город Томск |
|
1 августа 2019 г. |
Дело N А27-2612/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Скачковой О.А., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А. без использования средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (N 07АП-6018/19), на решение от 07.05.2019 Арбитражного суда кемеровской области по делу N А27-2612/2019 (судья Горбунова Е.П.) по заявлению акционерного общества "Негосударственный пенсионный фонд "Мечел-фонд" в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", Кемеровская область, город Междуреченск (ОГРН 1144200001109, ИНН 4214999274) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, город Кемерово (ОГРН 1044205100059, ИНН 4205077178) о признании незаконным Решения от 06.11.2018 N4200/18-32835.
В судебном заседании приняли участие:
от лиц участвующих в деле: без участия (извещены);
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Негосударственный пенсионный фонд "Мечел-фонд" в лице конкурсного управляющего Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - заявитель, общество, Фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (далее - Управление Росреестра по КО) о признании незаконным решения от 6 ноября 2018 года N 4200/18-32835.
Решением суда от 07.05.2019 (резолютивная часть объявлена судом 30.04.2019) требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требований отказать. Апелляционная жалоба мотивирована несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права.
Общество в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), доводы жалобы отклонило, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Кемеровской области от 31 января 2019 года по делу N А27-29329/2018 Акционерное общество "Негосударственный Пенсионный Фонд "МЕЧЕЛ-ФОНД" (АО "НПФ "МЕЧЕЛ-ФОНД", ОГРН 1144200001109, ИНН 4214999274, адрес регистрации: 652873, Кемеровская область, г. Междуреченск, пр-т Шахтеров, д. 37, корн. 4а) признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Функции конкурсного управляющего возложены на государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство, конкурсный управляющий).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) объект недвижимости с кадастровым номером 42:28:0702004:154 является ранее учтенным, сведения о нем были внесены 16 марта 2010 года на основании заявления представителя филиала N 26 "БТИ г. Междуреченская" ГП КО "Центр Технической инвентаризации Кемеровской области" Зыряновой Н.Н. от 10 марта 2010 года N 4228/102/10- 748 о внесении в Единый государственный реестр объектов капитального строительства сведений об объекте капитального строительства и прилагаемых к нему документов: договор купли-продажи нежилого помещения от 2 декабря 2009 года, свидетельство о государственной регистрации права от 16 декабря 2009 года 42АЕ 114856, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 2 марта 2010 года N RU 42308000-234, технический паспорт на помещение от 8 декабря 2009 года, акт о присвоении (изменении), аннулировании адреса объекту недвижимости от 1 декабря 2009 года N 219.
Указанный объект был поставлен на кадастровый учет с характеристиками: вид объекта - "помещение", наименование - "Магазин продовольственных товаров", назначение - "нежилое", площадь - 221.7 кв.м., инвентарный номер - 1-1073, ранее присвоенный кадастровый номер - 42:28:0702004:90:37/2, адрес (местоположение): Кемеровская область, город Междуреченск, проспект Шахтеров, дом 37, помещение 4а.
В ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности на указанный объект недвижимости за Негосударственным Пенсионным Фондом "МЕЧЕЛ-ФОНД" (регистрационная запись от 14 января 2015 года N 42-42/005- 05/052/2014-234/2).
Также в ЕГРН содержатся сведения о связи данного объекта с объектом недвижимости с кадастровым номером 42:28:0702004:154, который является ранее учтенным, поставлен на учет 20 января 2009 года, вид объекта - Здание, наименование - Жилой дом, назначение - Многоквартирный дом, площадь - 8494.3 кв.м., инвентарный номер - 1-1073, ранее присвоенный кадастровый номер - 42:28:0702004:90:37.
28 июля 2018 года в орган регистрации прав с заявлением N 42-0-1- 122/3001/2018-1209 о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 42:28:0702004:721 обратилась Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" в лице представителя Грошевой Г.В. Вместе с заявлением в орган регистрации прав были представлены следующие документы: доверенность от 9 июля 2018 года N 77/486-н/77-2018-25-2075 и технический план помещения от 5 июля 2018 года, подготовленный кадастровым инженером Крыловой И.А. в результате выполнения кадастровых работ в связи с изменением сведений о местоположении в здании, общей площади и номере этажей помещения с кадастровым номером 42:28:0702004:721.
По итогам рассмотрения представленных документов 6 августа 2018 года органом регистрации прав в соответствии с пунктами 5,7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета.
В течение срока приостановления заявителем с заявлением от 29 сентября 2018 года N 42-0-1-122/3001/2018-1565 были представлены дополнительные документы - доверенность от 7 сентября 2018 года N 77 АВ 8823382, решение Арбитражного суда Кемеровской области от 28 апреля 2016 года, определения Арбитражного суда Кемеровской области от 27 июля 2016 года, от 25 января 2018 года, от 17 июля 2018 г года по делу N А27-13435/2016, технический план от 5 июля 2018 года.
По итогам рассмотрения представленных документов 5 октября 2018 года органом регистрации прав в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета, в связи с тем, что технический план по содержанию не соответствует пункту 20 требований к подготовке технического плана.
Решением Управления Росреестра по КО от 6 ноября 2018 года N 4200/18- 32835 (далее - Решение) отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений в отношении объекта недвижимости - помещение с кадастровым номером 42:28:0702004:721, расположенном по адресу: город Междуреченск, проспект Шахтеров, дом 37, помещение 4а.
Не согласившись с вынесенным решением об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета изменений сведений общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании решения незаконным.
Принимая обжалуемое решение, суд пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, при этом отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных, лиц подлежит удовлетворению при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Порядок осуществления на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих государственному кадастровому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением соответствующих сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно статье 3 Закон N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
В соответствии с частью 3 статьи 20 Закона N 218-ФЗ с заявлением об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
В силу части 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К числу дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, подлежащих внесению в кадастр недвижимости относится назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание (пункт 9 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ). Если объектом недвижимости является помещение, к основным сведениям о нем относится, в том числе, площадь.
Как следует из материалов дела, в связи с изменением площади объекта Фонд обратился с заявлением о государственном кадастровом учете изменений соответствующих сведений.
Отказывая в государственном кадастровом учете изменений, Управление исходило из того, что представленное Фондом разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 24 ноября 2015 года, выданное Администрацией Междуреченского городского округа, не соответствует требованиям Приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19 февраля 2015 года N 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию", а именно разрешение выдается на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, тогда как в графе "наименование объекта (этапа) капитального строительства в соответствии с проектной документацией, кадастровый номер объекта" указаны кадастровые номера двух помещений, которые к таковым не относятся.
Суд первой инстанции, исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, правильно применив нормы материального и процессуального права, пришел к правомерным выводам о том, что заявителем для осуществления государственного кадастрового учета был представлен полный комплект надлежащим образом оформленных документов, в том числе технический план от 5 июля 2018 года, а также технический план от 29 сентября 2018 года, соответствующие всем установленным законодательством требованиям.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Закона о регистрации основаниями для осуществления государственного кадастрового учета являются межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о регистрации технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
На основании пункта 10 статьи 27 указанного Федерального закона сведения о помещении или машино-месте, за исключением сведений о площади помещения или машино-места и об их местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение или машино-место, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки.
Таким образом, характеристики технических помещений, отраженные в техническом плане, представленном при вводе в эксплуатацию, предполагаются соответствующими проектной документации.
Подпунктом 7 пунктом 2 статьи 14 Закона о государственной регистрации недвижимости предусмотрено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
При этом представление иных документов для осуществления кадастрового учета в связи с изменениями основных характеристик объекта недвижимости законом не предусмотрено.
В Решении содержатся также рекомендации в случае изменения количественных характеристик здания "сначала внести соответствующие изменения в здание, в котором находится объект учета".
Однако как верно указал суд первой инстанции, в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 15 Закона о государственной регистрации недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Поскольку Фонд не является собственником здания, у него отсутствуют правовые основания для обращения с таким заявлением.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанциио том, что отказ Управления Росреестра по КО от 6 ноября 2018 года N 4200/18-32835 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в соответствии со статьей 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется. В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 07.05.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2612/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-2612/2019
Истец: ГК "агентсво по страхованию вкладов"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Кемеровской области