30 июля 2019 г. |
А43-49926/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Белышковой М.Б.,
судей Гущиной А.М., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Генералова Вадима Сергеевича (ОГРНИП 318527500089652, ИНН 523201124216) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.03.2019 по делу N А43-49926/2018, принятое судьей Вершининой Е.И. по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Генералова Вадима Сергеевича о признании незаконным бездействия администрации Безводнинского сельсовета Кстовского района Нижегородской области.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Глава крестьянского фермерского хозяйства Генералов Вадим Сергеевич (далее - Генералов В.С., глава КФХ, заявитель) 29.10.2018 на основании подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ, Земельный кодекс) обратился в администрацию Безводнинского сельсовета Кстовского района Нижегородской области (далее - Администрация) с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 5 лет без проведения торгов четырех земельных участков (кадастровые номера 52:26:0080020:485, 52:26:0080020:486, 52:26:0080020:487, 52:26:0080020:487) из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: обл. Нижегородская, р-н Кстовский, АО "Новоликеевское", для использования их для овцеводства.
Генералов В.С. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации, выразившегося в нерассмотрении заявления и непредоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 26.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом, руководствуясь статьями 69, 71, 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс), положениями Федерального закона N 101-ФЗ от 24.07.2002 "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ), Земельного кодекса, суд посчитал, что у Администрации отсутствуют предусмотренные статьей 10 Федерального закона N 101-ФЗ основания для предоставления испрашиваемых земельных участков заявителю в порядке, установленном подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Генералов В.С. обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Заявитель не согласен с выводом суда об отсутствии оснований для предоставления ему земельных участков в аренду, предусмотренных статьей 10 Федерального закона N 101-ФЗ. Обращает внимание суда на то, что согласно устному ответу Министерства сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области участие в программе господдержки развития сельского хозяйства предусматривает наличие земельного участка у заявителя в собственности либо аренде.
Глава КФХ указывает, что бездействие Администрации не соответствует требованиям Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Подробно доводы Генералова В.С. приведены в апелляционной жалобе.
В силу части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный не установил правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу части 3, пункта 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности поселения.
Подпунктами 12, 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрены основания для предоставления земельного участка главе КФХ.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Указанные случаи установлены статьей 10 Федерального закона N 101-ФЗ.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом.
В соответствии с частью 8 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрена возможность заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В указанном извещении, помимо прочего, должна содержаться информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка (пункт 2 статьи 39.18 Земельного кодекса).
Дальнейшие действия уполномоченного органа в зависимости от поступления или отсутствия заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении приобрести земельный участок, определены пунктами 5, 7 статьи 39.18 Земельного кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Таким образом, из совокупного толкования приведенных норм следует, что действующим законодательством предусмотрено несколько оснований для обращения главы КФХ с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Пункт 12 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса предусматривает право на обращение при наличии соответствия главы крестьянского фермерского хозяйства специальным требованиям, установленным статьей 10 Федерального закона N 101-ФЗ.
Исходя из положений статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ, следует, что к указанным специальным требованиям относятся фактическое использование земельного участка крестьянским фермерским хозяйством на момент обращения в уполномоченный орган, участие обратившегося лица в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства.
В отсутствие предусмотренных статьей 10 Федерального закона N 101-ФЗ оснований предоставление земельных участков для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется в соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса.
Материалами дела подтверждается, что 29.10.2018 глава КФХ обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0080020:485, 52:26:0080020:486, 52:26:0080020:488, 52:26:0080020:489 в аренду на пять лет для овцеводства в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Следовательно, при обращении в Администрацию заявителю требовалось обосновать наличие предусмотренных статьей 10 Федерального закона N 101-ФЗ оснований для предоставления испрашиваемых земельных участков.
Однако в рассматриваемом случае при обращении в Администрацию заявитель не представил документы, подтверждающие наличие таких оснований.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, представленное заявителем технико-экономическое обоснование размера крестьянского (фермерского) хозяйства по разведению овец к таким документам не относится, поскольку ни факт использования Генераловым В.С. спорных земельных участков, ни его участие в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства не подтверждает.
Только 15.03.2019 заявитель направил обращение в Министерство сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Нижегородской области о намерении участвовать в федеральной программе развития сельского хозяйства, что подтверждается представленными скриншотами электронных писем.
Довод заявителя об отсутствии необходимости участия в программе государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства при обращении в порядке части 8 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ основан на неверном толковании норм права и обоснованно отклонен судом первой инстанции.
Таким образом, предусмотренные подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и статьей 10 Федерального закона N 101-ФЗ основания для предоставления заявителю испрашиваемых земельных участков в аренду без проведения торгов в рассматриваемом случае, отсутствуют.
Как обоснованно отметил суд первой инстанции, несмотря на допущенное администрацией бездействие, выразившееся в нерассмотрении обращения главы КФХ по существу, признание незаконным оспариваемого бездействия не приведет к восстановлению нарушенных прав заявителя ввиду изложенных обстоятельств, поскольку у администрации отсутствуют предусмотренные статьей 10 Федерального закона N 101-ФЗ основания для предоставления испрашиваемых земельных участков заявителю в порядке, установленном подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Кроме того, заявитель не лишен возможности обратиться к администрации с заявлением о предоставлении испрашиваемых земельных участков в порядке, предусмотренном подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
С учетом изложенного правильным является вывод суда о том, что у Администрации отсутствуют предусмотренные статьей 10 Федерального закона N 101-ФЗ основания для предоставления испрашиваемых земельных участков заявителю в порядке, установленном подпунктом 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Совокупность двух условий для признания бездействия Администрации незаконным, в рассматриваемом случае, отсутствует.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного Генераловым В.С. требования.
Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Генералова В.С. по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.03.2019 по делу N А43-49926/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Генералова Вадима Сергеевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-49926/2018
Истец: Глава крестьянского -фермерского хозяйства Генералов Вадим Сергеевич, Глава крестьянско-фермерского хозяйства Генералов Вадим Сергеевич
Ответчик: Администрация Безводнинского сельсовета Кстовского района Нижегородской области
Третье лицо: Представитель Главы крестьянско-фермерского хозяйства Генералова В.С. Туранова О.А.