город Омск |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А70-1709/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Кливера Е.П., Фроловой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7674/2019) Государственного учреждения - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 1 на решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.04.2019 по делу N А70-1709/2019 (судья Сидорова О.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УГМК-Сталь" (ОГРН 1056600304683, ИНН 6606021264) к Государственному учреждению - Тюменскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 1 об оспаривании приказа от 28.12.2018 N 1186 об отказе обществу с ограниченной ответственностью "УГМК-Сталь" в финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя в 2018 году в размере 2 888 679 руб. 68 коп., обязании совершить действия,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "УГМК-Сталь" - Дударева Наталья Евгеньевна по доверенности N 139/19 от 01.01.2019;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УГМК-Сталь" (далее - заявитель, ООО "УГМК-Сталь", Общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Государственному учреждению - Тюменскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 1 (далее по тексту - заинтересованное лицо, Фонд) об оспаривании приказа от 28.12.2018 N 1186 об отказе ООО "УГМК-Сталь" в финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя в 2018 году в размере 2 888 679 руб. 68 коп., об обязании Фонда предоставить Обществу финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя в 2018 году в размере 2 888 678 руб. 68 коп.
Заявленные требования мотивированы отсутствием у Общества на момент подачи заявления о финансовом обеспечении недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам, учитывая, что составление актов выездной проверки не является основанием для установления факта недоимки и не порождает правовых последствий.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 29.04.2019 по делу N А70-1709/2019 заявленные ООО "УГМК-Сталь" требования удовлетворены.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что у ООО "УГМК-Сталь" не имелось задолженности по уплате страховых взносов и пеням.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Фонд обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что на дату подачи заявления о финансовом обеспечении предупредительных мер у страхователя в ходе выездной проверки выявлена непогашенная недоимка по страховым взносам, задолженность по пеням, что свидетельствует о наличии у Фонда оснований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 10 Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденных приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила N 580н), для издания оспариваемого приказа. По мнению Фонда, судом первой инстанции не учтено, что недоимка по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сформировалась за проверяемый период с 01.01.2015 по 31.12.2017, в том числе недоимку составили неуплаченные страховые взносы за период с февраля 2015 года по январь 2016 года; основным доказательством совершенного страхователем нарушения является акт проверки, в котором изложены документально подверженные факты нарушений.
ООО "УГМК-Сталь" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
ООО "УГМК-Сталь", надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
До начала судебного заседания от ООО "УГМК-Сталь" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции посчитал необходимым удовлетворить.
В связи с изложенным апелляционная жалоба рассмотрена в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя заявителя.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителя заинтересованного лица, установил следующие обстоятельства.
31.07.2018 Общество обратилось в Фонд с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Приказом от 28.12.2018 N 1186 Фондом принято решение об отказе Обществу в предоставлении финансового обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя в 2018 году размере 2 888 678 руб. 68 коп. по причине наличия у страхователя недоимки по уплате страховых взносов, не погашенной на день подачи заявления.
Указанная недоимка была выявлена в ходе выездной проверки и Фондом не приняты к зачету расходы в сумме 100 247 руб. 26 коп. и доначислена недоимка на указанную сумму (решение от 20.08.2018 N 177); доначислены суммы неуплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 в размере 2 234 руб. 95 коп., пени за неуплату страховых взносов в размере 18 638 руб. 80 коп. (решение от 20.08.2018 N 198); доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.02.2015 по 01.01.2016 в размере 1 464 руб. 27 коп., в том числе за занижение базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ в размере 1 464 руб. 27 коп., пени в размере 820 руб. 31 коп., штрафы в размере 292 руб. 85 коп. (решение от 20.08.2018 N 130).
На основании актов выездной проверки Фондом были приняты решения от 20.08.2018 N N 177, 198, 130.
Не согласившись с Приказом Фонда от 28.12.2018 N 1186, ООО "УГМК-Сталь" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у страхователя задолженности по уплате страховых взносов, в связи с чем правовых оснований для издания Фондом оспариваемого приказа не имелось.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы Фонда, суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом Арбитражного суда Тюменской области, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В подпункте 6 пункта 1 статьи 18 Федерального закона N 125-ФЗ определено, что страховщик имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н утверждены и с 01.01.2013 введены в действие Правила N 580н.
Согласно пункту 2 Правил N 580н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 580н страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер (далее - заявление) в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Пунктом 10 Правил N 580н территориальный орган Фонда принимает решение об отказе в финансовом обеспечении предупредительных мер в следующих случаях:
а) если на день подачи заявления у страхователя имеются непогашенные недоимка, задолженность по пеням и штрафам, образовавшиеся по итогам отчетного периода в текущем финансовом году, недоимка, выявленная в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленные пени и штрафы по итогам камеральной или выездной проверки;
б) представленные документы содержат недостоверную информацию;
в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
г) при представлении страхователем неполного комплекта документов.
Отказ в финансовом обеспечении предупредительных мер по другим основаниям не допускается.
В рассматриваемом случае основанием для отказа Обществу в финансовом обеспечении предупредительных мер послужил вывод Фонда о наличии у Общества недоимки по уплате страховых взносов, пеням, непогашенных на день подачи заявления.
Как следует из материалов дела, в период с 04.06.2018 по 29.06.2018 в отношении ООО "УГМК-Сталь" филиала ООО "УГМК-Сталь" проводилась выездная проверка на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ, а так же правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, по результатам которой составлены акты выездной проверки от 29.06.2018 N 296/расходы, N 296/взносы и N 276 нс. и приняты решения от 20.08.2018 NN 177, 198, 130.
По результатам выездной проверки по обязательному социальному страхованию Общества Фондом:
- не приняты к зачету расходы в сумме 100 247 руб. 26 коп., доначислена недоимка на указанную сумму (решение от 20.08.2018 N 177);
- доначислены суммы неуплаченных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 в размере 2 234 руб. 95 коп., пени за неуплату страховых взносов в размере 18638 руб. 80 коп. (решение от 20.08.2018 N 198);
- доначислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.02.2015 по 01.01.2016 в размере 1 464 руб. 27 коп., в том числе за занижение базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ в размере 1 464 руб. 27 коп., пени в размере 820 руб. 31 коп., штрафы в размере 292 руб. 85 коп. (решение от 20.08.2018 N 130).
Вместе с тем материалами дела подтверждается, что Общество, ознакомившись с вынесенными по результатам выездной проверки решениями Фонда, оплатило в неоспариваемой части страховые взносы, штрафы и пени платежными поручениями от 28.08.2018 N 4274 на сумму 2234 руб. 95 коп., N 4276 на сумму 18 638 руб. 80 коп., N 4278 на сумму 820 руб. 31 коп., N 4279 на сумму 292 руб. 85 коп., а также обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Фонду о признании незаконными решений:
- о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 20.20.2018 N 177 в части непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные заявителем за периоды: сентябрь 2015 года в сумме 66 859 руб. 80 коп., январь 2016 года в сумме 7 641 руб. 12 коп.; предложения заявителю доплатить страховые взносы в сумме непринятых к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 74 500 руб. 92 коп.;
- об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах от 20.08.2018 N 198 в части доначисления страховых взносов в сумме 2 160 руб. 37 коп. на переплату пособий в сумме 74 500 руб. 92 коп., начисления пеней по состоянию на 31.12.2016 на сумму недоимки 2 160 руб. 37 коп. в сумме 316 руб. 27 коп.;
- о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 20.08.2018 N 130 в части привлечения к административной ответственности по статье 26.29 Федерального закона N 125-ФЗ и назначения наказания в виде штрафа в сумме 292 руб. 85 коп., доначисления страховых взносов в сумме 1 464 руб. 27 коп. на переплату пособий в сумме 74 500 руб. 92 коп., начисления пеней по состоянию на 31.12.2017 на сумму недоимки 1 464 руб. 27 коп. в сумме 364 руб. 50 коп.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 14.12.2018 делу N А70-17425/2018, оставленным без изменения постановлением Восьмого апелляционного суда от 18.04.2019, решения Фонда от 20.08.2018 N 177, N 130, N 198 признаны незаконными и отменены.
В силу части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При рассмотрении дела N А70-17425/2018 суды установили, что у Фонда отсутствовали основания для доначисления страховых взносов и начисления на них пени. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 14.12.2018 делу N А70-17425/2018, оставленное без изменения постановлением Восьмого апелляционного суда от 18.04.2019, имеет преюдициальное значение для настоящего спора в силу статьи 69 АПК РФ и обстоятельства, в нем установленные, не требуют дальнейшего доказывания.
При таких обстоятельствах оспариваемый приказ от 28.12.2018 N 1186, принятый на основании признанных судом незаконными решений Фонда от 20.08.2018 N 177, N 130, N 198, не отвечает требованиям Федерального закона N 125-ФЗ.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что основным доказательством совершенного страхователем нарушения является акт проверки, в котором изложены документально подверженные факты нарушений, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 12 статьи 26.20 Федерального закона N 125-ФЗ решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении десяти дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение.
Согласно части 14 статьи 26.20 Федерального закона N 125-ФЗ на основании вступивших в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение, направляется в порядке, установленном статьей 26.9 настоящего Федерального закона, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.
Таким образом, акт выездной проверки по своей правовой природе является лишь способом фиксации фактических обстоятельств, установленных при проверке, не порождает для страхователя каких-либо прав и обязанностей и не влечет каких- либо последствий. При этом только на основании вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения инициируется процедура взыскания задолженности либо привлечения к ответственности.
Учитывая, что Общество обратилось в Фонд с заявлением о финансовом обеспечении 31.07.2018, т.е. в указанную дату решения Фонда от 20.08.2018 N N 177, 130, 198 не были приняты и не вступили в силу, правовых оснований для отказа в предоставлении Обществу финансового обеспечения по мотиву наличия у страхователя непогашенной задолженности по страховым взносам и пеням у Фонда не имелось.
Более того, оспариваемый приказ N 1186, принятый Фондом 28.12.2018, фактически лишил Общество права на повторное обращение с заявлением о финансовом обеспечении в 2018 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя, поскольку с таким заявлением страхователь вправе обратиться в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года (пункт 10 Правил N 580н).
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности обстоятельств, необходимых для вывода о несоответствии оспариваемого приказа законодательству и нарушении этим приказом прав и законных интересов Общества, что в силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ является основанием для удовлетворения заявленных Обществом требований
Ссылка Фонда на судебную практику судом апелляционной инстанции не принимается во внимание, поскольку указанные в апелляционной жалобе судебные акты приняты по делам с иными фактическими обстоятельствами.
Таким образом, удовлетворив требования ООО "УГМК-Сталь", суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Тюменской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворении апелляционной жалобы Фонда не имеется.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе заинтересованного лица не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 29.04.2019 по делу N А70-1709/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-1709/2019
Истец: ООО "УГМК-СТАЛЬ"
Ответчик: ГУ ТЮМЕНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Филиал N 1