г. Пермь |
|
01 августа 2019 г. |
Дело N А71-1105/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Борзенковой И.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя ИП Жуйкова Константина Александровича (ОГРН 316183200079674, ИНН 182910206667) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041800950025, ИНН 1832015875) - Мурашова О.А., удостоверение, доверенность от 24.12.2018, Карпов Л.О., удостоверение, доверенность от 09.01.2019;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25 апреля 2019 года
по делу N А71-1105/2019,
принятое судьей Сидоровой М.С.
по заявлению ИП Жуйкова Константина Александровича
к Межрайонной ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике
об обязании произвести перерасчет страховых взносов и пени,
установил:
ИП Жуйков Константин Александрович (далее - заявитель, предприниматель, ИП Жуйков К.А.) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением об обязании ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) произвести перерасчет страховых взносов и пени за 2017 год, (с учетом уточнения требования, принятого судом на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ). Кроме того заявитель просит взыскать с заинтересованного лица понесенные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб., расходы по уплате госпошлины.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25.04.2019 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал налоговый орган произвести перерасчет страховых взносов и пени на обязательное пенсионное страхование за 2017 год на основании расчетной базы, определенной исходя из полученных предпринимателем доходов и документально подтвержденных предпринимателем расходах; взыскал с инспекции в пользу предпринимателя 300 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины, а также 15 000 руб. в возмещение судебных расходов.
Налоговый орган, не согласившись с принятым решением, обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В апелляционной жалобе налоговый орган настаивает на том, что предприниматель, как плательщик страховых взносов, применяющий упрощенную систему налогообложения, в силу положений статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), обязан исчислять страховые взносы исходя из суммы дохода, превышающего 300 000 руб., не уменьшая доход на величину расходов. Поскольку положения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" не подлежат применению по настоящему спору, касающемуся начислений страховых взносов за 2017 год, решение суда первой инстанции вынесено с нарушением норм материального права. По мнению инспекции, является неверным вывод суда о возможности применения по настоящему делу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.11.2016 N 27-П. Так, в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273 содержится вывод о том, что налоговым законодательством вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ. Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит.
Предприниматель представил письменный отзыв на жалобу налогового органа, в котором просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции. представители налоговой инспекции поддержали доводы жалобы.
Заявитель о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направил, что в силу части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, ИП Жуйков К.А. в 2017 г. осуществлял предпринимательскую деятельность, облагаемую по двум режимам налогообложения: налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов), и единым налогом на вмененный доход.
Межрайонная ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике 06.07.2018 произвела расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате предпринимателем за 2017 г., исходя из сумм дохода: согласно налоговым декларациям по ЕНВД за 2017 г. сумма дохода ИП Жуйкова К.А. составляет 1 351 524 руб. согласно налоговой декларации по УСН за 2017 г. сумма дохода составляет 28 839 519 руб. Итого общая сумма дохода - 30 191 043 руб. 30 191 043 - 300 000 = 29 891 043 руб. 1% от суммы дохода 29 891 043 руб. составляет 298 910,43 руб. Размер страховых взносов за 2017 г. составляет 23 400 руб. 23 400*8 = 187 200 руб. 187 200 - 23 400 = 163 800 руб.
Межрайонная ИФНС России N 11 по Удмуртской Республике направила заявителю требование от 06.07.2018 N844613 об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 163 800 руб. и пеней в сумме 1 050,36 руб. со сроком уплаты до 26.07.2018.
В связи с неисполнением требования налоговым органом вынесено решение от 31.07.2018 N 262105 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств.
В связи с отсутствием информации о счетах плательщика в банках налоговой инспекцией вынесено решение от 07.08.2018 N 18320066910 о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также вынесено постановление N 18320066910.
По запросу предпринимателя ему была выдана справка N 148386 о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам по состоянию на 18.12.2018 с информацией об имеющейся задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 163 602,66 руб. и пеням по страховым взносам в размере 6 776,01 руб.
Не согласившись с правомерностью начисления и отражения в справке данной задолженности, 21.12.2018 ИП Жуйков К.А. обратился с письмом в Межрайонную ИФНС России N 11 по УР с просьбой пересчитать сумму страховых взносов.
Согласно ответу налоговой инспекции от 14.01.2019 на основании письма Минфина России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369 для налогоплательщиков, указанных в подпункте 3 пункта 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений п.1 данной статьи для плательщиков, применяющих УСН, доход учитывается в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, при этом расходы, предусмотренный ст. 346.16 НК РФ, в этом случае не учитываются. Также было сообщено, что инспекцией в связи с поступающими обращениями индивидуальных предпринимателей направлено письмо в вышестоящий орган для разъяснения позиции по порядку начисления сумм страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСНО, выбравших объект налогообложения "доходы-расходы". Доказательств направления данного письма в адрес заявителя налоговым органом не представлено.
22.01.2019 заявителем подана жалоба в УФНС по Удмуртской Республике с требованием обязать Межрайонную ИФНС России N 11 по УР пересчитать сумму страховых взносов, исходя из разницы: доходы минус расходы.
18.02.2019 УФНС России по Удмуртской Республике в ответе на жалобу ИП Жуйкова К.А. указало, что, исходя из положений статьи 346.15 НК РФ, индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при определении доходов учитывают доходы, упомянутые в пунктах 1 и 2 статьи 248 Кодекса. В целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей на УСН, как производящих, так и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, величиной дохода является сумма фактически полученного имя дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период. Расходы, предусмотренные статьей 346.16 Кодекса, в этом случае не учитываются.
Считая, что налоговая инспекция должна произвести перерасчет сумм страховых взносов за 2017 г. с учетом расходов, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Заявленные требования признаны судом обоснованными и удовлетворены. Также суд, признав фактически понесенными и разумными расходы предпринимателя на оплату услуг представителя, удовлетворил соответствующее требование в искомой сумме.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулировался нормами Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", который с 01.01.2017 утратил силу.
С указанного времени порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулируется главой 34 НК РФ.
В силу пункта 3 статьи 8 Кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются две категории лиц, являющихся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. К первой категории относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подпункт 1 пункта 1), ко второй - индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (подпункт 2 пункта 1).
На основании пункта 2 статьи 419 НК РФ, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 данной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.
Согласно пункту 3 статьи 420 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419, признается минимальный размер оплаты труда, установленный на начало соответствующего расчетного периода. В случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 настоящего Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 статьи 430 Кодекса (в редакции, действовавшей до 01.01.2018) установлено, что страховые взносы на ОПС уплачиваются в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке:
в случае если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на ОПС, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на ОПС, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса, плюс 1 процент суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
В соответствии с пунктом 2 статьи 432 Кодекса суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
С учетом МРОТ на 01.01.2017 в размере 7 500 руб. минимальный фиксированный размер страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) на 2017 год составил 23 400 руб. (7500 руб. х 26% х 12).
В соответствии с пунктом 9 статьи 430 НК РФ в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается следующим образом:
для плательщиков, уплачивающих налог на доходы физических лиц (НДФЛ), - в соответствии со статьей 210 Кодекса (в части дохода от предпринимательской и (или) иной профессиональной деятельности);
для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Кодекса.
Из представленных заявителем налоговых деклараций по УСН и ЕНВД за 2017 год следует, что доход заявителя от предпринимательской деятельности составил 30 191 043 руб., расход - 26 616 124 руб.
Таким образом, сумма страховых взносов за 2017 год должна исчисляться из расчета (1 351 524 руб. + 28 839 519 руб. - 26 616 124 руб.) - 300 000 руб.) х 1% = 32 749,19 руб.
Налоговым органом сумма страховых взносов за указанный период исчислена в завышенном размере, без учета расходов, предусмотренных главой 26.2 НК РФ.
Выводы суда соответствуют нормам материального права.
В Постановлении от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" Конституционный Суд Российской Федерации (далее - Конституционный Суд) разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на ОПС, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
Согласно пункту 3 мотивировочной части данного постановления, хотя налоговое законодательство и не использует понятие "прибыль" применительно к налоговой базе для расчета НДФЛ, доход для целей исчисления и уплаты этого налога для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 НК РФ подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.
Аналогичный по существу механизм определения базы для обложения страховыми взносами предусмотрен и главой 34 "Страховые взносы" НК РФ, причем пункт 9 статьи 430 данного Кодекса предписывает учитывать доход именно в соответствии с его статьей 210, которая прямо предусматривает применение профессиональных налоговых вычетов при определении налоговой базы.
Как следует из сформулированной Конституционным Судом в Постановлении от 24 февраля 1998 года N 7-П правовой позиции, в соответствии с которой обеспечение неформального равенства граждан требует учета фактической способности гражданина (в зависимости от его заработка, дохода) к уплате публично-правовых обязательных платежей в соответствующем размере, возложенное на налогоплательщика бремя уплаты такого платежа, как НДФЛ, - исходя из сущности данного вида налога и императивов, вытекающих непосредственно из Конституции Российской Федерации, - должно определяться таким образом, чтобы валовый доход уменьшался на установленные законом налоговые вычеты, а налогом облагался бы так называемый чистый доход.
Хотя Конституционный Суд отметил отличительные признаки налогов и страховых взносов, обусловливающие их разное целевое предназначение и различную социально-правовую природу и не позволяющие рассматривать страховой взнос на ОПС, учитывающийся на индивидуально-возмездной основе, как налоговый платеж, который не имеет адресной основы и характеризуется признаками индивидуальной безвозмездности и безвозвратности (определение от 05.02. 2004 N 28-О), отдельные правовые позиции Конституционного Суда, касающиеся налогообложения, применимы и в отношении страховых взносов (определение от 15.01.2009 N242-О-П).
Это, во всяком случае относится и к требованию экономической обоснованности установления расчетной базы для обложения страховыми взносами по ОПС, зависящей от размера доходов индивидуального предпринимателя и предполагающей при определении их размера учет документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. В противном случае не исключена ситуация, когда размер страховых взносов, подлежащих уплате, исказит смысл и назначение предусмотренной федеральным законодателем его дифференциации в зависимости от доходов индивидуального предпринимателя, повлечет их избыточное финансовое обременение, а следовательно, - нарушение баланса публичных интересов и интересов субъектов предпринимательской деятельности. Тем самым нарушались бы гарантированные Конституцией Российской Федерации свобода экономической деятельности и принцип неприкосновенности частной собственности (статья 8; статья 34, часть 1; статья 35, часть 1).
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", изложенная выше Конституционным Судом правовая позиция обоснованно применена судом первой инстанции и в рассматриваемой ситуации.
Аналогичная правовая позиция отражена в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017.
Доводы заявителя жалобы о том, что правовая позиция Конституционного Суда, изложенная в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П, к рассматриваем правоотношениям не подлежит применению, так как заявитель использует УСН и освобожден в том числе от уплаты НДФЛ, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Довод о том, что по настоящему делу следует применить правовую позицию, изложенную в письме Минфина России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, в признании недействующим которого отказано решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273, подлежит отклонению.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273 указано, что поскольку оспариваемое письмо Министерства финансов Российской Федерации, в силу требований статьи 15 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 13 АПК РФ, статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не относится к числу нормативных правовых актов, применяемых судами, арбитражными судами при рассмотрении и разрешении соответствующих дел, то содержащиеся в нем разъяснения не являются обязательными для судов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 АПК РФ арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Согласно части 2 указанной статьи арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Таким образом, в целях определения размера подлежащих уплате заявителем страховых взносов за 2017 год, подлежал учету его доход за этот период, уменьшенный на величину расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода.
Как отмечено ранее, обжалуемым решением с инспекции в пользу предпринимателя взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 руб.
Как следует из материалов дела, 18.12.2018 между ИП Жуйковым К.А. и Басенко О.В. заключен договор возмездного оказания услуг. Согласно пункту 1 договора заказчик поручает, а Исполнитель обязуется оказать Заказчику следующие юридические услуги: представление интересов в суде по иску к МИФНС России N 11 по УР. Стоимость услуг, предусмотренных договором, составляет 15 000 руб.
Факт оплаты юридических услуг по договору подтверждается расходным кассовым ордером от 18.12.2018 N 101 на сумму 15 000 руб.
Принимая решение в указанной части, суд первой инстанции, оценив категорию рассматриваемого дела, принимая во внимание объем проделанной представителем заявителя работы, участие представителя в заседании суда при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции, с учетом размера рекомендуемых минимальных ставок вознаграждения за юридическую помощь, оказываемую адвокатам Адвокатской палаты Удмуртской Республики, утвержденным решением Совета Адвокатской палаты Удмуртской Республики от 19.05.2016, пришел к выводу, что сумма судебных расходов в размере 15 000 руб. не превышает разумных пределов, соответствует затратам исполнителя при оказании услуг в рамках рассмотрения настоящего дела.
Самостоятельных доводов относительно данной части решения апелляционная жалоба не содержит.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов.
В силу статьи 333.37 НК РФ инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 25 апреля 2019 года по делу N А71-1105/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Г.Н.Гулякова |
Судьи |
И.В.Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1105/2019
Истец: Жуйков Константин Александрович
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Удмуртской Республике