г. Тула |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А68-12057/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.07.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Бычковой Т.В., судей Грошев И.П. и Егураевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лисицыной О.В., при участии в судебном заседании от товарищества собственников жилья "Шахтер" - представителя Корнеевой Е.Л. (председатель правления, протокол от 19.12.2017, личность установлена на основании паспорта), в отсутствие других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алексинская тепло-энерго компания" на решение Арбитражного суда Тульской области от 30.04.2019 по делу N А68-12057/2018 (судья Тажеева Л.Д.), принятое по исковому заявлению товарищества собственников жилья "Шахтер" (Тульская область, г. Алексин, ИНН 7111500749, ОГРН 1087154024528) к обществу с ограниченной ответственностью "Алексинская тепло-энерго компания" (Тульская область, г. Алексин, ОГРН 1077146002724, ИНН 7111017926) о взыскании неосновательного обогащения за период с июля 2016 года по июнь 2018 года в сумме 426 660 рублей,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "Шахтер" (далее - ТСЖ "Шахтер", истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Алексинская тепло-энерго компания" (далее - ООО "Алексинская ТЭК", ответчик) о взыскании, с учетом уточнения, неосновательного обогащения за период с июля 2016 года по июнь 2018 года в сумме 426 660 руб.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 30.04.2019 с ООО "Алексинская ТЭК" в пользу ТСЖ "Шахтер" неосновательное обогащение в сумме 426 660 руб. 11 коп., судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 11 533 руб.
ООО "Алексинская ТЭК" обратился в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Тульской области от 30.04.2019 по делу N А68-12057/2018, в которой просит отменить указанное решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о наличии у ответчика неосновательного обогащения.
Заявитель жалобы указывает на то, что МКД, находящийся в управлении истца, оборудован общедомовыми приборами учета, и стороны согласно условиям договора в спорный период ежемесячно снимали показания приборов учета и подписывали акты о снятии показаний с приборов учета. На основании этих актов ответчик в спорный период производил расчет платы за тепловую энергию и выставлял счета на оплату. Указанные счета истцом были приняты к учету и оплате. Положения договора соответствуют статьям 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункту "а" пункта 21, пункту 22 Правил обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), статье 19 Федерального закона "О теплоснабжении", статье 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Перечисленные законодательные акты закрепляют приоритет учетного способа определения объема поставленных энергоресурсов, основанного на их измерении приборами учета. Расчетные способы допускаются как исключение из общего правила при отсутствии в точках учета приборов учета, неисправности приборов учета при нарушении сроков представления показаний приборов учета.
От ТСЖ "Шахтер" в суд поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец возражает по доводам жалобы и просит отказать в ее удовлетворении.
В судебном заседании представитель ТСЖ "Шахтер" поддержал доводы, изложенные в возражениях. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
От ООО "Алексинская ТЭК" в суд поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя ответчика.
Иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили. Дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266 и 268 АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Изучив доводы апелляционной жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (исполнитель коммунальных услуг) и ответчиком (энергоснабжающая организация) заключен договор теплоснабжения N 603 от 09.02.2012, ежегодно автоматически пролонгируемый в случае, если ни одна из сторон не заявит письменно другой стороне о его прекращении за 30 дней до истечения срока договора.
Согласно пункту 1.1 договора теплоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать исполнителю коммунальных услуг тепловую энергию в горячей воде на нужды отопления жилых помещений и горячего водоснабжения населения через присоединенную тепловую сеть и сеть горячего водоснабжения (далее - тепловые сети), а Исполнитель коммунальных услуг обязуется оплачивать принятую тепловую энергию, соблюдать режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потребление тепловой энергии.
Пунктом 3.2.1 договора теплоснабжения предусмотрено, что при наличии у исполнителя коммунальных услуг коллективных приборов учета тепловой энергии (далее - приборы учета) учет и расчет количества поданной тепловой энергии исполнителю коммунальных услуг производится на основании показаний приборов учета, перечисленных в приложении N 1 к настоящему договору.
В соответствии с пунктом 3.2.9 договора теплоснабжения при нарушении работы прибора учета он считается вышедшим из строя и количество поданной тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя определяется, исходя из показателей этого прибора, взятых за трое суток, предшествующих выходу из строя, на период не более 15 суток в течение года. Если прибор учета не работоспособен более 15 суток, то количество поданной тепловой энергии определяется по расчетным значениям согласно п. 3.3.1 настоящего договора.
Пунктом 3.3.1 договора теплоснабжения установлено, что при отсутствии у исполнителя коммунальных услуг приборов учета, допущенных к эксплуатации в качестве расчетных в соответствии с Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, количество поданной тепловой энергии рассчитывается в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, Правилами оказания услуг гражданам_ Количество поданной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения населения определяется произведением общей численности проживающих граждан на установленный норматив потребления тепловой энергии на человека_
В рассматриваемом случае истец и ответчик подтверждают, что в спорный период ответчик выставлял истцу счета за поставленную горячую воду по показаниям общедомовых приборов учета, фиксирующих как количество поданной воды (теплоносителя), так и объем тепловой энергии в данном теплоносителе.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения в т.ч. по поводу предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 по делу N 306-ЭС17-15822, вышеназванные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же Приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
В Определении ВС РФ от 21.12.2017 по делу N 306-ЭС17-15822 сделан вывод о том, что указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Аналогичный вывод содержится в утвержденном Президиумом ВС РФ 27.12.2017 Обзоре судебной практики ВС РФ N 5 (2017).
Поскольку норматив потребления тепловой энергии на подогрев горячей воды установлен Приказом Министерства строительства и ЖКХ Тульской области N 69 от 21.08.2015 "Об установлении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению", следовательно, с начала действия этого Приказа, т.е. с 01.07.2016, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды должно было определяться с применением утвержденных этим Приказом нормативов расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Министерство строительства и ЖКХ Тульской области, отвечая на запрос суда первой инстанции о существовании до 01.06.2016 нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, пояснило в письме N 21-01-16/2251 от 19.04.2019 следующее:
"Постановлением Правительства Российской Федерации N 306 от 23.05.2006 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), определяющие порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" внесены изменения в Правила N 306, в соответствии с которыми органам государственной власти субъектов Российской Федерации в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду необходимо утвердить норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 1 января 2018 года.
Постановлением правительства Тульской области от 24.07.2012 N 400 "Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Тульской области по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг" уполномоченным органом по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг определено министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области.
Норматив расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду в соответствии с Правилами N 306 утвержден приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 21.08.2015 N 69 и действует с 01.07.2016.
До 01.07.2016 на территории Тульской области не были установлены нормативы расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Расчет нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды, произведен расчетным методом, при котором учитывается коэффициент тепловых потерь трубопроводами систем горячего водоснабжения, установленный в таблице 5.2 Приложения N 1 Правил N 306, дифференцированный по наличию и отсутствию наружной сети горячего водоснабжения и не учитывающий вид системы горячего водоснабжения (открытая, закрытая).
Состав общего имущества многоквартирного дома определяется в зависимости от места границы балансового разграничения, которая может проходить по наружной стене многоквартирного дома и включать только внутридомовые сети (пункт 8 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность"), а может быть определена на подводящей наружной сети.
При этом, необходимо отметить, что согласно позиции министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, выраженной в письме от 09.02.017 N 3830-АТ/О4, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 не предусмотрено".
К вышеназванному письму министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области приложено письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.02.2017 N 38-30-АТ/О4, в котором указано, что "независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода времени года (отопительный или неотопительный), количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения. Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено. Между тем, пунктом 13 Правил N 354 установлено, что условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, как в законодательстве, так и в судебной практике реализуется правило о том, что количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Представленный уточненный расчет истца и заявленные в соответствии с этим расчетом уточненные исковые требования о взыскании с ответчика неосновательного обогащения в сумме 426 660 руб. 11 коп., представляющего собой разницу между расчетом стоимости тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определенной по показаниям прибора учета и расчетом с применением законодательно установленных нормативов тепловой энергии на подогрев воды, соответствуют законодательству.
Начало периода расчета (с 01.06.2016) соответствует началу действия Приказа министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 21.08.2015 N 69.
Каких-либо замечаний по арифметической составляющей указанного уточненного расчета от ответчика не поступило. Контррасчет не представлен.
Заявление о пропуске срока исковой давности сделано ответчиком по первоначальному расчету за более ранний период, указанный в первоначальном иске. Очевидно, что по уточненному расчету, начинающемуся с 01.06.2016, трехлетний общий срок исковой давности не пропущен.
Согласно статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ (пункт 1). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли (пункт 2).
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены исковые требования истца о взыскании неосновательного обогащения в сумме 426 660 руб. 11 коп.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем, выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 30 апреля 2019 года по делу N А68-12057/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.В. Бычкова |
Судьи |
И.П. Грошев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-12057/2018
Истец: ТСЖ "Шахтер"
Ответчик: ООО "Алексинская тепло-энерго компания"