г. Пермь |
|
31 июля 2019 г. |
Дело N А50-8137/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуляковой Г.Н.
рассмотрел без вызова сторон апелляционную жалобу
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 13 мая 2019 года по делу N А50-8137/2019,
принятое судьей Герасименко Т.С. путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства,
по заявлению ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (ОГРН 1065904122460, ИНН 5904149532)
к ООО "Урал бизнес проект" (ОГРН 1105981000355, ИНН 5981004228)
о взыскании финансовых санкций,
установил:
ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Перми (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о взыскании с ООО "Урал бизнес проект" (далее - ответчик, должник, страхователь) финансовых санкций за несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" по форме СЗВ-М за апрель 2018 года в размере 1000 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 13.05.2019, принятым путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт. Управление настаивает на том, что решение принято с нарушениями норм материального права, у суда отсутствовали основания для отказа в иске, поскольку сведения по форме СЗВ-М за апрель 2018 года на двух застрахованных лиц представлены страхователем в управление 07.06.2018, то есть с нарушением законодательно установленного срока (не позднее 15.05.2018).
Ответчик представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу управления без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как установлено судом апелляционной инстанции при повторном рассмотрении материалов настоящего дела, в ходе проверки, проведенной с целью правильности заполнения, полноты и своевременности представления ежемесячной отчетности заявителя "Сведения о застрахованных лицах" по форме СЗВ-М за апрель 2018 года Пенсионным фондом было установлено, что указанные сведения представлены заявителем только 07.06.2018, то есть с нарушением сроков, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
По результатам проверки составлен акт от 22.06.2018 N 203S18180013150 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Рассмотрев материалы проверки, Пенсионный фонд вынес решение от 02.08.2018 N 203S19180014521 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которым заявитель привлечен к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1000 руб. за непредставление плательщиком страховых взносов сведений о застрахованных лицах в орган контроля за уплатой страховых взносов в установленный срок, а именно: не позднее 15.05.2018.
31.08.2018 в адрес должника направлено требование от 30.08.2018 об уплате штрафа в срок до 18.09.2018.
Поскольку добровольно штраф не уплачен, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций принудительно.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из незаконности привлечения ООО "Урал бизнес проект" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в редакции, действующей после 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя, отчество; идентификационный номер налогоплательщика.
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".
Ответственность за нарушение сроков представления указанной отчетности предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, статьей 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.
Привлекая страхователя к ответственности, Пенсионный фонд исходил из того, что страхователем несвоевременно представлены сведения по форме СЗВ-М за апрель 2018 года.
Так, основанием для вынесения Управлением решения от 02.08.2018 N 203S19180014521 послужил его вывод о том, что сведения по форме СЗВ-М за апрель 2018 года представлены обществом 07.06.2018, то есть с нарушением установленного срока.
Между тем из материалов дела усматривается, что 15.05.2018 в управление представлена и принята последним форма СЗВ-М "исх" на двух застрахованных лиц за отчетный период апрель 2018 года (л.д. 15).
Указанные сведения первоначально были представлены обществом в установленный законом срок, однако в графе 2 (отчетный период) содержали ошибку - вместо "04" (апрель) было указано "05" (май).
При этом самостоятельно выявив, что отчет за апрель (отчетный период 04) выгрузился из бухгалтерской программы в программу электронного документооборота Пенсионного фонда как отчет за май (отчетный период 05) 07.06.2018 общество направило в Управление сведения по форме СЗВ-М за апрель и май 2018 года с указанием надлежащего отчетного периода, представив соответствующие пояснения (л.д. 34-36).
Указанные обстоятельства подтверждаются, в том числе, и тем, что 07.06.2018 в управление представлены две формы СЗВ-М "исх" за отчетный период май 2018 года: на двух застрахованных лиц (принята управлением) и на 1 застрахованное лицо (не принята управлением); 08.06.2018 - форма СЗВ-М "отм" на одно застрахованное лицо (принята управлением).
Из акта от 22.06.2018 N 203S18180013150 следует, что Управлением проведена проверка правильности заполнения, полноты и своевременности представления обществом сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ. То есть проверялось не только соблюдение срока представления документа, но и его содержание.
Учитывая, что в электронной базе данных 07.06.2018 Управления уже содержались сведения за май 2018 года (с ошибочным указанием периода, представленные 15.05.2018), а представленные за май 07.06.2018 сведения в графе 3 (тип формы) содержали отметку "исх", то есть "исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период" Управление могло и должно было выявить ошибку в указании периода, за который указанные сведения представлены.
Кроме того, отчет СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" за май 2018 г. должен был быть представлен заявителем по окончании отчетного периода (май месяц) и не позднее 15.06.2018.
У страхователя отсутствовало право, а также какая-либо необходимость представлять указанный выше отчет за май месяц до окончания отчетного периода.
При этом арбитражный апелляционный суд учитывает тот факт, что полученный Пенсионным фондом 15.05.2018 отчет заявителя по форме СЗВ-М был принят без указания на выявленные ошибки.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что 15.05.2018 страхователем был фактически представлен Пенсионному фонду отчет СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" за апрель 2018 г., а не за май 2018 г., как ошибочно было указано в отчете.
В соответствии с положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Вступившая в силу с 19.02.2017 Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, предусмотрела освобождение страхователя от ответственности в случае представления им уточненных (исправленных) индивидуальных сведений (пункты 37, 39).
Так, согласно пункту 39 данной Инструкции страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представить уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В настоящем случае страхователь выявил и устранил допущенную ошибку в отношении двух застрахованных лиц самостоятельно, представив необходимые исправленные сведения, недостоверность которых не установлена.
Указанная правовая позиция выражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2018 N 301-КГ17-20650.
При таких обстоятельствах датой представления сведений по форме СЗВ-М за апрель 2018 года следует считать 15.05.2018, то есть сведения поданы в установленный законом срок, что свидетельствует о неправомерном привлечении страхователя к ответственности.
Поскольку правомерность привлечения страхователя к ответственности Управлением не подтверждена, отказ суда во взыскании с ответчика финансовой санкции является законным и обоснованным.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 13 мая 2019 года по делу N А50-8137/2019, принятое путем подписания резолютивной части в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Г.Н. Гулякова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-8137/2019
Истец: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СВЕРДЛОВСКОМ РАЙОНЕ Г. ПЕРМИ
Ответчик: ООО "УРАЛ БИЗНЕС ПРОЕКТ"
Хронология рассмотрения дела:
31.07.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-8701/19