город Ростов-на-Дону |
|
01 августа 2019 г. |
дело N А53-3072/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 августа 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Стрекачёва А.Н.,
судей Николаева Д.В., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зуевой А.О.
при участии:
от ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа": представитель Сидорин М.Ю. по доверенности от 26.01.2018,
от ИФНС РФ по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону: представитель Колесников В.А. по доверенности от 23.07.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.05.2019 по делу N А53-3072/2019 об отказе в удовлетворении заявления ФКУ "ОСК Южного военного округа" к ИФНС РФ по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону, принятое в составе судьи Колесник И.В.
УСТАНОВИЛ:
ФКУ "ОСК Южного военного округа" (далее - заявитель) обратилось в суд с заявлением к ИФНС РФ по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону (далее -заинтересованное лицо) об обязании возвратить излишне уплаченный налог в сумме 1 764 530,25 руб.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.05.2019 по делу N А53-3072/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.05.2019 по делу N А53-3072/2019, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Южного военного округа" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что ФКУ "ОСК Южного военного округа" обратилось в суд с заявлением к ИФНС РФ по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону в срок, предусмотренный п. 4 ст. 78 НК РФ. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о пропуске ФКУ "ОСК Южного военного округа" срока исковой давности.
В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением от 30.07.2019 в составе апелляционного суда произведена замена судьи Сурмаляна Г.А. на судью Сулименко Н.В. После замены судьи рассмотрение жалобы начато сначала.
В отзыве и дополнении к отзыву на апелляционную жалобу ИФНС РФ по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали правовые позиции по спору.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ростовской области от 07.05.2019 по делу N А53-3072/2019 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ФКУ "УФО Минобороны России по Южному военному округу" за войсковые части N N 03485, 10415, 23435, 30839, 40491, 96132, 00916, 15644 в период с 2012 года перечислило за указанные войсковые части в соответствующие ИФНС, фонды социального страхования, пенсионный фонд, налоги и сборы, пени, штрафы, зачисляемые в федеральный бюджет по указанным воинским частям в большем размере, чем они подлежали уплате. Сумма излишне перечисленного в общем размере составляет 1 764 530,25 руб.
Воинские части совместно с соответствующими ИФНС России составляли акты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, которыми подтверждается излишне перечисленная сумма налога в размере 1 764 530,25 руб. (л.д. 14-24 т.1) и данное обстоятельство не оспаривается заинтересованным лицом.
Согласно указанных сверок, переплата определена по состоянию на 26.02.2013 и данное обстоятельство сторонами также не оспаривается.
В соответствии с извещениями в результате реорганизации указанные воинские части передали переплаты по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам ФКУ "ОСК Южного военного округа".
16 августа 2017 года ФКУ "ОСК Южного военного округа" обратилось в Управление филиала N 4 ГУ - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону, управляющему государственного учреждения - Ростовское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с просьбой зачесть указанную дебиторскую задолженность в счет будущих платежей. Указанные обращения ФКУ "ОСК Южного военного округа" оставлены без удовлетворения.
С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование и, соответственно, полномочия по возврату сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, переданы налоговым органам.
В силу положений подпункта 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, сбора, страховых взносов, пени, штрафов.
Указанному праву налогоплательщика корреспондирует установленная статьей 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогового органа осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сбора, страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Заявитель, как налогоплательщик, имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов. В случае образования у налогоплательщика (налогового агента) переплаты по налогу, на нее распространяются все гарантии права собственности, так как уплата налога в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания. В связи с этим, полагая, что спорная сумма, как излишне уплаченная на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату, заявитель обратился в ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону с заявлением о зачете налога в срок, предусмотренный пунктом 4 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 133-135 т.1). Заявителю было отказано (л.д. 136-150 т.1, 1-6 т.2).
В соответствии со статьей 78 НК РФ срок на обращение в суд с заявлением о возврате (зачете) сумм излишне уплаченного налога не установлен и начало течения срока исковой давности заявитель определил в соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако в соответствии с положениями пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации определены продолжительность и порядок исчисления срока для подачи соответствующего заявления в налоговый орган, согласно которому заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 Налогового кодекса Российской Федерации с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.
Основанием для обращения заявителя в арбитражный суд послужил отказ инспекции возвратить излишне уплаченные платежи, ранее 26.02.2013 в сумме 1764530,25 руб. в связи с истечением со дня уплаты указанной суммы трехлетнего срока, установленного пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 79 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 57), пришел к обоснованному выводу о пропуске заявителем трехлетнего срока, установленного для обращения в арбитражный суд с требованием о возврате излишне уплаченного налога, поскольку излишняя уплата в спорной сумме была вызвана действиями войсковых частей и финансового органа Минобороны Российской Федерации, которые согласно представленных заявителем актов сверок по состоянию на 26.02.2013 должны были знать об имеющейся переплате, даже если не в момент перечисления в бюджет, но хотя бы с даты сверки, и могли принять меры к ее зачету в счет предстоящих платежей.
Вместе с тем с заявлением о зачете спорной суммы заявитель в налоговый орган обратился в конце 2018 года, а в суд 04.02.2019, то есть с пропуском трехлетнего срока. При этом доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для реализации права на возврат излишне уплаченных сумм в судебном порядке в установленный срок, заявителем не представлено.
В соответствии с правовой позиции, изложенной в пункте 79 постановления N 57, в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.
В данном случае днем, когда налогоплательщик (ФКУ "ОСК Южного военного округа) узнал о нарушении своего права на своевременный возврат налога, следует считать день, когда по воинским частям проведена сверка, а именно в 2013 году.
Обратилось ФКУ "ОСК Южного военного округа" в ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону о возврате по всем излишне уплаченным суммам только 01.10.2018 и согласно положениям пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога подано по течении трех лет со дня уплаты указанной суммы, поэтому, рассмотрев обращение ФКУ "ОСК Южного военного округа", ИФНС России по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону вынесла решения об отказе в зачете (возврате) суммы налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа N N 2280, 2281, 2284, 2290, 2291, 2292 от 16.10.2018, об отказе в возврате налога по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 442438,83 руб.; налога на добавленную стоимость в размере 23636,79 руб.; ЕСН, зачисляемого в ФФОМС на сумму 709,69 руб.; ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет в сумме 14984,09 руб., ЕСН, зачисляемого в ФСС в сумме 808,92 руб. в связи с подачей заявления по истечении 3-х лет со дня уплаты налога в соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ.
Инспекцией были приняты решения об отказе в возврате денежных средств от 16.10.2018 N N 2294, 2279, 2278, 2277, 2276, 2275 по излишне уплаченным денежным средствам в суммах 344,75 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС; 219482,64 руб. - страховые взносы на обязательное страхование на выплату страховой части пенсии; 268077,13 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части пенсии; 66520,56 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС; 29121,94 руб. - страховые взносы на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС;103779,12 руб. - страховые взносы на социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ (ред. от 28.12.2017) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно пункту 4. Статьи 21 Федерального закона N 250-ФЗ на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.
Таким образом, с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов ФКУ "ОСК Южного военного округа" должно было обратиться в соответствующие органы Пенсионного фонда РФ.
По недоимке, пени и штрафам (по решениям об отказе в зачете (возврате) денежных средств N N 2287, 2289, 2288, 2286, 2285, 2283, 2282, 2295, по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на сумму 186,94 руб., недоимке, пени, иным финансовым санкциям по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 4649,87 руб.; недоимке, пени, иным финансовым санкциям по взносам в Пенсионный фонд РФ в сумме 297,85 руб.; налогу на прибыль предприятий и организаций, зачисляемый в федеральный бюджет в сумме 214836,43 руб.; налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ в сумме 4937,00 руб.; ЕСН, зачисляемый в ФФОМС на сумму 58205,20 руб.; ЕСН, зачисляемый в Фонд социального страхования в сумме 186186,96 руб., налог на доходы физических лиц с доходов, источником которых является налоговый агент на сумму 300,00 руб., Инспекция сообщает: произвести возврат не представлялось возможным в связи с тем, что заявленные суммы не подтверждались данными КРСБ. Сверка расчетов ФКУ "ОСК Южного военного округа" по указанным суммам не производилась в связи с неявкой ФКУ для подписания акта сверки.
Согласно пункту 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-О указал, что содержащаяся в пункте 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации норма не препятствует в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и, в этом случае, действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Существует два варианта, когда налогоплательщик должен был узнать о произведенной переплате: о наличии переплаты налогоплательщик должен был узнать в день уплаты налога или подачи первоначальной декларации; моментом, с которого исчисляется срок исковой давности, признается последний день срока представления декларации за соответствующий период.
Днем оплаты денежных средств за войсковую часть 03485 извещением N 2 является 01.06.2013, за войсковую часть 10415 извещением N 3 - 01.06.2013; за войсковую часть 23435 извещением N 4 от 01.06.2013; за войсковую часть 30839 извещением N5 от 01.07.2013; за войсковую часть 40491 извещением N 6 от 01.06.2013; за войсковую часть 96132 3791 КБ МТО филиал N 7 извещением N177 от 14.10.2015; за войсковую часть 96132 извещением N178 от 19.10.2015; за войсковую часть 96132 извещением N179 от 25.12.2015.
Согласно документам, предоставленным в материалы дела ФКУ "ОСК Южного военного округа", декларации указанные военные части подавали в налоговые органы по месту своего нахождения. А именно: в/ч 03485 и в/ч 23435в МИФНС России N 6 по Краснодарскому краю; в/ч 10415 и в/ч 30839 в ИФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края; в/ч 40491 в ИФНС по г. Крымску Краснодарского края, в/ч 96132 так же отчитывалась по месту своего нахождения.
Таким образом, извещать налогоплательщика о ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога должны были инспекции, в которых состояли на налоговом учете указанные войсковые части.
Как указывается в иске, ФКУ "УФО Минобороны России по Южному военному округу" перечислило в налоговые органы:
За войсковую часть 03485 извещением N 2 от 01.06.2013 -363 314,72 руб.;
За войсковую часть 10415 извещением N 3 от 01.06.2013 - 5 734,89 руб.;
За войсковую часть 23435 извещением N 4 от 01.06.2013 - 283 064,75 руб.;
За войсковую часть 30839 извещением N 5 от 01.07.2013 - 283 318,50 руб.;
За войсковую часть 40491 извещением N 6 от 01.06.2013 - 3 587,93 руб.;
За войсковую часть 96132 3791 КБ МТО филиал N 7 извещением N 177 от 14.10.2015 - 103 779,12 руб.;
За войсковую часть 96132 извещением N 178 от 19.10.2015 - 714 714,31 руб.;
За войсковую часть 96132 извещением N 179 от 25.12.2015 - 566,39 руб.
При этом, по извещению N 2 была передана из войсковой части 03485 в ФКУ "УФО Минобороны России по Южному военному округу" переплата по налогу на прибыль организации зачисляемому в федеральный бюджет в сумме 5336,70 руб., переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 12350,45 руб., переплата по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 211517,73 руб.; переплата пени по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 135553,74 руб., переплата по ЕСН в ФСС в сумме 91618,48 руб.; переплата пени по ЕСН в ФСС в сумме 308,92 руб.; переплата по ЕСН в ФФОМС в сумме 58205,20 руб.; переплата ЕСН в ТФОМС в сумме 58211,01 руб.; переплата пени по ЕСН в ТФОМС в сумме 30,25 руб., всего - 363314,72 руб.
По платежному извещению N 3 была передана из войсковой части 10415 в ФКУ "УФО Минобороны России по Южному военному округу" переплата по ЕСН в сумме 5734,89 руб.
По платежному извещению N 4 была передана из войсковой части 23435 в ФКУ "УФО Минобороны России по Южному военному округу" переплата по налогу на прибыль организации, зачисляемому в федеральный бюджет, в сумме 2243,00 руб., переплата по налогу на прибыль организации, зачисляемому в краевой бюджет в сумме 4937,00 руб., переплата по налогу на добавленную стоимость - 6895,00 руб.,; переплата по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 211517,73 руб.; переплата пени по ЕСН в федеральный бюджет в сумме 14984,09 руб., переплата по ЕСН в ТФОМС в сумме 41809,19 руб.; переплата пени по ЕСН в ТФОМС в сумме 678,75 руб., а всего 283064,75 руб.
По платежному извещению N 5 была передана из войсковой части 30839 в ФКУ "УФО Минобороны России по Южному военному округу" переплата штрафа по НДФЛ -300,00 руб., переплата по налогу на прибыль - 207255,44 руб., переплата по ЕСН в ФСС в сумме 75763,06 руб. Всего 283318,50 руб.
По платежному извещению N 6 была передана из войсковой части 40491 в ФКУ "УФО Минобороны России по Южному военному округу" переплата по налогу на прибыль организации, зачисляемому в федеральный бюджет - 1,59 руб., переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 3586,34 руб. Всего 3587,93 руб.
До момента передачи этих переплат, они образовались согласно акту сверки еще в 2013 году, а то, что потом в результате реорганизаций они передавались от одного к другому - это не меняет правила исчисления сроков по Налоговому кодексу Российской Федерации, факт образования переплат в 2013 году не оспаривается.
В исковом заявлении указаны войсковые части N N 40491, 00916, 15644, однако документы, подтверждающие произведенную переплату по этим войсковым частям, в материалы дела не представлены.
Кроме того, с 1 января 2010 года ЕСН отменен (Федеральный закон от 24.07.2009 N 213-ФЗ), что косвенно свидетельствует о более раннем периоде образования спорных переплат в части.
Таким образом, в связи с подачей заявления по истечении 3-х лет со дня уплаты налога в соответствии с пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения исковых требований судом не установлено.
Доводы подателя жалобы о неучете извещений от 19.11.15 и от 25.12.15 апелляционным судом во внимание не принимаются, поскольку указанные извещения не содержат наименование обязательных платежей по которым передается сальдо. В связи с этим невозможно установить заявлялись ли суммы, указанные в извещениях N 177, 178,179 к возврату, относятся ли вообще эти суммы сальдо к обязательным платежам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств, но не опровергают выводы суда.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые бы могли повлиять на правовую оценку спорных правоотношений и которые не были бы учтены судом. Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 07.05.2019 по делу N А53-3072/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.Н. Стрекачёв |
Судьи |
Д.В. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-3072/2019
Истец: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЮЖНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону, ИФНС РОССИИ ПО ЛЕНИНСКОМУ РАЙОНУ Г. РОСТОВ-НА-ДОНУ