г. Владивосток |
|
29 июля 2019 г. |
Дело N А51-22155/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Шалагановой,
судей Д.А. Глебова, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Навродской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу,
Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционные производства N 05АП-4514/2019, N 05АП-4595/2019
на решение от 22.05.2019
судьи А.К. Калягина,
по делу N А51-22155/2018 Арбитражного суда Приморского края
по иску Федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации
к Департаменту по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края, общественной организации охотников и рыболовов Приморского края "Клуб правильной охоты "Охотники за трофеями",
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации,
об обязании устранить нарушения законодательства, запрещении осуществления деятельности, использования земельного участка,
при участии в заседании:
от Министерства обороны Российской Федерации: представителя Меднова М.Р., действующего на основании доверенности от 01.03.2019 N 207/10/ою/д/97 сроком действия до 20.11.2020;
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - представителя Кульченко Р.В., действующего на основании доверенности от 22.02.2019 N 44 сроком действия на 1 год;
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "УЛХиП" МО РФ) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к общественной организации охотников и рыболовов Приморского края "Клуб правильной охоты "Охотники за трофеями" (далее - Общественная организация), Департаменту по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края (далее - Департамент) об обязании ответчика - Департамента устранить нарушения законодательства путем исключения из долгосрочной лицензии серия ХХ от 12.10.2004 на пользование объектами животного мира земельных участков в кварталах 2 выдел 6-22; 4; 6 Тихоокеанского участкового лесничества Партизанского лесничества Министерства обороны России - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России, на площади 1081,8 га, отнесенные к землям обороны и безопасности; о запрещении ответчику - Общественной организации ведения охотхозяйственной деятельности и использования земельного участка в кварталах 2 выдел 6-22; 4; 6, входящих в состав охотничьих угодий в соответствии с долгосрочной лицензией серия ХХ от 12.10.2004 на пользование объектами животного мира (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечены: Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации, Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, Федеральное государственное казенное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.05.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации и Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу обратились в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Согласно апелляционной жалобе Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации актом проверки земельных участков от 19.06.2017 доказан факт нахождения Общественной организации в границах Тихоокеанского участкового лесничества Партизанского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "УЛХиП" МО РФ на земельных участках без кадастровых номеров, в квартале 2 (выдела 6-20), в квартале 4, в квартале 6 Тихоокеанского участкового лесничества, в связи с чем вывод суда первой инстанции о недоказанности указанного факта является необоснованным.
Кроме того, Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской выражает несогласие с выводом обжалуемого решения об отсутствии способа защиты нарушенного права в виде исключения из лицензии сведений, в том числе, об отдельном участке.
Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу в качестве оснований для отмены судебного акта указывает на неисполнение комитетом природных ресурсов и экологии администрации Приморского края при включении в охотничьи угодья земельных участков в квартале 2, выделы 6-22, квартале 4, квартале 6 Тихоокеанского участкового лесничества Партизанского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "УЛХиП" МО РФ обязанности по соответствующему согласованию с собственником земель - Российской Федерацией.
В обоснование наличия нарушения или реальной угрозы нарушения права истца Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу ссылается на то, что использование Общественной организацией спорных земель влечет угрозу жизни и здоровью охотников, которые перемещаются на указанной территории, а также создает препятствие для собственника земель - Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в реализации нужд обороны и безопасности страны. Кроме того, указанный апеллянт ссылается на нецелевое использование земель Министерства обороны Российской Федерации.
По тексту письменного отзыва Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу поддержал доводы апелляционной жалобы Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации.
До начала судебного заседания от иных лиц, участвующих в деле письменные отзывы на апелляционные жалобы не поступили.
В судебном заседании представитель Министерства обороны Российской Федерации поддержал рассматриваемые апелляционные жалобы, представитель третьего лица - Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации присоединился к позиции апеллянтов.
Неявка в судебное заседание представителей иных лиц, участвующих в деле, не препятствовала коллегии рассмотреть апелляционные жалобы в их отсутствие применительно к частям 3, 5 статьи 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционных жалоб, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, коллегия судей не находит оснований для отмены судебного акта в силу следующего.
Приказом Комитета природных ресурсов и экологии Администрации Приморского края N 211 от 12.10.2004 ответчику - Общественной организации была предоставлена территория, необходимая для осуществления пользования животным миром, площадью 49,4 тыс.га, расположенная в пределах муниципального образования Шкотовский район, в границах, указанных в приложении, с 01.01.2006 по 01.07.2029.
12.10.2004 Общественной организации на основании вышеуказанного приказа выдана долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира серии ХХ.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 12.12.2016, ФГКУ "УЛХиП" МО РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен земельный участок площадью 3750000,00 кв.м. для нужд Министерства обороны Российской Федерации, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, адрес (местоположение) объекта: Российская Федерация, установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ж.-д. рзд 53-й км. Участок находится примерно в 100 м от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: край Приморский, р-н Шкотовский.
19.06.2017 комиссией в составе лесничего Тихоокеанского участкового лесничества Гузик В.Л., заместителя лесничего Тихоокеанского участкового лесничества Бурыкина К.В., лесника обхода N 3 Мартынова В.А. был составлен акт проверки земельных участков Тихоокеанского участкового лесничества Партизанского лесничества-филиала ФГКУ "УЛХиП" Министерства обороны России, занимаемых клубом правильной охоты "Охотники за трофеями" Шкотовского муниципального района Приморского края, в котором указано на то, что согласно описанию границ долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира от 12.10.2004 серии ХХ ответчик - Общественная организация расположен в границах Тихоокеанского участкового лесничества Партизанского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России на земельных участках без кадастровых номеров, в квартале 2 (выдела 6-20) в квартале 4, в квартале 6 Тихоокеанского участкового лесничества.
Полагая, что используемая Общественной организацией на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии ХХ от 12.10.2004 территория фактически является землями обороны и безопасности и пересекает их границы, истец обратился с исковыми требованиями по настоящему делу.
Разрешая данный спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия документального подтверждения использования Общественной организацией территории, которая налагаемся на земли обороны и безопасности истца; избрании истцом способа защиты нарушенного права, не предусмотренного действующим законодательством.
Изучив повторно материалы дела, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, отзывов на них, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
На основании пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
С 2009 года Министерство обороны России осуществляет правомочия собственника по управлению федеральным имуществом, в том числе землей, в соответствии с пунктом 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" и Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082.
В соответствии с Положением, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 30.04.2009 N 335 Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ является уполномоченным органом Министерства обороны РФ, осуществляющим управление федеральным имуществом, закрепленным за подведомственными Министерству обороны РФ организациями.
Согласно пункту 1 Порядка закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 N 135 "О закреплении лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны" под закреплением лесов понимается передача федеральному органу исполнительной власти по вопросам обороны лесов, расположенных на землях обороны, с целью постоянного использования их для обеспечения нужд обороны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 93 ЗК РФ исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьи 29 ЗК РФ, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
В обоснование исковых требований истец, в частности, ссылается на незаконное использование Общественной организацией на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии ХХ от 12.10.2004 участков лесов на землях Министерства обороны Российской Федерации.
Между тем, как верно отметил суд первой инстанции, в нарушение статьи 65 АПК РФ истец документально не подтвердил указанное обстоятельство и не представил достаточные и достоверные доказательства соотношения границ участка, предоставленного на основании долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира серии ХХ от 12.10.2004, и земель обороны и безопасности, предоставленных истцу в постоянное (бессрочное) пользование.
Представленный ФГКУ "УЛХиП" МО РФ в материалы дела акт проверки земельных участков от 19.06.2017 обоснованно не принят судом в качестве доказательства довода о том, что Общественная организация на основании спорной лицензии пользуется землями обороны и безопасности, поскольку акт не содержит обоснования изложенного в нем вывода, составлен без привлечения ответчика и при недоказанности наличия у лиц, участвовавших в составлении акта, полномочий по самостоятельному установлению обстоятельств взаимного расположения границ земельных участков, обстоятельств пользования Общественной организацией именно землями обороны и безопасности.
При этом проведенный судом сравнительный анализ сведений спорной лицензии, приложенных к ней истцом схематических изображений о предоставленных ответчику - Общественной организации участках, а также доказательств прав истца на земельные участки также не позволил сделать обоснованный вывод о взаимном наложении этих участков.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции имелись достаточные основания для отказа в удовлетворении поданного ФГКУ "УЛХиП" МО РФ иска.
С учетом изложенного доводы апеллянтов о нарушении Общественной организацией при использовании предоставленного ей на основании лицензии на пользование объектами животного мира серии ХХ от 12.10.2004 земельного участка прав собственника данного земельного участка - Российской Федерации в лице Минобороны России и владеющего и пользующегося участком на праве постоянного (бессрочного) пользования истца, а также об избрании ФГКУ "УЛХиП" МО РФ надлежащего способа защиты права в виде обязания Департамента устранить нарушения законодательства путем исключения из вышеуказанной лицензии обозначенных в иске земельных участков не имеют правового значения.
По сути, апелляционные жалобы сводятся к собственному формулированию и пониманию норм законодательства и не содержит ссылок на конкретные документы, опровергающие выводы, изложенные в обжалуемом решении. Иное толкование заявителями положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств настоящего обособленного спора не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, жалобы не содержат, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным статьей 71 АПК РФ, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации апеллянты освобождены от уплаты госпошлины по делу.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 АПК РФ, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 22.05.2019 по делу N А51-22155/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Шалаганова |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-22155/2018
Истец: ФГКУ"Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны РФ
Ответчик: Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Приморского края, охотников и рыболовов Приморского края "Клуб правильной охоты "Охотники за трофеями"
Третье лицо: в лице Министерства обороны, Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу, Федеральное государственное казеное учреждение "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4604/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-4604/19
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5248/19
29.07.2019 Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда N 05АП-4514/19
22.05.2019 Решение Арбитражного суда Приморского края N А51-22155/18