г. Москва |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А41-91816/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Л.В.,
судей Коновалова С.А., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Назаренко Е.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛЕССЕРВИС-Л" на решение Арбитражного суда Московской области от 10.04.2019 по делу N А41-91816/2015 (судья Гринева А.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "ЛЕССЕРВИС-Л": Шахов А.А. по доверенности N 2 от 03.05.2019; Кондауров Н.И. - генеральный директор (на основании протокола N 4 от 01.06.2018);
Комитета лесного хозяйства Московской области: Чепуркова Е.С. по доверенности N 26Дов-730 от 24.12.2018;
общества с ограниченной ответственностью "Экспериментальное предприятие Декор-Центр": Светозаров С.А. по доверенности от 27.03.2019; Муханов В.Н. - директор (на основании решения N 3 от 01.06.2011).
Общество с ограниченной ответственностью "ЛЕССЕРВИС-Л" (далее - ООО "ЛЕССЕРВИС-Л", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области (далее - комитет, заинтересованное лицо) о признании незаконным бездействия, выразившегося в незаключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 50:09:00901101:130; обязании заключить договор аренды земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Экспериментальное предприятие Декор-Центр", Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2017 года, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2018 года, в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 августа 2018 решение Арбитражного суда Московской области от 27 декабря 2017 по делу N А41 - 91816/15, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд Московской области.
При повторном рассмотрении суд первой инстанции принял к рассмотрению уточнения требований заявитель, в которых заявитель просит: 1) признать незаконным бездействие комитета по заявлению ООО "ЛЕССЕРВИС-Л" N 5 от 08.05.2015, выразившееся в непредоставлении земельного участка, 2) обязать комитет предоставить ООО "ЛЕССЕРВИС-Л" без проведения аукциона на основании договора аренды в целях использования и эксплуатации объекта недвижимого имущества: строение (растворный узел), назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 542 кв. м., инв. N 286:083-4036, лит. А.А1, адрес объекта: Московская область, Солнечногорский р-н, д.п. Поварово, Солнечногорский лесокомбинат, земельный участок с указанными координатами.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.04.2019 в удовлетворении требований отказано.
С вынесенным решением не согласился заявитель и обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "ЛЕССЕРВИС-Л" (далее также - податель жалобы) просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объёме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение судом норм материального и процессуального права. Так, податель жалобы настаивает на том, что из первоначальных и уточненных требований следует, что заявитель оспаривает именно бездействие комитета, которое выразилось в непредоставлении земельного участка. Отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что комитетом были предприняты какие-либо действия или приняты решения и документы в отношении поданного заявителем обращения. Считает, что, учитывая, что комитет не отреагировал на обращение заявителя и не составил схему земельного участка, не произвел проектирование земельного участка, то формирование земельного участка путём проведения судебной землеустроительной экспертизы полностью соответствует положениям ст.11.10., 39.14 ЗК РФ и ст. 70.1 ЛК РФ. Указывает, что в уточненных требованиях не просит заключать с ним договор аренды, что было бы невозможно, так как испрашиваемый участок не стоит на кадастровом учете. Настаивает на том, что указание суда, что в настоящее время объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке, снят с кадастрового учета, противоречит фактическим обстоятельствам дела и не имеет документального подтверждения.
От ООО "Экспериментальное предприятие Декор-Центр" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель Федерального агентства лесного хозяйства не явился. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы апелляционной жалобы. Представители заинтересованного лица ООО "Экспериментальное предприятие Декор-Центр" возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявителю как правопреемнику ЗАО "ЛЕССЕРВИС-Л" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - растворный узел, назначение: нежилое, 2-этажное, общая площадь 542 кв.м, инв. N 286:083-4036, лит А.А1, адрес: Московская область, Солнечногорский район, д.р. Поварово, Солнечногорский лесокомбинат, что подтверждается свидетельством от 27.10.2009.
Указанный объект находится на лесном участке площадью 2000 кв.м, адрес: Московская область, Солнечногорский район, Дмитровское лесничество, Поваровское участковое лесничество кв. 31 (выдел 5), кадастровый номер 50:09:00901101:130, право собственности зарегистрировано за РФ, что подтверждается свидетельством от 06.11.2008.
08 мая 2015 года заявитель обратился в адрес заинтересованного лица по вопросу приобретения участка на праве аренды в порядке ст. 39.20 ЗК РФ.
Считая бездействия комитета, выразившееся в непредоставлении земельного участка, незаконным заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении указанных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из их недоказанности и необоснованности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке, предусмотренном статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.
Согласно части 1 статьи 4 названного Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Из анализа норм статей 198, 200 названного Кодекса следует, что для удовлетворения требований заявителя необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: наличие незаконного бездействия на стороне заинтересованного лица и нарушение данным бездействием прав и законных интересов заявителя.
В силу части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания отсутствия незаконного бездействия лежит на соответствующем органе. Вместе с тем, в соответствии со статьей 65 Кодекса, поскольку каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, бремя доказывания нарушения оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя лежит на последнем.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что в настоящем случае отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Предоставление земельного участка собственнику здания, расположенного на нем, в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 названного Кодекса осуществляется без проведения торгов.
Статьей 39.14 названного Кодекса определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Как установлено материалами дела, заявителю как правопреемнику ЗАО "ЛЕССЕРВИС-Л" на праве собственности принадлежит объект недвижимости - растворный узел, назначение: нежилое, 2-этажное, общая площадь 542 кв.м, инв. N 286:083-4036, лит А.А1, адрес: Московская область, Солнечногорский район, д.р. Поварово, Солнечногорский лесокомбинат.
Указанный объект находится на лесном участке площадью 2000 кв.м, адрес: Московская область, Солнечногорский район, Дмитровское лесничество, Поваровское участковое лесничество кв. 31 (выдел 5), кадастровый номер 50:09:00901101:130, право собственности на который зарегистрировано за Российской Федерацией, что подтверждается свидетельством от 06.11.2008.
08 мая 2015 года заявитель обратился к заинтересованному лицу по вопросу о приобретении участка на праве аренды в порядке ст. 39.20 ЗК РФ с указанием на разрешенное использование земельного участка - переработка древесины и иных лесных ресурсов (т. 1 л. д. 20, 21).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
При этом пунктом 2 статьи 11.3 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно статье 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера (пункт 1).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2).
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 ЗК РФ, если иное не предусмотрено статьей 11.10 ЗК РФ (пункт 3).
Таким образом, получив заявление собственника сооружения, расположенного на земельном участке, заявленного к предоставлению без проведения торгов, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьей 39.2 ЗК РФ, обязан обеспечить подготовку схемы расположения земельного участка.
В постановлении суда кассационной инстанции по настоящему делу, среди прочего, указано, что если будет установлено, что для эксплуатации здания ООО "ЛЕССЕРВИС-Л" требуется и может быть представлена в аренду иная территория, отличная от земельного участка с кадастровым номером 50:09:00901101:130 (его границ и площади), при рассмотрении требований по настоящему делу следует принять во внимание, что согласно части 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 18.12.2018 по делу была назначена землеустроительная экспертиза. Производство экспертизы было поручено обществу с ограниченной ответственностью "Геокадастрэксперт".
Перед экспертами были поставлены следующие вопросы:
1) Какие здания расположены на земельном участке 50:09:00901101:130, схематично отразить расположение всех зданий на участке.
2) Какая площадь земельного участка необходима для эксплуатации здания растворный узел с кадастровым номером 50-50-09/055/2009-308, принадлежащего ЗАО "ЛЕССЕРВИС-Л", если необходима часть земельного участка, указать координаты.
3) Требуется ли часть земельного участка с кадастровым номером 50:09:00901101:130 для эксплуатации объектов ООО "Экспериментальное предприятие "Декор-Центр" (здание котельной)?
Согласно заключению эксперта:
1. Земельный участок с КН 50:09:0090101:130 поставлен на государственный кадастровый учёт с существенной реестровой ошибкой. В результате ошибки южный угол растворного узла "вылез" за кадастровые границы 130-го ЗУ на 0,26 м, а вдоль остальной части юго-западной стены растворного узла не осталось места на обслуживание здания. Кроме того, участок не только сдвинут относительно своего правильного местоположения, но и повёрнут против часовой стрелки.
В приложении 2, лист 1 представлен план исследуемых строений по фактическому пользованию с наложением на сведения ЕГРН.
2. Площадь земельного участка с КН 50:09:0090101:130 - 2001 кв.м., что меньше рекомендованной площади предприятия.
3. Земельный с КН 50:09:0090101:130 даже в исправленных границах занимает часть территории, необходимой для эксплуатации деревообрабатывающего производства ООО "Экспериментальное предприятие Декор-Центр".
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, заявитель в своем обращении к комитету просил предоставить земельный участок, на котором расположены объекты третьего лица, и который не может являться участком, необходимым для эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости.
Также в заявлении о предоставлении земельного участка заявитель указал на разрешенное использование земельного участка - переработка древесины и иных лесных ресурсов.
После уточнения требований заявитель просит предоставить часть земельного участка как собственнику объекта недвижимости с указанием конкретных координат участка.
То есть общество просит предоставить земельный участок, не прошедший государственный кадастровый учет.
Согласно пункту 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Порядок предоставления земельных участков, не прошедших государственный кадастровый, установлен ст. 39.14 и ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как верно указал суд первой инстанции, заявитель не лишен возможности обратиться в комитет с заявлением о предоставлении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка.
Принимая во внимание изложенное выше, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований общества.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты арбитражным судом апелляционной инстанции в качестве обоснованных.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10.04.2019 по делу N А41-91816/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛЕССЕРВИС-Л" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ЛЕССЕРВИС-Л" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением от 06.06.2019 N 28 государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Московской области.
Председательствующий судья |
Л.В. Пивоварова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-91816/2015
Истец: ООО "Лессервис-Л"
Ответчик: Комитет лесного хозяйства Московской области
Третье лицо: ООО "Экспериментальное предприятие "Декор-Центр", Комитет лесного хозяйства Московской области
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10001/19
10.04.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-91816/15
15.08.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-11393/18
22.03.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2760/18
26.12.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-91816/15