город Омск |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А46-4965/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Кливера Е.П., Фроловой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7609/2019) Администрации Шербакульского муниципального района Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 24.04.2019 по делу N А46-4965/2019 (судья Ярковой С.В.), принятое по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шулькина Андрея Александровича (ИНН 190106851700, ОГРН 310190121000091) к Администрации Шербакульского муниципального района Омской области о признании решения и бездействия муниципального органа незаконными,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Шербакульского муниципального района Омской области - Пегушина Татьяна Николаевна по доверенности от 17.08.2017,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Шулькин Андрей Александрович (далее - заявитель, глава КФХ Шулькин А.А.) обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации Шербакульского муниципального района Омской области (далее - заинтересованное лицо, Администрация) об оспаривании изложенного в письме от 20.12.2018 N 2192 решения и бездействия по непринятию решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды.
Заявленные требования со ссылкой на статьи 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) мотивированы нерассмотрением заинтересованным лицом заявления главы КФХ Шулькина А.А. о намерении участвовать в аукционе на право предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Омская область, Щербакульский район, Борисовское сельское поселение, площадью 110 695 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.04.2019 по делу N А46-4965/2019 требования главы КФХ Шулькина А.А. удовлетворены: признано незаконным бездействие Администрации по рассмотрению заявления от 12.12.2018 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; на Администрацию возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть по существу заявление главы КФХ Шулькина А.А. от 12.12.2018 о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; с Администрации в пользу главы КФХ Шулькина А.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что установленный Администрацией способ подачи заявления о намерении участвовать в аукционе законодательством не предусмотрен; письменный отказ в рассмотрении заявления не содержит правового обоснования со ссылками на соответствующие нормы земельного законодательства и обстоятельства, объективно препятствующие удовлетворению заявки, что свидетельствует о том, что Администрация фактически уклонилась от рассмотрения заявления по существу.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что заявление об участии в аукционе должно соответствовать требованиям, предъявляемым к форме и способу подачи такого заявления, следовательно, лица, желающие принять участие в аукционе, должны подать заявление именно тем способом, который установлен уполномоченным органом в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). В связи с тем, что положениями ЗК РФ не предусмотрено обязанности уполномоченного органа принять какое - либо решение в связи с получением заявлений о намерении участвовать в аукционе, направленных в порядке пункта 4 статьи 19.18 ЗК РФ, Администрация считает, что ответ, оформленный письмом от 21.12.2018 N 2192, об оставлении заявления главы КФХ Шулькина А.А. о намерении участвовать в аукционе без рассмотрения не нарушает прав заявителя, поскольку не лишает его возможности участвовать в аукционе.
Главой КФХ ШулькинымА.А. представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу без доказательств его направления в адрес Администрации. Указанный отзыв не приобщен к материалам дела в связи с нарушением заявителем требований части 1 статьи 262 АПК РФ при его предоставлении.
Глава КФХ Шулькин А.А., надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, ходатайства об отложении судебного разбирательства не заявил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие его представителя в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, заслушав представителя заинтересованного лица, установил следующие обстоятельства.
20.11.2018 на официальном сайте Администрации Шербакульского муниципального района Омской области torgi.gov.ru размещено извещение о приеме заявлений граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о возможности предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: Омская область, Щербакульский район, Борисовское сельское поселение, площадью 110695 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
В извещении указано, что прием граждан для ознакомления со схемой расположения участка осуществляется по адресу: Омская область, р.п Щербакуль, пл. Гуртьева, 7, кааб. 25 в рабочие дни с понедельника по четверг с 8-30 до 12-30 часов и с 14-00 до 18-15 часов, в пятницу с 8-30 до 12-30 часов и с 14-00 до 17-00 часов. Заявления подаются в письменном виде на бумажном носителе при личном обращении в Администрацию.
Посредством почтового отправления глава КФХ Шулькин А.А. 11.12.2018 направил в Администрацию письменное заявление, датированное 12.12.2018, о намерении участвовать в аукционе по продаже или аукционе на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка, приложив к заявлению копию выписки из своего паспорта и копию свидетельства о государственной регистрации КФХ (т.1 л.д. 10).
Письмом от 20.12.2018 N 2192 Администрация сообщила заявителю о том, что заявление главы КФХ Шулькин А.А. от 12.12.2018 о намерении участвовать в аукционе, направленное почтовой связью, не принято к рассмотрению в связи с несоблюдением способа подачи заявления, установленного в извещении: заявления принимаются в бумажном виде, подаются заявителем лично или доверенным лицом.
Посчитав вышеуказанное решение, оформленное письмом от 20.12.2018 N 2192, и бездействие муниципального органа по непринятию решения о проведении аукциона по продаже или аукционе на право заключения договора аренды земельного участка незаконными, глава КФХ Шулькин А.А. обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Решением Арбитражного суда Омской области от 24.04.2019 требования заявителя удовлетворены.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его отмены, исходя из следующего.
Статьей 39.6 ЗК РФ определено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 названной статьи договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства; земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, членам данной некоммерческой организации; земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения""; земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, крестьянским (фермерским хозяйствам) для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 ЗК РФ.
Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 названного Кодекса.
В силу подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ в извещении указываются: 2) информация о праве граждан в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ.
Как определено в пункте 4 статьи 39.18 ЗК РФ, граждане, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе. При этом данная норма не определяет, что заявления подаются только посредством личного присутствия заявителей.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 1, подпунктов 2 и 3 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ закрепление в качестве обязательных для уполномоченного органа, которым в данном случае является Администрация, последовательных действий по опубликованию извещений о предоставлении земельных участков для сельскохозяйственного использования и указанию в извещениях способов подачи таких заявлений, направлено на максимальное обеспечение возможности для граждан и юридических лиц заявить о своем намерении.
Определение способа подачи заявления о желании участвовать в аукционе посредством только личного представления заявления ограничивает возможность участия в аукционе всех заинтересованных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается создание дискриминационных условий (пункт 8).
Таким образом, Администрация, указав в извещении, что заявления о намерении участвовать в аукционе могут быть поданы только лично либо доверенным лицом, а поступившие иными способами заявления не учитываются, ограничила возможность участия в аукционе лиц, которые территориально удалены от места подачи заявлений или не имеют возможности обеспечить личное участие в подаче заявления по иным причинам.
Вместе с тем в данное обстоятельство в силу положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ не является основанием для удовлетворения заявленных главой КФХ Шулькиным А.А. требований, поскольку последним не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми решением и бездействием.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на стороне главы КФХ Шулькина А.А. усматривается злоупотребление правом, выраженное в неоднократных обращениях в различные органы, уполномоченные на предоставление земельных участков, с последующим оспариванием их действий в арбитражном суде, а именно: многочисленные дела об оспаривании решений органов местного самоуправления по аналогичным основаниям рассматривались в Арбитражных судах Красноярского края, Забайкальского края, Ростовской области, Калининградской области, Ульяновской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Кировской области, Ярославской области. В Арбитражный суд Томской области главой КФХ Шулькиным А.А. подано 11 заявлений по аналогичным основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 названной статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 23.06.2015 N 25) разъяснено, что согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу пункта 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались.
Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны (пункт 2 статьи 10 ГК РФ).
Направление многочисленных заявлений об участии в торгах по вопросам приобретения земельных участков, отзыв в дальнейшем поданных заявлений без какого-либо обоснования, неиспользование приобретенных земельных участков по их прямому назначению расценивается в правоприменительной практике в качестве отсутствия заинтересованности в приобретении прав на земельные участки и использовании их по целевому назначению.
Правовая позиция о недопустимости злоупотребления правом при отсутствии намерения со стороны заявителя приобрести испрашиваемое в заявлении право на земельный участок и использовать земельный участок в соответствии с ЗК РФ и как основание для отказа в удовлетворении заявления о признании недействительными действий публичных органов сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2016 N 32-КГ16-26.
В рассматриваемом случае активность заявителя в желании участвовать в аукционах по приобретению прав на земельные участки, расположенные в различных регионах Российской Федерации, в том числе значительно отдаленных от его места жительства не соответствует признакам осуществления реальной предпринимательской деятельности, свидетельствует об отсутствии заинтересованности в приобретении прав на земельные участки и использовании их по целевому назначению, и указывает на недобросовестное поведение заявителя по использованию своих процессуальных прав в отсутствие действительного, подлежащего судебной защите материального интереса.
Из общедоступного в сети "Интернет" ресурса "Картотека арбитражных дел" следует, что глава КФХ Шулькин А.А. за период 2015-2018 годы более 300 раз обращался в арбитражные суды с заявлениями об оспаривании действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления в области земельных отношений, в частности при предоставлении земельных участков с различными видами использования (сельскохозяйственное производство, животноводство, личное подсобное хозяйство, садоводство и другие).
От части заявлений глава КФХ Шулькин А.А. отказался в связи с добровольным удовлетворением его требований либо немотивированно (дела N N А74-5368/2015, А74-5435/2015, А33-22956/2015, А74-9061/2015, А74-9062/2015, А74-9174/2015, А74-9175/2015, А74-9176/2015, А74-9214/2015, А74-9215/2015, А74-9252/2015, А74-9253/2015, А70-16843/2018, А55-17834/2018 и другие).
Однако доказательств того, каким образом заявитель в дальнейшем реализовал свое право на получение земельных участков после добровольного удовлетворения его требований, в материалы дела не представлено.
Инициирование многочисленных судебных процессов само по себе не может свидетельствовать о реальной заинтересованности в получении земельных участков.
Преобладающим основанием для оспаривания действий публичных органов в 2017-2018 годах явилось несогласие заявителя с их требованием в информационных сообщениях о подаче заявления путем личного присутствия по месту нахождения заинтересованных лиц.
При этом в материалах дела не имеется сведений, что глава КФХ Шулькин А.А. в рассматриваемый период участвовал в торгах либо обращался с заявлениями в органы государственной власти и местного самоуправления о предоставлении земельных участков, извещения о предоставлении которых содержали иной способ подачи заявлений и не содержали условия о личной подаче заявлений.
Заявитель не представил доказательств того, что помимо участия в судебных спорах он ведет реальную хозяйственную деятельность, в том числе в сфере сельскохозяйственного производства, участвует в торгах на право заключения договора аренды земельного участка не только в форме электронной подачи документов, но и претендует на право заключения договора аренды земельного участка в случаях, когда не требуется личного присутствия заявителя, в связи с чем суд апелляционной инстанции не усматривает нарушений прав и законных интересов заявителя оспариваемыми действиями и решением Администрации.
При данных обстоятельствах обжалуемое решение Арбитражного суда Омской области от 24.04.2019 по делу N А46-4965/2019 подлежит отмене на основании пунктов 1 и 2 части 2 статьи 270 АПК РФ с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных главой КФХ Шулькиным А.А. требований.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 24.04.2019 по делу N А46-4965/2019 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Главы КФХ Шулькина Андрея Александровича к Администрации Шербакульского муниципального района Омской области о признании решения и бездействия муниципального органа незаконным.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-4965/2019
Истец: Индивидуальный предприниматель Глава КФХ Шулькин Андрей Александрович
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ШЕРБАКУЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
16.12.2019 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5382/19
07.11.2019 Определение Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-5382/19
30.07.2019 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7609/19
24.04.2019 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-4965/19