г. Ессентуки |
|
26 июля 2019 г. |
Дело N А20-5851/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 26.07.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суховеевой Д.С., при участии в судебном заседании от заявителя - Федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" (ИНН 7717043113, ОГРН 1027700041830) - Филатовой Н.В. (доверенность N 44/19 от 01.01.2019), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Кабардино-Балкарской Республике - Губжокова З.М. (доверенность N 1 от 29.01.2019), Сасикова А.И. (доверенность N 2 от 29.01.2019), Тамазова А.Х. (доверенность N 3 от 29.01.2019), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" и Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Кабардино-Балкарской Республике на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.04.2019 по делу N А20-5851/2018 (судья Сохрокова А.Л.),
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.04.2019, принятым по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Главный центр специальной связи" (далее - предприятие, заявитель) к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Кабардино-Балкарской Республике (далее - управление) требование удовлетворено частично, признаны недействительными пункты 2,4,7,8,9 предписания об устранении выявленных нарушений от 02.11.2018 N В3-2018. В отказанной части требований суд согласился с позицией управления, мотивировав судебный акт тем, что оспариваемое предписание соответствует закону. В части удовлетворенных требований суд исходил, из того что в действиях предприятия отсутствуют нарушения требований Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12.04.1999 N 288 (далее - инструкция), а именно: п.п. "а" п.130, п 169.1, п. 169.4, п.п. "л" п. 189.
В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда в отказанной части требований и удовлетворить их, указывая на то, что судом не исследованы все обстоятельства по делу, выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Так, заявитель считает, что управление в ходе проведения проверки не собрало достаточные доказательства, достоверно свидетельствующие о нарушение предприятием законодательства. Кроме того выданное предписание подлежит отмене, т.к. является неисполнимым.
Апелляционная жалоба управления свидетельствует о несогласии с выводами суда в части удовлетворённых требований.
В судебном заседании представители предприятия и управления поддержали заявленные доводы и настаивают на удовлетворении апелляционных жалоб.
Из обстоятельств дела видно, что управлением на основании приказа от 01.10.2018 N 602 "О проведении внеплановой выездной проверки УСС по Кабардино-Балкарской Республике - филиала ФГУП ГЦСС" в период с 8 октября по 2 ноября 2018 года проведена внеплановая выездная проверка предприятия.
По результатам проверки в отношении предприятия составлен акт проверки от 02.11.2018 N ВЗ-2018 и вынесено предписание от 02.11.2018 N ВЗ-2018 об устранении выявленных нарушений. Срок устранения нарушений, выявленных в ходе данной проверки, установлен до 3 декабря 2018 года.
Предприятие не согласилось с предписанием и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Из анализа положений статей 198 и 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо в совокупности наличие двух условий - несоответствие актов, решений, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач: федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.
Согласно пунктам 2, 4, 11 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 157 внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации; включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственную охрану; Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также в отношении органов управления, подразделений, специальных отрядов, отрядов мобильных особого назначения, Центра специального назначения и авиационных подразделений, названных в пункте 4 настоящего Указа, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
По статье 22 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон N 150-ФЗ) гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц; требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона N 150-ФЗ должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия при выявлении нарушений установленных правил, вправе давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений.
Согласно пунктам 76 и 83 Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю за оборотом гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также за соблюдением гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия, утвержденного Приказом МВД России от 29.06.2012 N 646 (ред. от 27.11.2015) основанием для проведения проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов, находящихся у физических и юридических лиц является заявление физического или юридического лица о продлении или переоформлении ранее выданных разрешений на хранение, хранение и ношение, хранение и использование оружия и патронов; при проведении названной проверки проверяется, в том числе соответствие технической укрепленности мест хранения, использования, торговли и экспонирования оружия и патронов требованиям, установленным МВД России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждены "Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации"; "Положение о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему".
В соответствии с пунктом 58 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 N 814, требования по размещению оружия и патронов в местах их хранения устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", Приказом МВД России от 12.04.1999 N 288 утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (Зарегистрировано в Минюсте России 24.06.1999 N 1814) - (далее Инструкция).
Как видно из материалов дела, оспаривая пункт 1 предписания, заявитель сослался на то, что факт совершения правонарушения отсутствует, так как в акте не названы, какие именно журналы не уничтожены.
Пунктом 126 Инструкции предусмотрено, что документы на оружие и патроны подшиваются в учетные дела, а формализованные документы, заполненные на средствах автоматизированного учета, - в книги, которые формируются согласно требованиям по ведению учетных дел. Сведения о подшитых документах предварительно заносятся в соответствующие описи дел и книг.
Реестры, книги и журналы учета оружия, дела с учетными документами ведутся лицами, ответственными за сохранность оружия, и по их закрытии передаются в архив организации или подразделения.
Уничтожение дел с учетными документами, реестров, книг и журналов учета оружия производится по истечении 2 лет их хранения либо с письменного разрешения органа внутренних дел, осуществляющего контроль за деятельностью данного юридического лица. Когда дальнейшее хранение учетных документов в организации невозможно, они передаются в орган внутренних дел.
Факт совершения правонарушения подтверждается отобранным в ходе проверки объяснением Батырбиева Ж.Ш. на которого приказом руководителя УСС по КБР -Филиала ФГУП ГЦСС возложена обязанность по учету, хранению боевого оружия и патронов к нему (т.2 л.д. 40-41), письмом заместителя УСС Бохова И.А. (т.2 л.д. 26), который курирует данное направление, от 21.11.2018 г. N 488, которые пояснили, что имели место факты не своевременного уничтожения оконченных дел.
Пункт 3 предписывает в соответствии с п. 142 Инструкции, в учетные документы внести сведения о номерах и партиях изготовления патронов, а именно в книгу номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов за работниками юридического лица. Указанное требование соответствует Инструкции. Факт не соблюдения требования инструкции подтверждается также объяснениями Батырбиева Ж.Ш. на которого приказом руководителя УСС по КБР -Филиала ФГУП ГЦСС возложена обязанность по учету, хранению боевого оружия и патронов к нему (т.2 л.д. 40-41), письмом заместителя УСС Бохова И.А. (т.2 л.д.26). Кроме того, судом было предложено заявителю представить в суд книги номерного учета и закрепления оружия за проверяемый период. Однако, указанные книги не были представлены в суд.
Согласно пунктам 5 и 6 предписано заявителю в соответствии с п. 163 Инструкции, обеспечить хранение боевого ручного стрелкового оружия чищенным, смазанным и поставленным на предохранитель.
Суд правомерно отклонил доводы заявителя о том, что факт хранения не чищенного и не поставленного на предохранитель оружия не подтвержден материалами дела. Проверка наличия оружия и патронов проводилась в присутствии должностного лица ответственного за учет и хранение оружия и патронов, а именно Батербиева Ж.Ш. который не отрицал факты наличия оружия в не надлежащем состоянии, а также того, что оружие находится в комнате хранения оружия не поставленным на предохранитель.
В своем объяснении по данному факту старший диспетчер Батербиев Жамал Шамшудинович на которого приказом руководителя УСС по КБР -Филиала ФГУП ГЦСС возложена обязанность по учету, хранению боевого оружия и патронов к нему пояснил следующее: что в ходе внеплановой проверки наличия, организации хранения оружия и патронов к нему, комиссией был выявлен ряд нарушений, а именно в нарушении пункта 163 Инструкции пистолеты Макарова ИП N 1607, РГ N 1638 и ГВ N 7228, хранится не чищеными, а также пистолет Макарова ГВ N 7228 не поставленным на предохранитель.
При указанных обстоятельствах, доводы жалобы предприятия о незаконности пунктов 1,3,5,6 предписания не обоснован и не соответствует материалам дела.
В связи с этим суд сделал обоснованный вывод о том, что предписание управления в вышеуказанной части является законным, соответствующим названным нормам.
Апелляционный суд соглашается с судебным актом в этой части и считает необоснованной апелляционную жалобу предприятия.
По эпизодам, касающимся пунктов 4,7, 8,9 предписания, суд исходил из следующих обстоятельств.
Пункт 4 предписывает предприятию в соответствии с п. 169.1 Инструкции, представить акты скрытых работ по техническому укреплению помещений для хранения оружия и патронов, так как на момент проверки комнаты хранения оружия и патронов при предъявлении требования предоставить акт скрытых работ по техническому укреплению помещения, где хранятся оружие и патроны, данный документ отсутствовал, не был предоставлен в период проверки комнаты хранения оружия, что в свою очередь не позволило членам комиссии установить из каких материалов выполнены стены, пол и потолок, а также фактическая их толщина.
В соответствии с пунктом 169.1 Инструкции N 288 стены, перегородки, потолок и пол помещений должны быть капитальными: кирпичная или каменная кладка толщиной не менее 360 мм, бетонные стеновые блоки толщиной не менее 200 мм, бетонные блоки в два слоя, каждый толщиной не менее 90 мм, железобетонные панели толщиной не менее 180 мм. Элементы строения, не отвечающие указанным требованиям, закрываются стальной решеткой, прутья которой должны иметь диаметр или ширину в сечении не менее 16 мм, а размер ячеек - не более 150 х 150 мм. При возведении внутренних стен допускается их выполнение из спаренных гипсобетонных панелей толщиной не менее 80 мм каждая с проложенной между ними указанной металлической решеткой. О выполнении указанных требований по техническому укреплению помещений для хранения оружия или патронов составляется акт скрытых работ.
Однако, как установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривается ответчиком, соответствующий акт от 28.09.2016 г. (т.3 л.д.3) был представлен членом комиссии до завершения проверки 17.10.2018 г.
Каких либо претензий к параметрам помещения у проверяющих лиц нет. Кроме того 29.11.2016 г. сотрудниками Центра ЛРР УФСВНГ РФ по КБР был составлен акт проверки условий обеспечения сохранности оружия и патронов Федерального государственного унитарного предприятия Главный Центр специальной связи -филиал Управления связи по КБР (т.3 л.д. 1-2), согласно которому оружейная комната УСС признана соответствующей нормативным актам в области оборота оружия.
Пункт 7 предписания предусматривает необходимость в соответствии с п. 169.4 Инструкции концы коробов дверных проемов заделывать в стены на 80 мм и цементировать их.
В ходе проверки было установлено, что концы коробов дверных проемов были заделаны в стену на 85 мм, что по мнению проверяющих является нарушением Инструкции.
Из письма УСС по КБР на имя начальника Управления Росгвардии по КБР от 21.11.2018 года N 488 данный недостаток был устранен, в доказательство чего была представлена фото таблица об устранении данного нарушения.
Пунктом 169 Инструкции установлены требования к технической укрепленности комнаты для хранения оружия и (или) патронов (оружейные комнаты). У суда нет оснований полагать, что увеличение размера концов коробов до 85 мм может повлиять на техническую укрепленность оружейной комнаты.
Пунктом 8 предписания установлено, что в соответствии с п.п "л" п. 189 Инструкции, оборудование мест получения и сдачи оружия и патронов, заряжания, разряжения и чистки оружия, должно быть оборудовано пулеулавливателем.
В ходе проверки в месте получения оружия и патронов находилась металлическая труба с песком внутри, что по мнению проверяющих лиц не отвечает мерам безопасности и не обеспечивает должной безопасности лиц находящихся в близи данного объекта и представляет повышенную опасность, так как УСС по КБР использует в своей деятельности ручное боевое стрелковое оружие и патроны с увеличенным пороховым зарядом.
Однако, суд считает данные выводы не обоснованными. Проверяющие органы не представили сведения о том, каким параметрам должен соответствовать пулеулавливатель.
Согласно пп "л" п189 Инструкции места получения и сдачи оружия и патронов, заряжания, разряжения и чистки оружия должны быть оборудованы пулеулавливателями (для юридических лиц с особыми уставными задачами). Требования к пулеулавливателям Инструкцией не предусмотрены.
Приказ Мининформсвязи России от 11.08.2005 N 99 "Об утверждении Инструкции о порядке приобретения, учета, передачи, хранения, выдачи, транспортирования и использования организациями федеральной почтовой связи служебного и гражданского оружия, патронов к нему и специальных средств" в пункте 9.3 предусмотрено, что для заряжания и разряжания оружия в подразделениях организаций федеральной почтовой связи выделяется отдельное место, оборудованное пулеулавливателем - емкостью с песком, измельченной резиной, предотвращающей рикошет пуль, при этом пулеулавливатели освидетельствуются экспертными подразделениями органов внутренних дел или полномочными в данной области организациями. Место для заряжания-разряжания оружия должно быть хорошо освещено.
Заряжание и разряжение оружия производится при строго направленном в пулеулавливатель стволе оружия. Выполнение этих действий на рабочих местах запрещается.
С учетом изложенного, суд считает возможным применение пулеулавливателя в соответствии с требованиями Приказ Мининформсвязи России от 11.08.2005 N 99. Пункт 9 предписывает исключить факты использования боевого ручного стрелкового оружия, получаемого на основании ст. 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", для целей, не предусмотренных федеральным законом, заключающиеся в осуществлении УСС по КБР с использованием ручного стрелкового боевого оружия при перевозке опасных грузов.
Основанием для предписания по данному пункту послужил пункт 8 акта (лист 6 акта), согласно которому в ходе проверки выявлены факты выдачи и использования боевого ручного стрелкового оружия, получаемого на основании части 3 статьи 12 Федерального закона от 13.12.1996 года N 150-фз "Об оружии", для целей, не предусмотренных федеральным законом РФ, заключающихся в осуществлении УСС по КБР с использованием боевого ручного стрелкового оружия перевозки опасных грузов. Указанные факты перечислены в акте. Общее количество выданного боевого стрелкового оружия для перевозки опасных грузов составляет 15 единиц пистолетов Макарова и 240 патронов.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" Центральный банк Российской Федерации (в том числе Российское объединение инкассации), Сберегательный банк Российской Федерации, Главный центр специальной связи федерального органа исполнительной власти, на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации имеют право получать во временное пользование в органах внутренних дел отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей, в том числе, по охране мест хранения денежных средств и ценностей, а также при транспортировании денежных средств и ценностей.
Из положений части 3 статьи 12 Закона N 150-ФЗ следует, что предприятие имеет право получать во временное пользование в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, отдельные типы и модели боевого ручного стрелкового оружия для транспортирования секретной корреспонденции.
Использование оружия для иных целей, по мнению Росгвардии, законодательством не предусмотрено.
УСС по КБР не оспаривает факт перевозки грузов по договорам, указанным в акте. Однако в ходе рассмотрения дела было установлено, что выданное согласно журналу выдачи оружие использовалась для перевозки секретной корреспонденции. Одновременно с перевозкой корреспонденцией перевозились опасные грузы.
Законодательство Российской Федерации не содержит запрета на перевозку секретной корреспонденции совместно с иными грузами.
Ввиду вышеизложенного суд пришел к верному выводу, что управлением не доказано в действиях предприятия каких-либо нарушений Закона N 150-ФЗ.
Апелляционный суд соглашается с судебным актом в этой части и считает необоснованной апелляционную жалобу управления в этой части.
По эпизоду, касающемуся пункта 2 оспариваемого предписания, судом первой инстанции установлено, что у предприятия отсутствует подразделение охраны, подлежащее проверке со стороны Росгвардии. Согласно контрактам N 126/1 от 23.10.2018 г. и N 126 от 01.01.2019 централизованную охрану объектов УСС осуществляет ФГКУ "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по КБР".
В связи с изложенным, требование в пункте 2 предписания о соблюдении с п. "а" п.130 Инструкции в части внесения изменения в форму утверждения графиков несения службы, согласно которым график утверждается заместителем руководителя, а не самим руководителем УСС, является не законным.
Суд апелляционной инстанции не согласен с выводами суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
В соответствии с п.п. "а" п. 130 Инструкции в подразделении охраны, сопровождения грузов или инкассации, в том числе в караульном помещении, ведутся графики несения службы, утвержденные руководителем юридического лица.
Судом установлено, графики несения службы в нарушение п.п. "а" п. 130 Инструкции были утверждены не руководителем УСС по КБР, а его заместителем Боховым И.А. (т.3, л.д. 9-13).
Кроме того из объяснений старшего диспетчера Батербнева Ж.Ш. на которого в приказе руководителя УСС по КБР -Филиала ФГУП ГЦСС возложена обязанность по учету, хранению боевого оружия и патронов к нему следует, что в ходе внеплановой проверки наличия, организации хранения оружия и патронов к нему, комиссией был выявлен ряд нарушений, а именно в нарушение п.п. "а" п. 130 Инструкции, графики несения службы были утверждены у заместителя начальника УСС по КБР Бохова И.А., а не у начальника, так как, по словам Батербиева Ж.Ш., Бохов И.А. курирует его направление.
В этой связи у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований в части признания недействительным пункта 2 оспариваемого предписания от 02.11.2018.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Кабардино-Балкарской Республике удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 26.04.2019 по делу N А20-5851/2018 отменить в части признания недействительным пункта 2 предписания от 02.11.2018 NВ3-2018, принять в этой части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.