г. Челябинск |
|
31 июля 2019 г. |
Дело N А07-25232/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ермолаевой Л.П.,
судей Тимохина О.Б., Богдановской Г.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Придвижкиной В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.03.2019 по делу N А07-25232/2018 (судья Напольская Н.Е.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Прокуратуры Республики Башкортостан - Кашапова Р.М. (служебное удостоверение).
Администрация муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - истец, администрация МР Гафурийский район РБ) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан (далее - ответчик, администрация сельского поселения Буруновский сельсовет МР Гафурийский район РБ) о признании отсутствующим права собственности на земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения:
- с кадастровым номером 02:19:000000:200 площадью 20000 кв. м, расположенного по адресу: РБ, Гафурийский район, с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, запись о регистрации права 02-04/129-04/329/001/2016-2248/1 от 04.07.2016;
- с кадастровым номером 02:19:000000:434 площадью 6587999 кв. м, расположенного по адресу: РБ, Гафурийский район, с/с Буруновский, с. Буруновка, с разрешенным использованием - возделывание сельскохозяйственных культур, запись о регистрации права 02-04/129- 04/329/001/2016-2252/1 от 04.07.2016;
- с кадастровым номером 02:19:000000:426 площадью 3500000 кв. м, расположенного по адресу: РБ, Гафурийский район, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, запись о регистрации права 02-04/129-04/329/001/2016-2250/1 от 04.07.2016;
- с кадастровым номером 02:19:000000:174 площадью 1010000 кв. м, расположенного по адресу: РБ, Гафурийский район, КФХ "Пчелка", с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, запись о регистрации права 02-04/129-04/329/001/2016-2244/1 от 04.07.2016;
- с кадастровым номером 02:19:000000:427 площадью 3780533 кв. м, расположенного по адресу: РБ, Гафурийский район, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, запись о регистрации права 02-04/129-04/329/001/2016-2251/1 от 04.07.2016;
- с кадастровым номером 02:19:000000:178 площадью 410000 кв. м, расположенного по адресу: РБ, Гафурийский район, КФХ "Маяк", с разрешенным использованием - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, запись о регистрации права 02-04/129-04/329/001/2016-2247/1 от 04.07.2016;
- с кадастровым номером 02:19:000000:2549 площадью 26574 кв. м., расположенного по адресу: РБ, Гафурийский район, с/с Буруновский, с. Буруновка, с разрешенным использованием - размещение автомобильных дорог, запись о регистрации права 02-04/129-04/329/001/2016-2249/1 от 04.07.2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан (далее - Управление Росреестра), Прокуратура Республики Башкортостан (далее - Прокуратура), Территориальное управление Росимущества по РБ, Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений РБ по Гафурийскому району (далее - Комитет).
Определением суда от 29.08.2018 судом приняты меры обеспечения в виде запрета Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан: производить регистрационные действия по государственной регистрации перехода права на спорные земельные участки; вносить в Единый государственный реестр недвижимости изменения в части раздела, образования, объединения и/или межевания спорных земельных участков; запрета Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Гафурийскому району совершать действия, связанные с организацией и проведением торгов в отношении спорных земельных участков.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.03.2019 (резолютивная часть объявлена 18.03.2019) исковые требования удовлетворены.
Администрация сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан не согласилась с вынесенным решением и обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя апелляционной жалобы, арбитражным судом первой инстанции при принятии судебного акта допущено неправильное применение норм материального и процессуального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. В частности апеллянт полагает, что судом применен закон, не подлежащий применению. Вывод суда об отсутствии у Администрации поселения полномочий на принятие земельных участков в собственность основан на статье 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ, вступившего в силу 01.01.2017. Как полагает апеллянт, данные изменения не отменили право сельских поселений, у которых в соответствующем порядке утверждены Генеральный план и Правила землепользования и застройки распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Вместе с тем право собственности поселения было приобретено 04.07.2016 т.е. до введения примененного судом закона. В момент приобретения права собственности, действующая редакция закона N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не запрещала принимать в собственность землю, находящуюся в пределах сельского поселения. Суд необоснованно привлек прокуратуру к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, поскольку вынесенный судебный акт не может затрагивать права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте в сети Интернет.
В судебном заседании принял участие представитель Прокуратуры Республики Башкортостан, иные лица, участвующие в деле, явку представителей не обеспечили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие не явившихся представителей.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, Администрацией сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан издано постановление от 01.06.2016 N 62 "О принятии в муниципальную собственность сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности" (т. 2, л. д. 67 - 69).
Из текста названного постановления следует, что Администрация сельского поселения постановила предоставить Администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район РБ в собственность земельные участки из категории земель сельскохозяйственного назначения:
- площадью 20000 кв. м с кадастровым номером 02:19:000000:200, расположенный по адресу: РБ, Гафурийский район, с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства;
- площадью 6587999 кв. м с кадастровым номером 02:19:000000:434, расположенный по адресу: РБ, Гафурийский район, с/с Буруновский, с. Буруновка, с разрешенным использованием - возделывание сельскохозяйственных культур;
- площадью 3500000 кв. м с кадастровым номером 02:19:000000:426, расположенный по адресу: РБ, Гафурийский район, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства;
- площадью 1010000 кв. м с кадастровым номером 02:19:000000:174, расположенный по адресу: РБ, Гафурийский район, КФХ "Пчелка", с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства;
- площадью 3780533 кв. м с кадастровым номером 02:19:000000:427, расположенный по адресу: РБ, Гафурийский район, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства;
- площадью 410000 кв. м с кадастровым номером 02:19:000000:178, расположенный по адресу: РБ, Гафурийский район, КФХ "Маяк", с разрешенным использованием - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;
- площадью 26574 кв. м с кадастровым номером 02:19:000000:2549, расположенный по адресу: РБ, Гафурийский район, с/с Буруновский, с. Буруновка, с разрешенным использованием - размещение автомобильных дорог.
На основании указанного постановления 04.07.2016 произведена государственная регистрация права собственности Сельского поселения Буруновский сельсовет на земельные участки с кадастровыми номерами 02:19:000000:200, 02:19:000000:434, 02:19:000000:426, 02:19:000000:174, 02:19:000000:427, 02:19:000000:178, 02:19:000000:2549.
Ссылаясь на отсутствие у Администрации сельского поселения полномочий на распоряжение земельными участками путем передачи их в собственность поселения и на недействительность оснований государственной регистрации права собственности, Администрация района обратилась в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции нашел их обоснованными и подтвержденными материалами дела.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ) права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии установленных законом оснований для регистрации права собственности сельского поселения на спорный земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности; а также те земельные участки, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю.
Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, является одним из принципов земельного законодательства, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подп. 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
Основания и порядок разграничения государственной собственности на землю регулировались с 20.12.2001 по 01.07.2006 Законом N 101-ФЗ, с 01.07.2006 - Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Спорные земельные участки относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, для размещения автомобильных дорог, для ведения личного подсобного хозяйства, для возделывания сельскохозяйственных культур, либо для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности сельского поселения на участках не имеется, казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным Администрацией поселения в целях сельскохозяйственного использования спорные участки не предоставлялись.
Пунктом 4 статьи 2 Закона N 137-ФЗ закреплено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным Законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Вступившим с 01.03.2015 в силу Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 171-ФЗ) внесены изменения в статью 3.3 Закона N 137-ФЗ, регулирующую порядок распоряжения земельными участками публичной собственности.
Пунктом 2 статьи 3.3 Закона N 171-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) органы местного самоуправления поселения наделялись правом на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.
Вместе с тем по смыслу положений пункта 2 приведенной статьи наделение органов местного самоуправления поселений полномочиями по предоставлению земельных участков, которые не могут быть отнесены по предусмотренным статьей 3.1 Закона N 137-ФЗ основаниям к какой-либо из форм собственности, в силу чего относятся к землям, государственная собственность на которые не разграничена, не является основанием для такого разграничения и не означает возникновение у них прав собственности на данные земельные участки.
Предусмотренный п. 2 статьи 3.3 Закона 137-ФЗ порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность был изменен с 01.01.2017, когда Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ в абзац третий пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Апелляционная коллегия отмечает, что право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, которое было делегировано органам местного самоуправления, не тождественно праву собственности и не является основанием возникновения такого права на земельные участки у муниципального образования (сельского поселения или района).
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о том, что постановление администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район РБ от 01.06.2016 N 62, представленное в качестве основания возникновения права собственности сельского поселения, таковым не является, следует признать обоснованным.
Поскольку основания возникновения права собственности сельского поселения на спорный земельный участок отсутствовали, регистрация права собственности поселения произведена незаконно.
Учитывая, что с 01.01.2017 лицом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является Администрация муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан иск Администрации района о признании отсутствующим права собственности поселения на земельные участки направлен по существу на устранение конфликта между правами истца на распоряжение указанными участками и правом собственности сельского поселения на земельный участок, зарегистрированным в отсутствие установленных законом оснований.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у Администрации района полномочий на обращение с указанным иском и выборе истцом надлежащего способа защиты, поскольку данный способ защиты в рассматриваемом случае ведет к восстановлению как нарушенных прав Российской Федерации, как собственника земельных участков, так и прав Администрации района на распоряжение данными участками.
Доводы апеллянта о том, что внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ изменения в статью 3.3 Федерального закона N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" не отменили право сельских поселений, имеющих утвержденные Генеральный план и Правила землепользования распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также о том, что ранее действовавшая редакция закона Федерального закона N 137-ФЗ не запрещала принимать в собственность землю, находящуюся в пределах сельского поселения, подлежат отклонению.
Данные доводы основаны на неправильном понимании земельного законодательства, нормами которого возможность приобретения муниципальным образованием, права собственности на участок из государственной собственности на основании наличия у него полномочий по распоряжению таким участком, не предусматривалась.
Доводы о необоснованном привлечении к делу и допуске к участию в деле прокуратуры без доверенности подлежат отклонению.
Исходя из пункта 1 статьи 1 Закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" прокурор участвует в деле на основании служебного удостоверения. При этом необходимо учитывать, что в силу статьи 54 Закона N 2202-1 под наименованием "прокурор" понимаются: Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции.
Учитывая характер спорных правоотношений и необходимости защиты публичных интересов и интересов неопределенного круга лиц, привлечение прокуратуры к рассмотрению настоящего спора, а также непринятие судом отказа истца от исковых требований является обоснованным.
Ссылки апеллянта на то обстоятельство, что правовые акты, положенные в основу государственной регистрации права ответчика на спорные земельные участки, не были признанными недействительными в установленном законом порядке, подлежат отклонению, поскольку оценка недействительности ненормативного правового акта, послужившего основанием для возникновения права собственности муниципального образования в самостоятельном споре, не может обеспечить восстановление прав заявителя, которые он полагает нарушенными. Только при рассмотрении судом спора о праве возможно восстановление прав заявителя, в связи с чем в предмет доказывания судом обоснованно положено основание возникновения права ответчика и дана оценка действительности этого акта.
С учетом изложенного арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела, а также доводам, в том числе, изложенным в жалобе, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку, оснований для переоценки выводов у суда апелляционной инстанции в силу статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 25.03.2019 по делу N А07-25232/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации сельского поселения Буруновский сельсовет муниципального района Гафурийский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.П. Ермолаева |
Судьи |
О.Б. Тимохин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-25232/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ГАФУРИЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Администрация сельского поселения Буруновский сельсовет МР Гафурийский район
Третье лицо: КОЛХОЗ "РОССИЯ", КУС МЗИО РБ по Гафурийскому району, Прокуратура РБ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бшкортостан