г.Калуга |
|
8 ноября 2019 г. |
Дело N А14-26485/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 5 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 8 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего судьи Стрегелевой Г.А.,
судей Власова Е.В., Лукашенковой Т.В.,
при участии представителей:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже (ОГРН 1073667025728, ИНН 3666145300, ул.Пушкинская, д.5а, г.Воронеж, 394036) - не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
от общества с ограниченной ответственностью "Воронежский комбинат рыбной гастрономии" (ОГРН 1063667233651, ИНН 3665055816, ул.Патриотов, д.49, г.Воронеж, 394065) -- не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Воронеже на решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.04.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 по делу N А14-26485/2018,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Воронеже (далее - Управление ПФ РФ в г.Воронеже) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Воронежский комбинат рыбной гастрономии" (далее - общество) финансовых санкций в сумме 17500 рублей за предоставление неполных и недостоверных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 24.04.2019, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019, в удовлетворении требования отказано.
В кассационной жалобе Управление ПФ РФ в г. Воронеже просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования, указывая, что судами нарушены нормы материального права.
В отзыве на жалобу общество ссылается на несостоятельность доводов Управление ПФ РФ в г. Воронеже, просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, не явились, в связи с чем, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность судебных актов проверена кассационной инстанцией по правилам ст. 286 АПК РФ.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе, в отзыве на жалобу, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, обществом в установленный законом срок представлены сведения о застрахованных лицах по форме СВЗ-М за октябрь 2017 года по типу "исходные".
Получив уведомление Управления ПФ РФ в г.Воронеже от 18.12.2017 о расхождениях между сведениями о застрахованных лицах, указанных обществом в ежемесячном отчете по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года, ООО "Воронежский комбинат рыбной гастрономии" 19.12.2017 представило в контролирующий орган дополнительные (корректирующие) сведения о 35 застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "дополняющие" за октябрь 2017 года, которые не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период.
В результате проведенной в отношении общества проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицировано) учета, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N27-ФЗ), а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа, по представленным 19.12.2017 дополняющим сведениям (СЗВ-М) Управлением ПФ РФ в г.Воронеже установлено несвоевременное представление обществом сведений о 35 застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2017 г., поскольку они не были отражены в первоначальных сведениях за указанный период.
По результатам проверки составлен акт от 23.01.2018 N 046S18180000477 и принято решение от 14.03.2018 N 046S19180002724 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 17500 рублей.
Требование Управления ПФ РФ в г.Воронеже об уплате финансовой санкции от 12.04.2018 N 046S01180005482 общество добровольно в срок до 03.05.2018 не исполнило.
Управление ПФ РФ в г.Воронеже обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО "Воронежский комбинат рыбной гастрономии" финансовой санкции, в удовлетворении которого судом отказано.
Суды, руководствуясь положениями статьи 15 Закона N 27-ФЗ, пунктом 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N766н), обоснованно исходили из того, что основания для привлечения страхователя к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ у Фонда отсутствовали, поскольку общество устранило неполноту (недостоверность) сведений, представив корректирующие сведения СЗВ-М по форме "дополняющая", в соответствии с Инструкцией N 766н.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
В соответствии со статьей 17 Закона 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 названного Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, суды обоснованно приняли во внимание, что общество представило корректирующие (дополняющие) сведения, которые приняты Управлением ПФ РФ в г.Воронеже, что является правом страхователя в силу абзаца 3 статьи 15 Закона N 27-ФЗ, при этом проверка, по результатам которой установлено нарушение обществом требований Закона N 27-ФЗ и принято решение о привлечении страхователя к ответственности, проведена Управлением ПФ РФ в г.Воронеже только после получения дополнительно представленных сведений.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Из анализа положений абзаца третьего пункта 39 Инструкции N 766н следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о неправомерности применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за вмененное ему правонарушение.
Ссылки подателя кассационной жалобы на неправильное применение судами норм материального права подлежат отклонению, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе кассационного производства.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют позицию Управления ПФ РФ в г.Воронеже, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
Основания для отмены решения и постановления судов, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 24.04.2019 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.07.2019 по делу N А14-26485/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Г.А. Стрегелева |
Судьи |
Е.В. Власов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5702, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Из анализа положений абзаца третьего пункта 39 Инструкции N 766н следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о неправомерности применения к страхователю финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за вмененное ему правонарушение."
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 8 ноября 2019 г. N Ф10-5149/19 по делу N А14-26485/2018