г. Воронеж |
|
25 июля 2019 г. |
Дело N А64-4473/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Мокроусовой Л.М.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания: Петровой О.В.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Осквар Татьяны Алексеевны: Осквар Г.Н., представитель по доверенности от 09.02.2019, выдана сроком до 31.12.2019, паспорт гражданина РФ;
от Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Инспекции ФНС России по г. Тамбову: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
от Межрайонной инспекции ФНС России N 4 по Тамбовской области: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Осквар Татьяны Алексеевны на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 30.11.2018 по делу N А64-4473/2018 (судья Плахотников М.А.) по заявлению индивидуального предпринимателя Осквар Татьяны Алексеевны (ОГРНИП 312682034500011, ИНН 683200094859) к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507) о взыскании излишне уплаченных страховых взносов и пени,
третьи лица: Инспекция ФНС России по г. Тамбову, Межрайонная инспекция ФНС России N 4 по Тамбовской области,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Осквар Татьяна Алексеевна (далее - ИП Осквар Т.А., заявитель, предприниматель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - Пенсионный фонд) о взыскании (обязании возвратить) излишне уплаченные страховые взносы в сумме 225324,50 руб., излишне уплаченные пени в сумме 6770,51 руб.
Дело рассматривалось с участием третьих лиц - Инспекции ФНС России по г. Тамбову, Межрайонной инспекция ФНС России N 4 по Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовкой области от 30.11.2018 по делу N А64-4473/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным ИП Осквар Т.А. обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на то, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со ст. 346.15 НК РФ на предусмотренные ст. 346.16 НК РФ расходы.
Ссылается на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П.
Указывает, что действия Пенсионного фонда об отказе в возврате сумм страховых взносов нарушают права и законные интересы предпринимателя.
В судебном заседании представитель ИП Осквар Т.А. просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Пенсионный фонд ссылается на письмо Минфина России от 12.02.2018 N 03-15-07/8369 и решение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 по делу N АКПИ18-273, полагает, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П, к рассматриваемым правоотношениям не подлежит применению, так как выводы в указанном деле были сделаны в рамках рассмотрения вопроса исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Инспекция ФНС России по г. Тамбову, Межрайонная инспекция ФНС России N 4 по Тамбовской области отзывы в суд апелляционной инстанции не представили, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не оспорили.
Пенсионный фонд, Инспекция ФНС России по г. Тамбову, Межрайонная инспекция ФНС России N 4 по Тамбовской области явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанных лиц в порядке ст.ст.123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании объявлялся перерыв с 11.07.2019 по 18.07.2019.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнение представителя предпринимателя, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, апелляционная инстанция приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, Осквар Татьяна Алексеевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 10.12.2012.
В 2014, 2015, 2016 заявитель находился на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов" ставка налога 15%.
Платежными поручениями от 25.05.2015 N 38 (на сумму 5000,00 руб.), 18.08.2015 N 53 (на сумму 67895,75 руб.), от 13.05.2016 N 26 (на сумму 14625,00 руб.), платежными ордерами от 05.10.2016 N 34225 (на сумму 65000,00 руб.), от 04.10.2016 N 34225 (на сумму 42561,33 руб.), от 06.10.2016 N 34225 (на сумму 16063,18 руб.), квитанцией от 14.05.2018 (на сумму 25454,66 руб.) ИП Осквар Т.А. произвела перечисление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм дохода, превышающего 300 000,00 руб., за 2014, 2015 и 2016 годы в общей сумме 236100,00 руб., из них: 72895,75 руб. - за 2014 год, 138249,51 руб. - за 2015 год, 25454,66 руб. - за 2016 год.
Посчитав, что сумма страховых взносов была уплачена с нарушением срока, Управление пенсионного фонда начислило страхователю пени в размере 6770,51 руб., которые также были уплачены по платежному поручению от 04.10.2016 N 34227.
В связи с изменением подходу к порядку исчисления страховых взносов после принятия постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П, заявитель обратился в Пенсионный фонд с заявлениями от 14.02.2018 и от 30.05.2018 о перерасчете страховых взносов, возврате излишне уплаченных сумм взносов.
В ответах на указанные заявления (письма от 15.05.2018 N 3009/482, от 05.06.2018 N 3009/581) заявителю сообщено, что годовой доход предпринимателя отражается в декларации, представляемой в налоговые органы, форма которой зависит от применяемой системы налогообложения. Сведения о доходах индивидуальных предпринимателей в органы Пенсионного фонда РФ направляются налоговыми органами. Взаимодействие с ФНС России в части получения информации о доходах плательщиков страховых взносов и работа территориальных органов ПФР с 01.01.2014 организованы в соответствии с разъяснениями Минтруда России (письма от 27.12.2013 N 17-6/30527-1674, от 09.07.2014 N 17-3/В-313), предусматривающими, что в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, под величиной дохода признавалась сумма фактически полученного ими совокупного дохода за этот расчетный период без учета расходов.
Согласно положений постановления Конституционного суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П после 02.12.2016 обязательства по уплате страховых взносов индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц формируются исходя из размера доходов за минусом расходов. Однако данное постановление вступило в силу со дня официального опубликования 02.12.2016, в связи с чем, по мнению Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, основания для перерасчета и возврата сумм начисленных страховых взносов, уплаченных за периоды до 02.12.2016, отсутствуют.
Изложенное послужило основанием для обращения индивидуального предпринимателя Осквар Т.А. в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В силу пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), действовавшего в спорный период, индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
В 2014 и 2015 годах на основании пункта 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ предприниматель являлся плательщиком страховых взносов, не производил выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процент от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими вы платы и иные вознаграждения физическим лицам:
- доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, определяется в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации;
- доход для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статья 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
Согласно положениям статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Положения статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований указал на то, что при предъявлении к оплате предпринимателю спорных сумм страховых взносов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации правомерно исходил из того, что в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на доходы физических лиц, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период без учета расходов.
Вместе с тем арбитражным судом области не было учтено следующее.
30.11.2016 принято Постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном постановлении разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты налог на доходы физических лиц.
Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками налога на доходы физических лиц аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, арбитражный суд полагает, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 27-П от 30.11.2016 правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации (пункт 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)).
Из материалов дела усматривается, что по данным налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 год общая сумма дохода индивидуального предпринимателя в 2014 году составила - 7589575 руб., расход - 7061237 руб., налоговая база 528 338 руб.
Сумма дохода за 2014 год, превышающая 300 000 руб. составила - 228 338 руб. (528 338 руб. - 300 000 руб.).
Таким образом, заявителю необходимо было уплатить сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере - 2 283, 38 руб. (228 338 руб. х 1%). Указанная сумма согласуется с расчетом, представленным пенсионным фондом с пояснениями от 06.03.2019 N 0901/1265 во исполнение определения апелляционного суда от 12.02.2019.
Платежными поручениями от 25.05.2015 N 38, от 18.08.2015 N 53 индивидуальный предприниматель уплатил сумму страховых взносов за 2014 год в размере 72 895, 75 руб.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год составила 70612,37 руб.
Согласно расчету переплаты страховых взносов, представленному предпринимателем в суд апелляционной инстанции, сумма переплаты за указанный период составляет 67112,47 руб.
Поскольку суд не вправе выходить за пределы заявленных требований, требование о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год подлежит удовлетворению в заявленном предпринимателем размере 67 112,47 руб.
По данным налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 год общая сумма дохода индивидуального предпринимателя в 2015 году составила - 12662451 руб., расход - 11813223 руб., налоговая база 849228 руб.
Сумма дохода за 2015 год, превышающая 300 000 рублей составила - 549 228 руб. (849 228 руб. - 300 000 руб.).
Таким образом, заявителю необходимо было уплатить сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере - 5 492, 28 руб. (549 228 руб. х 1%). Указанная сумма также согласуется с расчетом, представленным пенсионным фондом с пояснениями от 06.03.2019 N 0901/1265 во исполнение определения апелляционного суда от 12.02.2019.
Платежными поручениями от 13.05.2016 N 26, от 05.10.2016 N 34255, от 04.10.2016 N 34225, от 06.10.2016 N 34255 индивидуальный предприниматель уплатил сумму страховых взносов за 2015 год в размере 138 249, 51 руб.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год составила 132 757, 23 руб.
Согласно расчету переплаты страховых взносов, представленному предпринимателем в суд апелляционной инстанции, сумма оплаты за указанный период составляет 138249,51 руб.
Поскольку суд не вправе выходить за пределы заявленных требований, требование о возврате излишне уплаченных страховых взносов за 2015 год подлежит удовлетворению в заявленном предпринимателем размере 132 757,13 руб.
По данным налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2016 год общая сумма дохода индивидуального предпринимателя в 2016 году составила - 4039960 руб., расход - 3764993 руб., налоговая база 274967 руб.
Сумма дохода за 2016 год, превышающая 300 000 рублей составила - 0 руб.
Таким образом, страховые взносы, превышающих 300000 руб. за 2016 год, начислению предпринимателю не подлежали.
Согласно расчету, представленному пенсионным фондом с пояснениями от 06.03.2019 N 0901/1265 во исполнение определения апелляционного суда от 12.02.2019 к оплате за 2016 год подлежало 0 руб.
Поскольку ИП Осквар Т.А. за 2016 год были уплачены страховые взносы в размере 25454,66 руб., что подтверждается квитанцией от 14.05.2018, то сумма ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2016 в размере 25 454,66 руб. подлежит возврату заявителю.
Во исполнение определения апелляционного суда в материалы дела представлен акт сверки расчетов по страховым взносам между пенсионным фондом и предпринимателем по состоянию на 25.03.2019, в котором отражены указанные суммы.
Также представлен расчет страховых взносов с доходов, превышающих 300 тыс.рублей с учетом вышеназванного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27п, в котором отражены суммы страховых взносов за указанные периоды - 2283,38 руб., 5492,28 руб., 0,00 руб. соответственно.
Таким образом, требования заявителя следует удовлетворить в части возврата излишне уплаченных страховых взносов.
Апелляционный суд в части взыскания пени за периоды 2014,2015,2016 г.г. учитывает следующее.
В случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Федеральным законом N 212-ФЗ сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени, предусмотренные статьей 25 названного Федерального закона.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (часть 2 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, исходя из процентной ставки пеней, равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (части 3, 6 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме (часть 7 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
На основании статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ в случае неисполнения обязанности по уплате страховых взносов в установленный срок органом контроля за уплатой страховых взносов направляется плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, под которым частью 1 статьи 25 названного Закона понимается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
В силу части 2 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ названное требование направляется плательщику страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. О выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос (часть 4 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма (часть 7 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что в связи с несвоевременной уплатой страховых взносов за 2015 год Пенсионным фондом индивидуальному предпринимателю были начислены пени в размере 6770,51 руб.
Платежным поручением от 04.10.2016 N 34227 ИП Осквар Т.А. уплатила пени в размере 6770,51 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами ответчика о том, что заявитель допустил просрочку уплаты взносов в период 2015 года.
Согласно дополнительно представленному в материалы дела при рассмотрении дела в апелляционной инстанции, пенсионным фондом расчету пени, который не оспорено предпринимателем (с учетом перерасчета страховых взносов), сумма пени составила 362,77 руб., которая возврату не подлежит.
С учетом указанного, принимая во внимание факт излишней уплаты страховых взносов предпринимателем за 2015 год излишне уплаченные пени в размере 6408,74 руб. подлежат возврату заявителю.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что отказ ответчика возвратить предпринимателю излишне уплаченные страховые взносы, не соответствует закону, нарушает права и законные интересы страхователя.
Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов был определен статьей 26 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, который признан утратившим силу с 01.01.2017 в соответствии со статьей 18 Федерального закона N 250-ФЗ от 03.07.2016 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
В соответствии со статьей 21 Федерального закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Доказательств наличия у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в материалы дела не представлено.
В настоящее время, по сведениям налогоплательщика, последний состоит на учете в МИФНС N 4 по Тамбовской области.
В силу пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Принимая во внимание вышеизложенное, факт излишней уплаты страховых взносов предпринимателем за 2014 год, 2015 год, 2016 год и пени в указанных суммах, соблюдение страхователем порядка обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов, суд полагает возможным обязать ответчика вынести решение о возврате страхователю излишне уплаченных страховых взносов и пени соответственно.
Государственная пошлина за рассмотрение настоящего спора в суде первой инстанции составляет 7 635 руб. и в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с Пенсионного фонда в пользу заявителя, 7 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной чеком ордером от 08.06.2018, подлежит возврату индивидуальному предпринимателю Осквар Татьяне Алексеевне из федерального бюджета.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, статьей 271, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовкой области от 30.11.2018 по делу N А64-4473/2018 отменить в части.
Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507) совершить действия по возврату индивидуальному предпринимателю Осквар Татьяне Алексеевне (ОГРНИП 312682034500011, ИНН 683200094859) излишне уплаченных страховых взносов за 2014 год в сумме - 67112,47 руб., за 2015 год в сумме 132 757,13 руб., за 2016 год в сумме 25454,66 руб. и пени в сумме 6408,74 рублей.
В остальной части решение Арбитражного суда Тамбовкой области от 30.11.2018 по делу N А64-4473/2018 оставить без изменения.
Взыскать с Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507) в пользу индивидуального предпринимателя Осквар Татьяны Алексеевны (ОГРНИП 312682034500011, ИНН 683200094859) государственную пошлину в сумме 7 635 рублей за рассмотрение дела в суде первой инстанции и 3000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Выдать индивидуальному предпринимателю Осквар Татьяне Алексеевне (ОГРНИП 312682034500011, ИНН 683200094859) справку на возврат излишне уплаченной государственной пошлины в сумме 7 рублей за рассмотрение дела в суде первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Л.М. Мокроусова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-4473/2018
Истец: ИП Осквар Татьяна Алексеевна
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области
Третье лицо: Инспекция федеральной налоговой службы по г.Тамбову (ИФНС Росии по г.Тамбову), ИФНС России по г. Тамбову, ФНС России МРИ N 4 по Тамбовской области