29 июля 2019 г. |
Дело N А83-1163/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 29 июля 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Омельченко В.А.,
Градовой О.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сикорской Т.Н.,
при участии: представителя Совета министров Республики Крым - Вишнякова М. В., доверенность от 15.07.2019 N 1/01-58/4412; представителя ООО "Фирма Бемби" - Карташовой С.И., доверенность от 31.08.2018 N 82/43-н/82-2019-2-473;
рассмотрев в открытом судебном заседании по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции заявление общества с ограниченной ответственностью "Фирма Бемби" (ул. Блюхера, 7, кв. 16, г. Ялта, Республика Крым, 298604) к Совету министров Республики Крым (пр. Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295005), Администрации г. Ялта Республики Крым (пл. Советская, 1, г. Ялта, Республика Крым, 298600), третьи лица, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора - Служба государственного строительного надзора Республики Крым (ул. Крейзера, 6, г. Симферополь, Республика Крым, 295006), Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (проспект Кирова, 13, г. Симферополь, Республика Крым, 295050), Министерство строительства и архитектуры Республики Крым (ул. Ленина, 17, г. Симферополь, Республика Крым, 295000), об оспаривании ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма Бемби" (далее - ООО "Фирма "Бемби", Общество, Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Совету министров Республики Крым (далее - Совмин), Администрации г. Ялта Республики Крым (далее - Администрация), в котором просил (с учетом уточненных требований: признать Постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 09.01.2018 N 11 - П "О приведении ООО "Фирма Бемби" в первоначальное состояние земельного участка путём сноса строения (торгового павильона), расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Игнатенко, 2, недействительным; признать Распоряжение Совета министров Республики Крым от 26.12.2017 N 1561 - р "О признании объектов самовольными постройками", в части включения строения (торгового павильона), расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Игнатенко, 2 - А в п. 3 Списка объектов, признанных самовольными постройками, недействительным.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 20.11.2018, заявление ООО "Фирма Бемби", было удовлетворено; постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 09.01.2018 N 11-п "О приведении Общества с ограниченной ответственностью "Фирма Бемби" в первоначальное состояние земельного участка путём сноса строения (торгового павильона), расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Игнатенко, 2 - А", было признано недействительным; Распоряжение Совета министров Республики Крым от 26.12.2017 N 1561 - р "О признании объектов самовольными постройками" в части включения строения (торгового павильона), расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Игнатенко, 2 - А в пункт 3 Списка объектов, привязанных самовольными постройками, являющегося Приложением к Распоряжению Совета министров Республики Крым от 26.12.2017 N 1561-р, было признано недействительным. Этим же решением с Администрации г. Ялта Республики Крым в пользу ООО "Фирма Бемби" были взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 3 000, 00 руб.; с Совета министров Республики Крым в пользу ООО "Фирма Бемби" были взысканы судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 3 000, 00 руб.
Не согласившись с указанным судебным актом, Совет министров Республики Крым обратился в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.11.2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Также суд апеллянт указывает на то, что суд первой инстанции не дал надлежащей правовой оценки обжалуемым актам, а также не обосновал, в чем заключается нарушение прав и законных интересов Заявителя, в том числе, не установил, наличие или отсутствие соответствующих полномочий у органов государственной власти на принятие оспариваемых актов. Кроме того, апеллянт отмечает, сто оспоренное распоряжение не является решением о сносе объекта, а лишь признает объект самовольно возведенным, вопрос о том, является ли указанный объект самовольной постройкой, не подлежит разрешению в рамках рассмотрения данного дела по правилам главы 24 АПК РФ.
Не согласившись с указанным судебным актом, Администрация г. Ялта Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.11.2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что строение, подлежащее сносу, было возведено Обществом без получения на это необходимых разрешений и узаконено в обход действующего на тот момент законодательства. Также апеллянт указывает на то, что оспоренное постановление Администрации было принято в установленном законом порядке.
Не согласившись с указанным судебным актом, Служба государственного строительного надзора Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 20.11.2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на то, что решение суда первой инстанции было принято с нарушением норм материального и процессуального права. Также апеллянт указывает на то, что заявитель не доказал, что обжалованное распоряжение Совета министров Республики Крым нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также влечет для него какие-либо неблагоприятные последствия.
Определением от 30.04.2019 арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), перешел к рассмотрению дела N А83-1163/2018 по общим правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, поскольку суд первой инстанции не привлек в соответствии со статьей 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне заинтересованного лица, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым и Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, поскольку вынесенный первой инстанцией судебный акт по данному делу затрагивает права и законные интересы вышеназванных лиц.
15.05.2019 ООО "Фирма "Бемби" в порядке ст. 49 АПК РФ, представило в дело заявление об уточнении своих требований; в окончательном варианте просило признать Постановление Администрации города Ялты Республики Крым от 09.01.2018 N 11-П "О приведении ООО "Фирма Бемби" в первоначальное состояние земельного участка путём сноса строения (торгового павильона), расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Игнатенко, 2, недействительным; признать Распоряжение Совета министров Республики Крым от 26.12.2017 N 1561 - р "О признании объектов самовольными постройками", в части включения строения (торгового павильона), расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Игнатенко, 2 - А в п. 3 Списка объектов, признанных самовольными постройками, недействительным. Данные уточнения были приняты к рассмотрению судом апелляционной инстанции, приступившим к рассмотрению спора по правилам первой инстанции.
Представитель ООО "Фирма "Бемби" поддержал уточненные требования в полном объеме указав на то, что спорное постановление Администрации города Ялты, а также предшествующее ему решение Межведомственной правительственной комиссии по выявлению и пресечению самовольного строительства и целевого использования земельных участков на территории Республики Крым от 01.12.2017 N 6, являются необоснованными, нарушают права Общества и подлежат признанию недействительными по причине грубого нарушения процедуры признания спорного объекта недвижимого имущества самовольной постройкой, и неправомерного определения самого порядка сноса данного объекта, как "внесудебного" предусмотренными нормативными-правовыми актами Республики Крым и законодательством Российской Федерации.
Представитель Совета министров Республики Крым возражал относительно удовлетворения требований Общества, обосновывая свою позицию тем, что оспоренным распоряжением Совета Министров Республики Крым, права Заявителя не нарушены, поскольку именно этим распоряжением не разрешается вопрос об административном сносе объекта.
Администрация г. Ялта Республики Крым, Служба государственного строительного надзора Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство строительства и архитектуры Республики Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения судебного разбирательства были уведомлены надлежащим образом.
Апелляционный суд, принимая во внимание надлежащее уведомление Администрации г. Ялта Республики Крым, Службы государственного строительного надзора Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерства строительства и архитектуры Республики Крым,, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть требования Общества в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение при вынесении законного и обоснованного судебного акта.
Актом проверки органом муниципального земельного контроля ООО Фирма "Бемби" от 15.12.2017 N 65, проведенной главным специалистом сектора земельного муниципального контроля управления земельного и градостроительного муниципального контроля, Ксензюк Д.А., на основании распоряжения Администрации города Ялты "О проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства в отношении ООО Фирма "Бемби" по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Игнатенко, 2-А от 08.12.2017 N 332-р, было установлено, что на земельном участке площадью 71, 3 кв.м., возведено строение - торговый павильон. В данном акте указано на то, что установлено наличие права собственности на строение площадью 71.3 кв.м., (торговый павильон), расположенное на данном земельном участке, выданное на основании судебного решения в 2006 году.
В дальнейшем, 26.12.2017 Советом министров Республики Крым было принято Распоряжение от 1561-р "О признании объектов самовольными постройками", которым торговый павильон по ул. Игнатенко, 2-А в г. Ялта, согласно приложению к указанному Распоряжению, был включён в Список объектов, признанных самовольными постройками.
На основании вышеназванного Распоряжения Совета министров Республики Крым от 26.12.2017 N 1561-р, 09.01.2018 Администрацией города Ялты Республики Крым, было принято постановлением N11-п "О приведении ООО "Фирма Бемби" в первоначальное состояние земельного участка путем сноса строения (торгового павильона), расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Игнатенко, 2-а", которым ООО "Фирма "Бемби", в течение 30 дней со дня вступления Постановления в законную силу, предложено самостоятельно привести в первоначальное состояние земельный участок путем сноса строения (торгового павильона), расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Игнатенко, 2-а.
Не согласившись с вышеназванными постановлением Администрации города Ялты Республики Крым от 09.01.2018 N 11-П и Распоряжением Совета министров Республики Крым от 26.12.2017 N 1561-р, ООО "Фирма "Бемби" обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с настоящим заявлением.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, выслушав доводы участников судебного разбирательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что требования ООО "Фирма "Бемби" не подлежат удовлетворению, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемые распоряжение и постановление приняты в рамках реализации полномочий Совета министров Республики Крым и Администрации города Ялты Республики Крым по внесудебному сносу самовольных построек капитального характера, расположенных в границах зон с особой архитектурно-планировочной территорией.
В соответствии с п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 13.07.2015 N 258-ФЗ, действовавшей на даты принятия оспариваемого распоряжения и постановления) самовольной постройкой признавалось здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого, не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Указанной нормой права установлен различный порядок сноса (судебный и внесудебный), определяемый в зависимости от места расположения самовольной постройки.
Основания и порядок внесудебного сноса самовольных построек в границах зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории в период принятия оспариваемых ненормативных правовых актов был установлен положениями п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Законом Республики Крым "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной территорией" N 409-ЗРК/2017 от 07.07.2017 (далее - Закон N 409-ЗРК/2017), принятым в развитие положений Закона N 409-ЗРК/2017 постановлением Совета министров Республики Крым от 11.09.2017 N 454 "О создании зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории", а также "Положением об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведенных) на территории Республики Крым, на земельном участке, не предоставленном для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального и местного значения", утвержденным постановлением Совета министров Российской Федерации N 370 от 18.07.2017 (далее - Положение N 370), принятым в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона N 409-ЗРК/2017, согласно которым порядок организации работы по сносу самовольных построек в границах архитектурно-планировочной зоны на территории Республики Крым устанавливается Советом министров Республики Крым.
Данные нормативные правовые акты предназначены для регулирования вопроса о режиме самовольных построек именно в зонах с особыми условиями использования территорий и соотносятся с прочими положениями регионального и местного законодательства, в том числе, с положениями местных администраций, устанавливающими порядок внесудебного сноса, как специальные нормы по отношению к общим, в связи с чем они подлежат применению к спорной ситуации наряду с положениями п. 4 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации в соответствующей редакции.
Законом Республики Крым от 07.07.2017 N 409-ЗРК/2017 "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории" (далее - Закон N 409-ЗРК/2017) урегулированы особенности создания в Республике Крым, зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории.
Пункт 1 части 2 статьи 3 и часть 1 статьи 8 Закона Республики Крым "Об особенностях создания в Республике Крым зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории" от 07.07.2017 N 409-ЗРК/2017, полномочия по принятию решений о признании объектов капитального строительства и иных объектов самовольной постройкой, предоставлены Совмину Крыма.
В соответствии с ч. 1 ст.2 Закона N 409-ЗРК/2017 решение о создании архитектурно-планировочной зоны принимается Советом министров Республики Крым.
Частями 3, 4 указанной нормы права предусмотрено, что границы архитектурно-планировочной зоны могут определяться границами соответствующего муниципального образования. Архитектурно-планировочная зона считается созданной с момента внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Сведения о расположении земельного участка полностью или частично в границах архитектурно-планировочной зоны, включая ограничения по использованию земельного участка, установленные для такой зоны, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" для внесения в реестр сведений о расположении земельного участка полностью или частично в границах зоны с особыми условиями использования территории.
Из материалов дела следует, что спорный торговый павильон Заявителя, расположен по адресу: г. Ялта, ул. Игнатенко, 2-А, в границах зоны с особой архитектурно-планировочной организацией территории (городской округ Ялта Республики Крым), установленной пунктом постановления Совета министров Республики Крым от 08.11.2017 N 582 "О создании зон с особой архитектурно-планировочной организацией территории".
Согласно подпункта 2.1.3 Положения о Межведомственной правительственной комиссии по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2017 N 393, пункта 9.1 Положения об организации работы по сносу самовольных построек, созданных (возведенных) на территории Республики Крым, на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 18.07.2017 N 370, Межведомственная правительственная комиссия для реализации возложенных на нее задач, связанных с пресечением самовольного строительства, выявлением и сносом самовольных построек, в срок не позднее тридцати календарных дней со дня поступления документов проверяет полноту и достоверность представленных уполномоченными органами сведений, оценивает объект на предмет отнесения его к самовольной постройке и принимает решение, в том числе, о наличии оснований для признания объекта самовольной постройкой.
Соответственно, следует признать факт того, что Совет министров Республики Крым при принятии оспариваемого распоряжения, действовал в рамках предоставленных ему полномочий.
Из приведённых выше норм права следует, что вопрос о признании самовольной постройки, расположенной в границах данной зоны, и её сносе решается в порядке, установленном Советом министров Республики Крым согласно перечисленным выше нормативным правовым актам.
Частью 1 статьи 8 Закона N 409-ЗРК/2017, пунктами 3 - 12 Положения N 370 предусмотрен комплексный стадийный процесс, направленный на выявление уполномоченными органами объектов с признаками самовольных построек, признание их самовольными постройками и принятие органом местного самоуправления решения о сносе самовольной постройки при наличии к тому оснований.
Данная процедура включает в себя комплекс следующих мероприятий:
-выявление уполномоченными органами объектов капитального строительства, обладающих признаками самовольной постройки (пункты 4 - 8 Положения N 370);
-принятие Межведомственной правительственной комиссией по выявлению и пресечению самовольного строительства и нецелевого использования земельных участков на территории Республики Крым одного из возможных решений, в том числе решения о наличии оснований для признания объекта самовольной постройкой и направление данного решения в Совет министров Республики Крым и в местную администрацию (пункт 9 Положения N 370);
-принятие Советом министров Республики Крым решения о признании объекта самовольной постройкой, которое является основанием для включения исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным в сфере государственного строительного надзора, объекта в соответствующий Перечень (ч. 1 ст. 8 Закона N 409-ЗРК/2017, п. 11, 12, 13 Положения N 370);
-принятие органом местного самоуправления (местной администрацией) на основании решения Межведомственной комиссии решения о сносе самовольной постройки (ч. 2 ст. 8 Закона N 409-ЗРК/2017, п. 16 Положения N 370).
Из материалов дела следует, что 17.11.1998 Ялтинское городское управление земельных ресурсов согласовало технический отчёт: проект отвода участка во временное пользование ООО "Фирма Бемби" для размещения торгового павильона в г. Ялте по ул. Игнатенко.
20.03.2000 между Ялтинским городским советом и ООО "Фирма Бемби" был заключён договор аренды земельного участка площадью 0, 0092 га из земель коммунальной собственности по адресу: г. Ялта, ул. Игнатенко, для размещения и обслуживания магазина детской игрушки "День рождения".
Договор был заключен сроком на 5 лет, начиная с даты принятия решения Ялтинским городским советом о предоставлении земельного участка во временное пользование.
Дополнительным соглашением к нему, зарегистрированном в Ялтинском городском управлении земельных ресурсов 03.02.2005 за N 040500100014, стороны пункт 2.2 Раздела 2 "Условия договора" дополнили абзацем: "Договор аренды продлевается на тех же условиях и на тот же срок, начиная с 09.12.2004".
В дальнейшем, 22.06.2011 стороны заключили дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка от 27.03.2000 N 14, изложив пункт 1.1 раздела I договора "Предмет договора" в следующей редакции: "Арендодатель предоставляет, а Арендатор принимает в аренду земельный участок (согласно украинскому классификатору целевого использования земли - "УКЦИЗ"): "Розничная торговля и коммерческие услуги", код - 1.11.3, расположенный по адресу: Автономная Республика Крым, г. Ялта, ул. Игнатенко, 2А, кадастровый номер 0111900000:01:005:0108.
Согласно решению 8 сессии Ялтинского городского совета 6 созыва от 16.06.2011 N 90 п. 2.2 Раздела договора дополнен абзацем: "Договор аренды возобновляется сроком на 4 года".
Дополнительное соглашение зарегистрировано 25.09.2012 за N 011190004000558.
17.10.2016 Постановлением Администрации города Ялта Республики Крым N 3811 - п "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 152 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, г. Ялта, ул. Игнатенко 2А, схема расположения земельного участка на кадастровом плане была утверждена, предоставление земельного участка ООО "Фирма Бемби" согласовано с видом разрешённого использования - "Магазины (код 4.4), предпринимательство (код 4.0)".
На земельном участке, арендованном Обществом, находится объект недвижимости: павильон - магазин, для размещения и обслуживания которого земельный участок и предоставлялся.
Решением постоянно действующего Крымского третейского суда при концерне "ДСН" от 07.03.2006 N 0000 - 03/015 - 2006 на выстроенный павильон-магазин в лит "А", общей площадью 71,3 кв.м., состоящий из: 1-1 торговый павильон (65,2 кв.м.), 1-2 санузел (2,2 кв.м.), 1-3 кладовая (3,9 кв.м.), расположенный в г. Ялте по ул. Игнатенко, 2 а, за ООО "Фирма "Бемби" было признано право собственности и 16.03.2006 было зарегистрировано.
Межу тем, Закон Украины от 11.05.2004 N 1701-IV "О третейских судах" регулирует порядок образования и деятельности третейских судов в Украине и устанавливает требования по третейскому рассмотрению с целью защиты имущественных и неимущественных прав и охраняемых законом интересов физических и юридических лиц. В третейский суд по соглашению сторон может быть передан любой спор, возникающий из гражданских и хозяйственных правоотношений, кроме случаев, предусмотренных законом.
Статьей 6 Закона Украины от 11.05.2004 N 1701-IV "О третейских судах" (в редакции действующей на момент принятия решения) установлено, что третейские суды в порядке, предусмотренном настоящим Законом, могут рассматривать любые дела, возникающие из гражданских и хозяйственных правоотношений, за исключением дел по спорам о признании недействительными нормативно-правовых актов; дел по спорам, возникающим при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров, связанных с удовлетворением государственных нужд; дел, связанных с государственной тайной; дел в спорах, возникающих из семейных правоотношений, кроме дел в спорах, которые возникают из брачных контрактов; дел о восстановлении платежеспособности должника или признания его банкротом; других дел, которые в соответствии с законом подлежат решению исключительно судами общей юрисдикции или Конституционным Судом Украины; дел, когда хотя бы одна из сторон спора является нерезидентом Украины.
В свою очередь, в соответствии со ст. 376 Гражданского кодекса Украины, жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество, считаются самочинным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, который не был отведен для этой цели, или без соответствующего документа, который дает право выполнять строительные работы, должным образом утвержденного проекта ли, или с существенными нарушениями строительных норм и правил.
Лицо, которое осуществило или осуществляет самовольное строительство недвижимого имущества, не приобретает право собственности на него.
Право собственности на самовольно построенное недвижимое имущество может быть по решению суда признано за лицом, которое осуществило самовольное строительство на земельном участке, который не был ему отведен для этой цели, при условии предоставления земельного участка в установленном порядке лицу под уже построенное недвижимое имущество.
Таким образом признавать право собственности на самовольную постройку уполномочен был только государственный хозяйственный суд. Кроме того, наличие иска предусматривало обязательное участие в таких спорах органа местного самоуправления.
Указанные нормы корреспондируются с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2012 N 8141/12, от 05.02.2013 N 11606/12 и от 28.01.2014 N 11535/13, арбитражный суд по собственной инициативе на любой стадии рассмотрения дела, независимо от доводов и возражений сторон проверяет, имелись ли основания для рассмотрения спора третейским судом и не нарушает ли решение третейского суда основополагающие принципы российского права. Указанный правовой подход сохраняет свою актуальность, что следует из Определения Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2017 N 307-ЭС17-1723.
Согласно статье 4 АПК РФ и статье 1 Федерального закона от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" в арбитраж (третейское разбирательство) по соглашению сторон могут передаваться споры между сторонами гражданско-правовых отношений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из пункта 27 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 96 от 22.12.2005 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов" дела, возникающие из административно-правовых и иных публично-правовых отношений, в частности, споры о признании права собственности на объекты недвижимости и изменение титула, не могут быть переданы на рассмотрение третейских судов.
Таким образом, споры об установлении вещных прав на недвижимое имущество относятся к компетенции государственных арбитражных судов Российской Федерации.
Соответственно, требования, основанные на третейском решении, принятом в нарушение публичного порядка, не могут быть обеспечены судебной защитой.
В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с пунктом 2 статьи 222 ГК РФ, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Пунктом 4 статьи 222 ГК РФ установлено, что органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
Таким образом, наличие оснований для признания самовольной постройки по признакам, установленным п. 1 ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, документально подтверждено.
При этом, само по себе существование государственной регистрации права на объект недвижимости, который в соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК Российской Федерации относится к самовольным постройкам, не исключает возможности принятия уполномоченным органом решения о сносе (пункт 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 N 1748-О), учитывая то, что объект самовольной постройки не может быть обеспечен защитой, так как защита гарантируется только законно возникшему праву.
Порядок признания постройки самовольной и принятия решения о её сносе, установленные частями 1, 2 ст. 8 Закона N 409-ЗРК/2017, пунктами 4-9,11, 13, 16 Положения N 370, Советом министров Республики Крым и Администрацией города Ялты Республики Крым соблюдены.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о безосновательности требований ООО "Фирма "Бемби".
Руководствуясь статьями 170, 266, 268, п. 2 ст. 269, ст.ст 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 20 ноября 2018 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Фирма Бемби" отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
В.А. Омельченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-1163/2018
Истец: ООО ФИРМА "БЕМБИ"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЯЛТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ, СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2019 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-429/18
20.11.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1163/18
30.07.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-429/18
27.04.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1163/18
04.04.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-429/18
05.02.2018 Определение Арбитражного суда Республики Крым N А83-1163/18