводной смете (Приложение N 1 к государственному контракту) имеется глава 2 "Основные объекты строительства".
Согласно пункту 4.80 Методики в главу 2 "Основные объекты строительства" включается сметная стоимость зданий, сооружений и видов работ основного производственного назначения.
Такие работы, как устройство внутренних систем отопления, отделка наружных стен, отделка косоуров маршей и площадок лестниц, установка окон могут быть включены исключительно в главу 2 сводной сметы "Основные объекты строительства", а виды работ по отдельным конструктивным элементам здания (сооружения) приведены в объектной смете и локальных сметных расчетах.
В разделе N 11 проектной документации "Смета на строительство объектов капитального строительства" приведена объектная смета N 02-01, согласно которой предусмотрены работы по отоплению, а также, имеется раздел "Архитектурные решения", в который входят такие работы, как отделка наружных стен, отделка косоуров маршей и площадок лестниц, установка окон.
Помимо этого в разделе N 11 проектной документации приведены локальные сметные расчеты, которыми предусмотрены следующие работы:
- установка противопожарных дверей (Раздел 2 "Проемы" стр. 41 Локально сметного расчета N 02-01-03);
- установка окон противопожарных (Раздел 2 "Проемы" стр. 43 Локально сметного расчета N 02-01-03);
- штукатурка поверхностей внутри здания цементно-известковым или цементным раствором (Раздел 3 "Отделочные проемы" стр. 43, 56, 59 Локально сметного расчета N 02-01-03);
- прокладка трубопроводов отопления и водоснабжения из стальных электросварных труб (Раздел 1 Локально сметного расчета N 02-01-03 "Теплоснабжение" стр. 120, 121).
Таким образом, работы, выполненные с отхождением от проектной документации, с нарушениями, указанными в предписании, входят в объем работ по достраиванию объекта, следовательно, оспариваемое предписание содержит законные требования и обязательно для исполнения лицом, которому оно выдано.
При данных обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Омской области от 20.03.2019 по делу N А46-13258/2018 подлежит отмене на основании пунктов 1 и 3 части 1 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта об отказе удовлетворении заявленных ООО "Энергостройкомплекс" требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 20.03.2019 по делу N А46-13258/2018 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Энергостройкомплекс" к Главному управлению государственного строительного надзора и государственной экспертизы Омской области о признании незаконным предписания от 06.06.2018 N 06/1-06/56.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.С. Грязникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.