Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 1 октября 2019 г. N Ф10-4377/19 настоящее постановление оставлено без изменения
31 июля 2019 г. |
Дело N А83-2663/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 31 июля 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Омельченко В.А.,
Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сикорской Т.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 мая 2019 года по делу N А83-2663/2019 (судья Толпыго В.И.), принятое по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о взыскании с индивидуального предпринимателя Черниковой Юлии Александровны финансовых санкций,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее - УПФ РФ в г. Симферополе) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Черниковой Юлии Александровны (далее - ИП Черникова Ю.А.) финансовых санкций в размере 500,00 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 16.05.2019, в удовлетворении требований Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, было отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 16.05.2019 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований УПФ РФ в г. Симферополе. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что со стороны ИП Черниковой Ю.А. имело место дополнительное представление сведений о застрахованных лицах, сведения по которым в Фонд ранее не представлялись, а не исправление ошибок в ранее представленных в Фонд сведениях на застрахованных лиц.
УПФ РФ в г. Симферополе 04.07.2019 представило в дело ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, требования, изложенные в апелляционной жалобе, поддерживает и просит удовлетворить.
ИП Черникова Ю.А., явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечила, о времени и месте проведения судебного разбирательства была уведомлена в соответствии с нормами АПК РФ.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление ИП Черникова Ю.А., ходатайство УПФ РФ в г. Симферополе, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 16 мая 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что 15.05.2018 ИП Черникова Ю.А. своевременно предоставила в ГУ УПФ РФ в г. Симферополе сведения индивидуального (персонифицированного) учета за апрель 2018 года.
Впоследствии ИП Черниковой Ю.А. были самостоятельно обнаружены расхождения в сведениях о застрахованных лицах, в связи с чем, 14.06.2018 она направила в адрес УПФ РФ в г. Симферополе дополняющую форму СЗВ-М за апрель 2018 года.
В дальнейшем, УПФ РФ в г. Симферополе в отношении ИП Черниковой Ю.А. была проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ, по результатам которой 04.07.2018 был составлен акт N 091S18180011127.
Согласно вышеуказанному акту проверки, УПФ РФ в г. Симферополе было выявлено нарушение со стороны ИП Черниковой Ю.А. законодательства Российской Федерации в части несвоевременного представления отчетности по форме СЗВ-М (дополняющей) за апрель 2018 года.
13.08.2018 заместителем начальника ГУ УПФ РФ в г. Симферополе, по результатам рассмотрения указанного акта, и прочих материалов проверок в отношении индивидуального предпринимателя Черниковой Юлии Александровны было принято решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушений в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 091S19180013357, согласно которому индивидуальный предприниматель привлечен к ответственности за нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах за апрель 2018 года применительно к абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ, и ему был назначен штраф в размере 500,00 рублей.
В дальнейшем, в адрес ИП Черниковой Ю.А. было направлено требование об уплате финансовой санкции N 091S01180019776 от 06.09.2018 в сумме 500,00 рублей.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с требованием о выдаче судебного приказа на взыскание с ответчика задолженности по финансовым санкциям в размере 500,00 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 30.10.2018, Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа на основании п. 3 ч. 3 ст. 229.4 АПК РФ.
Ввиду неисполнения ИП Черниковой Ю.А. требования об уплате финансовой санкции в добровольном порядке, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что ИП Черниковой Ю.А. самостоятельно была выявлена ошибка и включена достоверная информация в формы отчетности.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Так, статья 212 АПК РФ определяет, что дела о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей и санкций, предусмотренных законом, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе. Производство по делам о взыскании обязательных платежей и санкций возбуждается в арбитражном суде на основании заявлений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих контрольные функции, с требованием о взыскании с лиц, имеющих задолженность по обязательным платежам, денежных сумм в счет их уплаты и санкций.
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания. Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты (статья 213 АПК РФ).
Как определено статьей 215 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Согласно пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 настоящей статьи, в налоговые органы по месту их учета.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона 27-ФЗ, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
При этом, статья 15 Закона 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Закона 27-ФЗ (в редакции, действовавшей, на момент возникновения правоотношений), за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Между тем, судом установлено, что ИП Черникова Ю.А. в установленный законом срок, в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, была предоставлена отчетность по форме СЗВ-М, за апрель 2018 года, в форме электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи.
В дальнейшем, самостоятельно обнаружив ошибку, 14.06.2018 Предпринимателем в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым, была представлена отчетность по форме СЗВ-М за апрель 2018 года (дополняющая) в форме электронного документооборота по телекоммуникационным каналам связи, то есть, страхователь самостоятельно исправил допущенные в нем неточности, причем, до проведения Фондом проверки и установления этого факта.
Суд первой инстанции обоснованно учел то, что, в соответствии с п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденного Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица, до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются; и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом, Закон N 27-ФЗ и Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, не содержит ограничений по количеству подаваемых корректировок в Пенсионный фонд, не устанавливают ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах и корректировка расчета не свидетельствует о превышении установленного срока для предоставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Соответственно, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при принятии решения, Управлением не было учтено, что Предприниматель самостоятельно выявил ошибку и в целях ее исправления, предоставил дополняющий ежемесячный отчет 14.06.2018, то есть, до проведения проверки, которая имела место 04.07.2018.
На основании вышеизложенного, коллегия судей апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал Управлению в удовлетворении его требований.
Доводы апелляционной жалобы свидетельствуют о несогласии с установленными судом первой инстанции обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку, при этом, оснований для их переоценки суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, оснований для отмены или изменения решения не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 16 мая 2019 года по делу N А83-2663/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-2663/2019
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СИМФЕРОПОЛЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СИМФЕРОПОЛЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ИП Черникова Юлия Александровна
Третье лицо: Черникова Юлия Александровна