г. Чита |
|
30 июля 2019 г. |
Дело N А19-28306/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 июля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в открытом судебном заседании дело N А19-28306/2018 по заявлению Комитета городского обустройства Администрации города Иркутска (ОГРН 1113850024672, ИНН 3808219423, адрес: 664011 обл. Иркутская г Иркутск ул. Сухэ-Батора д. 11) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, д. 17) о признании недействительным решения от 18.09.2018 N 1091/2018,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют: общества с ограниченной ответственностью "Слава" (ОГРН 1073808026632, ИНН 3808169363), общество с ограниченной ответственностью "Ковчег" (ОГРН 1133850028102, ИНН 3811169839) и общество с ограниченной ответственностью "КарТур" (ОГРН 1153850010885, ИНН 3849052100),
(суд первой инстанции: судья Дмитриенко Е.В.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
Комитет городского обустройства администрации города Иркутска (далее также - заявитель или Комитет) обратился в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, Управление или антимонопольный орган) с заявлением о признании незаконным и отмене решения от 18.09.2018 N 1091/2018.
Определением суда от 28.01.2019 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Слава" (далее - ООО "Слава").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03 июля 2019 года на основании части 6.1 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Ковчег" (далее - ООО "Ковчег") и общество с ограниченной ответственностью "КарТур" (далее - ООО "КарТур").
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Министерство и Администрация явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, проанализировав доводы лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 25.04.2018 на официальном сайте Администрации города Иркутска в разделе "Среда и - обустройство" - "Пассажирский транспорт" опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в городе Иркутске N 4 "Ц. Рынок - м/р Университетский" с размещением конкурсной документации, утвержденной 25.04.2018.
До окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в конкурсе 04.06.2018 года 18 часов 00 минут (местного времени) представлено 3 заявки:
- заявка на участие в открытом конкурсе ИП Белозора С.Г. под регистрационным номером 412-58-168/18 от 04.06.2018;
- заявка на участие в открытом конкурсе ООО "Слава" под регистрационным номером 412-58-169/18 от 04.06.2018;
- заявка на участие в открытом конкурсе простого товарищества (участники - ООО "Ковчег" и ООО "КарТур") под регистрационным номером 412-58-170/18 от 04.06.2018.
Конкурсной комиссией приняты к рассмотрению все три заявки на участие в конкурсе. Комиссия рассмотрела три заявки на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и приняла решение допустить претендента N 3 (простое товарищество, участники - ООО "Ковчег" и ООО "КарТур") к участию в конкурсе и признать его единственным участником конкурса.
На заседании комиссии по подведению итогов конкурса 10.07.2018 комиссия признала единственного участника - простое товарищество (участники - ООО "Ковчег" и ООО "КарТур") победителем конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в городе Иркутске N 4 (далее - победитель).
27 августа 2018 года состоялся осмотр транспортных средств победителя, в ходе которого конкурсной комиссией было установлено наличие у победителя транспортных средств, предусмотренных его конкурсным предложением, а также соответствие транспортных средств конкурсному предложению.
Полагая, что комиссией допущены нарушения при организации и проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок на территории г. Иркутска N 4 "Ц. Рынок - м/р Университетский", ООО "Слава" обратилось в антимонопольный орган с соответствующей жалобой.
Решением антимонопольного органа от 18.09.2018 N 1091/2018 жалоба ООО "Слава" на неправомерные действия организатора открытого конкурса - Управления транспорта Комитета городского обустройства Администрации г. Иркутска, комиссии, в связи с допущенным нарушением при организации и проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок на территории г. Иркутска "Ц. Рынок - м/р Университетский", признана обоснованной.
Конкурсная комиссия признана нарушившей пункт 10.6 конкурсной документации.
Организатор торгов - Комитет городского обустройства г. Иркутска в лице Управления транспорта признан нарушившим часть 4 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" в связи с несоблюдением предусмотренного срока для обжалования.
Не согласившись с решением от 18.09.2018 N 1091/2018, посчитав его не соответствующим закону и нарушающим его права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим решением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования Комитета удовлетворению не подлежат.
Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, на федеральном уровне урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона N 220-ФЗ маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления вправе устанавливать смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (часть 1 статьи 17).
Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2 статьи 17).
Статьей 19 Федерального закона N 220-ФЗ закреплена обязательность проведения конкурса при выдаче свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок. Свидетельство может быть выдано без проведения конкурса только в особо оговоренных указанной статьей случаях.
Предметом открытого конкурса является право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок, межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок или смежным межрегиональным маршрутам регулярных перевозок (часть 1 статьи 21).
Результаты открытого конкурса могут быть обжалованы в судебном порядке (часть 8 статьи 24).
В случае, если победитель открытого конкурса отказался от права на получение хотя бы одного свидетельства об осуществлении перевозок по предусмотренным конкурсной документацией маршрутам регулярных перевозок или не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам предоставляется участнику открытого конкурса, заявке на участие в открытом конкурсе которого присвоен второй номер (часть 9 статьи 24).
Порядок подтверждения наличия у участника открытого конкурса транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе, устанавливается конкурсной документацией (часть 11 статьи 24).
Как указывалось выше, 25.04.2018 на web-портале администрации г. Иркутска организатором тортов - Управлением транспорта комитета городского обустройства администрации г. Иркутска в разделе "Среда и обустройство" - "Пассажирский транспорт" опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок N 4 "Ц. Рынок - м/р Университетский" в городе Иркутске, с размещением конкурсной документации.
Пунктом 10.2. раздела 10 Конкурсной документации определено, что при осмотре транспортных средств конкурсная комиссия проверяет:
- наличие указанных в конкурсной заявке транспортных средств;
- соответствие транспортных средств конкурсной заявке (наличие у транспортных средств характеристик, заявленных Победителем (единственным участником) в конкурсном предложении; соответствие класса заявленных транспортных средств извещению о проведении Конкурса (Победитель (единственный участник) представляет членам конкурсной комиссии документы, подтверждающие качественные характеристики транспортных средств, предлагаемых Победителем (единственными участником) для осуществления регулярных перевозок);
- соответствие наименований (Ф.И.О.) собственников транспортных средств, реквизитов договоров о пользовании транспортным средством и (или) свидетельств о регистрации транспортных средств, паспортов транспортных средств, указанных в конкурсном предложении Победителя (единственного участника) по форме согласно Приложению N 4 к настоящему Положению, оригиналам указанных документов (в случае невозможности предоставления оригинала документа Победитель (единственный участник) предоставляет нотариально заверенные копии документов).
В соответствии с пунктом 10.4. раздела 10 Конкурсной документации указано, что в случае соответствия транспортных средств конкурсному предложению Организатор конкурса в день проведения осмотра транспортных средств размещает на официальном сайте информацию о том, что Победитель (единственный участник) подтвердил наличие у него транспортных средств, предусмотренных его конкурсным предложением и о необходимости обращения в течение 2 рабочих дней к Организатору конкурса с целью получения Свидетельства и Карт.
В случае неполучения Организатором конкурса обращения в указанный срок Победитель (единственный участник) признается уклонившимся от получения Свидетельства и Карт.
Согласно пункту 10.5. раздела 10 Конкурсной документации в случае неприбытия для осмотра транспортных средств или прибытия их не в полном составе в дату, время и в место, указанные в уведомлении, транспортные средства Победителя (единственного участника) считаются не представленными, о чем членами конкурсной комиссии делается соответствующая запись в акте осмотра транспортных средств, заявляемых к осуществлению пассажирских перевозок. Транспортные средства, прибывшие не в полном составе в дату, время и в место, указанное в уведомлении, не осматриваются.
Пунктом 10.6. раздела 10 Конкурсной документации регламентировано, что в случае, указанном в пункте 10.5. Конкурсной документации, а также при выявлении несоответствия транспортных средств конкурсному предложению, несоответствия класса транспортного средства указанному в конкурсной заявке, конкурсная комиссия принимает решение о признании Победителя (единственного участника) не подтвердившим наличие у него транспортных средств, предусмотренных его конкурсным предложением. Данное решение размещается на официальном сайте в день проведения осмотра транспортных средств.
В столбце 8 таблицы - "наименование (ФИО) собственника транспортного средства" конкурсного предложения, являющегося приложением N 4 к Положению о конкурсе, установлено, что участник должен указать информацию о наименовании (ФИО) собственника транспортных средств.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на заседании комиссии по подведению итогов конкурса 10.07.2018 единственный участник - простое товарищество (участники - ООО "Ковчег" и ООО "КарТур") признан победителем конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в городе Иркутске N 4.
27 августа 2018 года состоялся осмотр транспортных средств победителя, в ходе которого конкурсной комиссией было установлено наличие у победителя транспортных средств, предусмотренных его конкурсным предложением, а также соответствие транспортных средств конкурсному предложению.
При этом собственниками заявленных транспортных средств: MERCEDES-BENZ 223215, GAZA64R42 являются физические лица, данные транспортные средства принадлежат участникам простого товарищества на основании договоров аренды N 104 от 03.05.2017 - ООО "КарТур", договора аренды N 68 от 16.04.2018 - ООО "Ковчег", тогда как в графе 8 "Наименование (Ф.И.О.) собственника транспортного средства" конкурсного предложения, составленного по форме Приложения N 4 к Положению о конкурсе, поступившего в адрес организатора открытого конкурса от лица простого товарищества, указано, что собственником транспортного средства является ООО "Ковчег". Так же в конкурсном предложении не указаны Ф.И.О. собственников транспортных средств.
Оценив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что участниками были представлены недостоверные сведения, что свидетельствует о не подтверждении наличия у последних транспортных средств, предусмотренных конкурсным предложением.
Вместе с тем, решение о признании Победителя (единственного участника) не подтвердившим наличие у него транспортных средств, предусмотренных его конкурсным предложением, согласно пункту 10.6. раздела 10 Конкурсной документации принимается в случае, указанном в пункте 10.5. Конкурсной документации, а также при выявлении несоответствия транспортных средств конкурсному предложению, несоответствия класса транспортного средства указанному в конкурсной заявке.
Несоответствие наименования собственника транспортных средств, указанного в графе 8 "Наименование (Ф.И.О.) собственника транспортного средства" конкурсного предложения, фактическим Ф.И.О. собственников транспортных средств не является несоответствием самих транспортных средств конкурсному предложению, а также не является несоответствием класса транспортного средства классу, указанному в конкурсной заявке.
Следовательно, при наличии указанных обстоятельств (несоответствие наименования собственника транспортных средств, указанного в графе 8 "Наименование (Ф.И.О.) собственника транспортного средства" конкурсного предложения, фактическим Ф.И.О. собственников транспортных средств) у конкурсной комиссии отсутствовали основания для принятия решения о признании победителя (единственного участника) не подтвердившим наличие у него транспортных средств, предусмотренных его конкурсным предложением.
В силу указанного суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что конкурсной комиссией не допущено нарушение пункта 10.6. раздела 10 Конкурсной документации.
Пунктом 2 оспариваемого решения организатор торгов - Комитет городского обустройства г. Иркутска в лице Управления транспорта признан нарушившим часть 4 статьи 18.1 ФЗ "О защите конкуренции" в связи с несоблюдением предусмотренного срока для обжалования.
Частью 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Комитет городского обустройства г. Иркутска в лице Управления транспорта, закрепляя в пункте 10.8 конкурсной документации положение о том, что организатор конкурса в течение 10 дней со дня подтверждения победителем (единственным участником) наличия у него транспортных средств, предусмотренных его конкурсным предложением, выдает победителю (единственному участнику) либо его представителю по доверенности свидетельство и карты со сроком действия пять лет, а так же согласованную заместителем начальника управления-начальником отдела пассажирских перевозок управления транспорта комитета городского обустройства администрации г. Иркутска схему движения по муниципальному маршруту регулярных перевозок, изначально, как организатор торгов, не мог и тем более не нарушал срок на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, предусмотренный Частью 4 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В силу указанного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии решения Управления от 18.09.2018 N 1091/2018 Федеральному закону от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и нарушении им прав и законных интересов заявителя.
На основании приведенных норм права и при изложенных обстоятельствах дела суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Абзацем 2 части 6.1 статьи 268 АПК РФ установлено, что на отмену решения арбитражного суда первой инстанции указывается в постановлении, принимаемом арбитражным судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы.
Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 110, 167-170, 201, 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2019 года по делу N А19-28306/2018 отменить.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 18.09.2018 N 1091/2018 признать незаконным, как несоответствующее Федеральному закону от 13 июля 2015 года N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Обязать Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, д. 17) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Комитета городского обустройства Администрации города Иркутска (ОГРН 1113850024672, ИНН 3808219423).
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, д. 17) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ковчег" (ОГРН 1133850028102, ИНН 3811169839) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 1033801033155, ИНН 3811020966, адрес: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, д. 17) в пользу общества с ограниченной ответственностью "КарТур" (ОГРН 1153850010885, ИНН 3849052100) расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Арбитражному суду Иркутской области выдать исполнительные листы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-28306/2018
Истец: Комитет городского обустройства Администрации города Иркутска, ООО "КарТур", ООО "Ковчег"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Третье лицо: ООО "Слава"