город Ростов-на-Дону |
|
30 июля 2019 г. |
дело N А53-28809/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
судей Н.В. Ковалевой, Б.Т. Чотчаева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сурженко Т.М.,
при участии:
от заявителя (ответчика): представитель Пономарев В.Б. по доверенности от 10.01.2019,
от истца: представитель не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Каменский щебеночный завод" (ИНН 6114008491, ОГРН 1046114002087)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.05.2019 по делу N А53-28809/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Федеральная логистическая компания" (ИНН 6155068309, ОГРН 1136182003704)
к обществу с ограниченной ответственностью "Каменский щебеночный завод" (ИНН 6114008491, ОГРН 1046114002087)
о взыскании неустойки,
принятое в составе судьи Казаченко Г.Б.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Федеральная логистическая компания" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Каменский щебеночный завод" (далее - ответчик) о взыскании неустойки по договору транспортной экспедиции N 125/2018 от 12.01.2018 в размере 272000 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.05.2019 исковые требования удовлетворены, распределены расходы по оплате государственной пошлины.
Общество с ограниченной ответственностью "Каменский щебеночный завод" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение от 14.05.2019 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
Апелляционная жалоба (с учетом дополнений к жалобе) мотивирована тем, что суд принял во внимание железнодорожные транспортные накладные и справку ГВЦ, однако не дал оценки ведомостям подачи и уборки вагонов, из которых усматривается, что вина ответчика в простое вагонов отсутствует. Кроме того, заявитель указывает на техническую ошибку в расчетах, допущенной в решении суда, а именно: в таблице N п/п с 51 по 64 являются повторением номеров с 34 по 50 - те же номера вагонов и даты простоя.
От общества с ограниченной ответственностью "Федеральная логистическая компания" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец согласился с доводами жалобы в части допущенной в решении суда технической ошибки в расчетах, в связи с чем приложил уточненный расчет иска, согласно которому сумму неустойки составляет 252000 руб.
Представитель заявителя (ответчика) в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, настаивал на ее удовлетворении.
Истец явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в его отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя (ответчика), арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между обществом с ограниченной ответственностью "Федеральная логистическая компания" (экспедитор) и обществом с ограниченной ответственностью "Каменский щебеночный завод" (клиент) заключен договор транспортной экспедиции N 125/2018 от 12.01.2018, согласно условиям которого экспедитор обязался за вознаграждение по поручению клиента и за счет клиента, организовать выполнение комплекса транспортно-экспедиторских услуг, связанных с перевозкой грузов клиента по территории РФ, грузов, перемещаемых через территорию РФ, международных перевозок грузов клиента, при которых пункт отправления или пункт назначения груза расположен за пределами территории РФ, перевозок, экспортируемых грузов клиента, при которых пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ, железнодорожным транспортом в объемах и по направлениям согласно заявке клиента, а именно: платежно-финансовые услуги, информационные услуги, а также дополнительные транспортные услуги, связанные с вышеуказанными перевозками грузов клиента, а клиент обязался возместить расходы экспедитора, а также принять и оплатить оказанные услуги (пункт 1.1. договора).
Согласно пункту 3.3.4. договора клиент обеспечивает за свой счет своевременную подачу вагона со станции примыкания на подъездные пути, с которых осуществляется погрузка, и вывод вагонов обратно, а также подачу вагонов под выгрузку и уборку вагона из-под выгрузки с подъездных путей на железнодорожные пути станции примыкания.
Пунктом 3.3.5. договора предусмотрено, что клиент обеспечивает за свой счет выполнение грузовых операций (погрузка или выгрузка или погрузка и выгрузка). Простой вагонов, поданных согласно заявке, на станциях погрузки/выгрузки должен составлять не больше:
- для открытых вагонов: 3 суток на станциях погрузки; 3 судок на станции выгрузки;
- для полувагонов: 2 суток на станциях погрузки; 2 суток на станции выгрузки;
- для платформ: 3 ток на станциях погрузки; 3 суток на станции выгрузки.
Срок нахождения вагонов на станциях погрузки/выгрузки исчисляется с момента прибытия вагона на станцию погрузки/выгрузки до 24 часов 00 минут даты отправления вагона с этой станции включительно. Для прибытия и отправления вагонов на станцию и со станции совершения операции определяется по штемпелям в перевозочных документах (ж/д накладных или квитанциях о приеме груза к перевозке).
В пункте 4.1. договора указано, что стоимость услуг экспедитора по договору определяется сторонами в приложениях, являющихся неотъемлемой частью договора.
В соответствии с пунктом 5.9. договора, в случае простоя вагонов экспедитора под погрузкой/выгрузкой или на близлежащих станциях в случае невозможности подачи вагонов к местам погрузки/выгрузки по причинам, зависящим от клиента, грузооправителя/грузополучателя или владельца путей необщего пользования сверх нормативного времени, установленного пунктом 3.3.5. договора, клиент уплачивает экспедитору неустойку в размере 2000 руб. за каждый вагон за каждые сутки сверхнормативного простоя, а также возмещает экспедитору железнодорожный тариф по передислокации вагонов к новому месту погрузки в случае последующего отказа от указанных вагонов. Неполные сутки оплачиваются как полные.
Истец, в период январь - апрель 2018, обязательства по предоставлению подвижного состава (грузовых полувагонов (ПВ)), предусмотренные договором, исполнил, что подтверждается представленными в материалы дела железнодорожными накладными.
Как указывает истец, ответчиком нарушены обязательства, предусмотренные пунктом 3.3.5. договора (сроки выполнения грузовых операций), общее количество простоя вагонов по станциям Замчалово, Белинская, Саранск составило 136 судок, в связи с чем ответчику начислена неустойка в размере 272000 руб. (136 * 2000 руб.).
В адрес ответчика направлялись претензии N 139 от 05.07.2018 и N 112 от 08.06.2018 с требованием уплаты неустойки с приложением расчета (т. 1, л.д. 10-12), которые оставлены без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует принцип свободы договора. Стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. При этом условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ) и Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерством путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 39, датами прибытия вагона на станцию назначения (календарный штемпель "Прибытие на станцию назначения") и возврата порожнего вагона (календарный штемпель "Оформление приема груза к перевозке") являются даты, проставленные перевозчиком в соответствующих графах транспортных железнодорожных накладных.
Пунктом 3.3.5. договора предусмотрено, что клиент обеспечивает за свой счет выполнение грузовых операций (погрузка или выгрузка или погрузка и выгрузка). Простой вагонов, поданных согласно заявке, на станциях погрузки/выгрузки должен составлять не больше: для полувагонов: 2 суток на станциях погрузки, 2 суток на станции выгрузки. Срок нахождения вагонов на станциях погрузки/выгрузки исчисляется с момента прибытия вагона на станцию погрузки/выгрузки до 24 часов 00 минут даты отправления вагона с этой станции включительно.
В материалы дела по требованию суда первой инстанции представлена справка вычислительного центра ОАО "РЖД" по датам прибытия и отправления вагонов (т. 1, л.д. 137-138).
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, установив факт нарушения ответчиком сроков выполнения грузовых операций, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных истцом требований о взыскании с ответчика неустойки в размере 272000 руб.
Вместе с тем, повторно проверив расчет неустойки, судом апелляционной инстанции установлено, что графы расчета под номерами 51-61 повторяются (ранее указаны по тексту расчета под номерами 34-38, 40-43, 45, 46).
По расчету Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда общее количество времени сверхнормативного простоя полувагонов в сутках в период с января по апрель 2018 составляет 126 суток, общий размер неустойки (штрафа) составляет 252000 рублей (126 * 2000 рублей).
При таких обстоятельствах, довод жалобы в данной части является обоснованным, требования истца о взыскании с ответчика неустойки подлежат частичному удовлетворению, в размере 252000 руб.
Доводы ответчика об отсутствии вины в сверхнормативном простое полувагонов отклоняются судом апелляционной инстанции.
Согласно статье 119 УЖТ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 45 "Об утверждении Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" (далее по тексту - Правила составления ж/д актов) обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и собственных порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами, предусмотренными в настоящих Правилах.
В силу пункта 3.1 Правил N 45 акт общей формы составляется на станциях для удостоверения, в том числе, задержки вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования; задержки подачи порожних вагонов грузоотправителю в соответствии с принятой заявкой на перевозку грузов по причинам, зависящим от грузоотправителя или владельца железнодорожного пути необщего пользования; простоя локомотива, принадлежащего перевозчику, в ожидании окончания операции по погрузке, выгрузке на перегонах, раздельных пунктах (разъезды, блокпосты, обгонные пункты), не открытых в установленном порядке для производства коммерческих операций.
Таким образом, доказательствами, подтверждающими отсутствие сверхнормативного простоя вагонов, либо отсутствия вины ответчика, являются железнодорожные накладные с соответствующими календарными штемпелями или/и акты общей формы ГУ-23.
Ответчик соответствующие доказательства не представил, следовательно, не доказал отсутствие своей вины в сверхнормативном простое вагонов на станциях под грузовыми операциями.
С учетом изложенного принятое по делу решение подлежит изменению на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины по иску и по апелляционной жалобе подлежат отнесению на стороны пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
При цене иска в размере 272000 руб. государственная пошлина по иску составляет 8440 руб. (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации).
Платежным поручением N 000703 от 04.09.2018 истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 8440 руб. (т. 1, л.д. 5)
Поскольку исковые требования удовлетворены на 92,65% и в удовлетворении исковых требований отказано на 7,35%, постольку с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина по иску в размере 7819,66 руб.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3000 руб., подлежат отнесению на стороны согласно вышеуказанной пропорции.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителем государственная пошлина не уплачивалась, поскольку с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 2779,50 руб., с истца - в размере 220,50 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.05.2019 по делу N А53-28809/2018 изменить.
Абзац первый резолютивной части решения изложить в следующей редакции: "Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Каменский щебеночный завод" (ИНН 6114008491, ОГРН 1046114002087) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Федеральная логистическая компания" (ИНН 6155068309, ОГРН 1136182003704) неустойку в размере 252000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 7819,66 руб. В удовлетворении остальной части иска отказать".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Каменский щебеночный завод" (ИНН 6114008491, ОГРН 1046114002087) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2779,50 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Федеральная логистическая компания" (ИНН 6155068309, ОГРН 1136182003704) в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 220,50 руб.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Маштакова |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-28809/2018
Истец: ООО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ООО "КАМЕНСКИЙ ЩЕБЕНОЧНЫЙ ЗАВОД"