г. Саратов |
|
29 июля 2019 г. |
Дело N А06-228/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Котляровой А.Ф., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рафиковой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Титан"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 мая 2019 года по делу N А06-228/2019, (судья С.В. Богатыренко),
по иску публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", (ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554), г. Астрахань,
к товариществу собственников жилья "Титан", (ОГРН 1033000814802, ИНН 3015051211), г. Астрахань,
о взыскании 81 415 руб. 90 коп.,
в отсутствие представителей товарищества собственников жилья "Титан", публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания", извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в соответствии со статьей 186 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания обратилось в арбитражный суд с иском к товариществу собственников жилья "Титан" о взыскании основного долга в размере 81 415 руб. 90 коп за август и октябрь 2018 г.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 13 мая 2019 года по делу N А06-228/2019 с товарищества собственников жилья "Титан" (ОГРН 1033000814802, ИНН 3015051211) в пользу Публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (ОГРН 1053000000041, ИНН 3017041554) взыскана задолженность за электроэнергию, потребленную для содержания общего имущества в размере 81 415 руб. 90 коп за август и октябрь 2018 г., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3257 руб.
Публичному акционерному обществу "Астраханская энергосбытовая компания" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 743 руб., уплаченная по платежному поручению N 12653 от 13.11.2018 г.
Товарищество собственников жилья "Титан" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от публичного акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия установила следующие обстоятельства.
Публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Астраханской области, поскольку является субъектом розничного рынка электроэнергии, выступающим в качестве гарантирующего поставщика электрической энергии, в силу п. 2 статьи 37 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Как следует из материалов дела и установлено судом, товарищество собственников жилья "Титан" осуществляет управление жилым многоквартирным домом по адресу: г. Астрахань, ул. Минусинская д. 5, что подтверждается скриншотом с сайта "Реформа ЖКХ" (л.д. 12).
Истец осуществляет поставку электроэнергии в многоквартирный дом, расположенный в г. Астрахани, ул. Минусинская д. 5.
Ответчик не оспорил указанные обстоятельства и не заявил никакие возражения.
Дом по ул. Минусинская д. 5 оборудован общедомовым прибором учета, в связи с чем, расчет количества потребленной электроэнергии определялся на основании показаний общедомовых приборов учета, зафиксированных в актах контрольного снятия показаний расчетных приборов учета, представленных истцом в материалы дела.
Согласно сводного расчета объема электроэнергии, потребленной Ответчиком (приложенного к исковому заявлению) при содержании общего имущества в данный МКД за август 2018 поставлена электрическая энергия в количестве: 29 680 кВт (акт от 23.07.2018 показания п/у 12131 минус показания п/у 12502 по акту от 23.08.2018 умножить на коэффициент трансформации 80).
Количество электроэнергии, потребленной в индивидуальных жилых помещениях составило 23 767, 67 кВт.ч.
Пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ N 354 от 06.05.2011 определено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам.
Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, составил 5 912, 33 кВт.
Тариф на электроэнергию, потребляемую населением и приравненными категориями, действовавший в августе 2018 г. составляла 4,72 руб. (установлен постановлением Службы по тарифам АО N 219 от 21.12.2016).
Сумма электроэнергии, предоставленной за август 2018 на общедомовые нужды в данном МКД, составила 27 906 руб. 20 коп.
Аналогичным образом произведен расчет за октябрь 2018 в данном МКД.
Объем коммунальной услуги, предоставленной в октябре 2018 г. общедомовые нужды: составил 11 336,80 кВт.
Тариф на электроэнергию составил 4,72 руб.
Сумма электроэнергии, предоставленной за октябрь 2018 на общедомовые нужды в данном МКД, составила: 11 336,80 кВт кВт.ч. х 4,72 руб. = 53 509 руб. 70 коп.
Общая сумма долга по указанному дому за август 2018 г. и октябрь 2018 г. составила 81 415 руб. 90 коп.
Оплата ответчиком не произведена.
В адрес ответчика истцом направлены претензии от 16.10.2018 и от 20.11.2018 о погашении образовавшийся задолженности.
Неисполнение ответчиком обязательств по оплате ОДН в сумме 81 415 руб. 90 коп за август и октябрь 2018 г. явилось основанием обращения истца в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доводы сторон, доказательства и обстоятельства по делу, счел требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что ТСЖ "Титан" является исполнителем только в части коммунального ресурса на содержание общего имущества, а исполнителем коммунальной услуги является истец. В материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения установленного порядка установки и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета. Истцом также не представлены сведения о контрольной проверке индивидуальных приборов учета. Как указывает заявитель жалобы, оплата за содержание общего имущества производится по нормативу независимо от наличия или отсутствия общедомового прибора учета.
Проверив в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
В рассматриваемый исковой период отношения сторон по вопросу предоставления коммунальных услуг подлежали урегулированию в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, и Правилами N 124 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603.
Правила N 124 дополнены пунктом 21 (1), который обязывает лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды, независимо от сохранения собственниками МКД порядка предоставления и оплаты коммунальных услуг для собственных бытовых нужд напрямую ресурсоснабжающей организации.
Согласно новой редакции пункта 2 Правил N 124 исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и (или) предоставляющие потребителю коммунальные услуги в случаях, если договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Обязанность управляющих организаций, товариществ, кооперативов, заключить договор ресурсоснабжения с ресурсонабжающей организацией в случаях, установленных в пункте 21.1 правил N 124, исходит из положений части 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой управляющие организации, товарищества, кооперативы не вправе отказаться от заключения в соответствии с Правилами N 124 договора ресурсонабжения с ресурсоснабжающей организацией.
На основании пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно новой редакции пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам N 354.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 -14 приложения N 2 к Правилам N 354 между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае, если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на ОДН, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Доказательства того, что собственники помещений в многоквартирных домах, в отношении которых истец произвел начисление платы за сверхнормативный расход электрической энергии на ОДН, приняли на общих собраниях решения об оплате ресурсоснабжающей организации ресурса, поставленного на ОДН, в полном объеме (в том числе и превышающем норматив потребления), в материалах дела отсутствуют.
В силу пункта 2 Правил N 124 ответчик является исполнителем коммунальных услуг.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что отсутствие между истцом и ответчиком заключенного договора по оплате электроэнергии на общедомовые нужды не освобождает ответчика от оплаты потребленной на общедомовые нужды электроэнергии, возмездный характер отношений сторон обусловлен нормами пункта 3 статьи 423 и пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Наличие этой обязанности усматривается и из формул, приведенных в пункте 21 (1) Правил N 124.
Оплата пользователями помещений многоквартирных жилых домов электрической энергии, поставленной в жилые и нежилые помещения, непосредственно ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" не является основанием для освобождения управляющей организации от оплаты коммунального ресурса, потребляемого при использовании общего имущества, то есть на общедомовые нужды (пункты 6.2, 7 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем первым пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения 2 к данным правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
В пункте 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Истцом при расчете долга применены тарифы, установленные Постановлением Службы по тарифам Астраханской области.
Судом расчет проверен, признан правильным.
Ответчик процессуальными правами, предусмотренными статьей 41 АПК РФ не воспользовался: в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление, альтернативный расчет долга не представил.
В соответствии с требованиями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда о доказанности и обоснованности требований истца.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ТСЖ "Титан" является исполнителем только в части коммунального ресурса на содержание общего имущества, а исполнителем коммунальной услуги является истец, подлежит отклонению, поскольку в содержание общего имущества в соответствии с п.п. л) ст.11 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 входит приобретение электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления.
С 01.01.2017 в связи с вступлением в силу ч. 9 ст. 12 Федерального закона N 176 от 29.06.2015 в состав платы за содержание жилого помещения включаются расходы на коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества многоквартирного дома. В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства РФ N 1498 от 26.12.2016.
Таким образом, в связи с изменением действующего законодательства с 01.01.2017 коммунальная услуга ОДН переведена в жилищную услугу и выставляется потребителям непосредственно ответчиком. Расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые в целях содержания общего имущества, включены в структуру платы за жилое помещение.
Также подлежат отклонению доводы жалобы о принятии собственниками спорных жилых домов решений о сохранении прямых договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией, поскольку, в силу положений статей 154, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователя помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N491, Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, независимо от решения собственников помещений в многоквартирном доме, ресурсоснабжающая организация не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16.07.2018 N 308-ЭС18-3279 по делу N А63-9878/2017.
В рассматриваемом случае позиция ответчика, по существу, сводится к полному освобождению управляющей компании от оплаты стоимости ресурса, отпущенного на общедомовые нужды, что противоречит требованиям пункта 4 статьи 1, статей 10, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка ответчика на неправомерность установки ресурсоснабжающей организацией и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учёта также не может быть принята во внимание, так как согласно части 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учёту с применением приборов учёта используемых энергетических ресурсов.
Требования указанной статьи в части организации учёта используемых энергетических ресурсов распространяются в том числе на объекты, подключённые к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013, а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учёта используемой электроэнергии).
Ответчик, являясь в отношении спорного многоквартирного дома лицом, на котором лежит установленная законом обязанность по установке общедомовых приборов учёта и снятию их показаний, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ, доказательств исполнения им данной обязанности в материалы дела не представил, как не представил доказательств несогласия собственников помещений спорных домов с установкой ресурсоснабжающей организацией общедомовых приборов учёта, их неисправности, несоответствия по техническим параметрам установленным требованиям и непригодности для осуществления расчётов за электроэнергию, как и невозможности использования их показаний.
Расчет объема электроэнергии определен гарантирующим поставщиком в соответствии с пунктом 21(1) Правил N 124 исходя из разницы между объемом ресурса по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета (по актам снятия показаний) и объема ресурса, подлежащего оплате потребителями, с учетом положений пункта 59, пункта Л61 Правил N 354. В материалы дела истец представил акты съема показаний общедомового прибора учета, также сведения о начислении объемов электроэнергии по индивидуальным жилым помещениям. Объем электрической энергии на общедомовые нужды определен истцом в соответствии с пунктом 44 Правил N 354 и пунктом 21 (1) Правил N 124, как разница между объемом электрической энергии, зафиксированной по показаниям общедомовых приборов учета, и суммарным объемом электрической энергии, зафиксированным по показаниям индивидуальных приборов учета, а в случае непредставления таковых в соответствии с расчетом, установленным пунктом 59 Правил N354.
ТСЖ "Титан" вправе производить проверку достоверности передаваемых потребителями показаний приборов учета и в случае не согласия, предоставлять в ПАО "АЭСК" оформленные надлежащим образом документы. Но при этом значения, применяемые в расчете долга, о показаниях общедомового прибора учета, показаниях индивидуальных приборов учета, об индивидуальном потреблении, рассчитанном в соответствии с Правилами 124, ответчик доказательствами не опроверг.
Ссылка заявителя жалобы на несоблюдение истцом претензионного порядка ввиду отсутствия в претензии подробного расчета задолженности отклоняется судом апелляционной инстанции. Отсутствие в претензии подробного расчета задолженности не свидетельствует, как ошибочно полагает ответчик, о несоблюдении претензионного порядка урегулирования спора в указанной части.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными, поскольку они сводятся к несогласию заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств, что не свидетельствует о нарушении судом первой инстанции норм материального, а также процессуального права.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 мая 2019 года по делу N А06-228/2019 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба товарищества собственников жилья "Титан" - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на проигравшую сторону - товарищество собственников жилья "Титан".
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 13 мая 2019 года по делу N А06-228/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
А.Ф. Котлярова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-228/2019
Истец: ПАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Ответчик: ТСЖ "Титан"