город Томск |
|
29 июля 2019 г. |
Дело N А27-620/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Марченко Н.В., |
Судей |
|
Сухотиной В.М., |
|
|
Ярцева Д.Г., |
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филимоновой П.В. с использование средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования Юргинского городского округа в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Юрги (N 07АП-5220/19) на решение от 17.04.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-620/2019 (судья Команич Е.А.) по иску муниципального образования Юргинского городского округа в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Юрги (652050, Кемеровская область, город Юрга, пр-т Победы, 13, 514, ОГРН 1024202002296, ИНН 4230005770) к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях (650064, город Кемерово, ул. Ноградская, 5, ОГРН 1104205007840, ИНН 4205199592) о взыскании 103 594,36 руб.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: 1) Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (ОГРН 1054205036434, ИНН 4205081760), 2) Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и
эпидемиологии в Кемеровской области" (ОГРН 1054205030384, ИНН 4205081103), 3) общество с ограниченной ответственностью "Ремстрой - Индустрия" (ОГРН 1084230000667, ИНН 4230024645).
В судебном заседании приняли участие:
от истца: Гордиенко А.А., доверенность от 25.06.2018.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное образование Юргинского городского округа в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Юрги (далее - КУМИ) обратилось в арбитражный суд с исковыми требованиями о взыскании в порядке регресса за счет средств казны Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях денежных (МТУ ФАУГИ) средств в размере 103 594 руб. 36 коп.
Решением от 17.04.2019 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец в апелляционной жалобе просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указано, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В отзывах на апелляционную жалобу лица, участвующие в деле, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ответчика, третьих лиц.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению.
Как следует из материалов дела, решением от 10.07.2018 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-592/2018 с Муниципального образования "Юргинский городской округ" в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Юрги за счет средств казны Муниципального образования "Юргинский городской округ" в пользу общества с ограниченной ответственностью "РЕМСТРОЙ - ИНДУСТРИЯ" взыскано долга в размере 53 431 руб. 40 коп. (платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома), пени в размере 6 926 руб. 96 коп, расходов по оплате услуг представителя в размере 41 000 руб., государственной пошлины в размере 2 236 руб., всего 103 594 руб. 36 коп.
КУМИ полагая, что муниципальное образование по иску управляющей компании понесло расходы вследствие незаконного бездействия МТУ ФАУГИ, выразившегося в отказе принять в федеральную собственность на основании судебных актов имущество (нежилое помещение, общей площадью 652,0 кв.м., расположенное по адресу: Кемеровская область. г.Юрга. ул. Московская, 39), обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование заявленных требований указано, что решением от 04.04.2016 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-25011/2015 суд обязал Администрацию города Юрги передать в федеральную собственность занимаемые Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Юрге и Юргинском районе, служебные помещения, общей площадью 184,4 кв.м., расположенные на первом этаже здания по адресу: город Юрга, ул. Московская, 39, помещения: N 7 площадью 3,7 кв.м., N 8 площадью 6,3 кв.м., N 9 площадью 11,2 кв.м., N 10 площадью 10,1 кв.м., N 14 площадью 2,0 кв.м., N 15 площадью 13,4 кв.м., N 16 площадью 9,4 кв.м., N 17 площадью 1,7 кв.м., N 18 площадью 7,8 кв.м., N 19 площадью 11,0 кв.м., N 20 площадью 14,1 кв.м., N 21 площадью 26,8 кв.м., часть помещения N 44 площадью 27,0 кв.м.
Как указал истец, на момент принятия судебного акта объект недвижимости с соответствующими характеристиками по адресу: г. Юрга, ул. Московская, 39 не существовал, поскольку на кадастровом учете спорный объект изначально состоял с иной площадью (736,7 кв.м.). Право Юргинского городского округа согласно свидетельству о государственной регистрации права также было зарегистрировано на объект с указанной площадью.(736,7 кв.м.).
В целях исполнения судебного решения Администрацией города Юрги издано постановление N 1068 от 26.08.2016 года "О передаче муниципального имущества" и направлены подписанные со своей стороны акты приема передачи имущества, указанного в резолютивной части решения суда.
Письмом от 12.09.2016 года N 2-5-09/204 ответчик отказался принять имущество, мотивировав тем, что для принятия решения о передаче имущества необходимо наличие сформированного пакета документов, регламентированного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 года N 374.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 03.03.2017 года по делу N А27-24287/2016 на Администрацию города Юрги возложена обязанность передать в федеральную собственность занимаемое Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" нежилое помещение, расположенное по адресу: г. Юрга, ул. Московская, 39, общей площадью 467,60 кв.м., (в том числе помещения: N 2 площадью 9,9 кв.м., N 3 площадью 23,6 кв.м., N 4 площадью 17,6 кв.м., N 5 площадью 23,0 кв.м., N 6 площадью 10,0 кв.м., N 22 площадью 24,7 кв.м., N 23 площадью 22,3 кв.м., N 24 площадью 29,1 кв.м., N 25 площадью 16,7 кв.м., N 26 площадью 11,0 кв.м., N 27 площадью 1,3 кв.м., N 28 площадью 2,4 кв.м., N 29 площадью 3,0 кв.м., N 30 площадью 2,7 кв.м., N 31 площадью 8,6 кв.м., N 32 площадью 14,7 кв.м., N 33 площадью 12,8 кв.м., N 34 площадью 24,6 кв.м., N 35 площадью 4,1 кв.м., N 36 площадью 14,7 кв.м., N 37 площадью 14,2 кв.м., N 38 площадью 13,4 кв.м., N 39 площадью 4.5 кв.м., N 40 площадью 9,4 кв.м., N 41 площадью 24,4 кв.м., N 42 площадью 32,2 кв.м., N 43 площадью 21,0 кв.м., часть помещений N 1, N 44 площадью 71,7 кв.м.).
В совокупности площади нежилых помещений, занимаемых Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Юрге и Юргинском районе и Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области", расположенных по адресу: г. Юрга, ул. Московская, 39, подлежащих передаче в федеральную собственность на основании вышеуказанных судебных актов, образуют все помещения первого этажа, общей площадью 652,0 кв.м.
Истец указывает, что с целью исполнения двух судебных актов Администрацией города Юрги принято решение по разделению объекта недвижимости с площадью 736,7 кв.м., на помещение первого этажа с площадью 652,0 кв.м., и помещение подвала, связи с чем за счет средств местного бюджета проведена соответствующая работа по разделению объектов, с последующей постановкой на кадастровый учет новых объектов недвижимости.
21.06.2017 Администрацией города Юрги издано постановление N 717 "О передаче муниципального имущества" и подписан акт приема-передачи нежилого помещения, общей площадью 652,0 кв.м., расположенного на первом этаже по адресу: г. Юрга, ул. Московская, д. 39, помещение 65, кадастровый номер 42:36:0101003:14609. Данный акт приема - передачи направлен в адрес Росимущества письмом от 11.07.2017 года N 01- 12/1221.
Письмом от 04.08.2017 года N 3-5-08/103 Росимущество сообщило, что судебные акты должны исполняться с соблюдением порядка, предусмотренного ч. 11 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Постановления Правительства РФ N 374. Поскольку вынесены судебные решения, обязывающие передать два нежилых помещения, занимаемые учреждениями с площадями 184,4 кв.м. и 467,6 кв.м., Администрации города Юрги необходимо подготовить два технических паспорта на помещения с указанными площадями с постановкой их на отдельный кадастровый учет и представить данные документы принимающей стороне, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ N 374.
Истец считает, что непредставление указанного пакета документов со стороны муниципалитета не является основанием для отказа в принятии передаваемого имущества, в связи с тем, что положениями части 11 статьи 154 указанного Федерального закона установлен порядок передачи и принятия имущества в добровольном порядке.
Полагая, что вследствие отказа ответчика в принятии указанных объектов в федеральную собственность истцу причинены убытки в размере денежных средств, взысканных с ответчика в рамках рассмотрения дела N А27-592/2018, истец претензией N 01-12/2031 от 23.11.2018 года обратился к ответчику с требованием возместить муниципальному образованию Юргинский городской округ денежные средства, оплаченные в рамках исполнения судебного акта по указанному делу.
Неисполнение требований претензии явилось основанием для обращения в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из недоказанности наличия оснований для взыскания в пользу истца убытков.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции по существу иска на основании следующего.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков в виде реального ущерба (утрата или повреждение имущества) и/или упущенной выгоды (неполученные доходы, которое лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено).
Возмещение убытков является универсальным способом защиты нарушенных гражданских прав и может применяться как в договорных, так и во внедоговорных отношениях независимо от того, предусмотрена ли законом такая возможность применительно к конкретной ситуации. Сутью убытков является их компенсаторный восстановительный характер.
При этом возмещение вреда допускается при наличии в совокупности доказанности факта причинения вреда и его размера, противоправности действия (бездействия), причинной связи между двумя указанными условиями, вины причинителя вреда.
Отсутствие хотя бы одного из совокупности указанных элементов свидетельствует об отсутствии состава и, следовательно, основания для привлечения лица к ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Для применения ответственности, предусмотренной указанными нормами, лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать противоправность действий лица, причинившего вред, наличие причинно-следственной связи между действиями виновного лица и возникшими убытками, а также размер последних.
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В нарушение требований статьи 65 АПК РФ истцом не представлены доказательства, подтверждающие наличие совокупности условий, влекущих ответственность за причинение убытков.
Как правильно указал суд первой инстанции, сам по себе отказ ответчика со ссылкой на необходимость соблюдения соответствующих нормативных актов в принятии имущества в федеральную собственность не подтверждает наличие вины ответчика и совокупность условий, необходимых для привлечения его к соответствующей ответственности.
Кроме того, решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10.07.2018 года по делу N А27-592/2018, вступившим в законную силу и имеющим, в силу положений статьи 69 АПК РФ преюдициальное значение для рассматриваемого дела, установлено, что решения Арбитражного суда Кемеровской области по делам N А27-25011/2015 и N А27-24287/2016, на основании которых суд обязал Администрацию города Юрги передать в федеральную собственность занимаемые Управлением Роспотребнадзора и Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" помещения площадью 184,4 кв.м. и 467,6 кв.м., соответственно, расположенные на первом этаже МКД по ул. Московская, 39, г. Юрги, не являются юридическим фактом, порождающим право федеральной собственности на спорные помещения.
Суд по делу N А27-592/2018 указал, что право федеральной собственности на спорные помещения возникает не с момента принятия Главой города Юрги постановления о передаче муниципального имущества от 21.06.2017 года N 717, согласно которому Юргинский городской округ передает в федеральную собственность Российской Федерации нежилое помещение, расположенное по адресу г. Юрга, ул. Московская, 39, общей площадью 652,0 кв.м. и не с даты принятия Арбитражным судом решений об обязании Администрацию города Юрги осуществить передачу спорных помещений в федеральную собственность, а с момента принятия решения о принятии в федеральную собственность помещений уполномоченным органом, осуществляющим полномочия собственника имущества, находящегося в федеральной собственности.
Также суд признал обоснованным указание МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях на необходимость раздельного учета помещений площадью 184,4 кв.м. и площадью 467,6 кв.м., в связи с чем, не усмотрел наличие в действиях МТУ Росимущества в Кемеровской и Томской областях намеренного уклонения от принятия спорных помещений в федеральную собственность.
С учетом указанных обстоятельств, суд признал правомерным предъявление требований об оплате суммы долга за текущее содержание и ремонт общего имущества МКД по ул. Московская, 39 г. Юрги именно к Муниципальному образованию г. Юрга, поскольку в период со 02.06.2017 года по 31.10.2017 года спорное помещение общей площадью 652,0 кв.м. находилось в Муниципальной собственности, в связи с чем, за заявленный период, со ссылкой на положения статей 210, 249 ГК РФ и статей 39, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд посчитал обоснованным возложение бремени расходов по содержанию и ремонту общего имущества в МКД на Муниципальное образование (от имени которого выступает Комитет - пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции по настоящему делу правомерно признал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Выводы суда основаны на установленных им при рассмотрении дела фактических обстоятельствах, представленных доказательствах, верном применении норм материального и процессуального права. Оснований для иных выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Несогласие заявителя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судом первой инстанции доказательств не является основанием для отмены обжалуемого решения.
Принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом того, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 17.04.2019 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-620/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Юрги - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
Н.В. Марченко |
Судьи |
В.М. Сухотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-620/2019
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Юрги
Ответчик: МТУ Росимущество в Кемеровской и Томской областях
Третье лицо: ООО "Ремстрой-Индустрия", Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области"