город Томск |
|
1 августа 2019 г. |
Дело N А03-2651/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 1 августа 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
Павловой Ю.И., |
судей: |
Киреевой О.Ю., |
|
Стасюк Т.Е., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабенковой А.В., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алтай" (N 07АП-5965/2019) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 17 мая 2019 года по делу N А03-2651/2019 (судья Федотова О.А.) по иску Министерства сельского хозяйства Алтайского края (ИНН 2225050251, ОГРН 1022201771800) к обществу с ограниченной ответственностью "Алтай" (ИНН 2276005930, ОГРН 1062210017715) о взыскании 145 989 рублей необоснованного полученной субсидии.
СУД УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства Алтайского края (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Алтай" (далее - общество, ответчик) о взыскании необоснованно полученной субсидии в размере 145 989 рублей.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 17 мая 2019 года требования истца удовлетворены в полном объеме. Дополнительным решением от 28 мая 2019 года с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 5 380 рублей государственной пошлины по иску.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить.
В обоснование к отмене судебного акта указал, что ответчик был введен в заблуждение относительно порядка рассмотрения настоящего дела: после вынесения определения о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, дело было рассмотрено в порядке упрощенного производства, в день вынесения резолютивной части решения суда, было назначено еще одно судебное заседание по делу; судом первой инстанции был нарушен срок рассмотрения дела. По мнению ответчика, судом первой инстанции не было принято во внимание отсутствие вины ответчика; на момент получения субсидии общество соответствовало предъявляемым к ссудополучателю требованиям, полученная субсидия была направлена в результате незаконных действий судебного пристава-исполнителя в счет погашения долга ответчика.
Истец представил в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором, отклоняя доводы жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении заседания не направили. В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не нашел оснований для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", постановления Администрации края от 05 октября 2012 года N 523 "Об утверждении государственной программы Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края" на 2013-2020 годы" Правительством Алтайского края постановлением от 09 февраля 2017 года N 34 утвержден порядок предоставления из краевого бюджета субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства" (далее - порядок N 34).
В соответствии с указанными нормативными правовыми актами, а также на основании представленных в министерство документов на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в первом полугодии 2018 года обществу предоставлена субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в сумме 145 989 рублей (платежные поручения от 09 февраля 2018 года N 358691, от 26 февраля 2018 года N 624938). Субсидия была рассчитана, исходя из плановой структуры посевных площадей (с учетом семян, проверенных на посевные качества и норм их высева) - 1 600 га.
Указывая, что во втором полугодии ответчик не подтвердил наличие посевных площадей, не предоставил в министерство документы, предусмотренные пунктом 2.3.1 порядка N 34 (сведения об итогах сева под урожай за текущий год); направленная в адрес общества претензия от 24 октября 2018 года N 25-03/02-П-5353 о возврате необоснованно полученных средств, оставлена последним без удовлетворения, министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия оснований для возврата субсидий в бюджет.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
При этом частью 3 указанной статьи установлено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в частности, порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу части 3.1. указанной статьи в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно абзацу второму пункта 1.2 порядка N 34 субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям из расчета на 1 гектар посевной площади, занятой зерновыми. зернобобовыми и кормовыми сельскохозяйственными культурами, в целях возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также для повышения плодородия и качества почв.
Из содержания пункта 2.1 порядка N 34 следует, что субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства предоставляется по ставкам на 1 га посевной площади согласно приложению 2 к настоящему порядку.
В первом полугодии субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства начисляются исходя из согласованной с администрацией соответствующего муниципального образования плановой структуры посевных площадей на текущий год. Во втором полугодии начисление осуществляется из расчета на 1 гектар фактической посевной площади сельскохозяйственных культур в текущем году (с учетом средств, полученных с начала года по данному направлению государственной поддержки). При этом субсидируемая посевная площадь яровых зерновых и зернобобовых культур (как плановая, так и фактическая) не должна превышать площади, рассчитанной исходя из имеющегося количества семян указанных культур, посевные качества которых соответствуют ГОСТ Р 52325-2005. и утвержденных Министерством норм их высева.
В соответствии с пунктом 2.3.1 порядка N 34 сельскохозяйственные товаропроизводители для получения субсидии в области растениеводства в срок до 20 апреля и до 20 июля (в 2018 году - до 15 октября) текущего года представляют сведения по следующим формам, утверждаемым министерством и размещаемым на его официальном сайте (www.altagro22.ru): заявление на получение государственной поддержки; справки-расчеты; сведения о численности и заработной плате работников (доходах членов сельскохозяйственных производственных кооперативов) за предыдущий год. При этом сельскохозяйственный товаропроизводитель, среднесписочная численность работников которого в предшествующем году не превышала 15 человек, вправе представить иные документы для уточнения указанных сведений; сведения о сборе урожая сельскохозяйственных культур за предыдущий год; сведения о поголовье сельскохозяйственных животных (на начало текущего года); заполненный сельскохозяйственным товаропроизводителем в его части бланк соглашения, предусмотренного пунктом 2.7 настоящего порядка, в двух экземплярах (если таковое не было заключено ранее); плановая структура посевных площадей на текущий год (для получения субсидий в первом полугодии); итоги сева под урожай текущего года (для получения субсидии во втором полугодии).
Получатели субсидий, осуществляющие сев зерновых и зернобобовых культур, для получения субсидии во втором полугодии представляют также заверенные копии протоколов сертификатов соответствия семян яровых зерновых и зернобобовых культур и (или) протоколов испытаний семян указанных культур, подтверждающих их проверку на посевные качества. В случае приобретения семян у третьих лиц - заверенные получателем субсидии копии сертификатов и (или) протоколов, выданных на имя производителя указанных семян, а также заверенные копии счетов-фактур, товарных накладных и платежных документов, подтверждающих их фактическое получение и оплату.
Согласно пункту 2.8 порядка N 34 предоставление субсидий получателям ежегодно осуществляется министерством в пределах утвержденных на текущий финансовый год бюджетных обязательств. В случае недостаточности лимитов бюджетных ассигнований для предоставления субсидий, предусмотренных абзацем вторым пункта 1.2 настоящего порядка, всем получателям в полном объеме сумма начисленной каждому получателю субсидии уменьшается пропорционально размерам, указанным в справках-расчетах предприятий.
Перечисление предусмотренных абзацем вторым пункта 1.2 настоящего порядка субсидий осуществляется несколькими траншами: по факту представления документов сельхозтоваропроизводителем - в размере не менее 50% от суммы начисленной согласно справке-расчету субсидии (за вычетом ранее перечисленных средств). Средства перечисляются не позднее десятого рабочего дня после принятия по результатам рассмотрения в срок, установленный пунктом 2.5 настоящего порядка, представленных получателем субсидии документов решения об их предоставлении; по окончании сбора Министерством документов сельскохозяйственных товаропроизводителей (в сроки, установленные настоящим порядком) - в размере рассчитанной в соответствии с абзацем первым настоящего пункта суммы субсидии за вычетом ранее перечисленных средств.
Пунктом 3.4 порядка N 34 установлено, что субсидии, полученные в первом полугодии текущего года, подлежат возврату в случае уменьшения субсидируемой фактической посевной площади сельскохозяйственных культур в текущем году по сравнению с субсидируемой плановой площадью (пропорционально указанному уменьшению).
Согласно пункту 3.3 порядка N 34 в случае нарушения получателем субсидий условий, установленных при их предоставлении, указанные субсидии подлежат возврату в доход краевого бюджета в течение 30 дней с даты обнаружения соответствующего нарушения.
В соответствии с пунктом 4.3.4 Соглашения N с-2232 о предоставлении сельскохозяйственным товаропроизводителям в рамках реализации мероприятий Государственной программы Алтайского края "Развитие сельского хозяйства Алтайского края па 2013-2020 годы государственной поддержки, заключенного 26 января 2018 года между Министерством сельского хозяйства Алтайского края (Главный распорядитель средств краевого бюджета) и обществом с ограниченной ответственностью "Алтай" (Получатель), Получатель обязуется исполнять требование Главного распорядителя средств краевого бюджета и предписания (представления) органов государственного финансового контроля по возврату средств в краевой бюджет в случае установления фактов нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидий, в сроки, установленные претензиями, предписаниями (представлениями).
Из материалов дела следует, что ответчик во втором полугодии не подтвердил наличие посевных площадей, не предоставил в министерство документы, предусмотренные пунктом 2.3.1 порядка N 34 (сведения об итогах сева под урожай за текущий год). Указанное свидетельствует о нарушении ответчиком порядка предоставления государственной поддержки, предусмотренного пунктами 2.3.1, 3.4 порядка N 34 и, как следствие, наличие оснований для возврата с бюджет 145 989 рублей полученной субсидии.
Доводы ответчика признаны апелляционным судом несостоятельными. Списание денежных средств со счета организации в счет погашения ранее возникших обязательств, как верно указано судом первой инстанции, не освобождает от обязанности по целевому использованию бюджетных средств, возврату средств в краевой бюджет в случае установления фактов нарушения порядка, целей и условий предоставления субсидий.
Нарушение судом первой инстанции процессуальных норм не нашло своего подтверждения. Спор разрешен судом первой инстанции по общим правилам искового производства, в установленный Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации срок.
Судебное заседание назначено определением суда от 14 мая 2019 года для решения вопроса о вынесения дополнительного решения, что соответствует требованиям части 2 статьи 178 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Указание в резолютивной части решения слов: "в порядке упрощенного производства" является опечаткой, исправленной определением Арбитражного суда Алтайского края от 29 мая 2019 года.
Учитывая, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не свидетельствуют о наличии оснований, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения, обжалуемый судебный акт является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы обществу предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения жалобы, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с него в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 17 мая 2019 года по делу N А03-2651/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Алтай" (ИНН 2276005930, ОГРН 1062210017715) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Ю.И. Павлова |
Судьи |
О.Ю. Киреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-2651/2019
Истец: Министерство сельского хозяйства Алтайского края
Ответчик: ООО "Алтай"
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4664/19
01.08.2019 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5965/19
28.05.2019 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-2651/19
17.05.2019 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-2651/19