г. Воронеж |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А36-254/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Сурненкова А.А., |
судей |
Ореховой Т.И., |
|
Маховой Е.В., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Бутыриной Е.А.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Бодакина Сергея Евгеньевича: Бодакин М.С., представитель по доверенности от 22.08.2016 N 48 АА 0985422, выданной сроком на три года;
от общества с ограниченной ответственностью "Чистый город": Сорокин Д.В., представитель по доверенности от 25.06.2019 N 12, выданной сроком до 31.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бодакина Сергея Евгеньевича на решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.05.2019 по делу N А36-254/2019 (судья Хорошилов А.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Чистый город" (ОГРН 1064802000889, ИНН 4802009478) к индивидуальному предпринимателю Бодакину Сергею Евгеньевичу (ОГРНИП 308480205000046, ИНН 480200227963) о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 58 678 руб. 72 коп. (включая НДС) за период июль, август, сентябрь и октябрь 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Чистый город" (далее - истец, ООО "Чистый город") обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Бодакину Сергею Евгеньевичу (далее - ответчик, ИП Бодакин С.Е.) о взыскании суммы задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 58 678 руб. 72 коп. (включая НДС) за период июль, август, сентябрь и октябрь 2018 года (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 31.05.2019 исковые требования удовлетворения в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ИП Бодакин С.Е. обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ИП Бодакина С.Е. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ООО "Чистый город" против доводов апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва ООО "Чистый город" на нее, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом установлено, что ООО "Чистый город", наделенное статусом Регионального оператора, согласно Протоколу N 3 о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны Грязинская Липецкой области, Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны Грязинская Липецкой области от 30.04.2018, заключенного с Управлением ЖКХ Липецкой области, обеспечивает осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов) на территории зоны Грязинская Липецкой области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Липецкой области, нормативными правовыми актами РФ, Липецкой области и названного Соглашения. В зону Грязинская, согласно Соглашения входят населенные пункты, расположенные на территории Добринского, Усманского и Грязинского районов Липецкой области, включая город Грязи.
Между ООО "Чистый город" (региональный оператор) и ИП Бодакиным С.Е. (потребитель) заключен публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы (сокращенно ТКО) в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обеззараживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора. Дата начала оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами - 1 июля 2018 года.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, был опубликован ООО "Чистый город" в Официальном отделе газеты "Грязинские известия" N 59 от 29.05.2018.
В соответствии со статьей 435 ГК РФ офертой признается адресованное лицу предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. При этом оферта должна содержать существенные условия договора.
Согласно пункту 3 статьи 438 ГК РФ совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка либо принятие товара, предоставление услуг, и т.п.) считается акцептом.
С учетом положений части 2 статьи 437 ГК РФ публикация договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичной офертой.
В соответствии с абз. 3, 4 п.8(17) Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Как следует из материалов дела, в адрес ответчика был направлен договор на оказание услуг по обращению в твердыми коммунальными отходами N 136 от 28.06.2018 по торговым объектам, где им осуществляется предпринимательская деятельность, однако подписанный вариант договора, либо мотивированный отказ от подписания в адрес ООО "Чистый город" в установленные законом сроки не поступали.
Поскольку ИП Бодакин С.Е. заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил региональному оператору не направил, следовательно, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступает в силу на 16 рабочий день после его официального размещения и опубликования.
В соответствии со статьей 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утверждены Правила (далее по тексту Правила), устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно п. 5 Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
В целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил (п. 6 Правил).
Как следует из пояснений истца учет расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, не может быть применен по причине отсутствия согласованных с Органом местного самоуправления и Региональным оператором контейнерных площадок на территориях торговых объектов ответчика.
Учет расчетным путем исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения, применяется во взаимоотношениях с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами объекты обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов (далее - объекты) и транспортируемых с таких объектов (п.9 Правил).
Таким образом, в отношении торговых объектов ответчика, коммерческий учет твердых коммунальных отходов может осуществляться только расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 09.02.2017 N 01-03/16 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в Липецкой области.
Согласно п.33 названного Приказа, нормативы накопления твердых коммунальных отходов для промтоварных магазинов составляют: 1,56 куб.м. на 1 кв.м. общей площади.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на ИП Бодакин С.Е. является собственником 1/2 доли нежилого помещения по адресу: Липецкая область, Грязинский район, г. Грязи, ул. Октябрьская, д. 51, общая площадь помещения 299 кв.м. (т. 2 л.д.9-12).
Как следует из материалов дела, 08.04.2019 в составе комиссии в лице представителей ООО "Чистый город" и заместителя начальника отдела городского хозяйства Администрации г. Грязи Моисеевой Т.Ю. был составлен акт обследования объекта образования отходов по адресу: Магазин "Стройдом", г. Грязи, ул.10 Февраля, д.58.
По результатам обследования установлено, что в магазине осуществляется торговля промышленными товарами, примерная площадь магазина (используемая) 50 кв.м., в уголке потребителя внутри магазина указаны сведения ИП Бодакина С.Е., эти же сведения указаны в плане противопожарной эвакуации, также за магазином имеется ангар железный площадью не менее 200 кв.м.
Ответчик просил суд исключить указанный акт обследования из числа доказательств по делу, поскольку он был составлен в отсутствие предпринимателя.
АПК РФ предусматривает возможность исключения оспариваемого доказательство из числа доказательств по делу, только в рамках рассмотрения заявления лица, участвующего в деле, о фальсификации доказательства, представленного другим лицом, участвующим в деле. В соответствии со ст.161 АПК РФ заявление о фальсификации доказательства может быть оформлено только в письменной форме.
Поскольку ответчик о фальсификации акта обследования объекта образования отходов не заявлял, судом не установлено оснований для исключения данного документа из числа доказательств по делу.
Как указал истец, ИП Бодакин С.Е. осуществляя предпринимательскую деятельность по розничной торговле прочими бытовыми изделиями на принадлежащих ему торговых объектах, не исполнил обязанность по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов) региональным оператором ответчику в июле 2018 - октябре 2018 в количестве 117,072 куб.м./мес., на сумму 58 698 руб. 72 коп., подтверждается имеющимися в материалах дела приказом N 27 от 07.06.2018 "Об утверждении Графика вывоза твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок, расположенных на территории городского поселения города Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области", распечаткой навигационной системы спутникового контроля ГЛОНАСС с мусоровозов ООО "Чистый город", счетом на оплату N 136/1797 от 06.11.2018.
Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик ссылался на то, что между ним и АО "ЭкоПром-Липецк" был заключен договор на услуги по обработке и захоронению твердых коммунальных отходов (исключая крупногабаритные), что подтверждает фиктивность договора с ООО "Чистый город".
Доводы ответчика отклонены судом, поскольку срок действия договора, заключенного между ним и АО "ЭкоПром-Липецк", определен с 01.01.2018 по 30.06.2018, тогда как истец просил взыскать задолженность за иной период с июля 2018 г. по октябрь 2018 г. Доказательств того, что в указанный истцом период, услуги оказывались иным оператором ответчиком в материалы дела не представлено (ст. 9,65 АПК РФ).
Судом предлагалось ответчику представить доказательства в подтверждение доводов о том, что истцом в расчетах принята неверная площадь имущества, однако ответчик от представления доказательств в подтверждение заявленных доводов уклонился.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По правилу части 3.1. статьи 70 АПК РФ, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства применительно к ст.71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом доказан факт оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов) в спорный период, а также их объем и стоимость, в связи с чем исковые требования ООО "Чистый город" о взыскании с ответчика задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в размере 58 678 руб. 72 коп. за период июль, август, сентябрь и октябрь 2018 г. подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу ст.110 АПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины отнесены на истца.
Довод апелляционной жалобы о несоблюдении истцом претензионного порядка, отклоняется как неоснованный на материалах дела, поскольку истцом в адрес ответчика была направлена доарбитражная претензия N 93/ю от 12.11.2018, полученная ответчиком 15.11.2018 (т.1, л.д. 73-75).
Ссылка в апелляционной жалобе на договор, ранее заключенный с АО "ЭкоПром-Липецк" несостоятельна, поскольку в силу части 6 ст.24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об отходах производства и потребления" договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны Грязинская Липецкой области (куда входит и город Грязи), является ООО "Чистый город", согласно Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны Грязинская Липецкой области от 30.04.2018, заключенного с Управлением жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области.
Согласно ч.8 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон Об отходах производства и потребления, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" от 29.12.2014 N 458-ФЗ, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Из материалов дела следует, что АО "ЭкоПром-Липецк" выполнил обработку и захоронение ТКО на станции (IV-V классов опасности) 30.06.2018, вместе с тем, в исковом заявлении речь идет о твердых коммунальных отходах за период с июля 2018 года по октябрь 2018 года, и об объеме твердых коммунальных отходов отходах за данный период ответчиком ничего не указано, как и не указано кем осуществлен вывоз отходов на объект размещения отходов (полигон ТБО) для их дальнейшего обращения.
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утверждены Правила устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 5 данных Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:
а) расчетным путем исходя из:
- нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
- количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Согласно пункту 6 Правил, целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
Учет расчетным путем, исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов, не может быть применен по причине отсутствия согласованных с Органом местного самоуправления и Региональным оператором контейнерных площадок на территориях торговых объектов ответчика.
Учет расчетным путем исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения, применяется во взаимоотнощениях с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами объекты обработки, обезвреживания и (или) захоронения твердых коммунальных отходов и транспортируемых с таких объектов (п.9 Правил).
Таким образом, в отношении торговых объектов ответчика, коммерческий учет твердых коммунальных отходов должен осуществляться расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, что и имеет быть место.
На территории Липецкой области действуют нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утвержденные Приказом Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 09.02.2017 N 01-03/16 (т.1, л.д.77-79).
Согласно названного Приказа, нормативы накопления твердых коммунальных отходов: для промтоварных магазинов составляет: 1,56 куб.м. на 1 кв.м. общей площади. Именно это значение норматива использовалось при расчете и определении объема отходов по принадлежащим ответчику торговым объектам.
Ссылка в апелляционной жалобе на сведения об обработке, утилизации, обезвреживании транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2018 год отклоняется судебной коллегией как основанная на предположениях, без учета фактических обстоятельств дела.
В рассматриваемом случае, по смыслу закона, на основании пункта 5 "Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утв. Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505, в отношении торговых объектов ответчика, коммерческий учет твердых коммунальных отходов должен осуществляться расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема.
Согласно данных Росреестра, общая площадь объекта ответчика: торговый центр "Октябрьский" составляет: 299 кв.м., в свою очередь в Приказе Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области от 09.02.2017 N 01-03/16 речь идет о применении норматива на 1 кв.м. общей площади торгового объекта, поэтому применение значений площади для расчета объема твердых коммунальных отходов, которая указана в налоговой декларации, которую заполняет ответчик, не корректно.
Судебная коллегия отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что он столько отходов не производит, услугами истца фактически не пользуется, что договора с истцом не имеется, как несоответствующие ни нормам права, ни обстоятельствам дела, ничем не подтвержденные.
Иные доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Липецкой области от 31.05.2019 не имеется.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на ее заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 31.05.2019 по делу N А36-254/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Бодакина Сергея Евгеньевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Т.И. Орехова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-254/2019
Истец: ООО "Чистый город"
Ответчик: Бодакин Сергей Евгеньевич