город Ростов-на-Дону |
|
29 июля 2019 г. |
дело N А32-21956/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 июля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ассоциации юристов и специалистов по правам и защите животных "ЗООПРАВО" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2019 по делу N А32-21956/2018, принятое судьей Поляковым Д.Ю. по заявлению ассоциации юристов и специалистов по правам и защите животных "ЗООПРАВО" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю при участии третьих лиц администрации города Сочи; администрации Хостинского внутригородского района города Сочи; общества с ограниченной ответственностью "Служба Бася"; акционерного общества "Единая электронная торговая площадка" о признании решения недействительным
УСТАНОВИЛ:
ассоциация юристов и специалистов по правам и защите животных "ЗООПРАВО" (далее - ассоциация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган, УФАС по Краснодарскому краю, управление) об оспаривании решения от 06.03.2018 по делу N ЭА-272/2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Сочи; администрация Хостинского внутригородского района города Сочи; общество с ограниченной ответственностью "Служба Бася"; акционерное общество "Единая электронная торговая площадка".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что требования аукционной документации соответствовали требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной систем, Закон N 44-ФЗ) и не ограничивали возможности заявителя принять участие в электронном аукционе, стать его победителем, не ограничивали конкуренцию; заявитель с заявлением об обжаловании аукционной документации в судебном порядке не обращался; участие в электронном аукционе не принимал; по результатам проведенного электронного аукциона заключен муниципальный контракт от 16.03.2018 N 0118300018718000223-87656.
Не согласившись с принятым судебным актом, ассоциация юристов и специалистов по правам и защите животных "ЗООПРАВО" обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации далее - АПК РФ, и просила решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы ассоциация сослалась на то, что объектом закупки аукциона является выполнение работ по отлову бесхозяйных животных на территории Хостинского внутригородского района города Сочи. Заказчик после размещения аукциона на отлов безнадзорных животных не объявлял закупки на содержание отловленных в 2018 году безнадзорных животных. Заявитель жалобы полагает, что аукцион с нарушением положений статей 13, 33, 64 Закона о контрактной системе в части формирования объекта закупки для выполнения функций и полномочий, не входящих в компетенцию заказчика, подлежит аннулированию. Администрация Хостинского внутригородского района города Сочи (заказчик) не может проводить закупку на отлов безнадзорных животных (с последующей эвтаназией), тем более без их дальнейшего содержания. Права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ассоциации были существенно нарушены решением управления, поскольку Комиссия УФАС по Краснодарскому краю, допустив процедурные нарушения, не исполнила своей обязанности по устранению нарушений Закона о контрактной системе, указанных в жалобе ассоциации, тем самым ассоциация не смогла подать заявку на участие в аукционе, который входил в сферу экономических, хозяйственных и предпринимательских интересов ассоциации, следовательно, были созданы препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности ассоциации. Антимонопольным органом не проведена внеплановая проверка, которая проводится одновременно с рассмотрением жалобы в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и Административным регламентом ФАС; не рассмотрены по существу доводы жалобы; в решении в мотивировочной части отсутствует позиция Комиссии в отношении большинства доводов жалобы в виду того, что они не были рассмотрены; закупка проводится на исполнение полномочий, которыми не обладает заказчик, с нарушением положений Закона о контрактной системе, между тем, Комиссия не выдала предписание заказчику и не отменила незаконный аукцион. Ассоциация обратилась в управление с жалобой на положения документации о закупке в соответствии со статьей 105 Закона о контрактной системе N 44-ФЗ, а не с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в рамках Закона N 135-ФЗ. Умерщвление животного в виду его, якобы, агрессивного поведения разрешено только в случае, если конкретно с этим животным вступал в контакт человек, подозрительный по клиническим признакам на заболевание бешенством, а если это животное агрессивного поведения не проявляет, его надо не умерщвлять, а помещать в карантин на 10 суток. Установленное заказчиком требование к отлову безнадзорных животных, их эвтаназии и утилизации трупов в количестве 416 штук является незаконным, а также противоречит требованиям к качеству оказываемых услуг, установленным в аукционной документации, так как отлов животных с эвтаназией подразумевает под собой умерщвление животных именно на месте отлова и не подразумевает доставки животных в ветеринарное лечебное учреждение для осмотра и карантинирования под наблюдением специалистов в течение 10 дней, либо возврата животного собственнику. Конкретизация количества животных, подлежащих отлову и эвтаназии, является нарушением законодательства о контрактной системе в виду возможных расхождений плановых показателей в процессе оказания услуги и нарушении подрядчиком условий контракта.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, администрацией города Сочи на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0118300018718000223 о проведении электронного аукциона по определению победителя на право заключения контракта на выполнение работ по отлову бесхозяйных животных на территории Хостинского внутригородского района города Сочи. Начальная (максимальная) цена контракта - 630 240,00 рублей.
Ассоциация, руководствуясь статьей 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" обратилась в Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю с жалобой на положения документации об аукционе.
Решением по делу от 06.03.2018 N ЭА-272/2018 комиссия управления признала жалобу ассоциации необоснованной (извещение N 0118300018718000223).
Полагая, что решение антимонопольного органа является незаконным, ассоциация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 (далее - постановление N 6/8) ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регулируются Законом N 44-ФЗ.
В силу положений части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ электронный аукцион проводится, в том числе, в соответствии с документацией о таком аукционе.
Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).
На основании части 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Правила описания объекта закупки закреплены в статье 33 Закона N 44-ФЗ.
Так, в пункте 1 части 1 данной статьи Закона N 44-ФЗ указано, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании требований пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона.
Из материалов дела следует, что администрацией города Сочи на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0118300018718000223 о проведении электронного аукциона по определению победителя на право заключения контракта на выполнение работ по отлову бесхозяйных животных на территории Хостинского внутригородского района города Сочи.
Согласно условиям выполнения работ по отлову бесхозяйных животных на территории Хостинского внутригородского района города Сочи, изложенным в аукционной документации, требуется выполнение комплекса работ, включающих работы по отлову бесхозяйных животных, в том числе эвтаназию (по показаниям) бесхозяйных животных, кремацию бесхозяйных животных (в случае необходимости), вывоз и утилизацию трупов бесхозяйных животных.
Ассоциация, полагая, что при формировании описания закупки по спорному аукциону допущены недостатки при описании предмета закупки, в том числе в связи с неуказанием что необходимо делать с выловленным животным и неучетом таких действий аукционной документацией и объемом заявленных работ, обратилась в антимонопольный орган с жалобой.
Согласно условиям выполнения работ, указанным в аукционной документации, участнику закупки требуется представление подтверждения наличия договоров со специализированными организациями необходимые для выполнения работ, являющихся предметом контракта (договор с организацией, имеющей лицензию на утилизацию биологических отходов, договор с ветеринарной службой на выдачу ветеринарных сопроводительных документов).
Также приведено описание порядка отлова бесхозяйных животных, согласно которому отлов производится на основании заявки на отлов и транспортировку бесхозяйных животных. Отлов производится в светлое время суток. Отлов бесхозяйных животных должен быть произведен в течение 24 часов с момента получения Подрядчиком заявки. Отлов бесхозяйных животных с видимыми признаками агрессии должен быть произведен в течение 3-х часов с момента получения Подрядчиком заявки.
Бригады по отлову бесхозяйных животных должны быть укомплектованы средствами для отлова, включая устройства и средства для иммобилизации животных, спецодеждой, специальной обувью. На костюме и куртке должна быть надпись с ясно читаемым названием и номером телефона специализированной организации. Спецодежда должна регулярно подвергаться обеззараживанию и стирке.
При проведении отлова бесхозяйных животных запрещается: производить отлов животных в присутствии детей; отлавливать животных на территории частных домовладений без соответствующего решения суда или заявления владельцев животных и (или) домовладений; снимать с привязи животных, временно оставленных у входа в организацию, учреждение, предприятие и других общественных местах; стрелять по неясно видимой цели, в кустах, при плохом освещении в случае применения средств обездвиживания для отлова бесхозяйственных животных; стрелять вдоль узких пространств, в местах возможного появления посторонних лиц; применять огнестрельное оружие; совершать иные действия (бездействие), нарушающие требования законодательства по обеспечению безопасности населения и гуманного обращения с животными.
Иммобилизация бесхозяйных животных производятся специалистом в области ветеринарии. В целях гуманного обращения с животными должны выбираться наименее травматические методы введения препаратов с учетом размеров, физиологических и анатомических особенностей животного. Иммобилизации животного должна производиться быстро и безболезненно, не вызывать у него ощущения тревоги или страха. Специалист в области ветеринарии, производящий иммобилизацию, должен удостовериться в наступлении смерти животного. Запрещается применение жестоких методов иммобилизации. Специализированная организация должна иметь сертификаты на используемые материалы (лекарственные средства).
Трупы иммобилизированных бесхозяйных животных подлежат уничтожению в инсинераторных установках, крематорах или биотермических ямах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области ветеринарии.
При этом согласно условиям выполнения работ, приведенным в аукционной документации, указано на необходимость соответствия качества работ постановлению главы администрации (Губернатора) Краснодарского края от 07.04.2014 N 300 "Об утверждении порядка регулирования численности безнадзорных животных на территории Краснодарского края" (далее - Постановление N 300), который регулирует отношения, связанные с осуществлением на территории Краснодарского края регулирования численности безнадзорных животных, включает работы по отлову, транспортировке безнадзорных животных, содержанию, стерилизации (кастрации), учету отловленных безнадзорных животных, умерщвлению, утилизации безнадзорных животных, подбору и утилизации павших животных, дезинфекции специализированного транспорта и емкости для сбора биологических отходов.
Согласно пункту 2.3 Постановления N 300 отлов безнадзорных животных осуществляется на основании заключенного гражданско-правового договора специализированными организациями любой формы собственности и организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями (далее - специализированная организация) согласно заявке на выполнение работ по отлову безнадзорных животных (далее - заявка), поданной органами местного самоуправления в Краснодарском крае, в том числе на основании обращений физических и юридических лиц (далее - заявители), по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, подписанной уполномоченным представителем органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 2.11, 2.12, 2.13, 2.14 Постановления N 300 после проведения отлова безнадзорных животных в тот же день составляется акт отлова. Отловленные животные доставляются в пункт временного содержания (приют) для их содержания и учета количества отловленных безнадзорных животных на территории Краснодарского края. Животные, погибшие при отлове, учитываются в акте отлова и доставляются в государственное бюджетное учреждение ветеринарии города или района Краснодарского края для проведения ветеринарного освидетельствования и оформления ветеринарного свидетельства по форме, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пункт временного содержания (приют) - организация любой формы собственности, организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по содержанию безнадзорных животных, проведению необходимых ветеринарных мероприятий, поиску их собственника или подысканию иного лица, изъявившего желание принять на себя обязанности по дальнейшему содержанию безнадзорного животного, и обладающие необходимым для достижения указанных целей имуществом, отвечающим требованиям ветеринарных, санитарных, экологических, противопожарных и иных норм и правил.
Пунктом 2.18 Постановления N 300 предусмотрено, что для передачи безнадзорного животного в пункт временного содержания (приют) специализированная организация, отловившая безнадзорное животное, имеет право обратиться в полицию или в орган местного самоуправления с целью осуществления ими подыскивания пункта временного содержания (приюта) для безнадзорных животных.
Согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта определена стоимость и объем требуемых к выполнению работ на основании данных 2017 года и предложений исполнителей.
В связи с этим довод о том, что установленное заказчиком требование к отлову безнадзорных животных, их эвтаназии и утилизации трупов в количестве 416 штук является незаконным, судебной коллегией не принимается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В рассматриваемом случае определение объема и начальной (максимальной) цены контракта невозможно без определения количества подлежащих отлову животных. Поскольку на момент проведения и формирования документации по аукциону не может быть известно о фактическом количестве подлежащих отлову животных в будущем, использование данных по прошлым периодам считается допустимым.
Заказчик при формировании документации торгов обязан указать подлежащий исполнению объем работ и обоснование стоимости работ, что администрацией выполнено.
Таким образом, аукционная документация содержит описание подлежащих выполнению работ.
Учитывая вышеизложенное, а также необходимость соблюдения при выполнении работ, являющихся предметом спорной закупки, Постановления N 300, а также положений действующего законодательства в совокупности, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что аукционная документация, в том числе описание предмета закупки, не противоречат положениям статей 33 и 64 Закона N 44-ФЗ.
Доводу о том, что согласно действующему законодательству организация и проведение мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и не входят в компетенцию органов местного самоуправления, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
Подпунктом 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.
Постановлением N 300 предусматрены полномочия органов местного самоуправления в Краснодарском крае осуществлять организацию мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных на территории соответствующих муниципальных образований Краснодарского края. Доказательств, свидетельствующих об оспаривании указанного нормативного правового акта в судебном порядке, о признании не соответствующими действующему законодательству указанных положений Постановления N 300, в материалах дела не имеется и суду представлено не было.
Согласно аукционной документации, при ее составлении заказчик руководствовался указанным Постановлением N 300, предусматривающим, в том числе, организацию мероприятий по регулированию численности безнадзорных животных, в качестве полномочия органа местного самоуправления.
При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае отсутствует совокупность критериев для признания ненормативного правового акта недействительным, поскольку обжалуемое решение не противоречит полоежниям действующего законодательства.
При этом, судебная коллегия учитывает, что Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок (ст. 1, 6 Закона о контрактной системе).
В полномочия управления входит контроль недопущения создания неравных условий для организаций, участвующих в торгах, при соблюдении принципов открытости, прозрачности и полноты информации, обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок.
В данном случае, нарушение вышеприведенных принципов управлением не выявлено.
Ассоциация приводит, в том числе доводы, в которых выражает несогласие с порядком по обращению с животными, что в полномочия антимонопольного органа не входит.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебной коллегией рассмотрены и отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.04.2019 по делу N А32-21956/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-21956/2018
Истец: Ассоциация юристов и специалистов по правам и защите животных "ЗООПРАВО", ЕДИННАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Администрация города Сочи, Администрация города Сочи - исполнительно - распорядительный орган МО город - курорт Сочи, Администрация Хостинского внутригородского района г. Сочи, АО "Единая электронная торговая площадка", ООО "Служба Баси", ООО Служба Бася