г. Саратов |
|
01 августа 2019 г. |
Дело N А06-1602/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 29.07.2019 года.
Полный текст постановления изготовлен - 01.08.2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 29 мая 2019 года по делу N А06-1602/2019 (судья Ковальчук Т. А.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" (ОГРН: 1022601940613, ИНН: 2636032629, 355035, г. Ставрополь, проспект Октябрьской революции, д. 6)
заинтересованные лица:
Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН: 1023000828058, ИНН: 3015010945, 414040 г. Астрахань, ул. Академика Королёва, д. 46)
Фонд социального страхования Российской Федерации (ОГРН: 1027739443236, ИНН: 7736056647, 107139, г. Москва, переулок Орликов, д. 3, корп. "А")
о признании незаконным решения от 20.12.2018 N 497 Государственного учреждения - Астраханского регионального отделения Фонда социального страхования РФ.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным решения от 20.12.2018 N 497 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Государственное учреждение - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 29 мая 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 05.07.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ГУ - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в отношении филиала Зензелинское линейное производственное управление магистральных трубопроводов Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" проведена плановая выездная проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.
По результатам проверки составлен Акт проверки от 26.11.2018 N 539 (л.д. 11-15), в котором отражены выявленные нарушения, а именно занижение базы для начисления страховых взносов: плательщиком в 2015-2016, в связи с не включением в базу для начисления страховых взносов суммы расходов на прохождение медицинского осмотра (обследования) работников по договорам, заключенным на срок менее одного года:
- договору N Д011504036 от 27.04.2015, заключенному с Частным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть" на сумму 403 551,94 руб., срок действия договора с момента подписания до 29.01.2016.
- договору N Д011604069 от 26.04.2016, заключенному с Частным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть" на сумму 309 160,24 руб., срок действия договора с момента подписания до 31.01.2017.
Решением ГУ - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.12.2018 N 497 (л.д. 19-23) ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" привлечено к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому:
1) заявитель привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), в виде штрафа в сумме 4 133,73 руб.;
2) начислены пени по состоянию на 31 декабря 2016 в сумме 2 609,93 руб.;
3) заявителю предложено уплатить недоимку в сумме 20 668,65 руб.
Не согласившись с решением ГУ - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.12.2018 N 497, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что от обложения страховыми взносами освобождаются плательщики страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в т.ч. суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, при условии, если такой договор заключен на срок не менее одного года.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно части 5 статьи 18 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ (в редакции от 28 декабря 2017 года) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" признан утратившим силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3738).
Одновременно статьей 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, до 01 января 2017 года для расчетных периодов, истекших до указанной даты, действует порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установленные статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности.
В силу п. 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (п. 5 статьи 2 Закона N 323-ФЗ).
В соответствии с п. 10 статьи 2 Закона N 323-ФЗ медицинская деятельность профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинской экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291, в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность включены работы (услуги) по медицинским осмотрам (предварительным, периодически).
Согласно статье 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течении трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), других обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований.
В силу статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации для отдельных категорий работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, прохождение периодических медицинских осмотров (обследований) является обязательным.
Целью таких мероприятий является определение пригодности данных работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. При этом медицинские осмотры (обследования) осуществляются за счет средств работодателя (часть 7 статьи 213 Кодекса), а в течение времени, затраченного работниками на прохождение медицинских обследований, за ними сохраняется средний заработок (статья 185 Кодекса).
В соответствии со статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан проходить обязательное предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течении трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования), другие обязательные медицинские осмотры (обследования), а также проходить внеочередные медицинские осмотры (обследования) по направлению работодателя в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, а также порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников занятых на тяжелых работах и на работе с вредными и (или) опасными условиями труда утверждены приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н (далее-Порядок).
В пункте 5 Порядка указано, что для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия в состав которой включается врач - профпатолог, а также врачи - специалисты.
Исходя из системного толкования данных норм права, сотрудники предприятия обязаны проходить периодический медицинский осмотр, который является медицинской услугой.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым в т.ч. относятся организации.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (часть 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ).
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиком страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статья 9 Закона N 212-ФЗ содержит исчерпывающий перечень сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в т.ч. суммы платежей (взносов) плательщика страховых взносов по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 2 статьи 9 Закона N 212-ФЗ).
Статьей 4 Закона N 212-ФЗ определен порядок исчисления сроков, установленных Законом N 212-ФЗ.
Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующее месяц и число последнего года срока. При этом год (за исключением календарного года) признается любой период, состоящий из 12 месяцев, следующий подряд (часть 3 статьи 4 Закона N 212-ФЗ).
Статья 4 Закона N 212-ФЗ определила, что понятия "год" и "календарный год" не совпадают между собой. Так, в силу части 15 статьи 4 Закона N 212-ФЗ календарный год представляет собой период времени с 1 января по 31 декабря. Часть 3 статьи 4 Закона N 212-ФЗ определяет год как любой период, состоящий из 12 месяцев, следующих подряд.
Следовательно, в целях освобождения от уплаты страховых взносов на основании пункта 5 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ должны одновременно соблюдаться следующие требования: договор на оказание медицинских услуг должен быть заключен на срок не менее года и договор должен быть заключен с медицинской организацией, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2016 N 308-КГ15-18034 по делу N А63-12268/2014.
В рассматриваемом случае договоры на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников между Обществом с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" и Частным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть" от 27.04.2015 N Д011504036 (срок договора до 29.01.2016), и от 26.04.2016 N Д011604069 (срок договора до 31.01.2017) заключены на срок менее одного года, т.е. с 27.04.2015 по 29.01.2016, с 26.04.2016 по 31.01.2017 соответственно, следовательно, одно из требований пункта 5 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ не соблюдено.
Ввиду того, что ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" нарушило требования части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, неправомерно применив пункт 5 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, суммы платежей ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" по вышеперечисленным договорам подлежат обложению страховыми взносами.
При таких обстоятельствах оснований для признания недействительным решения ГУ - Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации от 20.12.2018 N 497 относительно доначисления страховых взносов, пени и штрафа по оплате стоимости проведения медицинских осмотров работников, у суда первой инстанции не имелось.
Довод заявителя апелляционной жалобы о наличии оснований для освобождения от уплаты страховых взносов в соответствии с подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ признается судом апелляционной инстанции несостоятельным, так как в данном случае доначисление страховых взносов произведено не в отношении выплачиваемых работникам сумм компенсаций.
Апелляционный суд приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Доводы ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" не имеется.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными для организаций составляет - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров.
При таких обстоятельствах, при подаче апелляционной жалобы ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Платежным поручением от 06.06.2019 N 457 заявителем за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Следовательно, ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 29 мая 2019 года по делу N А06-1602/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Ставрополь" (ОГРН: 1022601940613, ИНН: 2636032629) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 06.06.2019 N 457. Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-1602/2019
Истец: ООО "Газпром трансгаз Ставрополь", Представитель заявителя: Юрисконсульт I категории Зензелинского ЛПУМГ Горбатенко Светлана Александровна
Ответчик: ГУ Астраханское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Фонд социального страхования РФ