г. Тула |
|
1 августа 2019 г. |
Дело N А62-8856/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31.07.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.08.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., в отсутствие представителей заявителя - открытого акционерного общества "Жилищник", заинтересованного лица - Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области", третьего лица - муниципального унитарного предприятия "Смоленсктеплосеть", извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.03.2019 по делу N А62-8856/2018 (судья Ерохин А.М.),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Жилищник" (г. Смоленск, ОГРН 1076731017780; ИНН 6731065371) (далее - ОАО "Жилищник", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (г. Смоленск, ОГРН 1066731117353; ИНН 6730067200) (далее по тексту - управление, заинтересованное лицо) от 28.06.2018 N 0856/69/2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие "Смоленсктеплосеть" (г. Смоленск, ОГРН 1026701448850, ИНН 6730020716).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 22.03.2019 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на апелляционную жалобу открытое акционерное общество "Жилищник", опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
МУП "Смоленсктеплосеть" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, приказом начальника главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" от 30.03.2015 N 001/ОЛ "О предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ОАО "Жилищник", обществу предоставлена лицензия от 30.03.2015 N 001 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами ОАО "Жилищник".
В реестр лицензий (перечень адресов многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами) включен многоквартирный дом 40 по ул. М. Еременко города Смоленска.
Исполнителем коммунальной услуги "горячее водоснабжение" в указанном МКД с 01.03.2017 является МУП "Смоленсктеплосеть".
По обращению Новиковой Л.М., проживающей по адресу: г. Смоленск, ул. М. Еременко, д. 40, кв. 13 (от 13.04.2018 вх. N Ж-01771), в соответствии с приказом главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" от 01.06.2018 N 1532/ИП в период с 04.06.2018 по 19.06.2018 проведена внеплановая документарная проверка деятельности ОАО "Жилищник", связанная с проверкой исполнения требований федерального законодательства в части расчета размера платы за горячее водоснабжение ненадлежащего качества.
МУП "Смоленсктеплосеть" в письме от 26.04.2018 исх. N 3140/4 указало на то, что согласно акту обследования от 19.03.2018 на линии балансового разграничения отсутствуют врезки под термометры, в связи с чем температура горячей воды измерена на ближайшем к вводу стояке и составила + 59 °С.
По квартире N 13 в точках разбора температура горячей воды составила + 45 °С, по квартире N 14 составила + 46 °С.
ОАО "Жилищник" предоставлены акты по проверке температурного режима от 24.01.2018 (t + 40 °С горячей воды в точке водоразбора в кв. N 13 указанного многоквартирного дома); от 27.04.2018 (t + 32 °С горячей воды в точке водоразбора в кв. N 13 указанного многоквартирного дома).
С учетом указанных обстоятельств заявителю выдано предписание от 28.06.2018 N 0856/69/2018, которым на ОАО "Жилищник" возложена обязанность произвести перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме 40 по ул. М. Еременко города Смоленска.
Считая данное предписание главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" незаконным и нарушающим права и законные интересы общества, ОАО "Жилищник" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
По смыслу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушенных прав заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно пункту 1.1 Положения о Главном управлении "Государственная жилищная инспекция Смоленской области", утвержденного постановлением администрации Смоленской области от 09.11.2006 N 397 (далее - Положение), Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" является уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
В соответствии с пунктом 4.6 Положения Главное управление имеет право направлять предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий, лицам, осуществляющим обслуживание и (или) управление многоквартирным домом, ресурсоснабжающим организациям об устранении выявленных нарушений, продлевать срок исполнения предписаний в установленном порядке.
В силу положений части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 части 5 и части 7 статьи 20 ЖК РФ предусмотрено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
С учетом этого оспариваемое предписание вынесено в адрес общества должностным лицом инспекции в пределах предоставленных полномочий.
На основании частей 1, 1.1, 1.2 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ предусмотрено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее по тексту - Правила N 170) определены требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил N 170 техническая эксплуатация жилого фонда включает в себя управление жилищным фондом, техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий (техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовку к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт) и санитарное содержание.
Требования к температуре горячей воды установлены гигиеническими требованиями к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения СанПиН 2.1.4.2496-09.
В соответствии с пунктом 5.3.1 Правил N 170 качество воды, подаваемой в системы горячего водоснабжения жилого дома, должно отвечать требованиям ГОСТов.
Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), должна быть не менее 60 °C в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 °C - в закрытых.
Температура воды в системе горячего водоснабжения должна поддерживаться при помощи автоматического регулятора, установка которого в системе горячего водоснабжения обязательна.
Температура воды на выходе из водоподогревателя системы горячего водоснабжения должна выбираться из условия обеспечения нормируемой температуры в водоразборных точках, но не более 75 °C.
В соответствии с пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354), потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
При отсутствии централизованного горячего водоснабжения снабжение горячей водой потребителей в многоквартирном доме осуществляется исполнителем путем производства и предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению с использованием внутридомовых инженерных систем, включающих оборудование, входящее в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при наличии такого оборудования).
Согласно пункту 31 Правил N 354 исполнитель обязан, в числе прочего: а) предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; б) заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; в) самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил.
Итоговое качество услуги по горячему водоснабжению, как обоснованно заключил суд первой инстанции, достигается совокупностью функций как ресурсоснабжающей организации, так и управляющей организации; внутридомовая система горячего водоснабжения, обслуживаемая последней, в том числе и ее регулировка в установленном порядке, относится к компетенции заявителя.
Пунктом 5 приложения N 1 к Правилам N 354 установлено, что управляющей компанией должно быть обеспечено соответствие температуры горячей воды в точке водоразбора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Допустимое отклонение температуры горячей воды в точке водоразбора от температуры горячей воды в точке водоразбора, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании: в ночное время (с 0.00 до 5.00 часов) - не более чем на 5 °C; в дневное время (с 5.00 до 00.00 часов) - не более чем на 3 °C.
При несоответствии состава и свойств горячей воды требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании размер платы за коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, снижается на размер платы, исчисленный суммарно за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета) в соответствии с пунктом 101 Правил.
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, значение параметров горячей воды на вводе в дом и допустимое ее отклонение прямо действующим законодательством не оговорено, поскольку такие параметры индивидуальны для каждого типа многоквартирных домов (в зависимости от этажности дома, его протяженности, количества точек водоразбора, типа системы горячего водоснабжения и других факторов), в связи с этим такие параметры определяются расчетным способом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что сотрудниками МУП "Смоленсктеплосеть" проводились обследования и составлялись акты, из которых следует, что на вводе в МКД температура горячей воды ниже 60 °С - измерена на ближайшем к вводу стояке и составила + 59 °С.
По справедливому суждению суда, вопреки позиции инспекции, названные обстоятельства свидетельствуют о невозможности обеспечения температуры горячей воды, подаваемой в краны (точки) водозабора потребителей данного дома, не ниже 60 °С усилиями (действиями) только управляющей организации путем регулировки системы горячего водоснабжения МКД в пределах зоны ответственности управляющей организации.
При этом судом первой инстанции обоснованно учтены показания опрошенных в судебном заседании свидетелей, которые прямо указали, что в доме отсутствует и не предусмотрена циркуляционная линия горячего водоснабжение, что также негативно влияет на температуру горячей воды, подаваемой потребителям по дому.
Устройство такой циркуляционной линии относится к реконструкции системы горячего водоснабжения, и не может быть отнесено к работам, включенным в тариф за услугу "содержание жилья".
С учетом этого суд первой инстанции справедливо заключил, что отсутствие в доме циркуляционной линии горячего водоснабжения обусловлено не недостатками в содержании системы ГВС дома, а тем, что наличие такой циркуляционной линии в доме не было предусмотрено при его строительстве.
Прокладка такой циркуляционной линии в тариф за услугу "содержание жилья" и в состав услуг и работ по содержанию общего имущества не включена.
Следовательно, по справедливому суждению суда, вопреки доводам жалобы, утверждение надзорного органа о том, что внутридомовые коммуникации горячего водоснабжения обществом содержатся ненадлежащим образом голословно.
Кроме того, пунктом 103 Правил N 354 предусмотрено, что если исполнителем является ресурсоснабжающая организация, которая в соответствии с договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не осуществляет обслуживание внутридомовых инженерных систем, то такая организация производит изменение размера платы за коммунальную услугу в том случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальной услуги возникли до границы раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения.
В указанном случае, если нарушение качества коммунальной услуги и (или) перерывы в предоставлении коммунальных услуг, превышающие их установленную продолжительность, возникли во внутридомовых инженерных системах, то изменение размера платы за коммунальную услугу не производится, а потребители вправе требовать возмещения причиненных им убытков, в том числе вызванных внесением платы за непредоставленную коммунальную услугу или коммунальную услугу ненадлежащего качества с лиц, привлеченных собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов (домовладений) для обслуживания внутридомовых инженерных систем".
Судом установлено, что надзорный орган оспариваемым предписанием вменяет обществу нарушение пункта 103 Правил N 354, которое выразилось в том, что ОАО "Жилищник" в добровольном порядке не произвело перерасчет платы за содержание и ремонт общего имущества.
Вместе с тем, как обоснованно указал суд первой инстанции, упомянутая норма права такой обязанности лица, осуществляющего содержание и ремонт общего имущества, не содержит.
Кроме того, собственник указанной в предписании квартиры не обращался в ОАО "Жилищник" с требованием о возмещении убытков. Размер же таких убытков без сведений о фактически понесенных потребителем расходах по оплате соответствующей услуги определить невозможно.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции, установив совокупность оснований, предусмотренных частью 1 статьи 198 АПК РФ для признания оспариваемого предписания недействительным, правомерно удовлетворил заявленное ОАО "Жилищник" требование.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 22.03.2019 по делу N А62-8856/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-8856/2018
Истец: ОАО "ЖИЛИЩНИК"
Ответчик: Главное управление "Государственная жилищная инспекция Смоленской области"
Третье лицо: МУП "СМОЛЕНСКТЕПЛОСЕТЬ"