г. Владимир |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А43-4476/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.07.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.07.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Москвичевой Т.В., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС Энерго Нижний Новгород" (ОГРН 1055238038316, ИНН 5260148520) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.05.2019 по делу N А43-4476/2019, принятое судьей Чепурных М.Г. по заявлению публичного акционерного общества "ТНС Энерго Нижний Новгород" о признании незаконным и отмене постановления Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 25.01.2019 N 3.
В судебном заседании приняли участие представители публичного акционерного общества "ТНС Энерго Нижний Новгород" - Юмжакова П.Е. по доверенности от 28.12.2018 N 493 сроком действия до 31.12.2019 (т.2, л.д.53), Региональной службы по тарифам Нижегородской области - Галкина Д.В. по доверенности от 09.01.2019 N 8 сроком действия до 31.12.2019 (т.3, л.д.106).
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 18.07.2019 в 09 час. 15 мин.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании служебной записки начальника отдела государственного контроля и работы с потребителями Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее - Служба, РСТ НО, административный орган) в отношении публичного акционерного общества "ТНС Энерго Нижний Новгород" (далее - ПАО "ТНС Энерго НН", Общество, заявитель) определением от 15.11.2018 возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
В ходе проведения административного расследования Службой установлено, что ПАО "ТНС Энерго НН" расчет платы за электрическую энергию на содержание общего имущества нежилыми помещениями (в том числе нежилым помещением N 5 д. 14А, ул. Тонкинская, г. Нижний Новгород) в период с апреля по июнь 2018 года с ООО "Управляющая компания "Ревелена" (далее - ООО "УК "Ревелена", управляющая компания) производило исходя из тарифа на электрическую энергию в размере 2,48 руб./кВт.ч., в период с июля по август 2018 года - 2,58 руб./кВт.ч.
Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс), уполномоченное должностное лицо РСТ НО 14.01.2019 составило протокол об административном правонарушении N 1 и 25.01.2019 вынесло постановление по делу об административном правонарушении N 3, которым заявитель привлечен к административной ответственности по указанной норме в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
ПАО "ТНС Энерго НН" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 16.05.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
При этом, руководствуясь частями 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), частью 1 статьи 1.6, частью 2 статьи 2.1, частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, учитывая разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии состава вмененного административного правонарушения в деянии Общества, правомерном привлечении его к административной ответственности, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой сослалось на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд считал установленными.
По мнению Общества, судом первой инстанции неверно определен порядок расчетов между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией и, как следствие, тарифов на электрическую энергию.
Заявитель указывает, что при расчете с исполнителем по договору энергоснабжения необходимо выделять нормативный и сверхнормативный объем электрической энергии, приходящийся на общедомовые нужды. Именно нормативный объем электрической энергии на общедомовые нужды подлежит оплате по тарифу, установленному для соответствующей группы потребителей в пределах социальной нормы потребления. Поэтому, по мнению Общества, в отсутствие доказательств отнесения потребителя к соответствующей тарифной группе невозможно сделать вывод о необходимости применения того или иного тарифа.
Общество также отмечает, что служебная записка должностного лица Службы не может являться основанием для возбуждения дела об административном правонарушении. По мнению заявителя, таким основанием может являться только акт проверки. Таким образом, законных оснований для составления протокола об административном правонарушении и, как следствие, вынесения постановления по делу об административном правонарушении у Службы не имелось.
Кроме того, ПАО "ТНС Энерго НН" обращает внимание суда на то, что служебная записка не содержит информацию о дате выявления признаков административного правонарушения; материалы по расчетам за период ноябрь-декабрь 2018 года не истребовались и не исследовались, однако Обществу вменяется правонарушение в том числе за указанный период.
Подробно доводы Общества приведены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу возразил против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда законным и обоснованным. В судебном заседании представитель РСТ НО поддержал доводы, изложенные в отзыве, просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена административная ответственность в том числе за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Частью 3 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" предусмотрено, что цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей подлежат государственному регулированию.
На основании пункта 63 Основ ценообразования в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Постановление N 1178), органы исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
В соответствии с пунктом 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
Если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.
При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем коммунальной услуги у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей.
Согласно пункту 44 Правил N 354 при расчете платы за коммунальную услугу предоставленную на содержание общего имущества потребителю в нежилом помещение используются цены (тарифы), установленные для категории потребителей, к которой относится такой потребитель.
При расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на содержание общего имущества потребителю в нежилом помещении должны использоваться тарифы на электрическую энергию, установленные решением РСТ НО от 20.12.2017 N 67/1 для населения и приравненных к нему категорий потребителей Нижегородской области.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, находящийся по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Тонкинская, д. 14А оборудован стационарными плитами и (или) электроотопительными установками.
Подпунктом 2.1 приложения 1 к решению РСТ НО от 20.12.2017 N 67/1 установлен одноставочный тариф на электрическую энергию, для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными плитами и (или) электроотопительными установками и приравненных к нему потребителей в период с января по июнь 2018 года в пределах социальной нормы - 2,48 руб./кВт.ч., сверх социальной нормы - 4,31 руб./кВт.ч; в период с июля по декабрь 2018 года в пределах социальной нормы - 2,58 руб./кВт.ч.; сверх социальной нормы - 4,48 руб./кВт.ч.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 N 310 "Об установлении размера социальной нормы потребления электрической энергии населением" установлена социальная норма потребления электрической энергии населением. Социальная норма потребления электрической энергии применяется при оплате коммунальной услуги по электроснабжению жилого помещения, при оплате коммунальной услуги по электроснабжению нежилого помещения социальная норма применению не подлежит.
Как следует из материалов дела, между ООО "УК "Ревелена" и ОАО "Нижегородская сбытовая компания" (в настоящее время - ПАО "ТНС энерго НН") заключен договор энергоснабжения N 2604000 от 17.02.2015.
Согласно счетов и счетов-фактур на оплату электрической энергии, выставленных ПАО "ТНС энерго НН" управляющей компании, расчет платы за электрическую энергию, потребленную на содержание общего имущества нежилыми помещениями (в том числе нежилым помещением N 5 д. 14А, ул. Тонкинская, г. Нижний Новгород) в период с апреля по июнь 2018 года, производился исходя из тарифа на электрическую энергию в размере -2,48 руб./кВт.ч., в период с июля по август 2018 года - 2,58 руб./кВт.ч.
Однако, расчет платы за электроэнергию, потребленную на содержание общего имущества для нежилого помещения должен производиться исходя из тарифов на электрическую энергию, установленных для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованным стационарными плитами и (или) электроотопительными установками и приравненных к нему сверх социальной нормы потребления в период с января по июнь 2018 года в размере 4,31 руб./кВт.ч. (с учетом НДС), в период с июля по декабрь 2018 года - 4,48 руб./кВт.ч. (с учетом НДС) в соответствии с приложением N 1 к решению РСТ НО от 20.12.2017 N 67/1.
Таким образом, Обществом допущено занижение установленных Службой тарифов на электрическую энергию в 2018 году, что подтверждается материалами дела.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии в деянии заявителя события вмененного административного правонарушения.
Довод заявителя о том, что им правомерно плата за весь объем электроэнергии, приходящийся на содержание мест общего пользования выставлялся по тарифу в пределах социальной нормы потребления в связи с отсутствием сведений от управляющей компании о делении данного объема на нормативный и сверхнормативный и невозможности определения нормативного объема самостоятельно в связи с отсутствием сведений о площади мест общего пользования в многоквартирном жилом доме, обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 28.05.2012 N 310 не предусмотрено применение социальной нормы потребления электроэнергии при расчете платы за электроэнергию, потребленную нежилыми помещениями в целях содержания общего имущества многоквартирного дома.
Таким образом, при расчетах за электроэнергию, используемую собственниками нежилых помещений в целях содержании общего имущества в многоквартирном доме, применяется тариф для населения сверх социальной нормы.
Довод заявителя об отсутствии сведений о наличии нежилых помещений в многоквартирном доме N 14а по ул. Тонкинская г. Нижнего Новгорода и об объеме потребленной собственниками нежилых помещений электроэнергии на содержание общедомового имущества опровергается материалами дела.
Из материалов административного дела следует, что управляющая компания ежемесячно передавала сведения об объемах электроэнергии, используемой, в том числе, на содержание общедомового имущества многоквартирного дома с разбивкой по категориям потребителей (жилые и нежилые помещения). Из представленных информационных листов, содержащих объемы электрической энергии, потребленные ООО "УК "Ревелена" в целях обеспечения электроэнергией собственников помещений в многоквартирном доме, и счетов-фактур, выставляемых заявителем, следует, что заявитель применяет тариф сверх социальной нормы потребления только к объему электроэнергии, потребленному в жилых помещениях сверх социальной нормы. К оставшемуся объему (включая объем электроэнергии, потребленной собственниками нежилых помещений в целях содержания общего имущества) применяется тариф в пределах социальной нормы.
Таким образом, Общество выставляло счета на оплату электроэнергии, игнорируя сведения об объемах электроэнергии, предоставляемых управляющей компанией.
Судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка доводу ПАО "ТНС энерго НН" об отсутствии в материалах дела доказательств отнесения собственника нежилого помещения N 5 д. N 14 А по ул. Тонкинская к категории, приравненной к населению.
Согласно подпункту б (1) пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, стоимость коммунального ресурса, используемого в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, рассчитывается с использованием цен (тарифов), установленных для населения.
В данном случае дифференциация по категориям потребителей не предусмотрена.
Доказательств невозможности выполнения Обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах в деянии ПАО "ТНС энерго НН" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено.
Пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса предусмотрено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что служебная записка начальника отдела государственного контроля и работы с потребителями В.А.Яньковой в рассматриваемом случае, послужила поводом к возбуждению дела об административном производстве в отношении ПАО "ТНС энерго НН".
При этом, признаки наличия в деянии Общества события вменяемого административного правонарушения выявлены в ходе проведения административного расследования в отношении управляющей компании в связи с обращением собственника нежилого помещения N 5 д. N 14 А по ул. Тонкинская по вопросу обоснованности применения тарифа на коммунальные ресурсы при расчете платы в том числе, на электрическую энергию.
Оснований для квалификации совершенного правонарушения в качестве малозначительного и возможности освобождения нарушителя от административной ответственности на основании статьи 2.9. КоАП РФ судом первой инстанции не установлено и в апелляционной жалобе не приведено.
Ошибочное указание в оспариваемом постановлении на занижение Обществом установленного тарифа за ноябрь и декабрь 2018 года не свидетельствует об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения в деянии ПАО "ТНС энерго НН" и его квалификацию.
Оспариваемым постановлением Обществу назначено наказание в виде минимального штрафа, установленного санкцией статьи.
Возможности замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение суд не усмотрел ввиду отсутствия в материалах дела доказательств наличия совокупности условий, предусмотренных статьями 3.4, 4.1.1 КоАП РФ.
По убеждению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемом случае, Обществу назначено справедливое и соразмерное административное наказание с учетом характера правонарушения и степени вины правонарушителя.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Апелляционная жалоба ПАО "ТНС энерго НН" по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 16.05.2019 по делу N А43-4476/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "ТНС Энерго Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-4476/2019
Истец: ПАО "ТНС Энерго Нижний Новгород"
Ответчик: Региональная служба по тарифам Нижегородской области