город Омск |
|
31 июля 2019 г. |
Дело N А46-15651/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семёнова Т.П.
судей Дерхо Д.С., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола секретарём судебного заседания Набиевым М.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3101/2019) индивидуального предпринимателя Петрыкина Виктора Михайловича на решение Арбитражного суда Омской области от 05.02.2019 по делу N А46-15651/2018 (судья Распутина В.Ю.) по иску индивидуального предпринимателя Петрыкина Виктора Михайловича (ИНН 550402161349, ОГРНИП 304550427822082) к Администрации Ленинского административного округа г. Омска (ИНН 5505012857, ОГРН 1035509001395), Администрации города Омска, о признании недействительным требования о расторжении договора N 245-Б-608 на размещение нестационарного торгового объекта от 30.03.2016, об обязании внести в схему размещения нестационарных торговых объектов изменения в строке 466 сведений о нестационарном торговом объекте площадью 8,3 кв.м с адресом: г. Омск, ул. Новокирпичная, д. 5, заменив его площадь на 12 кв.м, адрес: г. Омск, ул. Новокирпичная, д. 5, ООТ пос. Южный, для целей организации торговли, об обязании внести изменения в договор N 245-Б-608 на размещение нестационарного торгового объекта от 30.03.2016 в части площади и местоположения нестационарного торгового объекта, указав площадь 12 кв.м, адрес: г. Омск, ул. Новокирпичная, д. 5, ООТ пос. Южный, для целей организации торговли,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска,
при участии в судебном заседании представителей:
от индивидуального предпринимателя Петрыкина Виктора Михайловича - Литвинова О.И. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 55/32-н/55-2018-1-607 от 05.09.2018 сроком действия пять лет);
от Администрации Ленинского административного округа города Омска - Терехова Н.В. (личность удостоверена паспортом, доверенность N Ис-АЛАО/7370/03-27 от 25.10.2018 сроком действия один год).
установил:
индивидуальный предприниматель Петрыкин Виктор Михайлович (далее - ИП Петрыкин В.М.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Администрации Ленинского административного округа города Омска (далее - Администрация Ленинского АО города Омска) о признании недействительным требования о расторжении договора N 245-Б-608 на размещение нестационарного торгового объекта от 30.03.2016, обязании внести в схему размещения нестационарных торговых объектов изменения в строке 466 сведений о нестационарном торговом объекте площадью 8,3 кв.м с адресом: г. Омск, ул. Новокирпичная, д. 5, заменив его площадь на 12 кв.м, адрес: г. Омск, ул. Новокирпичная, д. 5, ООТ пос. Южный, для целей организации торговли, обязании внести изменения в договор N 245-Б-608 на размещение нестационарного торгового объекта от 30.03.2016 в части площади и местоположения нестационарного торгового объекта указав площадь 12 кв.м, адрес: г. Омск, ул. Новокирпичная, д. 5, ООТ пос. Южный, для целей организации торговли.
Судом первой инстанции к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица (ответчика) привлечена Администрация города Омска; в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 05.02.2019 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИП Петрыкин В.М. обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой.
В обосновании своей позиции апеллянт ссылается на то, что решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании недействительным требования о расторжении договора N 245-Б-608 на размещение нестационарного торгового объекта от 30.03.2016 является незаконным, противоречащее действующему законодательству. Апеллянт указывает на то, что место размещение по договору N 245-Б-608 от 30.03.2016 находится в полосе отвода автомобильной дороги, что следует из публичной кадастровой карты России, где отражена информация о межевании земельного участка для полосы отвода автомобильной дороги. Полоса отвода (земельный участок) поставлена на учет 09.11.2010 кадастровым инженером Дыковой О.П. кроме того, предложенное по договору место размещения НТО находится в санитарно-защитной полосе водопровода. Резюмируя изложенное, апеллянт полагает, что исполнение требований Администрации Ленинского АО города Омска приведет к нарушению федерального законодательства и требований, установленных пунктом 18 Постановления Администрации города Омска от 23.12.22014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска".
Апеллянт отмечает, что договор N 245-Б-608 заключен между истцом и ответчиком 30.03.2016, Администрация в период с 30.03.2016 и до 28.03.2018 не предъявляла требований о размещении НТО в ином месте, чем он размещен (ООТ пос. Южный) и принимала платежи по договору, принимала исполнения действий по благоустройству территории. Вместе с тем, основания для отказа от договора по пункту 7.1 договора, - неисполнение обязательств по установке НТО на условиях, предусмотренных договором на размещение НТО, существовали весь этот период. Таким образом, отказ от договора по данному основанию является недопустимым в силу положений статьи 450.1. Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
ИП Петрыкина В.М отмечает, что в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истцом заявлено ходатайство об истребовании доказательств, а именно истребовании у АО "Омскводоконал" схемы размещения сети водоснабжения и водоотведения на участке с адресным ориентиром город Омск, улица Новокирпичная, дом 5, с целью установления в паспорте НТО места его размещения в санитарно-защитной полосе, что недопустимо в соответствии с СанПиНом 2.1.4.1110-02. Отказывая в удовлетворении ходатайства, суд указал на то, что не усматривает какого- либо доказательственного значения истребуемыми документами в рамках настоящего спора. Апеллянт полагает, что отказав в удовлетворении означенного ходатайства, суд нарушил права истца на защиту, так как истец не имел возможности получить истребуемые доказательства самостоятельно.
В материалы апелляционного производства от ответчиков поступили отзывы, в которых Администрации города Омска, Администрации Ленинского АО города Омска
выразили несогласие с позицией истца, изложенной в апелляционной жалобе, просили отказать в удовлетворении жалобы ИП Петрыкина В.М.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2019 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на 23.04.2019.
В судебном заседании 23.04.2019 представитель ИП Петрыкина В.М. заявил ходатайство об истребовании доказательств, а именно:
- истребовать у Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сведений о ширине и месторасположения полосы отвода автомобильной дороги по адресу: ул. Новокирпичная, возле дома N 5;
- истребовать у акционерного общества "ОмскВодоканал" схему размещения коммуникаций (сетей) АО "Омскводоканал" на земельном участке с адресным ориентиром: г. Омск, ул. Новокирпичная, д. 5, со стороны автомобильной дороги ул. Новокирпичная, а также границы охранной зоны данных коммуникаций; а также сведений о том, попадает ли место размещение НТО с условным номером 467 в границы охраны таких сетей.
С учетом удовлетворения апелляционным судом указанного ходатайства и необходимостью истребования заявленных документов рассмотрение апелляционной жалобы в судебном заседании отложено до 21.05.2019.
В судебном заседании 21.05.2019 с учётом пояснений представителей сторон, данных в судебном заседании, апелляционный суд счел необходимым отложить рассмотрение апелляционной жалобы для представления Администрацией Ленинского АО города Омска дополнительных пояснений о порядке согласования места расположения спорного нестационарного торгового объекта при заключении договора от 30.03.2016 N 245-Б-608 и истребовании в Департаменте архитектуры и градостроительства Администрации города Омска дополнительных сведений о ширине и месторасположении полосы отвода автомобильной дороги по адресу: ул. Новокирпичная, возле дома N 5 на дату заключения договора от 30.03.2016 N 245-Б-608 до 18.06.2019.
Протокольным определением суда от 18.06.2019 рассмотрение апелляционной жалобы отложено до 10.07.2019, в связи с необходимостью получения ответа от Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска сведений запрашиваемых определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2019.
В судебном заседании 10.07.2019 суд определил рассмотрение апелляционной жалобы отложить на 24.07.2019.
Информация об отложениях судебных заседаний размещалась Восьмым арбитражным апелляционным судом на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В материалы апелляционного производства поступил ответ АО "Омскводоканал" на запрос суда об истребовании схем размещения коммуникаций (сетей) АО "Омскводоканал" на земельном участке с адресным ориентиром: г. Омск, ул. Новокирпичная, д. 5, указанным ответом АО "Омскводоканал" пояснило, что в феврале 2019 года в ходе проведения мониторинга состояния сетей холодного водоснабжения и водоотведения было выявлено несколько НТО размещенных в охранной зоне водопровода на остановке общественного транспорта "пос. Южный", для предоставления более корректной информации необходимо указать точные координаты месторасположения спорного НТО с условным номером 467.
От Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска во исполнение определения Восьмого арбитражного апелляционного суда поступила схема расположения части земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1274 (полоса отвода автомобильной дороги по улице Новокирпичная). Дополнительно Департамент в ответе на запрос сообщил о том, что в соответствии со сведениями, содержащимися в публичной кадастровой карте, земельный участок с кадастровым номер 55:36:000000:1274 в границах которого расположена автомобильная дорога общего пользования местного значения улица Новокирпичная от улицы Кирова до улицы Сибирский проспект, площадью 57019 кв.м имеет вид разрешенного использования "Земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения". Земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1274 (полоса отвода автомобильной дороги по улице Новокирпичная) напротив дома N 5 по улице Новокирпичная имеет различную ширину от 48,07 метров до 59, 76 метров.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ответчик Администрация города Омска, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
На основании статей 156, 266 АПК РФ суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании 24.07.2019 представитель ИП Петрыкина В.М. поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Администрации Ленинского административного округа города Омска поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
С учетом положений части 5 статьи 268 АПК РФ, пункта 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" проверка обжалуемого судебного акта в отсутствии соответствующих возражений сторон производится судом апелляционной инстанции в отношении выводов суда первой инстанции об отказе в удовлетворении И.П. Петрыкина В.М. к Администрации Ленинского административного округа города Омска, Администрации города Омска о признании недействительным требования о расторжении договора N 245-Б-608 на размещение нестационарного торгового объекта от 30.03.2016 в пределах доводов апелляционной жалобы.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что обжалуемое решение суда подлежит отмене в части.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором аренды N Д- Л-3001/1 от 01.02.2005 земельный участок площадью 8,30 м.кв., расположенный по адресу: ул. Новокирпичная (ост. "п. Южный") в Ленинском округе, передан в аренду Петрыкину В.М. для размещения киоска по продаже продуктов питания, табака.
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска, направив предпринимателю Петрыкину В.М. извещение от 21.09.2015 об отказе от договора аренды земельного участка и прекращении его действия по истечении трехмесячного срока, одновременно проинформировал заявителя о возможности реализации владельцем нестационарных торговых объектов преимущественного права на заключение с администрацией округа договоров на размещение нестационарных торговых объектов без проведения аукциона по продаже права на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта.
ИП Петрыкин В.М. 19.06.2015 обратился в Администрацию Ленинского АО города Омска с заявлением о заключении договора на размещение НТО без проведения аукциона.
Письмом от 29.01.2016 Администрация уведомила предпринимателя о том, что в связи с проведением работ по комплексному благоустройству территории ООТ "пос. Южный", заключение договора по вышеуказанному адресу не предусмотрено, в связи с чем, заявителю будет предоставлена компенсационная площадка. Вопрос о перезаключении договора будет рассмотрен после включения указанного объекта в схему размещения НТО на территории города Омска.
30.03.2016 между Администрацией Ленинского АО города Омска и ИП Петрыкиным В.М. заключен договор N 245-Б-608, согласно которому предпринимателю представлено место на размещение НТО площадью 8,30 кв.м. в соответствии с паспортом НТО на срок по 31.12.2020.
Пунктом 1.3 определено местоположение НТО: 644058, город Омск, ул. Новокирпичная, д. 5.
Пунктом 7.1 договора, в том числе, предусмотрено, что настоящий договор прекращает свое действие в случае неисполнения обязательств по установке НТО на условиях, предусмотренных договором на размещение НТО. Актом приема-передачи места размещения НТО стороны подтвердили, что место размещения НТО, имеющее следующие характеристики: площадь по договору: 8,30 кв.м., фактически занимаемая площадь - 12 кв.м., местоположение (адресные ориентиры) - ул. Новокирпичная, дом 5 (N 608) принято предпринимателем, какие-либо претензии при передаче указанного места последним не предъявлялись.
Уполномоченным органом при осуществлении контроля за исполнением условий договора N 245-Б-608 от 30.03.2016 на размещение НТО обнаружено, что ИП Петрыкин В.М. разместил НТО по адресу: г. Омск, ул. Новокирпичная, д. 13, чем нарушил адресный ориентир, установленный договором и актом приема-передачи места размещения НТО, которыми установлено местоположение (адресные ориентиры) г. Омск, ул. Новокирпичная, д. 5.
В связи с выявленным нарушением Администрация Ленинского АО города Омска 28.03.2018 направила ИП Петрыкину В.М. уведомление о расторжении договора N 245-Б- 608 от 30.03.2016 в связи с нарушением исполнения условий договора (пункт 7.1 раздел 7 договор N 245-Б-608 от 30.03.2016).
Предприниматель обратился в администрацию округа с заявлением о внесении изменений в договор N 245-Б-608 от 30.03.2016 в части изменения места размещения НТО.
Письмом от 09.08.2018 Администрация Ленинского АО города Омска уведомила заявителя о невозможности изменения площади размещения НТО в связи с тем, что предложенные изменения отклонены Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города Омска.
В связи с невозможностью внесения изменений в условия договора на размещение НТО, 24.07.2018 в адрес предпринимателя направлено предупреждение о необходимости исполнения обязательств по договору на размещение НТО и в срок до 20.08.2018 привести НТО в соответствие с условиями договора.
Администрацией Ленинского АО г. Омска 06.09.2018 проведены повторные мероприятия по контролю за размещением НТО, на основании которых, ввиду выявленных нарушений, в адрес ИП Петрыкина В.М. 10.09.2018 направлено уведомление о том, что договор N 245-Б-608 от 30.03.2016 считается расторгнутым с 10.10.2018.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ИП Петрыкина В.М. в Арбитражный суд Омской области с рассматриваемыми требованиями.
Повторно исследовав материалы дела в соответствии со статьей 71 АПК РФ с учетом доводов сторон, полученных на стадии апелляционного производства доказательств, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии со статьёй 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представитель ИП Петрыкина В.М. представил заключение специалиста ООО ЦПП "Цитадель" от 14.06.2019 относительно границ участка, схему размещения НТО. Данные доказательства приобщены апелляционным судом к материалам дела.
Согласно означенного заключения земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1274, общей площадью 57 019 кв.м имеет вид разрешенного использования - земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения, категория - земли населенных пунктов. Фактические границы земельного участка с кадастровым номером 55:36:000000:1274 отображены на схеме N 1. Земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1274 сформирован в 2010 году на основании межевого плана, подготовленного ООО "Регионального центра землеустройства и учета недвижимости" по муниципальному контракту.
Межевой план формировался на основании:
1. Распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации города Омска N 4578-р от 27.05.2010 "Об утверждении схемы на кадастровом плане территории";
2. Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения относящегося к собственности муниципального образования город Омск (Приложение к Постановлению Омского городского Совета N 828 от 22.07.2009)
Границы дороги, в месте размещения компенсационных мест для размещения нестационарных объектов, не изменялись.
Заключение специалиста проведено объективно, на научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Администрации города Омска от 23.12.2014 N 1812-п "О размещении нестационарных торговых объектов на территории города Омска" не допускается включать в схему размещения нестационарных торговых объектов следующие места размещения:
1) в границах отвода автомобильных дорог (вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта) с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
2) в арках зданий, цветниках, клумбах, на детских и спортивных площадках, на дворовых территориях жилых домов, на тротуарах;
3) ближе 15 м от окон жилых домов, общественных зданий и витрин стационарных торговых объектов;
7) в охранных зонах инженерных сетей без согласования с собственником данных сетей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.07 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 257) полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
В соответствии с частью 3 статьи 25 ФЗ N 257 предусмотрено, что в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса, размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
Отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности, регулируются Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - закон N 381-ФЗ), а также Постановление Правительства РФ от 29.09.2010 N 772 "Об утверждении Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов" (далее - Постановлением N 772).
Пунктом 6 статьи 2 Закона N 381-ФЗ определено, что нестационарным торговым объектом является торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.
Согласно части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 772 правом формирования схемы размещения нестационарных торговых объектов наделены исключительно органы местного самоуправления, по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества.
Процедура разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов, определена Порядком N 28.
Данный порядок устанавливает процедуру разработки и утверждения органами местного самоуправления Омской области схем размещения нестационарных торговых объектов (пункт 1).
На основании пункта 2 названного Порядка схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается органом местного самоуправления Омской области, определенным в соответствии с уставом муниципального образования Омской области.
При этом схема разрабатывается с учетом градостроительного, земельного, санитарно-эпидемиологического, экологического, противопожарного и иного законодательства, а также необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с Законом N 381-ФЗ, Порядком N 28, Постановлением N 1812-п также утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска.
Данное постановление определяет процедуру размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска без формирования земельных участков, процедуру взаимодействия структурных подразделений администрации города Омска при разработке схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Омска, порядок внесения в нее изменений, в том числе требования к составу, последовательности разработки, согласования и утверждения указанной схемы размещения.
Пунктом 18 Постановления N 1812-п предусмотрены случаи, когда не допускается включать в схему размещения нестационарных торговых объектов определенные места размещения, в том числе согласно подпункту 1 к ним относятся места размещения в границах отвода автомобильных дорог (вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта) с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 31 Постановления N 1812-п администрации административных округов города Омска направляют в департамент экономической политики предложения о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, направляют проекты схемы для согласования в департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска в части соответствия проекта схемы нестационарных торговых объектов перспективе застройки города Омска объектами капитального строительства и (или) требованиям документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории, региональных нормативов градостроительного проектирования.
Пунктом 33 Постановления N 1812-п предусмотрено, что департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска: 1) в течение 15 дней согласовывает проект схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом перспектив застройки территорий объектами капитального строительства, в соответствии с архитектурно-градостроительными нормативами и (или) требованиями документов территориального планирования, градостроительного зонирования, документации по планировке территории и паспорта киосков и павильонов с объемно-пространственными характеристиками, не соответствующими требованиям, установленным правовым актом администрации города Омска, а также паспорта летних кафе и веранд в части соблюдения требований к внешним конструктивным элементам и цветовому решению; 2) направляет в департамент городской экономической политики администрации города Омска предложения о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в необходимых случаях в соответствии с настоящим Порядком.
В соответствии с пунктом 35 Постановления N 1812-п департамент экономической политики разрабатывает проект постановления администрации города Омска об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов и о внесении в необходимых случаях изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов, согласовывает указанный проект постановления администрации города Омска в установленном порядке.
Как следует из материалов дела земельный участок с кадастровым номером 55:36:000000:1274 сформирован в 2010 году на основании межевого плана, подготовленного ООО "Регионального центра землеустройства и учета недвижимости" по муниципальному контракту имеет вид разрешенного использования - земли общего пользования для полосы отвода автомобильной дороги местного значения имеет различную ширину от 48,07 метро до 59, 76 метров, что подтверждается имеющимся в материалах дела заключением специалиста от 14.06.2019, ответом Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска, на момент заключения договора договор N 245-Б-608 30.03.2016 ответчики располагали данными сведениями, однако, в рамках реализации полномочий, предусмотренных подпунктом 1 пункта 33 Постановления N 1812-п включение павильона, принадлежащего апеллянту, в схему размещения нестационарных торговых объектов не согласовали со ссылкой на пункт 18 Постановления N 1812-п, не допускающий размещение НТО в границах отвода автомобильных дорог (вне остановочных пунктов общественного пассажирского транспорта) с учетом требований Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, оценив все доводы и представленные в материалы дела доказательства, коллегия судей приходит к выводу о том, что требование истца о признании недействительным требования о расторжении договора N 245-Б-608 на размещение нестационарного торгового объекта от 30.03.2016 является законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого решения суда в части отказа в удовлетворении заявления ИП Петрыкина В.М. к Администрации Ленинского административного округа города Омска, Администрации города Омска о признании недействительным требования о расторжении договора N 245-Б-608 на размещение нестационарного торгового объекта от 30.03.2016.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе по правилам статьи 110 АПК РФ возмещаются пропорционально удовлетворенным требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 05.02.2019 по делу N А46-15651/2018 отменить в части отказа в признания недействительным одностороннего отказа Администрации Ленинского административного округа города Омска от договора N 245-Б-608 на размещение нестационарного торгового объекта от 30.03.2016. В отмененной части принять по делу новый судебный акт. Признать недействительным односторонний отказ Администрации Ленинского административного округа города Омска от договора N 245-Б-608 на размещение нестационарного торгового объекта от 30.03.2016. В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.П. Семёнова |
Судьи |
Д.С. Дерхо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.