г. Самара |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А65-1486/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Лихоманенко О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Росприроднадзора по Республике Татарстан - не явился, извещен,
от ООО "Нижнекамская ТЭЦ" - Максютов М.М., доверенность от 23.07.2019 г., Самойлов Д.В., доверенность от 28.01.2019 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан (Татарстан) на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.05.2019 по делу N А65-1486/2019 (судья Бредихина Н.Ю.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижнекамская ТЭЦ",
к Росприроднадзора по Республике Татарстан,
о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан; об обязании в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Нижнекамская ТЭЦ" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан (Татарстан), в котором с учетом уточнения просит суд признать незаконными бездействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан, выразившиеся в не возврате излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 17 195 909 руб. 10 коп.; обязать в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества возвратить излишне уплаченную сумму за негативное воздействие на окружающую среду в размере 17 195 909 руб. 10 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 13.05.2019 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан (Татарстан) просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв общества с ограниченной ответственностью "Нижнекамская ТЭЦ" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества с ограниченной ответственностью "Нижнекамская ТЭЦ", считая решение суда верным, просили в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан (Татарстан) о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, заявитель в период с 20.01.2016 по 31.12.2016, с 01.01.2017 по 31.12.2017 перечислил авансовыми платежами в качестве платы за негативное воздействие на окружающую среду (плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, плата за размещение отходов производства и потребления, плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты) сумму в размере 17 195 909 руб. 10 коп. на основании платежных поручений N N 137, 138, 139 от 21.01.2016, N N 834, 835, 836 от 20.04.2016, N 506, N 518, N 520 от 20.07.2016, N 1387, N 1389, N 1391 от 20.10.2016, N 472 от 28.02.2017, N 998, N 1001 от 20.04.2017, N 1950, N 1954 от 20.07.2017, N 2918, N 2919 от 19.10.2017, N 534 от 01.03.2018 в соответствии с декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 (зарегистрирована за N 12/1187 от 10.03.2017); с декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год (зарегистрирована за N 4/372 от 27.02.2018) исходя из одной четвертой платы уплаченной за предыдущие года.
Актами сверок расчетов плательщика по плате за негативное воздействие на окружающую среду Управление Росприроднадзора по РТ подтвердило наличие переплаты за периоды с 01.01.2016 по 31.12.2016, с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.03.2018 в размере 17 195 909 руб. 10 коп.
26.04.2018 заявитель обратился в адрес ответчика с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Однако ответчик до настоящего времени не осуществил возврат излишне уплаченных сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, что послужило основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В отзыве ответчик указал, что в настоящий момент отсутствует утвержденный порядок зачета и возврата территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования сумм излишне уплаченной платы за негативное воздействие на окружающую среду, и зачет будет возможен только при наличии юридического основания к проведению возвратов и зачетов сумм платы.
Согласно п. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон "Об охране окружающей среды"), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу ст. 16 закона "Об охране окружающей среды", плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно ст. 16.4 Закона "Об охране окружающей среды" лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
В силу ст. 16.5 Закона N 7-ФЗ контроль за правильностью исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, полнотой и своевременностью ее внесения осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Излишне уплаченные суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат возврату по заявлению лиц, обязанных вносить плату, или зачету в счет будущего отчетного периода.
Абзацем 4 пункта 3 раздела II Методических рекомендаций по администрированию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации Росприроднадзор, территориальные органы Росприроднадзора принимают решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в федеральный бюджет, в том числе штрафов, и представляют в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства поручения (сообщения) для осуществления возврата. Разделом V указанных Методических рекомендаций установлен порядок рассмотрения заявлений плательщиков о возврате сумм излишне уплаченных денежных взысканий и (или) государственных пошлин.
Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно п. 3 Постановления Правила применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2016 г.
Согласно пункту 36 указанных Правил сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
В соответствии с пунктами 39, 48 Правил при проверке декларации о плате устанавливается соответствие сведений и расчетов, представленных лицом, обязанным вносить плату, в составе декларации о плате и прилагаемых к ней документах положениям настоящих Правил.
В случае выявления завышенного размера исчисленной и (или) внесенной фактической платы, в акт проведения контроля за исчислением платы включается соответствующая информация и администратор платы предлагает лицу, обязанному вносить плату, оформить в установленном порядке зачет переплаты в счет будущего отчетного периода.
Лицо, обязанное вносить плату, в случае несогласия с предложением, изложенным в акте проведения контроля за исчислением платы, о зачете платы, вправе направить администратору платы заявление о возврате в установленном порядке суммы излишне внесенной платы.
Наличие факта переплаты установлено актами сверок за периоды с 01.01.2016 по 31.12.2016, с 01.01.2017 по 31.12.2017, с 01.01.2018 по 31.03.2018.
В соответствии с Федеральным законом от 05.12.2017 N 362-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" утвержден Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, согласно которому Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона N 359-ФЗ от 14.12.2015 г., и п. п. д и ж п. 1 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением правительства РФ от 29.12.2007 г. N 995 федеральные органы государственной власти, федеральные государственные органы, Центральный банк Российской Федерации, являющиеся главными администраторами доходов федерального бюджета, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вправе наделить свои территориальные органы, а также подведомственные им казенные учреждения отдельными полномочиями главных администраторов доходов федерального бюджета путем издания правового акта.
В соответствии с Приказом Росприроднадзора от 29.02.2016 N 109 Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан наделено полномочиями администратора доходов федерального бюджета в отношении платежей за негативное воздействие на окружающую среду (п.46).
Согласно пункту 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса РФ администратор доходов бюджета в процессе реализации своих бюджетных полномочий вправе осуществлять начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
Органом, уполномоченным совершить действия по возврату заявителю излишне уплаченных, в том числе принимать решения о возврате излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду, является Управление Росприроднадзора по РТ.
Следовательно, несмотря на отсутствие детализированного порядка возврата, разрешение вопросов возврата излишне уплаченных платежей находится в его компетенции.
Кроме того, наличие или отсутствие обязанности по уплате авансовых платежей (а также размер этой обязанности) не влияют на право плательщика на возврат переплаты. По заявлению плательщика ему должна быть возвращена переплата в полном объеме, в том числе при наличии обязанности по уплате авансовых платежей, поскольку плательщику, а не государственному органу принадлежит право выбора: зачесть переплату в счет предстоящих платежей или возвратить ее (при условии отсутствия недоимки).
Доказательств, подтверждающих наличие у общества обязанности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в большей сумме, чем исчислено в декларации, ответчиком не представило.
Доводы ответчика со ссылками на письмо Росприроднадзора от 29.12.2016 N ОД-06-01-31/26477 судом первой инстанции правомерно отклонены, поскольку данное письмо носит разъяснительный характер, спорные правоотношения урегулированы Федеральным законом N 7-ФЗ и Правилами N 255.
Учитывая изложенное, у заявителя есть право по своему выбору требовать зачета сумм переплаты, либо их возврата, при этом за Управлением Росприроднадзора по РТ закреплена обязанность по возврату сумм переплаты, а при изложенных обстоятельствах отсутствуют законные основания в не возврате излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 17 195 909 руб. 10 коп., в связи с чем, оспариваемое бездействие Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан, выразившееся в невозврате излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 17 195 909 руб. 10 коп. суд первой инстанции обоснованно признал незаконным.
При таких обстоятельствах, требования заявителя судом первой инстанции были правомерно удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 13 мая 2019 года по делу N А65-1486/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-1486/2019
Истец: ООО "Нижнекамская ТЭЦ", г.Нижнекамск
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан, г.Казань