г. Саратов |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А06-7833/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Антоновой О.И.,
судей Борисовой Т.С., Жаткиной С.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шебалковой К.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Приволжский район" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 мая 2019 года по делу N А06-7833/2018, (судья А.М. Соколова),
по исковому заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Приволжский район"
к Мирзаеву Калимулле Магомедрасуловичу
об обязании привести земельные участки в соответствие,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в арбитражный суд с иском к ответчику об обязании привести земельные участки с кадастровыми номерами 30:09:050601:1468 площадью 700 кв.м. и 30:09:050601:1199, площадью 700 кв.м., расположенные по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с/т "Медик" городской станции скорой помощи, садовый участок N 196 и N 197, в соответствие с видом разрешенного использования и целевого назначения, путем их освобождения от строительных материалов и прекращении деятельности по осуществлению торговли строительными материалами в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20 мая 2019 года по делу N А06-7833/2018 в удовлетворении иска отказано, что послужило основанием для обращения в суд с апелляционной жалобой.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как указывает истец в обоснование заявленного иска, Мирзаев К.М. является собственником земельных участков с кадастровым номером 30:09:050601:1468 площадью 700 кв.м. и кадастровым номером 30:09:050601:1199, площадью 700 кв.м., расположенные по адресу Астраханская область, Приволжский район, с/т "Медик" городской станции скорой помощи, садовый участок N 196 и 197, из категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - садоводство.
В ходе муниципального земельного контроля, проведенного комитетом по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Приволжский район" установлено, что Мирзаев К.М. осуществляет на указанном земельном участке предпринимательскую деятельность, а именно складирует и продает строительные материалы (шифер, цемент, пилолес), т.е. использует участки не по целевому назначению.
В адрес Мирзаева К.М. вынесено предписание, которое должно быть исполнено 01.02.2017 г. Данное предписание в установленный срок не исполнено.
По факту нецелевого использования земельного участка Приволжским отделом управления Росреестра по Астраханской области Мирзаев К.М. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Факт нецелевого использования земельных участков зафиксирован в актах проверки соблюдения земельного законодательства от 02.11.2017 г. N N 180. 181.
Истец, ссылаясь на то, что ответчик занимает земельные участки под торговую деятельность без законных оснований, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право собственника требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (негаторный иск).
В силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации, право предъявить негаторный иск принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 разъяснено, что иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Таким образом, лицо, обратившееся в суд, должно представить доказательства принадлежности ему имущества на праве собственности (ином вещном праве), фактического владения данным имуществом и совершения ответчиком действий, препятствующих осуществлению законным владельцем своих прав в отношении данного имущества. Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения.
Согласно статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает определенный и исчерпывающий перечень прав на земельные участки: собственность (статья 15), постоянное (бессрочное) пользование (статья 20), пожизненное наследуемое владение (статья 21), аренда (статья 22), право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (статья 23), безвозмездное срочное пользование земельными участками (статья 24).
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 и пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков, а равно объектов капитального строительства определяются на основе градостроительного регламента соответствующей территориальной зоны, входящего в состав правил землепользования и застройки (п. 9 ст. 1, подп. 3 п. 2 и п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
В данном случае спорный земельные участки имеют вид разрешенного использования "для садоводства".
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, подпункт 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ допускает защиту прав на землю гражданами и юридическими лицами путем предъявления иска о запрете действий, нарушающих право. В силу статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации данная норма подлежит применению и в случае нарушения прав на землю публичного собственника (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальных образований).
В рассматриваемом случае земельный участок не является государственной или муниципальной собственностью, а находится в собственности ответчика. Права у иных лиц, в том числе публичных правовых образований, на указанный земельный участок отсутствуют, что исключает возможность предъявления комитетом гражданско-правового иска, предусмотренного подпунктом 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ.
Истец полагает, что полномочия на предъявления иска вытекают из компетенции комитета, закрепленной Положением о комитете
Однако Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает осуществление органами местного самоуправления муниципального земельного контроля.
Согласно пункту 1 статьи 72 Земельного кодекса под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений (пункт 3 статьи 72 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи.
Согласно пункту 5 статьи 72 Земельного кодекса РФ в случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством (пункт 8 статьи 72 ЗК РФ).
В данной связи, как правомерно указал суд первой инстанции, полномочия на осуществление муниципального земельного контроля сами по себе не предусматривают возможность предъявления органами местного самоуправления иска о запрете использования земельного участка не в соответствии с видом разрешенного использования.
В данном случае правовым последствием выявления нарушения земельного законодательства в ходе муниципального земельного контроля является привлечение уполномоченным органом нарушителя к административной ответственности, выдача предписания (влекущая, в том числе, при его невыполнении ответственность по статье 19.5 КоАП РФ).
Вопреки доводам апелляционной жалобы показания свидетеля Маргарян О.Г. не имеют правового значения для настоящего спора. Наличие спорных правоотношений между ответчиком и Маргарян О.Г. является основанием для обращения последней с самостоятельным иском.
С учетом приведенных обстоятельства, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 мая 2019 года по делу N А06-7833/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.И. Антонова |
Судьи |
Т.С. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7833/2018
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования "Приволжский район"
Ответчик: Мирзаев Калимулла Магомедрасулович
Третье лицо: АО МИФНС N6 по, УФНС России по Астраханской области
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7711/19
20.05.2019 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7833/18
04.12.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-16146/18
08.11.2018 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-7833/18