город Воронеж |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А14-26485/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 июля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малиной Е.В.,
судей Капишниковой Т.И.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куличенко И.Ю.,
при участии:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от общества с ограниченной ответственностью "Воронежский комбинат рыбной гастрономии": представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.04.2019 по делу N А14-26485/2018 (судья Козлов В.А.) по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (ИНН 3666145300, ОГРН 1073667025728) к обществу с ограниченной ответственностью "Воронежский комбинат рыбной гастрономии" (ИНН 3665055816, ОГРН 1063667233651) о взыскании 17 500 руб. финансовых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (далее - Управление, Пенсионный фонд, УПФР в г. Воронеже) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Воронежский комбинат рыбной гастрономии" (далее - Общество, ООО "ВКРГ") 17 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за октябрь 2017.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.04.2019, принятым по данному спору, в удовлетворении заявленных УПФР в г. Воронеже требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Пенсионный фонд обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым решением суда УПФР в г. Воронеже ссылается на правомерность привлечения ООО "ВКРГ" к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Полагает, что исходя из буквального толкования положений Федерального закона N 27-ФЗ в случае представления дополняющих форм в отношении застрахованных лиц, на которых отчетность ранее представлена не была, к такому страхователю должны применяться финансовые санкции. Форма СЗВ-М с типом "дополняющая", представленная за рамками отчетного периода, содержит сведения о 35 застрахованных лицах, информация о которых представлена впервые, в связи с чем ООО "ВКРГ" привлечено к ответственности обоснованно.
Во исполнение определения Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2019 Управлением направлены в адрес суда исходные и дополнительные сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2017, которые протокольным определением от 23.07.2019 приобщены к материалам дела.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В связи с наличием доказательств их надлежащего извещения, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ООО "ВКРГ" зарегистрировано в качестве страхователя в УПФР в г. Воронеже Воронежской области.
09.11.2017 в рамках исполнения обязанностей страхователя, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Обществом была своевременно представлена форма СЗВ-М с типом "исходная" за октябрь 2017.
19.12.2017 в адрес страхователя было направлено уведомление о выявленных расхождениях в отчетных данных, одновременно было предложено при необходимости предоставить дополняющую форму за октябрь 2017 - т.1 л.д.26-27.
19.12.2017 ООО "ВКРГ" представило сведения по форме СЗВ-М с типом "дополняющая" в отношении 35 застрахованных лиц за период октябрь 2017, что подтверждается скриншотом АРМ Приема ПФР. Реестр документов. Страхователь: ООО "Воронежский комбинат рыбной гастрономии" N 046-035-008950 (АРХИВ. Информация с 01.06.2017 до 01.04.2018) - т.1 л.д.24).
Управлением Пенсионного фонда в отношении ООО "ВКРГ" была проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа, по результатам которой было выявлено, что первично сведения за октябрь 2017 по форме СЗВ-М с типом "исходная" были представлены страхователем не в полном объеме, дополнительно страхователем представлены сведения в отношении застрахованных лиц 19.12.2017, то есть с нарушением установленного срока, о чем был составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 23.01.2018 N 046S18180000477 - т.1 л.д.8.
Указанное обстоятельство послужило основанием для вынесения Управлением Пенсионного фонда решения от 14.03.2018 N 046S19180002724 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования - т.1 л.д.13-14.
На основании данного решения Управлением Пенсионного фонда в адрес ООО "ВКРГ" было направлено требование об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 12.04.2018 N 046S01180005482 со сроком уплаты до 03.05.2018 - т.1 л.д.20.
В связи с неисполнением требования в добровольном порядке Управление Пенсионного фонда обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании финансовых санкций в размере 17 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд области исходил из того, что допущенные ООО "ВКРГ" ошибки при подаче сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2017 были устранены им незамедлительно после указания на это органом Пенсионного фонда (в пределах пятидневного срока), что свидетельствует о добросовестном поведении страхователя, направленном на надлежащее исполнение своих обязанностей.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 213, частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
Частью 6 статьи 215 АПК РФ предусмотрено, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, ООО "ВКРГ" в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27) сведения о застрахованных лицах представляются страхователями.
Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017, страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Для представления указанной ежемесячной отчетности постановлением правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п утверждена форма СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах".
Данным постановлением предусмотрено представление следующих форм СЗВ-М:
"исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
"доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
"отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Таким образом, срок представления сведений на застрахованных лиц по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 1 февраля 2016 N 83п, за октябрь 2017 приходился на 15.11.2017.
Согласно части 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
При этом статья 15 Закона N 27-ФЗ предоставляет право страхователю дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьей 19 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В частности, в период представления заявителем дополняющей формы сведений СЗВ-М действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), определяющая порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование, порядок представления страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации сведений о застрахованных лицах, использования указанных индивидуальных сведений для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с пунктом 37 Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно абзацу 2 пункта 39 Инструкции N 766н в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений о застрахованных лицах, в отношении которых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, в течение пяти рабочих дней со дня получения данного уведомления, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Таким образом, в соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции N 766н страхователь имеет право, в том числе на основании уведомления органов Пенсионного фонда об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
На основании статьи 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Как следует из материалов дела, страхователем 09.11.2017 была представлена исходная форма СЗВ-М за период октябрь 2017, а 19.12.2017 (то есть в пятидневный срок с момента направления текстового сообщения Управления Пенсионного фонда от 19.12.2017) - дополняющая форма СЗВ-М за период октябрь 2017 года в отношении 35 застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах, учитывая, что страхователь устранил ошибку путем направления дополняющих сведений формы СЗВ-М в установленный срок после получения от Фонда соответствующего текстового сообщения (уведомления), суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для применения в отношении страхователя санкций по статье 17 Закона N 27-ФЗ.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в п. 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, и постановлениях от 27.04.2001 N 7-П, от 17.07.2002 N 13-П, определении от 09.04.2003 N 172-О, при рассмотрении административных дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Таким образом, фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), должны устанавливаться пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых осуществляется выявление нарушений законодательства, сбор подтверждающих доказательств, устанавливается наличие вины.
Обнаружив представление Обществом неполных сведений, Управление Пенсионного фонда направило 19.12.2017 в адрес ООО "ВКРГ" текстовое сообщение - уведомление об устранении ошибок с предложением предоставить дополняющую форму за октябрь 2017, что было исполнено страхователем, который 19.12.2017 представил такие сведения.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Указанный подход подлежит распространению также и на страхователей, представивших в органы пенсионного фонда уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, в отношении которых соответствующим органом пенсионного фонда страхователю вручено уведомление об устранении имеющихся в индивидуальных сведениях ошибок и несоответствий, до истечения установленного срока.
То обстоятельство, что дополнительные сведения были представлены в отношении застрахованных лиц, не указанных в первоначальных сведениях о застрахованных лицах за спорный период, не может лишать Общество возможности без применения к нему штрафных санкций исправить допущенную ошибку и представить дополнительные сведения о застрахованных лицах, о которых первоначально такие сведения не подавались.
Данный правовой подход изложен в определении Верховного Суда РФ от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 по делу N А22-1060/2018.
Таким образом, руководствуясь вышеуказанными нормами Закона N 27-ФЗ, правовыми позициями, сформированными вышестоящими судебными инстанциями, установив, что дополняющая форма СЗВ-М отправлена Обществом в Управление Пенсионного фонда в день поступления в его адрес соответствующего уведомления, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии законных оснований для взыскания с ООО "ВКРГ" финансовых санкций в размере 19 500 руб., предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже и отмены решения Арбитражного суда Воронежской области от 24.04.2019 по настоящему делу не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже, как заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.04.2019 по делу N А14-26485/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.В. Малина |
Судьи |
Т.И. Капишникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-26485/2018
Истец: УПФР в г. Воронеже
Ответчик: ООО "Воронежский комбинат рыбной гастрономии"