г. Красноярск |
|
31 июля 2019 г. |
Дело N А33-11526/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "31" июля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Споткай Л.Е.,
судей: Бутиной И.Н., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания Лизан Т.Е.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Архитектурно-планировочное бюро" (ИНН 2446005948, 1022401253423)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "29" марта 2019 года по делу N А33-11526/2018, принятое судьёй Антроповой О.А.,
установил:
муниципальное казенное учреждение "Архитектурно-планировочное бюро" ИНН 2446005948, 1022401253423 (далее - истец, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Стройторгсервис" ИНН 2464228560, ОГРН 1102468044238 (далее - ответчик, общество) о взыскании 15 086 623 рублей 84 копеек неосновательного обогащения по муниципальному контракту N 6 от 27.08.2015.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "29" марта 2019 года в удовлетворении иска отказано.
Истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить принять новый судебный акт, мотивируя тем, что судом первой инстанции обстоятельства и материалы дела исследованы не полностью, не дана оценка существенным обстоятельствам дела.
Истец указывает на то, что в связи с внесением изменений в проектную документацию по обращению ответчика с письмом (Исх.N 220/1 от 31.08.2015), заключением дополнительных соглашений N 1 от 01.09.2015, N 3 от 25.01.2016, N 4 от 19.09.2016, уменьшением объемов работ, цена контракта должна быть снижена на 18 902 199 рублей 50 копеек.
Учитывая, что ответчиком выполнены дополнительные работы не предусмотренные проектной документацией на сумму 4 162 246 рублей 47 копеек, а также уменьшение цены контракта на сумму 3 815 575 рублей 66 копеек, 10 924 377 рублей 37 копеек является неосновательным обогащением.
В оспариваемом решении не мотивированно почему указанная сумма, по мнению суда, считается уплаченной истцом ответчику без нарушения действующего законодательства.
Ответчик отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представил.
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет")), в судебное заседание не явились, своих представителей не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие сторон и их представителей в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
27.08.2015 в целях реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2013-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 06.05.2013 N 228-п, между муниципальным казенным учреждением "Архитектурно-планировочное бюро" (заказчик) и ООО "Стройторгсервис" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 6 (далее - контракт) на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию 80 квартир на объекте "5-ти этажный, многоквартирный жилой дом, с инженерным обеспечением, в г. Дивногорске (98 квартир)", в районе ул. Бочкина, 14а, в соответствии с пунктом 1.1 которого заказчик привлекает подрядчика, на условиях установленных разделами II, III контракта на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию 80 квартир на объекте "5-ти этажный, многоквартирный жилой дом, с инженерным обеспечением, в г. Дивногорске (98 квартир)", в районе ул. Бочкина, 14А (далее - объект), с правом получения и оформления в собственность подрядчика части объекта, в виде жилых помещений установленной контрактом общей площадью, после исполнения подрядчиком обязательств по внесению соинвестшщй и выполнения работ по окончанию строительства и вводу в эксплуатацию объекта, а так же, заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по окончанию строительства и вводу в эксплуатацию объекта, заказчик обязуется принять и оплатить указанные работы по условиям контракта в соответствии с графиком исполнения контракта (приложение 2 к муниципальному контракту).
Объем и содержание работ по окончанию строительства и вводу объекта в эксплуатацию (далее по тексту контракта и приложений "работы", "работы по окончанию строительства и вводу объекта в эксплуатацию") определяются на основании объемов фактически выполненных работ, на момент начала работ по контракту, проектно-сметной документации на объект, согласно Сводного сметного расчета стоимости строительства объекта (приложение 1 к муниципальному контракту), утвержденного и выдаваемого заказчиком подрядчику в производство работ (абзац второй пункта 1.1 контракта).
Объем (доля) финансирования работ заказчиком - 80 квартир, в т.ч. 1-комнатных 35 штук: 2-комнатных 35 штук; 3-комнатных 10 штук. Площадь квартир 4093 кв.м., с учётом мест общего пользования 5320,9 кв.м. Объём финансирования 127 900 000 рублей. Объем (доля) финансирования работ подрядчиком - 18 квартир, в т.ч. 1-комнатных 16 штук; 2-комнатных 1 штука; 3-комнатных 1 штука. Площадь квартир с учётом мест общего пользования 1 468,4 кв.м. Объём финансирования 63 365 966 рублей 96 копеек (абзац третий пункта 1.1 контракта).
Заказчик, финансирует выполнение работ по окончанию строительства и вводу объекта в эксплуатацию за счет средств бюджет города Дивногорска 2015-2016 годов, в пределах лимита соответствующего финансового года, поступивших на счёт заказчика. Собственные и/или привлеченные средства соинвестирования подрядчиком не учитываются, так как в цену контракта не включаются (пункт 1.2 контракта).
Согласно пункту 1.3 контракта, объект располагается но адресу: Красноярский край, город Дивногорск, район ул. Бочкина, 14А, по данному адресу производится выполнение работ по строительству и вводу объекта в эксплуатацию. Указанный адрес объекта является адресом строительной площадки, на которой производится выполнение работ на объекте. Почтовый адрес будет присвоен объекту после его ввода в эксплуатацию.
Исходя из пункта 2.1 контракта, заказчик финансирует работы по окончанию строительства и вводу объекта в эксплуатацию, привлекает к соинвестированию названных работ подрядчика, и передает подрядчику права на часть объекта, на условиях изложенных в контракте.
Объем (доля) участия подрядчика в соинвестировании работ - 63 365 966 рублей 96 копеек. Под участием подрядчика в соинвестировании по контракту подразумевается обязанность подрядчика на вложение собственных, заемных и/или привлеченных средств в выполнение работ по строительству и вводу объекта в эксплуатацию, путем непосредственного выполнения таких работ в указанном объеме (доле), а также в обмен на соинвестирование, право на получение в собственность подрядчика части объекта, в виде 18 жилых помещений (квартир) общей площадью, включая площадь мест общего пользования, 1468,4 кв.м. (далее "помещения"). Указанная площадь помещений является проектной и будет уточнена после сдачи объекта в эксплуатацию и получения данных органов технической инвентаризации (пункт 2.2 контракта).
Пунктом 2.8 контракта установлен срок ввода объекта в эксплуатацию - до 01 октября 2016 года. Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата выдачи Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В соответствии с пунктом 2.9 цена по контракту составляет: 127 900 000 рублей, в том числе НДС 18%.
Как предусмотрено в пункте 3.1 контракта, срок начала выполнения работ - со дня заключения муниципального контракта; - срок завершения выполнения работ: до "01" октября 2016 года.
В случае возникновения споров и разногласий по контракту и в связи с ними стороны примут меры к их разрешению путем переговоров. Если стороны не придут к согласию, то споры подлежат разрешению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в Арбитражном суде Красноярского края. Стороны предусматривают претензионный порядок урегулирования споров, срок рассмотрения претензий не более 15 дней (пункты 10.1 - 10.3 контракта).
Контракт вступает в силу с момента заключения и действует до полного исполнения обязательств сторонами (пункт 13.1 контракта).
01.09.2015 сторонами подписано дополнительное соглашение N 1, в соответствии с которым, в связи с изменением проектно-сметной документации,
- наименование контракта согласовано изложить в следующей редакции: "муниципальный контракт на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию 80 квартир на объекте "5-ти этажный жилой дом с инженерным обеспечением в г. Дивногорске (109 квартир)" в районе ул. Бочкина 14А";
- преамбулу читать в следующей редакции: "Муниципальное казенное учреждение "Архитектурно-планировочное бюро", действующее от имени муниципального образования "город Дивногорск", именуемое в дальнейшем "Заказчик", в лице руководителя Езовой Галины Владимировны, действующего на основании Устава, с одной стороны, и победитель открытого конкурса на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию 80 квартир на объекте "5-ти этажный жилой дом с инженерным обеспечением в г. Дивногорске (109 квартир)" в районе ул. Бочкина 14А _";
- пункт 1.1 читать в следующей редакции: "По настоящему контракту заказчик привлекает подрядчика, на условиях установленных разделами 11,111 контракта на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию 80 квартир на объекте "5-ти этажный, многоквартирный жилой дом, с инженерным обеспечением, в г. Дивногорске (109 квартир)", в районе ул. Бочкина, 14А (далее - Объект), с правом получения и оформления в собственность подрядчика (или иного лица которому подрядчик передал право получения в собственность) части Объекта, в виде жилых помещений установленной контрактом общей площадью, после исполнения подрядчиком обязательств по внесению соинвестиций и выполнения работ по окончанию строительства и вводу в эксплуатацию объекта, а так же, заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по окончанию строительства и вводу в эксплуатацию объекта, заказчик обязуется принять и оплатить указанные работы по условиям настоящего контракта в соответствии с графиком исполнения контракта (Приложение 2 к муниципальному контракту). Объем и содержание работ по строительству и вводу объекта в эксплуатацию (далее по тексту контракта и приложений "работы", "работы по строительству и вводу объекта в эксплуатацию") определяются на основании объёмов фактически выполненных работ, на момент начала работ по настоящему контракту, проектно-сметной документации на объект, согласно Сводного сметного расчета стоимости строительства объекта (Приложение 1 к муниципальному контракту), утвержденного и выдаваемого Заказчиком Подрядчику в производство работ. Объем (доля) заказчика - 80 квартир, в т.ч. 1-комнатных 36 штук; 2-комнатных 34 штук; 3-комиатных 10 штук. Общая площадь квартир с учетом приведенной площади балконов и лоджий 3620,2 кв.м.,, Объем (доля) подрядчика - 26 квартир, в т.ч. 1-комнатных 21 штука; 2-комнатных- 8 штук; Площадь квартир с учетом приведенной площади балконов и лоджий 1403,4 кв.м.";
- пункт 2.2 читать в следующей редакции: "Под участием Подрядчика в "инвестировании по настоящему контракту подразумевается обязанность подрядчика на вложение собственных, заемных и/или привлеченных средств в выполнение работ по строительству и вводу объекта в эксплуатацию, путем непосредственного выполнения таких работ в указанном объеме (доле), а также в обмен на соинвестироваиие, право на получение в собственность подрядчика (или иного лица которому подрядчик передал право получения в собственности) части объекта, в виде 29 жилых помещений (квартир) общей площадью (с учетом приведенной площади балконов и лоджий) 1403,4 кв.м. кв.м. (далее "Помещения"). Указанная площадь помещений является проектной и будет уточнена после сдачи объекта в эксплуатацию и получения данных органов технической инвентаризации. В случае расхождения между проектной площадью и фактической площадью помещений стороны не производят перерасчет суммы соинвестирования при уменьшении площади помещений передаваемых подрядчику. С техническими характеристиками помещений подрядчик ознакомился до момента подписания настоящего контракта, согласен их принять в том состоянии, в котором они сдаются в эксплуатацию согласно проектно-сметной документации на объект";
- пункт 2.4 читать в следующей редакции: "В течение десяти дней с момента ввода объекта в эксплуатацию, после уточнения общей площади объекта и помещений в его составе организацией технического учета и инвентаризации, при условии выполнения подрядчиком своих обязательств по осуществлению соинвестирования в полном объеме, заказчик по передаточному акту передает подрядчику или иному лицу которому подрядчик передал право получения) в собственности помещения. Подрядчик (или иное лицо которому подрядчик передал право получения в собственность) обязан принять помещения от заказчика по передаточному акту. В передаточном акте отражаются, в т.ч.: местонахождение и описание объекта, полное описание помещений, исполнение обязательств по контракту, отсутствие взаимных претензий";
- пункт 2.12 читать в следующей редакции: "Цена контракта не включает в себя средства соинвестирования подрядчиком. подрядчик обязуется, в качестве соинвестировання работ, за счет собственных, заемных и/или привлеченных средств, произвести выполнение работ в объеме 1403,4 кв.м. на объекте и сдать их Заказчику, в порядке сдачи-приемки работ предусмотренном настоящим контрактом. Соинвестирование работ подрядчиком предполагается поэтапное, в течение всего срока выполнения работ по контракту. Выполнение работ, в качестве соинвестирования работ, подрядчик производит в сроки согласно графика выполнения работ, и объеме пропорционально объемам выполнения работ за счет средств заказчика (цены контракта). Этапы выполнения работ по контракту являются этапами соинвестирования работ подрядчиком";
- пункт 3.2 читать в следующей редакции: "Место выполнения работ: Выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию 80 квартир на объекте: "5-ти этажный, многоквартирный жилой дом" с инженерным обеспечением, в г. Дивногорске (109 квартир)" по адресу: Красноярский край, г. Дивногорск, в районе ул. Бочкина, 14А. Подрядчик (участник закупки) осуществляет соинвестирование (долевое инвестирование) работ для следующего объекта, расположенного в районе ул. Бочкина, 14А, город Дивногорск Красноярского края: "5-ти этажный, многоквартирный жилой дом, с инженерным обеспечением, в г. Дивногорске(109 квартир)";
- пункт 4.1 "у" читать в следующей редакции: "Совместно с заказчиком ввести объект в эксплуатацию в установленный срок";
- пункт 4.1. "ы" читать в следующей редакции: "Окончательные акты выполненных работ должны быть предоставлены подрядчиком не позднее 01.11.2016 года".
25.01.2016 сторонами подписано дополнительное соглашение N 3, в соответствии с которым согласовано внести следующие изменения:
- наименование контакта читать в следующей редакции: "муниципальный контракт на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию 80 квартир на объекте "5-ти этажный жилой дом с инженерным обеспечением в г. Дивногорске (109 квартир)" в районе ул. Бочкина 14А";
- пункт 1.1 читать в следующей редакции: "По настоящему контракту заказчик привлекает подрядчика, на условиях установленных разделами II, 111 контракта на выполнение работ по строительству н вводу в эксплуатацию 80 квартир на объекте "5-ти этажный, многоквартирный жилой дом, с инженерным обеспечением, в г. Дивногорске (109 квартир)", в районе ул. Бочкина, 14А (далее - Объект), с правом получения и оформления в собственность подрядчика (или иного лица которому подрядчик передал право получения в собственность) части объекта, в виде жилых помещений установленной контрактом общей площадью, после исполнения подрядчиком обязательств по внесению соинвестиций и выполнения работ по окончанию строительства и вводу в эксплуатацию объекта, а так же, заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по окончанию строительства и вводу в эксплуатацию объекта, заказчик обязуется принять и оплатить указанные работы по условиям настоящего контракта в соответствии с графиком исполнения контракта (Приложение 2 к муниципальному контракту). Объем и содержание работ по строительству и вводу объекта в эксплуатацию (далее но тексту контракта и приложений "работы", "работы по строительству и вводу объекта в эксплуатацию") определяются на основании объёмов фактически выполненных работ, на момент начала работ по настоящему контракту, проектно-сметной документации на объект, согласно Сводного сметного расчета стоимости строительства объекта (Приложение 1 к муниципальному контракту), утвержденного и выдаваемого заказчиком подрядчику в производство работ. Объем (доля) Заказчика - 80 квартир, в т.ч. 1-комнатных 35 штук; 2-комнатных 35 штук; 3-комнатных 10 штук. Общая площадь квартир, с учетом приведенной площади балконов и лоджий 3720.3 кв.м. Объем (доля) подрядчика - 29 квартир, в т.ч. 1-комнатных 22 штука; 2-комнатных-7 штук. Площадь квартир с учётом приведенной площади балконов и лоджий 1336,20 кв.м.";
- пункт 2.2 читать в следующей редакции: "Под участием Подрядчика в соинвестировании по настоящему контракту подразумевается обязанность подрядчика на вложение собственных, заемных и/или привлеченных средств в выполнение работ по строительству и вводу объекта в эксплуатацию, путем непосредственного выполнения таких работ в указанном объеме (доле), а также в обмен на соинвестирование, право на получение в собственность Подрядчика (или иного лица которому подрядчик передал право получения в собственности) части объекта, в виде 29 жилых помещений (квартир) общей площадью (с учетом приведенной площади балконов и лоджий) 1336,20 кв.м. кв.м. (далее "Помещения"). Указанная площадь помещений является проектной и будет уточнена после сдачи объекта в эксплуатацию и получения данных органов технической инвентаризации. В случае расхождения между проектной площадью и фактической площадью помещений стороны не производят перерасчет суммы соинвестирования при уменьшении площади помещений передаваемых подрядчику. С техническими характеристиками помещений подрядчик ознакомился до момента подписания настоящего контракта, согласен их принять в том состоянии, в котором они сдаются в эксплуатацию согласно проектно-сметной документации на объект".
16.09.2016 сторонами подписано дополнительное соглашение N 4, в соответствии с которым, на основании Распоряжения Главы г. Дивногорска от 29.08.2016 N 2156р "О переселении граждан из жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: г. Дивногорск, ул. Бочкина, д. 16, внесены изменения в муниципальный контракт:
- наименование контракта согласовано изложить в следующей редакции: "муниципальный контракт на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию 75 квартир на объекте "5-ти этажный жилой дом с инженерным обеспечением в г. Дивногорске (109 квартир)" в районе ул. Бочкина 14А";
- пункт 1.1 читать в следующей редакции: "По настоящему контракту заказчик привлекает подрядчика, на условиях установленных разделами II, III контракта на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию 75 квартир на объекте "5-ти этажный, многоквартирный жилой дом, с инженерным обеспечением, в г. Дивногорске (109 квартир)", в районе ул. Бочкина, 14А (далее - Объект), с правом получения и оформления в собственность подрядчика (или иного лица которому подрядчик передал право получения в собственность) части объекта, в виде жилых помещений установленной контрактом общей площадью, после исполнения подрядчиком обязательств по внесению соинвестиций и выполнения работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта, а так же, заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта, заказчик обязуется принять и оплатить указанные работы но условиям настоящего контракта в соответствии с графиком исполнения контракта (Приложение 2 к муниципальному контракту). Объем и содержание работ по строительству и вводу объекта в эксплуатацию (далее по тексту контракта и приложений "работы", "работы по строительству и вводу объекта в эксплуатацию") определяются на основании проектно-сметной документации на объект, согласно Сводного сметного расчета стоимости строительства объекта (Приложение 1 к муниципальному контракту), утвержденного и выдаваемого заказчиком подрядчику в производство работ. Объем (доля) заказчика - 75 квартир, в т.ч. 1-комнатных 32 штуки; 2-комнатных 33 штук; 3-комнатных 8 штук. Площадь квартир с учётом площади балконов 3488,1 кв.м. Объем (доля) подрядчика - 34 квартиры, в т.ч. 1-комнатных 24 штуки; 2-комнатных- 9 штук; 3-комнатных - 1 штука. Площадь квартир с учётом площади балконов 1568,6 кв.м.";
- пункт 2.2 читать в следующей редакции: "Объем (доля) участия подрядчика в соинвестировании работ - 67 181 542,62 рубля. Под участием подрядчика в соинвестировании по настоящему контракту подразумевается обязанность Подрядчика на вложение собственных, заемных и/или привлеченных средств в выполнение работ по строительству и вводу объекта в эксплуатацию, путем непосредственного выполнения таких работ в указанном объеме (доле), а также а обмен на соинвестирование, право на получение в собственность подрядчика (или иного лица которому подрядчик передал право получения в собственности) части объекта, в виде 34 жилых помещений (квартир) общей площадью (с учётом приведенной площади балконов и лоджий) 1568,6 кв.м, (далее "Помещения"). Указанная площадь помещений является фактической по данным органов технической инвентаризации. В случае расхождения между проектной площадью и фактической площадью помещений стороны не производят перерасчет суммы соинвестирования при уменьшении площади помещений передаваемых подрядчику. С техническими характеристиками помещений подрядчик ознакомился до момента подписания настоящего контракта, согласен их принять в том состоянии, в котором они сдаются в эксплуатацию согласно проектно-сметной документации на объект";
- на основании положений контракта и возврата средств в краевой бюджет в сумме 3 815 575 рублей 66 копеек (приложение N 1 к дополнительному соглашению), пункты 2,9 и 2.11, 2.15 контракта согласовано изложить в следующей редакции:
- пункт 2.9 "Цена по настоящему контракту составляет: 124 084 424 рублей 34 копеек), в том числе НДС 18%. Объём соинвестирования составляет 67 181 542 рублей 62 копеек";
- пункт 2.11 "Размер соинвестирования, получения подрядчиком части объекта, в виде жилых помещений общей площадью определяемой пропорционально объему инвестирования, стоимость и сумма оплаты подрядчику выполненных работ, устанавливается контрактом, заключенным по итогам проведения открытого конкурса.
Оплата за выполненные работы осуществляется заказчиком по безналичному расчету, на основании актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 (без учета указанной в акте доли соинвестирования подрядчиком), справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, подписанных обеими сторонами, с приложением исполнительной документации на выполненные работы и счет - фактуры.
Оплата выполненных работ, за исключением объема работ соответствующего доли соинвестирования подрядчиком, производится за счет средств бюджета 2015-2016 годов, в пределах лимита соответствующего финансового года.
Оплата в 2015 году производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в пределах лимита 2015 года с момента подписания сторонами форм КС-2, КС-3 и поступления средств на расчётный счёт заказчика, за исключением объема работ соответствующего доли соинвестирования подрядчиком в срок до 31 декабря 2015 года. Объём финансирования в 2015 году составляет 38 569 830 рублей 39 копеек.
Оплата в 2016 году производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в пределах лимита 2016 года с момента подписания сторонами форм КС-2, КС-3 и поступления средств на расчётный счёт заказчика, за исключением объема работ соответствующего доли соинвестирования подрядчиком в срок до 31 декабря 2016 года. Объём финансирования в 2016 году составляет 85 514 593 рублей 95 копеек.
Днем оплаты считается день списания денежных средств со счета заказчика. Заказчик не несёт ответственности за несвоевременное поступление денежных средств на свой расчётный счёт";
- пункт 2.15 "Источник финансирования: бюджет города Дивногорска 2015-2016 годов, Собственные и/или привлеченные средства соинвестирования подрядчиком не учитываются, так как в цену контракта не включаются. На 2015 год: средства Фонда - 14 467 975 рублей 71 копейки, средства краевого бюджета- 23 112 884 рублей 67 копеек, средства местного бюджета- 988 970 рублей 01 копейка. На 2016 год: средства Фонда- 29 943 034 рублей 33 копеек, средства краевого бюджета- 55 571 559 рублей 62 копеек".
Дополнительными соглашениями к контракту N 6 от 01.09.2015 N 1, от 25.01.2016 N 3, от 19.09.2016 N 4 вносились изменения в объемы работ. Таким образом, с учетом дополнительных соглашений общая площадь жилых помещений квартир заказчика была уменьшена с 4093,0 кв.м до 3488,1 кв.м, при этом цена контракта была изменена с 127 900 000 рублей до 124 084 424 рублей 34 копеек. Соглашения подписаны обеими сторонами, проставлены оттиски печатей организаций.
Работы приняты учреждением без каких либо замечаний, что подтверждается следующими представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ по форме КС-2 на суммы, соответствующие цене контракта: N 1-6 от 27.11.2015, N 7-14 от 22.12.2015, N 15-19 от 29.02.2016, N 20-29 от 31.03.2016, N 30-37 от 5.04.2016, N 38-48 от 25.04.2016, N 49-57 от 23.05.2016, N 58 от 03.06.2016, N 59-67 от 22.06.2016, N 68-82 от 21.07.2016, N 83-86 от 29.07.2016, N 87-91 от 15.08.2016, N 92-96 от 07.09.2016.
Выполненные обществом работы оплачены учреждением полностью, что подтверждается следующими представленными в материалы дела справками о стоимости выполненных работ по форме КС-3: N 1 от 27.11.2015, N 2 от 22.12.2015, N 3 от 29.02.2016, N 4 от 31.03.2016, N 5 от 05.04.2016, N 6 от 25.04.2016, N 7 от 23.05.2016, N 8 от 03.06.2016, N 9 от 22.06.2016, N 10 от 21.07.2016, N 11 от 29.07.2016, N 12 от 15.08.2016, N 13 от 07.09.2016, а также счет-фактурами, платежными поручениями на сумму, соответствующую цене контракта.
20.06.2016 между ООО "Стройторгсервис" и МКУ "Архитектурно планировочное бюро составлен акт на предмет обнаружения и выполнения работ, необходимых для ввода объекта в эксплуатацию, не предусмотренных проектной документацией. Согласно Локальных сметных расчетов N 1,2,3 общая стоимость работ согласованных сторонами составила 4 162 246 рублей 47 копеек (3,22% от цены контракта). Работы, указанные в Акте от 20.06.2016, выполнены ответчиком и приняты истцом без замечаний и возражений.
Таким образом, стоимость работ по муниципального контракту составила 124 084 424 рублей 34 копеек. Общая стоимость строительства 191 265 966 рублей 93 копеек, в том числе софинансирование ответчика в размере 67 181 542 рублей 61 копейки.
В результате завершения строительства администрацией г. Дивногорска было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 07.09.2016 N 24-RU-24304000-26-2016.
Согласно акту проверки службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 27.01.2017, в результате выездной проверки МКУ "АПБ" установлен факт заключения вышеназванных дополнительных соглашений с нарушением положений Федерального закона N 44-ФЗ и Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указанные изменения привели к незаконному уменьшению объемов выполненных работ, без соответствующего уменьшения цены контракта, что является нарушением действующего законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Согласно пояснениям истца, принимая во внимание изначальный объем площади жилых помещений и стоимости их строительства согласно контракту, стоимость 1кв.м. составляла 31 248 473 рублей (12 790 000/4093 кв.м.). Учитывая изменения площади жилых помещений в результате заключения дополнительных соглашений N 1, N 3 и N 4 стоимость контракта необходимо было уменьшить на 18 902 199 рублей 50 копеек (31248,47 * 604,90 кв.м.), однако стоимость контракта была уменьшена лишь на 3 815 575 рублей 66 копеек.
Как следует из иска, ответчик, не имея на то законных оснований, обогатился на сумму 15 086 623 рублей 84 копеек (18 902 199,50 - 3 815 575,66).
В целях соблюдения претензионного порядка урегулирования спора истец направил ответчику претензию, в которой предложил ответчику произвести оплату задолженности в размере 15 086 623 рублей 84 копеек. Претензия направлена ответчику повторно 06.06.2018, что подтверждается почтовой квитанцией.
Указывая на несоблюдение при заключении дополнительных соглашений норм действующего законодательства, повлекших на стороне ответчика неосновательное обогащение, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения по муниципальному контракту N 6 от 27.08.2015.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
Отказ от исполнения обязательств, изменение условий обязательств в одностороннем порядке статьей 310 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается.
Апелляционный суд соглашается, что между сторонами заключен муниципальный контракт N 6 от 27.08.2015, являющийся по своей правовой природе договором строительного подряда, отношения по которому регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Согласно пункту 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. Таким образом, в силу закона даже при наличии определенных случаев изменение существенных условий контракта, к которым относится цена контракта, допускается лишь по соглашению сторон.
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается факт выполнения ответчиком по спорному контракту работ, принятых учреждением без каких либо замечаний по объемам, качеству и стоимости работ, что подтверждается следующими представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ по форме КС-2 на суммы, соответствующие цене контракта: N 1-6 от 27.11.2015, N 7-14 от 22.12.2015, N 15-19 от 29.02.2016, N 20-29 от 31.03.2016, N 30-37 от 5.04.2016, N 38-48 от 25.04.2016, N 49-57 от 23.05.2016, N 58 от 03.06.2016, N 59-67 от 22.06.2016, N 68-82 от 21.07.2016, N 83-86 от 29.07.2016, N 87-91 от 15.08.2016, N 92-96 от 07.09.2016.
Кроме того, судом установлено, что 20.06.2016 между ООО "Стройторгсервис" и МКУ "Архитектурно планировочное бюро" составлен акт на предмет обнаружения и выполнения работ, необходимых для ввода объекта в эксплуатацию, не предусмотренных проектной документацией. Согласно Локальных сметных расчетов N 1,2,3 общая стоимость дополнительных работ согласованных сторонами составила 4 162 246 рублей 47 копеек (3,22% от цены контракта).
Дополнительные работы, указанные в Акте от 20.06.2016, также выполнены ответчиком и приняты истцом без замечаний и возражений. Доказательств выставления претензий по качеству, объему и стоимости выполненных дополнительных работ в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 709 Кодекса в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. При отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 424 настоящего Кодекса. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение. Цена работы может быть определена путем составления сметы. В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком.
Пунктом 2 статьи 767 Кодекса предусмотрено, что изменения условий государственного или муниципального контракта, не связанные с обстоятельствами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с положениями части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указывается ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей и статьей 95 этого же закона.
Подпунктом "б" пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, предусмотрено, что изменение существенных условий контракта допускается по соглашению сторон, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.
Как предусмотрено контрактом, объем и содержание работ по окончанию строительства и вводу объекта в эксплуатацию определяются на основании объемов фактически выполненных работ, на момент начала работ по контракту, проектно-сметной документации на объект, согласно Сводного сметного расчета стоимости строительства объекта (приложение 1 к муниципальному контракту), утвержденного и выдаваемого заказчиком подрядчику в производство работ (абзац второй пункта 1.1 контракта).
Дополнительными соглашениями к контракту N 6 от 01.09.2015 N 1, от 25.01.2016 N 3, от 19.09.2016 N 4 вносились изменения в объемы работ. Таким образом, с учетом дополнительных соглашений общая площадь жилых помещений квартир заказчика была уменьшена с 4093,0 кв.м до 3488,1 кв.м, при этом цена контракта была изменена с 127 900 000 рублей до 124 084 424 рублей 34 копеек. Соглашения подписаны обеими сторонами, проставлены оттески печатей организаций.
Выполненные обществом работы оплачены учреждением полностью, что подтверждается следующими представленными в материалы дела справками о стоимости выполненных работ по форме КС-3: N 1 от 27.11.2015, N 2 от 22.12.2015, N 3 от 29.02.2016, N 4 от 31.03.2016, N 5 от 05.04.2016, N 6 от 25.04.2016, N 7 от 23.05.2016, N 8 от 03.06.2016, N 9 от 22.06.2016, N 10 от 21.07.2016, N 11 от 29.07.2016, N 12 от 15.08.2016, N 13 от 07.09.2016, а также счет-фактурами, платежными поручениями на сумму, соответствующую цене контракта.
В результате завершения строительства администрацией г. Дивногорска было выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 07.09.2016 N 24-RU-24304000-26-2016.
Согласно акту проверки службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 27.01.2017, в результате выездной проверки МКУ "АПБ" установлен факт заключения вышеназванных дополнительных соглашений с нарушением положений Федерального закона N 44-ФЗ и Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указанные изменения привели к незаконному уменьшению объемов выполненных работ, без соответствующего уменьшения цены контракта, что является нарушением действующего законодательства в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Согласно пояснениям истца, принимая во внимание изначальный объем площади жилых помещений и стоимости их строительства согласно контракту, стоимость 1кв.м. составляла 31 248 рублей 473 копеек (12 790 000,00/4093 кв.м.). Учитывая изменения площади жилых помещений в результате заключения дополнительных соглашений N 1, N 3 и N 4 стоимость контракта необходимо было уменьшить на 18 902 199 рублей 50 копеек (31248,47 * 604,90 кв.м.), однако стоимость контракта была уменьшена лишь на 3 815 575 рублей 66 копеек.
Согласно доводам истца, изложенным в апелляционной жалобе, неосновательное обогащение ответчика составило 10 924 377 рублей 37 копеек (18 902 199,50 - 3 815 575,66 - 4 162 246,47).
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 421 Кодекса юридические лица свободны в заключении договора, условия которого определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Неосновательное обогащение может иметь место при наличии двух условий одновременно: приобретения или сбережения одним лицом (приобретателем) имущества за счет другого лица (потерпевшего), что подразумевает увеличение (при приобретении) или сохранение в прежнем размере (сбережение) имущества на одной стороне, явившееся следствием соответствующего его уменьшения или неполучения на другой стороне; данное приобретение (сбережение) имущества (денег) произошло у одного лица за счет другого при отсутствии оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами либо на основании сделки.
Пункт 3 статьи 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет, что поскольку иное не установлено настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.
Исходя из положений названных норм и основываясь на общем принципе доказывания в арбитражном процессе, предусмотренном статьей 65 АПК РФ, истец, предъявивший требование о взыскании неосновательного обогащения, должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за его счет в отсутствие к тому правовых оснований, а также размер неосновательного обогащения.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы на обжалуемый судебный акт.
Судом первой инстанции установлено, что работы по контракту в объеме, обусловленном контрактом, выполнены подрядчиком и приняты заказчиком без претензий, в том числе по объему, качеству и цене, что подтверждено актом формы N КС-2 и справкой формы N КС-3.
При этом, как разъяснено в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает последнего права представить суду возражения по объему и стоимости работ.
В данном случае доводы заявителя жалобы основываются исключительно на том обстоятельстве, что применены неверные завышенные расценки, оплачены затраты на дополнительные работы.
Вместе с тем, факт внесения изменений в муниципальный контракт в части объемов работ и цены, подтверждается представленными дополнительными соглашениями от 01.09.2015 N 1, от 25.01.2016 N 3, от 19.09.2016 N 4. С учетом дополнительных соглашений общая площадь жилых помещений квартир заказчика была уменьшена с 4093,0 кв.м до 3488,1 кв.м, при этом цена контракта была изменена с 127 900 000 рублей до 124 084 424 рублей 34 копеек. Соглашения подписаны обеими сторонами, проставлены оттески печатей организаций.
Согласно пункту 6 статьи 709 Кодекса подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.
Учитывая, что дополнительные соглашения, являются неотъемлемой частью муниципального контракта, сторонами не расторгнуты и не признаны недействительными в установленном законом порядке, доказательств, свидетельствующих об их ничтожности, в материалы дела не представлены, суд пришел к обоснованному выводу, что ответчик при выполнении контракта руководствовался положениями самого контракта и приложениями к нему, дополнительными соглашениями, исполненные установленные контрактом обязательства, объем и содержание выполненных работ соответствует условиям, согласованным сторонами. Доказательств обратного в материалы дела не представлено, как и не представлено доказательств завышения ответчиком стоимости выполненных им работ, ввиду чего отсутствуют правовые и фактические основания полагать, что на стороне ответчика возникло неосновательное обогащение.
Полученные подрядчиком денежные средства в счет оплаты выполненных последним работ являются предусмотренной муниципальным контрактом (в редакции дополнительных соглашений) стоимостью работ.
Доказательств наличия у учреждения документально обоснованных возражений по объему и стоимости работ материалы дела не содержат, как и не содержат доказательств того, что выполнение работ в сложившейся ситуации иным лицом было бы возможно за меньшую цену.
Апелляционная коллегия соглашается, что при наличии в деле доказательств надлежащего исполнения подрядчиком муниципального контракта (по объемам, видам) акт проверки службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 27.01.2017 о завышении стоимости выполненных работ, составленный после принятия работ заказчиком без замечаний, не является доказательством неосновательного обогащения на стороне ответчика.
Изменение цены договора после его исполнения на основании результатов последующих проверок противоречит волеизъявлению сторон, которые вправе самостоятельно определять порядок и условия оплаты выполненных работ.
Доводы истца о том, что изменение объемов работ и цены контракта не соответствует действующему законодательству, основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку цена контракта изменена дополнительными соглашениями сторон в установленных законодательством пределах, учитывая, что доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, поскольку спорная сумма денежных средств является оплатой за работы, выполненные ответчиком в соответствии с условиями контракта и принятые учреждением, требование учреждения о взыскании с общества неосновательного обогащения не подлежит удовлетворению.
Судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основания для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Поскольку при принятии апелляционной жалобы к производству судом апелляционной инстанции было удовлетворено ходатайство истца о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины, отсрочка была предоставлена до момента рассмотрения апелляционной жалобы, в силу положений статей 64, 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации с истца подлежат взысканию в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" марта 2019 года по делу N А33-11526/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального казенного учреждения "Архитектурно-планировочное бюро" (ИНН 2446005948, 1022401253423) в доход федерального бюджета 3000 рублей госпошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Л.Е. Споткай |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-11526/2018
Истец: МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ БЮРО"
Ответчик: ООО "СТРОЙТОРГСЕРВИС"
Третье лицо: Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края