01 августа 2019 г. |
Дело N А84-565/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Градовой О.Г.,
судей Карева А.Ю.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Головченко Я.А.,
с участием в судебном заседании:
индивидуального предпринимателя Григорянца Марата Георгиевича;
представителя Департамента городского хозяйства города Севастополя - Московкиной А.В.;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Григорянца Марата Георгиевича на решение Арбитражного суда города Севастополя от 24 мая 2019 года по делу N А84-565/2019 (судья Мирошник А.С.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Григорянца Марата Георгиевича (299011, пл. Восставших, д.4, офис 208, г. Севастополь; 299053, ул. Вакуленчука, д.18, кв. 97, г. Севастополь)
к Департаменту городского хозяйства города Севастополя (299011, ул. Ленина, д.2, г. Севастополь)
о признании недействительным предписания,
установил:
08.02.2019 индивидуальный предприниматель Григорянц Марат Георгиевич (ОГРНИП 314920433100130 - л.д. 10, 39-42, далее ИП Григорянц М.Г. или заявитель) обратился в Арбитражный города Севастополя с заявлением о признании недействительным предписания Департамента городского хозяйства города Севастополя (ОГРН 1149204009932 - л.д. 43-55, далее - Департамент) N 0242 от 23.01.2019, которым на заявителя возложена обязанность в 30-тидневный срок демонтировать рекламную конструкцию, расположенную по адресу: г. Севастополь, ул. Вакуленчука, напротив дома 53/7 (л.д. 5-7).
Требования мотивированы тем, что оспариваемое предписание вынесено неуполномоченным органом; предписание составлено не по установленной форме; рекламная конструкция была размещена на основании выданного разрешения, срок действия которого не истек, так как до определения победителя торгов на право размещения рекламных конструкций на свободных местах продолжает действовать заключенный с заявителем договор о размещении рекламных конструкций.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказано по тем основаниям, что Департамент наделен полномочиями по выявлению незаконно размещенных рекламных конструкций и на вынесения предписания о демонтаже таких конструкций; оспариваемое предписание с учетом акта и последующего уточнения координат расположения рекламной конструкции возлагает на заявителя обязанность демонтировать конкретную принадлежащую ему рекламную конструкцию, срок разрешения на размещение которой истек; доказательств включения в схему такой рекламной конструкции не представлено; договор на размещение рекламных конструкций не дает право заявителю после истечения срока действия разрешения размещать рекламную конструкцию (л.д. 117-120).
ИП Григорянц М.Г. подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по тем основанием, что судебный акт принят с нарушением норм материального права и процессуального права. В апелляционной жалобе, кроме оснований заявленных требований, указано на то, что предписание не содержит необходимых сведений для определения конкретной рекламной конструкции, закон не предусматривает возможности уточнять такие сведения иными дополнительными документами (л.д. 131-133).
Отзыва на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании ИП Григорянц М.Г. поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Департамента возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по тем основаниям, что предписание и акт проверки, на основании которого оно вынесено, содержат необходимые сведения для идентификации рекламной конструкции, подлежавшей демонтажу.
В соответствии со статьёй 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (далее - суд апелляционной инстанции) установил следующие обстоятельства, подтвержденные совокупностью доказательств.
23.01.2019 заместитель директора - начальник Управления административно-технического контроля Департамента городского хозяйства города Севастополя Горлов Е.С. на основании акта обследования рекламной конструкции N 0241 от 23.01.2019 вынес предписание N 0242, которым ИП Григорянцу М.Г. предписано в течение 30 дней со дня вынесения предписания демонтировать рекламную конструкцию - билборд, щит (двойной) по ул. Вакуленчука, напротив дома 53/7, с истекшим сроком действия (л.д. 9, 84, 105).
Из представленного акта обследования рекламной конструкции N 0242 от 23.01.2019 следует, что проведено визуальное обследование рекламной конструкции, расположенной по ул. Вакуленчука, напротив дома N 53/7, вид конструкции - билборд, владелец - ИП Григорянц М.Г., разрешение на размещение рекламной конструкции отсутствует. К акту приложена фотофиксация рекламной конструкции, из которой следует, что конструкция представляет собой билборд: щит с двумя информационными полями, смонтированными "V"-образным способом, установленный на опоре с фундаментом, этот билборд расположен вдоль автодороги (л.д. 84-85).
Ошибочное указание в предписании номера акта обследования - 0241 вместо 0242, не свидетельствует о том, что предписание вынесено не на основании акта обследования N 0242, так как адрес расположения билборда, указанный в предписании и акте обследования N 0242, один и тот же - ул. Вакуленчука, напротив дома N 53/7.
01.03.2019 билборд, расположенный по ул. Вакуленчука, напротив дома N 53/7, демонтирован не заявителем, о чем заявитель представил суду первой инстанции фотофиксацию (л.д. 104).
Согласно заключенного 29.12.2014 между заявителем и Управлением архитектуры и градостроительства Правительства Севастополя (ОГРН 1149204004014) договора следует, что ИП Григорянцу М.Г. предоставлены места для размещения рекламных конструкций, в том числе шесть мест с адресами с указанием ул. Вакуленчука г. Севастополя:
1) ул. Вакуленчука (разрешение N 563),
2) ул. Вакуленчука, р-н студгородка (разрешение N 564),
3) ул. Вакуленчука, р-н завода "Маяк" (разрешение N 581),
4) ул. Вакуленчука (разрешение N 582),
5) ул. Вакуленчука ост. Студгородка (разрешение N 583),
6) ул. Вакуленчука, р-н завода "Маяк" (разрешение N 584).
Этим договором определен срок его действия - на период действия разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, определяемый в соответствии с постановлением Правительства Севастополя N 422 от 28.10.2014, о чем указано в пункте 2.1 договора; по всем названным шести разрешениям срок действия размещения рекламных конструкций - до 30.12.2018 (л.д. 11-32).
По выданному в 2004 году разрешению N 584 частному предпринимателю Григорянцу М.Г. было разрешено разместить двойной щит 3х6м "V"-образной формы по адресу: ул. Вакуленчука, район завода "Маяк", вдоль автодороги; срок этого разрешения с учетом продлений - до 30.12.2018 (л.д. 33-38).
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (ред. от 30.10.2018, далее - Закон о рекламе), как установка, так и эксплуатация рекламной конструкции допускаются только при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Часть 10 статьи 19 Закона о рекламе предусматривает, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения или по разрешению, срок действия которого истек, не допускаются; в случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения или по разрешению, срок действия которого истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Часть 21 статьи 19 Закона о рекламе устанавливает обязанность владельца рекламной конструкции осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Согласно пунктам 6.1, 6.2 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Севастополя, утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 22.12.2016 N 1220-ПП (ред. от 26.12.2018, далее - Правила N 1220-ПП), Департамент городского хозяйства города Севастополя проводит мониторинг и выявляет самовольные рекламные конструкции; в случае выявления самовольных рекламных конструкций, составляется акт обследования рекламной конструкции, на основании которого владельцу самовольной рекламной конструкции выносится предписание о необходимости демонтажа данной конструкции.
Приложениями N 4 и N 5 к Правилам N 1220-ПП установлены формы акта обследования рекламной конструкции и предписания о демонтаже рекламной конструкции, частью которых должна быть фотофиксация; в предписании должны быть указаны: вид и количество рекламных конструкций, адрес размещения - адрес (адресный ориентир) места расположения объекта недвижимости, перечень и характер выявленных нарушений.
Как установлено, оспариваемое предписание не содержит фотофиксации, но такая фотофиксация имеется в акте обследования, на основании которого вынесено предписание; в предписании указаны вид (билборд), количество (двойной щит) рекламной конструкции, адрес ее размещения с адресным ориентиром объекта недвижимости (ул. Вакуленчука, напротив дома N 53/7), что соответствует установленной форме предписания. По фотофиксации к акту - билборд имеет "V"-образную форму. Такое описание подлежавшей демонтажу рекламной конструкции полностью совпадает с описанием, приведенном в разрешении N 584.
Доводы заявителя на необходимость указания в предписании сведений о ранее выданном разрешении и адреса рекламной конструкции по указанному в разрешении адресу не основаны на нормах Правил N 1220-ПП.
Приведенные в оспариваемом предписании с учетом фотофиксации в акте обследования сведения о незаконно размещенной рекламной конструкции заявителя достаточны для ее идентификации, что позволило в последующем демонтировать этот билборд.
Судом первой инстанции для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела были приняты дополнительные доказательства об идентификации рекламной конструкции заявителя, срок размещения которой по разрешению N 584 до 30.12.2018.
В частности, ответ Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя о возможности определения места расположения рекламной конструкции по адресным ориентирам объекта недвижимости, к которому присоединена или на котором установлена рекламная конструкция; сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) г. Севастополя, из которых следует, что рекламная конструкция ИП Григорянца М.Г. расположена рядом с дом N 53/7 ул. Вакуленчука; письмо Департамента в адрес заявителя о предписании N 0242 по рекламной конструкции, размещенной по разрешению N 584 (л.д. 85, 93, 106, 111-114).
Таким образом, совокупность исследованных доказательств свидетельствует о том, что оспариваемое предписание принято в отношении рекламной конструкции ИП Григорянца М.Г., размещенной по разрешению N 584, срок размещения по которому - до 30.12.2018.
Доводы заявителя о его праве продолжать размещение рекламной конструкции после истечения срока действия разрешения на размещение рекламной конструкции несостоятельны исходя из следующего.
Действительно, на момент заключения заявителем договора на размещение рекламных конструкций действовало Постановление Правительства Севастополя от 28 октября 2014 года N 422 "Об особенностях регулирования вопросов в сфере размещения наружной рекламы на территории города Севастополя в переходный период" (ред. от 03 декабря 2014 года, далее - Постановление N 422).
Пунктами 3-5 Постановления N 422 предусматривалось право продолжать пользоваться свободным местом для размещения рекламной конструкции по разрешениям, выданным до 21.03.2014 и срок действия по которым истек после 21.03.2014, до проведения торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако к свободным местам Постановление N 422 относило места, которые включены в соответствующую Схему размещения рекламных конструкций в городе Севастополе, утвержденную в установленном законом порядке.
Как следует из пояснений представителя Департамента место, на которое претендует заявитель, в действующую Схему размещения рекламных конструкций в городе Севастополе не включено. Заявитель доказательств обратного не представил.
Кроме того, 20.02.2016 опубликовано на официальном сайте Правительства Севастополя Постановление от 19.02.2015 N 101-ПП, которым Постановление N 422 признано утратившим действие, то есть на момент окончания срока размещения рекламной конструкции по разрешению N 584 Постановление N 422 не действовало.
Ошибочной является позиция заявителя о вынесении предписания не уполномоченным органом исходя из следующего.
Как указано выше, часть 10 статьи 19 Закона "О рекламе" право на вынесение предписания о демонтаже незаконно размещенной рекламной конструкции предоставлено органу местного самоуправления муниципального района или органу местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Однако в соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно части 1.2 статьи 12.1 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" от 21.03.2014 N 6-ФКЗ (ред. от 25.12.2018) до 31.12.2020 на территории города федерального значения Севастополя особенности регулирования градостроительных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статьей 79 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. 27.12.2018) установлены особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения. К таким особенностям, в частности, отнесено:
- осуществление местного самоуправление органами местного самоуправления на внутригородских территориях,
- определение по законам субъектов Российской Федерации - городов федерального значения перечней вопросов местного значения исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства,
- осуществление органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, предусмотренные федеральными законами, только в случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.
Пунктом 5 статьи 26 Закона Севастополя "О Правительстве Севастополя" от 30.04.2014 N 5-ЗС (ред. от 27.09.2017) предусмотрено, что Правительство в пределах своих полномочий регулирует вопросы благоустройства города Севастополя.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Департаменте городского хозяйства города Севастополя, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя от 16.09.2016 N 875-ПП (далее - Положение N 875-ПП), Департамент городского хозяйства города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий города Севастополя в сфере жилищно-коммунального хозяйства, контроль за их применением в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляющим функции по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований законодательства города Севастополя в сфере благоустройства, в том числе утвержденных Правительством Севастополя правил и порядков в сфере благоустройства на территории города Севастополя (в границах административно-территориальных единиц - районов города Севастополя), государственный земельный контроль на территории города Севастополя, государственный контроль (надзор) за соблюдением требований к размещению, содержанию и внешнему виду рекламных конструкций на территории города Севастополя, входящим в систему исполнительных органов государственной власти города Севастополя и финансируемым за счет средств бюджета города Севастополя.
Согласно подпункта 1.10.6 Положения N 875-ПП в ходе выявления нарушений при осуществлении контроля за соблюдением требований к размещению, содержанию и внешнему виду рекламных конструкций на территории города Севастополя Департамент выносит обязательные для исполнения юридическими лицами, их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами предписания об устранении выявленных правонарушений.
Таким образом, оспариваемое предписание принято уполномоченным органом, а доводы заявителя о компетенции на вынесение предписания о демонтаже рекламных конструкций только у органа местного самоуправление не основаны на нормах законодательства, в том числе, регулирующих особенности таких правоотношений на территории города федерального значения Севастополя.
Из установленных обстоятельств следует, что оспариваемое предписание вынесено в соответствии с требованиями норм действующего законодательства и при доказанности обстоятельств, с которыми закон связывает обязанность демонтажа рекламной конструкции. Заявитель не доказал наличие у него права продолжать размещать принадлежащую ему рекламную конструкцию.
На основании изложенного, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что судом первой инстанции судебный акт принят без нарушений норм материального права и процессуального права; безусловных оснований для отмены решения суда первой инстанции не установлено; апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Севастополя от 24 мая 2019 года по делу N А84-565/2019 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Григорянца Марата Георгиевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия. Днем принятия постановления считается изготовление постановления в полном объеме. Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в полномочный арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Г. Градова |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-565/2019
Истец: Григорянц Марат Георгиевич
Третье лицо: Департамент городского хозяйства города Севастополя
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5336/19
01.08.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-2314/19
24.05.2019 Решение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-565/19
11.02.2019 Определение Арбитражного суда г.Севастополя N А84-565/19