г. Санкт-Петербург |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А56-157112/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Смирновой Н. В.,
при участии:
от заявителя: Афонин Т. А., по доверенности от 30.01.2019;
от заинтересованного лица: Сорока Н. Ю., по доверенности от 29.12.2018;
от третьих лиц: 1) Бурдинская Е. В., по доверенности от 10.01.2018; 2) Бурдинская Е.В., по доверенности от 01.11.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15372/2019) Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2019 по делу N А56- 157112/2018 (судья Д.А. Егорова),
принятое по заявлению Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании отказа незаконным,
третье лицо: 1) Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, 2) ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга", 3) ФГУП "Почта России",
установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области (далее - МТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права федеральной собственности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, ГКУ "Имущество Санкт-Петербурга", ФГУП "Почта России".
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2019 в удовлетворении заявления отказано
В апелляционной жалобе МТУ Росимущества просит решение суда отменить, заявление удовлетворить, ссылаясь на незаконность принятого судебного акта.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя доводы жалобы поддержал.
Представители заинтересованного лица и третьих лиц возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области и ФГУП "Почта России" обратились в Управление Росреестра по Санкт-Петербургу с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, с кадастровым номером 78:13:0007420:6087, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Софийская улица, д.81, корп.З, лит.А, и объект незавершенного строительства, с кадастровым номером 78:13:0007420:3072, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Софийская улица, д.81, корп.З, лит.А.
Уведомлениями от 14.11.2018 N 78/123/006/2018-215, 216 Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу отказано в государственной регистрации права федеральной собственности в отношении спорных Объектов.
Полагая отказ Управления Росреестра незаконным, МТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы процессуального и материального права, сделал вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской.
Управление Росреестра осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (Приложение N 66 к приказу Росреестра от 23.01.2017 N 11/0027); Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с Законом N218-ФЗ недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с Законом N218-ФЗ сведений.
Согласно положениям ч. 5 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из материалов дела усматривается, что письмом от 02.08.2018 МТУ Росимущества обратилось в Управление Росреестра с заявлениями N 78/123/006/2018-215, 216 о государственной регистрации права собственности в отношении вышеуказанных земельного участка и объекта незавершенного строительства - здания.
13.08.2018 государственная регистрация права собственности в отношении объектов приостановлена на основании п 5,6 ч.1 ст. 26 Закона о регистрации.
Уведомлениями от 14.11.2018 N 78/123/006/2018-215, 216 Управлением Росреестра по Санкт-Петербургу отказано в государственной регистрации права федеральной собственности в отношении спорных Объектов, на основании статьи 27 Закона о регистрации.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Для государственной регистрации (ст. 1 Закона о регистрации) права на объект капитального строительства и легальность его возведения, заявитель должен предоставить в регистрирующий орган документы, подтверждающие землеотвод, а также документы, подтверждающие как разрешение на строительство объекта недвижимости, так и ввод его в эксплуатацию.
Судом установлено, что согласно решению Исполнительного Комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 27.03.1990 N 336, Главленархитектуре поручено отвести до 01.03.1991 в постоянное пользование ПО "Ленинградская почта" земельный участок, площадью 4 га, расположенный в квартале 31 Купчино, для организации цеха по обработке печатной журнальной продукции.
На основании данного решения Главное управление архитектуры и градостроительства 14.02.1991 согласовано предоставление Производственному объединению "Ленинградская почта" во временное пользование на 3 года земельного участка, площадью 0.45 га, расположенного в квартале 31 Купчино, под строительство здания, общей площадью 2700 кв.м., из легкосборных металлических конструкций типа "Комплект-1" для обработки газетно-журнальной продукции и почтовых отправлений.
В соответствии с п. 4.15 Правил застройки Ленинграда, утвержденных решением Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов от 13.06.1989 N 421 (далее - Правила застройки Ленинграда), которые на момент издания вышеперечисленных решений регулировали правоотношения по строительству и отводу земельных участков, документом, удостоверяющим право пользования земельным участком на период строительства, является акт, выдаваемый Проектно-производственным управлением застройки города. Договор или удостоверение о праве временного пользования землей выдается исполкомами райсоветов.
Управлением Росреестра представлена копия паспорта объекта незавершенного строительства N 3560/81-3, выданного ГУН "ГУИОН" ПИБ Фрунзенского района от 08.09.2005, согласно которому площадь земельного участка, на котором находится вышеуказанный объект недвижимого имущества, составляет 4500 кв.м., Участок предоставлен на основании временного свидетельства о землепользовании от 27.04.1995 N 37-4/30. Кроме того, имеется заключение Комитета градостроительства и архитектуры от 27.09.2007 N 97-8521 о том, что Комитет считает возможным оформить правоустанавливающие документы на аренду земельного участка, площадью 4488 кв.м., сроком до 49 лет.
Между тем, согласно указанному временному свидетельству, данный документ выдан Управлению Федеральной почтовой связи о том, что земельный участок, площадью 30 000 кв.м., расположенный по адресу: Фрунзенский район, Софийская ул., д.81, используется Управлением Федеральной почтовой связи до выдачи правоустанавливающих документов (код функции 12.0).
Таким образом, из имеющихся в распоряжении Управления Росреестра документов на земельный участок следует, что Производственному объединению "Ленинградская почта" (ФГУП "Почта России" в результате реорганизации) согласовывалось выделение земельного участка, однако договор аренды или иной правоустанавливающий документ в регистрирующий орган не предоставлялся.
Кроме того, площадь земельного участка и цели его использования в представленных документах разнятся.
Управление Росреетсра также сослалось на договор аренды от 01.12.1995 N 21/ЗК00217, заключенный КУГИ Санкт-Петербурга и Управлением Федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга, по условиям которого ПАО "Ленинградская почта" во временное владение предоставлен земельный участок, площадью 4 500 кв.м., расположенный по адресу: Софийская ул., д.81 для размещения обработки и хранения газетно-журнальной продукции. Срок действия договора аренды установлен с 01.01.1995 по 01.01.1996.
Строительство цеха по обработке газетно-журнальной продукции данным договором аренды не предусматривалось, что подтверждается письмом КУГИ от 14.09.2011 N 2671-21.
Таким образом, представленные документы не подтверждают, что объект незавершенного строительства возведен на отведенном для таких целей земельном участке в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством.
В нарушение статьи 65 АПК РФ, МТУ Росимущества не представлено доказательств, подтверждающих правомерность строительства здания в соответствии со ст. 14, ст.40 Закона о регистрации.
С учетом изложенного, факт возникновения права государственной собственности Российской Федерации на вышеуказанный объект недвижимости, документально не подтвержден.
Судом первой инстанции также правомерно учтено следующее.
Согласно п. 3.17, п.5.3 Правила застройки Ленинграда проектирование строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов и сооружений допускается только при наличии архитектурно-планировочного задания. Архитектурно-планировочное задание разрабатывается на основании заявки заказчика (застройщика) при наличии решения Исполкома Ленсовета, разрешающего проектно-изыскательские работы или отвод земельного участка для строительства и проекта задания на проектирование, представленного заказчиком.
Данный документ позволил бы установить дату начала строительства, расположение отведенного под строительство участка, а также назначение проектируемого здания. Однако такой документ (или точные ссылки на его реквизиты, что позволило бы регистрирующему органу сделать запрос в государственный архив в порядке межведомственного взаимодействия) в нарушение статьи 14 Закона о регистрации в Управление не представлен.
В то же время выписка из реестра федерального имущества от 13.05.2015 N 1529/55 не может являться основанием для регистрации ранее возникшего права, поскольку в Управлении отсутствуют сведения, либо документы, свидетельствующие о начале строительства объекта недвижимости, тогда как согласно ч. 1 ст. 69 Закона права на недвижимое имущество признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, если они возникли до момента вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, из решения от 03.10.1991 N 265 следует, что земельный участок предоставлялся на 3 года для строительства здания из легких металлических конструкций, однако, заявитель не представил полученное в установленном порядке разрешение на строительство объекта недвижимости.
Согласно представленному заявлению от 02.08.2018 N 78/123/006/2018-215 в качестве основания для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, МТУ Росимущества сослалось на норму статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", согласно которой, в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации.
В соответствии со ст. 55 Закона государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерация или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности Российской Федерации на землю утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04. 2016 N 307 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской федерации, субъекта Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, и о признании утратившим силу Постановления Российской Федерации от 30 июня 2006 N 404".
Согласно п.2 указанного перечня необходимыми для регистрации права государственной собственности РФ на земельный участок являются правоустанавливающие документы на здания, строения, сооружения, расположенные на соответствующем земельном участке, - в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является расположение на данном земельном участке зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в ЕГРН.
Для получения необходимой информации органом регистрации прав направлен запрос в Комитет имущественных отношении от 13.08.2018 N 2/01-00408 с просьбой предоставить копию свидетельства о временном землепользовании, а также предоставить сведения о том, расположен ли объект незавершенного строительства, с кадастровым номером 78:13:0007420:3072, находящийся по адресу: Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 81, на земельном участке, с кадастровым номером 78:13:0007420:6087, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 81, корп. 3, лит. А.
Также, Управлением Росреестра направлен запрос в ГУП "ГУИОН" от 13.08.2018 N 2/01-00409 о предоставлении сведений о начале строительства объекта незавершенного строительства.
В соответствии с поступившим письмом ГУП "ГУИОН" от 17.08.2018 N 10320 первичная инвентаризация объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Софийская, д. 81, корп. 3, лит. А, проведена филиалом ГУП "ГУИОН"-ПИБ Юго-Восточное в 2002 году. В письме также указано, что отсутствуют сведения о начале строительства объекта незавершенного строительства по вышеуказанному адресу в учетно-технической документации, хранящейся в архиве и изготовленной в период с 2002 по 2008 годы.
Письмом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 16.08.2018 N 60519-7 направлено временное свидетельство о землепользовании от 27.04.1995 N 36-4/30, выданное Управлению Федеральной почтовой связи Автомобил. гос. предпр. (УФПС) о том, что им используется земельный участок по адресу: Фрунзенский район, Софийская ул., д.81, площадью 30000 кв.м. в целях: внешний транспорт.
Кроме того, Комитетом в письме указано, что временные свидетельства о землепользовании выдавались Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга во исполнение распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 01.02.1995 N 117-р "Об упорядочении поступления земельных платежей в Санкт-Петербурге" и в соответствии с пунктом 4.4 распоряжения мэра Санкт-Петербурга от 18.09.1995 N 1010-р предприятиям, учреждениям и организациям, не имеющим правоустанавливающих документов на фактически используемые земельные участки, для уплаты земельного налога.
Основанием для выдачи временных свидетельств о землепользовании служили заявления землепользователя. Временные свидетельства о землепользовании содержали сведения о фактическом пользовании земельным участком определенной площадью, не предусматривая его графического отображения. Временное свидетельство не является документом, удостоверяющим права на земельный участок, и действовали до выдачи в установленном порядке правоустанавливающих документов.
Таким образом, сведения, содержащиеся в ответе Комитета на запрос Управления Росреестра, свидетельствуют о том, что возведение объекта производилось на земельном участке, не предоставленном застройщику в установленном законом порядке и не отведенном для этих целей, в связи с чем, не подтверждается возникновение права государственной собственности Российской Федерации на вышеуказанный объект недвижимости.
В нарушение ст. 14. ст. 55 Закона о регистрации документы, которые являются в порядке 3.1 Закона N 137-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности РФ, в Управление Росреестра заявителем не представлены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что в отсутствие у заявителя необходимого комплекта документов для регистрации права на вновь созданный объект, Управлением Росреестра принято соответствующее закону решение об отказе МТУ Росимущества в государственной регистрации права собственности.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.04.2019 по делу N А56-157112/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.