город Томск |
|
1 августа 2019 г. |
Дело N А03-202/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 августа 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Марченко Н.В., |
Судей |
|
Сухотиной В.М., |
|
|
Усаниной Н.А., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Реук А.Н. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Михайловского района Алтайского края (N 07АП-5564/19) на решение от 24.04.2017 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-202/2019 (судья Гуляев А.С.) по исковому заявлению прокурора Алтайского края, г. Барнаул, в защиту интересов публичного образования - муниципальное образование Михайловский район Алтайского края в лице администрации Михайловского района Алтайского края, к администрации Михайловского района Алтайского края (ОГРН 1022202316124, ИНН 22580011073, 658960, Алтайский край, Михайловский район, с. Михайловское, ул. Садовая, 15) к индивидуальному предпринимателю Гащенко Татьяне Ивановне (ОГРНИП 304225812700022, ИНН 225800006182) о признании недействительным договора.
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Дашевская О.С., поручение от 08.07.2018.
УСТАНОВИЛ:
прокурор Алтайского края (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Алтайского края в защиту интересов публичного образования - муниципальное образование Михайловский район Алтайского края в лице администрации Михайловского района Алтайского края (далее - Администрация) с исковым заявлением к администрации Михайловского района Алтайского края и индивидуальному предпринимателю Гащенко Татьяне Ивановне (далее - ИП Гащенко Т.И.) о признании недействительным договора N 1 на оказание услуг по погребению и получению статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Михайловский район Алтайского края, заключенного 14.08.2018 между администрацией Михайловского района Алтайского края и ИП Гащенко Т.И.
Решением от 24.04.2019 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Администрация в апелляционной жалобе просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.
В обоснование жалобы указано, что закон не исключает возможности выполнения деятельности, связанной с погребением умерших, коммерческими организациями; по смыслу Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" обязанности по вопросам похоронного дела принимает на себя специализированная служба в случаях отсутствия иных лиц, оказывающих подобные услуги.
В отзыве на апелляционную жалобу Прокурор просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчиков.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению.
Как следует из материалов дела, 14.08.2018 между Администрацией (заказчик) и ИП Гащенко Т.И. (исполнитель) результатам проведенного конкурса заключен договор N 1 на оказание услуг по погребению и получению статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Михайловский район Алтайского края.
В соответствии с пунктом 1.1 договора исполнитель принимает на себя полномочия специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования Михайловский район Алтайского края согласно приложению N 1 к договору и обязуется осуществлять захоронения и оказывать ритуальные услуги в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 1025 от 15.08.1997.
Согласно пункту 1 приложения N 1 к договору исполнитель предоставляет такие услуги по погребению, как: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище; погребение.
Срок действия договора установлен до 13.08.2023 (пункт 6.1 договора).
Полагая, что заключение указанного договора и возложение названных функций на индивидуального предпринимателя противоречит закону, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, исходил из доказанности факта несоответствия оспариваемой сделки требованиям закона.
В силу статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В соответствии с пунктом 17 части 1, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ) на органы местного самоуправления муниципального района возложены полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" N 8-ФЗ (далее - Закон N8-ФЗ) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно статьи 29 Закона N 8-ФЗ органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Гарантированный перечень услуг по погребению, оказание которых производится на безвозмездной основе, установлен статьей 9 Закона N 8-ФЗ. Услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
С учетом указанных правовых норм суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела организациям без участия в них местного самоуправления или индивидуальным предпринимателям, так как Закон N 131-ФЗ не предоставляет органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Закона N 8-ФЗ, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, целью создания специализированных служб по вопросам похоронного дела является обеспечение государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Таким образом, обязанность по организации муниципальных мест погребения и похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению - на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления. Присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации, либо индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, является неправомерным.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что заключением оспариваемой сделки нарушается действующее законодательство, в том числе, установленный законом порядок экономической деятельности, связанный с выделением бюджетных средств специализированной службе по вопросам похоронного дела, а также нарушаются права неопределенного круга хозяйствующих субъектов и лиц (родственников умерших) на безвозмездное получение гарантированного государством минимума ритуальных услуг от созданной в установленном порядке органом местного самоуправления специализированной службы.
Поскольку сделка, заключенная Администрацией и ИП Гащенко Т.И. нарушает указанные требования закона, посягает на публичные интересы, она является недействительной (ничтожной).
При изложенных обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования Прокурора и отклонены доводы Администрации как основанные на неверном толковании норм права.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.04.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-30124/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Регион Климат" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
В.М. Сухотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-202/2019
Истец: Прокуратура Алтайского края
Ответчик: Администрация Михайловского района АК, Гащенко Татьяна Ивановна
Третье лицо: Прокуратура Томской области