г. Москва |
|
31 июля 2019 г. |
Дело N А41-8177/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 июля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Жариновой В.Е.,
при участии в заседании:
от ООО "ВинЭкс": Ананьева Н.В. по доверенности от 09.01.2019;
от администрации городского округа Чехов Московской области: представитель не явился, извещена надлежащим образом;
от ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства": представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВинЭкс"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 07 мая 2019 года по делу N А41-8177/19,
принятое судьей Гейц И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВинЭкс"
к администрации городского округа Чехов Московской области
при участии в деле третьего лица: федерального казенного учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства"
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ВинЭкс" (далее - ООО "ВинЭкс", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации городского округа Чехов Московской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) об оспаривании предписаний от 11.09.2018 N 278/18, N 270/18, N 274/18, N 267/18, N 277/18, N 276/18, N 275/18, N 269/18 о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций.
Определением Арбитражного суда Московской области от 04 февраля 2019 года по делу N А41-852/19 требования заявителя об оспаривании предписаний от 11.09.2018 N 278/18, N 270/18, N 274/18, N 267/18, N 277/18, N 276/18, N 275/18, N 269/18 выделены в отдельные производства с присвоением выделенным требованиям отдельных номеров арбитражных дел.
В рамках настоящего дела рассматривается требование заявителя об оспаривании предписания от 11.09.2018 N 277/18.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" (далее - ФКУ "Центравтомагистраль").
Решением Арбитражного суда Московской области от 07 мая 2019 года по делу N А41-8177/19 в удовлетворении заявления отказано (т. 2 л. д. 50-53).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "ВинЭкс" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителей администрации и ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства", извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "ВинЭкс" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Выслушав объяснения представителя ООО "ВинЭкс", изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом 11 сентября 2018 года администрация городского округа Чехов Московской области выдала ООО "ВинЭкс" предписание N 277/18 о демонтаже самовольно установленной рекламной конструкции. Согласно данному предписанию обществу надлежит демонтировать незаконно установленную рекламную конструкцию, расположенную по адресу: Московская область, а/д А-112 Чепелево-Вельяминово, 2 км. 800 м., право (т. 1 л. д. 9-10).
Полагая, что указанное предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "ВинЭкс" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Частью 9 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) предусмотрено, что установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Частью 10 статьи 19 Закона о рекламе установлено, что установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
В соответствии с частью 21 статьи 19 Закона о рекламе, в случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца и удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней.
При невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции (часть 22 статьи 19 Закона о рекламе).
В пункте 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" указано, что часть 22 статьи 19 Закона о рекламе в качестве общего правила предусматривает судебный порядок обязания лица демонтировать рекламную конструкцию.
В части 10 статьи 19 Закона о рекламе установлено исключение из этого правила, допускающей демонтаж самовольно установленной рекламной конструкции без судебной процедуры на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
По смыслу данных норм права, в случаях, когда обязанность демонтировать рекламную конструкцию возникла в связи с аннулированием разрешения, признанием его недействительным или истечением срока его действия, должен применяться судебный порядок демонтажа рекламной конструкции.
Орган местного самоуправления вправе выдавать предписания о демонтаже только самовольно установленных рекламных конструкций (изначально установленных без разрешения). Во всех остальных случаях орган местного самоуправления не вправе выдавать предписания об их демонтаже.
Таким образом, если на момент установки рекламной конструкции разрешение было получено и срок его действия не истек, то рекламная конструкция не может рассматриваться в качестве самовольной и не может быть демонтирована в досудебном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании протокола комиссии от 31.01.2014 N 2 "Об итогах аукциона на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности, а также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, на территории Чеховского муниципального района Московской области" между муниципальным образованием Чеховский муниципальный район в лице администрации Чеховского муниципального района и ООО "ВинЭкс" был заключен договор от 31.01.2014 N 60 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности, а также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, сроком на 5 лет (т. 1 л. д. 12-16).
Согласно пункту 1.1 договора от 31.01.2014 N 60 рекламораспространитель имеет право установить рекламную конструкцию для распространения наружной рекламы на территории Чеховского муниципального района и осуществлять ее эксплуатацию, техническое обслуживания, а Администрация обязуется в соответствии с условиями настоящего договора совершить необходимые действия по предоставлению рекламораспространителю такой возможности.
Пунктом 1.2 договора от 31.01.2014 N 60 определен вид рекламной конструкции: щитовая установка, тип рекламной конструкции: отдельно стоящая, площадь информационного поля: 18 кв.м., количество сторон: 2, технологическая характеристика: внешний подствет.
Пунктом 1.3 договора от 31.01.2014 N 60 предусмотрено, что место размещения рекламной конструкции находится по адресу: 1 Алачково, а/д М-2 "Крым" - Алачково, съезд с трассы М-2 "Крым" в сторону Алачково, в соответствии со "Схемой размещения рекламных конструкций (концепт-программы) большого и сверхбольшого формата на территории Чеховского муниципального района Московской области", утвержденной постановлением администрации Чеховского муниципального района Московской области от 13.05.2013 N 605/11-1.
На основании договора от 31.01.2014 N 60 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности, а также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, администрацией Чеховского муниципального района Московской области ООО "ВинЭкс" выдано разрешение от 17.04.2014 N 65 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: 1 Алачково, а/д М-2 "Крым" - Алачково, съезд с трассы М-2 "Крым" в сторону Алачково; собственником земельного участка, к которому присоединена конструкция, является администрация Чеховского муниципального района Московской области (т. 1 л. д. 11).
11.09.2018 администрацией было установлено, что рекламная конструкция установлена по адресу: Московская область, а/д А-112 Чепелево-Вельяминово, 2 км. 800 м., право, без соответствующего разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Разрешение от 17.04.2014 N 65 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции выдано заявителю с информацией о собственнике земельного участка, также указано место установки рекламной конструкции: 1 Алачково, а/д М-2 "Крым" - Алачково, съезд с трассы М-2 "Крым" в сторону Алачково.
Администрацией Чеховского муниципального района Московской области составлен акт обследования от 11.09.2018, ООО "ВинЭкс" выдано предписание N 277/18 с требованием о демонтаже рекламной конструкции, установленной по адресу: Московская область, а/д А-112 Чепелево-Вельяминово, 2 км. 800 м., право, без соответствующего разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Всесторонне и полно оценив все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд первой инстанции обоснованно указал, что ООО "ВинЭкс" документально не подтвердило факта размещения рекламной конструкции по адресу, указанному в разрешении.
Кроме того, рекламная конструкция установлена в полосе отвода ФАД А-112 Чепелево-Вельяминово, 2 км. 800 м., право, что подтверждается актом обследования рекламной конструкции от 22.04.2019 и фототаблицей (т. 2 л. д. 39-44).
В силу части 2 статьи 6 Закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 1 статьи 3 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Пунктом 15 статьи 3 Закона N 257-ФЗ установлено, что полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
Согласно пункту 6 части 3 статьи 25 Закона N 257-ФЗ в границах полосы отвода автомобильной дороги запрещается установка информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к обеспечению безопасности дорожного движения или осуществлению дорожной деятельности.
Аналогичный запрет предусмотрен в подпункте 6 пункта 10 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, утвержденного приказом Минтранса России от 13.01.2010 N 5.
ФКУ "Центравтомагистраль" является федеральным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за учреждением, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (пункт 1.2. устава, утвержденного приказом Росавтодора от 01.06.2011 N 67).
При этом учреждение создано в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.1994 N 1310 на базе государственного предприятия "Центральная автомобильная дорога" (ГП Центравтомагистраль), и которое было образовано на основе приказа Министерства автомобильных дорог РСФСР от 10.04.1980 N 81-ор. Приказом Федеральной дорожной службы России от 01.04.1998 N 65 на основе указанного государственного предприятия создано государственное учреждение "Региональная дирекция N 7 "Дороги Центральной России" Министерства транспорта Российской Федерации" и приказом Российского дорожного агентства от 22.10.1999 N 158 учреждение было переименовано в Государственное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог Центральная Россия".
В оперативном управлении и на балансе ФКУ "Центравтомагистраль" находится автомобильная дорога общего пользования М-2 "Крым", на основании Постановления Правительства РФ от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильного дорог общего пользования общего пользования федерального значения" включена в перечень дорог федерального значения.
Право собственности Российской Федерации на автомобильную дорогу М-2 "Крым" в границах Чеховского муниципального района, а также право оперативного управления ФКУ "Центравтомагистраль" на указанную автомобильную дорогу зарегистрированы в установленном законом порядке и сторонами не оспаривается.
Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в границах полосы отвода ФАД ФКУ "Центравтомагистраль" с владельцем рекламной конструкции не заключало; решение о предоставлении земельного участка для установки и эксплуатации рекламной конструкции в границе полосы отвода ФАД М-2 "Крым" Федеральное дорожное агентство не принимало.
Учитывая изложенное выше, выданное обществу предписание от 11.09.2018 N 277/18 является законным и обоснованным, поскольку соответствует требованиям действующего законодательства.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о пропуске обществом срока на обжалование ненормативного правового акта установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ. Доказательств обратного суду не представлено.
Пропуск срока для обжалования ненормативного правового акта является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Обществом не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 07 мая 2019 года по делу N А41-8177/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-8177/2019
Истец: ООО "ВИНЭКС"
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ Россия, 142306, МОСКОВСКАЯ область, р-н. ЧЕХОВСКИЙ, г. ЧЕХОВ, площадь СОВЕТСКАЯ, д. 3
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА", АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕХОВ