г. Владимир |
|
24 июля 2019 г. |
Дело N А11-2025/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.07.2019.
В полном объеме постановление изготовлено 24.07.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белышковой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области (ИНН 3329025420, ОГРН 1023303352368) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.04.2019 по делу N А11-2025/2019, принятое судьей Андриановым П.Ю. в порядке упрощенного производства по заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области о взыскании с муниципального бюджетного учреждения культуры "Владимирский планетарий" (ИНН 3329002007, ОГРН, 1023303351741) штрафа в сумме 8000 рублей.
В судебном заседании приняли участие представители государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области - Окунева С.В. по доверенности от 09.01.2019 N 6 сроком действия до 31.12.2019, муниципального бюджетного учреждения культуры "Владимирский планетарий" - Балабанов В.А. - директор, на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области (далее - Управление, Фонд, страховщик, заявитель) в отношении муниципального бюджетного учреждения культуры "Владимирский планетарий" (далее - Учреждение, страхователь) проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета за март 2017 года.
В ходе проверки Управление установлено, что Учреждение представило отчет по форме СЗВ-М (исходная) за март 2017 года 16.02.2018, чем нарушило срок представления отчетности, утвержденный пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
По результатам проверки составлен акт от 05.06.2018 N 043S18180005234.
Решением 09.07.2018 N 043S19180005335 страхователь привлечен к ответственности по статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ в виде штрафа в сумме 8000 рублей.
В адрес Учреждения направлено требование от 03.08.2018 N 043S01180011663 с предложением уплатить штраф в срок до 24.08.2018.
В связи с истечением срока для добровольного исполнения требования Фонд обратился в суд с заявлением о взыскании с должника штрафа в сумме 8000 рублей.
На основании части 1 статьи 227, части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 30.04.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом, руководствуясь положениями АПК РФ, Федерального закона N 27-ФЗ, Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), суд первой инстанции пришел к выводу о пропуске Фондом срока для обращения в арбитражный суд.
Не согласившись с принятым судебным актом, страховщик обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В обоснование заявленных требований Фонд указывает, что датой правонарушения и привлечения Учреждения к ответственности считается 16.02.2018, и соответственно исчисление срока начинается с указанной даты.
Страховщик обращает внимание суда на то, что заявление о вынесении судебного приказа было подано 13.12.2018, а исковое заявление - 14.02.2019.
Следовательно, по убеждению Фонда, срок на взыскание санкций в судебном порядке, к моменту обращения в суд не истек.
Подробно доводы Фонда приведены в апелляционной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Учреждение в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов Фонда, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
С 01.01.2017 процедура проверки страхователей и принятия решения по результатам такой проверки с указанной даты урегулирована Федеральным законом N 27-ФЗ и Налоговым кодексом Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 6 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей, должностным лицом территориального органа Пенсионного фонда, установившим правонарушение, составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение. Об отказе лица, совершившего правонарушение, подписать акт делается соответствующая запись в акте.
В абзаце 7 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ указано, что акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма.
Лицо, совершившее правонарушение, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями должностного лица, обнаружившего факт правонарушения, в течение 15 дней со дня получения акта вправе представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, а также приложить к письменным возражениям документы (их копии, заверенные в установленном порядке), подтверждающие обоснованность возражений (абзац 8 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Акт, а также документы и материалы, представленные лицом, совершившим правонарушение, должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации и решение по ним должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения по акту. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц (абзац 9 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в течение пяти дней после его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления решения по почте заказным письмом датой вручения этого решения считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
В течение 10 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения страхователю, в отношении которого вынесено данное решение, направляется требование об уплате финансовых санкций.
Требование об уплате финансовых санкций должно быть исполнено страхователем в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании. Требование об уплате финансовых санкций может быть передано страхователю (его уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций, предусмотренных настоящей статьей, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Сроки камеральной проверки представленных страхователем сведений и сроки обращения в суд за взысканием начисленных санкций в случае совершения страхователем правонарушения указанным нормативным актом не урегулированы в отличие от Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлены сроки проведения камеральной проверки - 3 месяца (статья 88 НК РФ, сроки обращения в суд с заявлением о взыскании недоимок - 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (статья 46 НК РФ).
Вместе с тем согласно абзацу 1 статьи 2 Федерального закона N 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона N 165-ФЗ от 16.07.1999 "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона N 27-ФЗ, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", а также сведений о детях.
Кроме того, согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Следовательно, на правоотношения, связанные с контролем страхователей при предоставлении ими индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах (в том числе и положения статьи 46 НК РФ).
В силу положений пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 2 статьи 48, пункта 1 статьи 115 НК РФ с заявлением о взыскании со страхователя суммы санкции Управление вправе обратиться в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования о ее уплате.
В пункте 31 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих по применению арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума) разъяснено, что несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, предусмотренных пунктом 2 статьи 88, пунктом 6 статьи 89, пунктами 1 и 5 статьи 101, пунктами 1, 6, 9 статьи 101, пунктами 1, 6, 10 статьи 101.4, пунктом 3 статьи 140 (в случае подачи апелляционной жалобы), статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Согласно пункту 60 указанного Постановления Пленума при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 Кодекса, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд, учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом на основании ходатайства налогового органа.
Из материалов дела следует, что страхователь привлечен Управлением к ответственности за непредставление сведений за март 2017 года, которые он должен было представить не позднее 17.04.2017.
Судом установлено, отчет по форме СЗВ-М (исходная) за март 2017 года направлен в Фонд 04.04.2017, что подтверждается скрин-фото из программы с датой отправки (л.д.31-33), однако протокол отправки, как пояснил страхователь, за 04.04.2017 не сохранился.
Повторно, по запросу Фонда, данный отчет был направлен Учреждением 16.02.2018 после направления ему заявителем уведомления от 17.01.2018 об обнаружении факта непредставления сведений по форме СЗВ-М за март 2017 года при проверке сведений по форме СЗВ-СТАЖ, представленных страхователем своевременно.
Направление страхователю уведомления от 17.01.2018 подтвердил представитель Фонда в судебном заседании.
Поэтому суд первой инстанции обоснованно отклонил довод Фонда о том, что допущенное страхователем нарушение он обнаружил 16.02.2018.
В рассматриваемом случае, составление Фондом 05.06.2018 акта не может служить основанием для исчисления срока давности взыскания штрафной санкции с указанной даты, так как данный акт составлен с нарушением срока, установленного статьей 88 НК РФ.
Учитывая изложенное, предельный срок взыскания с Учреждения неуплаченной суммы финансовых санкций с учетом норм НК РФ и Федерального закона N 27-ФЗ приходится в рассматриваемом случае, на 10.01.2019 и включает в себя: 3 месяца на проведение проверки и составление акта + 5 дней на направление (вручение) акта + 6 дней на вручение акта (в случае направления акта по почте) + 15 дней на представление страхователем возражений + 10 дней на вынесение решения + 5 дней на направление (вручение) решения + 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте) + 10 дней на вступление в силу решения по проверке + 10 дней на направление требования + 6 дней на получение требования в случае направления по почте + 10 календарных дней на исполнение требования + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
С заявлением в суд о взыскании с Учреждения штрафа страховщик обратился 14.02.2019, то есть с пропуском установленного процессуального срока.
При этом ходатайство о восстановлении пропущенного срока обращения в суд Фондом не было заявлено.
Определением Арбитражного суда Владимирской области по делу N А11-66625/18 от 20.12.2018 Фонду отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Учреждения штрафа в размере 8 000 рублей. Управлению было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа в связи с тем, что до его вынесения в суд поступили возражения должника, т.е. судебный приказ не был отменен судом, как указано в пункте 3 статьи 48 НК РФ. Следовательно, отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа не влечет изменения порядка обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ.
Поэтому довод страховщика о том, что заявление о вынесении судебного приказа было подано им в суд 13.12.2018, в рассматриваемом случае, правового значения для рассмотрения данного дела не имеет.
С учетом изложенного суд в рассматриваемом случае правомерно отказал в удовлетворении заявления Фонда.
Апелляционная жалоба Фонда по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Владимирской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционных жалоб не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.04.2019 по делу N А11-2025/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Владимире Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-2025/2019
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. ВЛАДИМИРЕ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ, Управление отделения ПФР по Владимирской области
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "ВЛАДИМИРСКИЙ ПЛАНЕТАРИЙ"
Третье лицо: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ "ВЛАДИМИРСКИЙ ПЛАНЕТАРИЙ"