город Ростов-на-Дону |
|
31 июля 2019 г. |
дело N А32-1641/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 июля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Величко М.Г., Шапкина П.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Домоуправление Светлана" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2019 по делу N А32-1641/2018
по иску МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго"
к ответчику - ООО "Домоуправление Светлана"
о взыскании задолженности, процентов
принятое в составе судьи Орловой А.В.
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие города Сочи "Сочитеплоэнерго" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Домоуправление "Светлана" о взыскании расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в размере 4451 руб. 98 коп., а также процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, в размере 1444 руб. 76 коп. за период с 19.10.2017 по 27.03.2019 (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - т. 2 л.д. 157-163, 175).
Решением от 22.05.2019 иск удовлетворен, с ответчика в пользу истца взыскано 4451 руб. 98 коп. расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также проценты, начисляемые в связи с предоставлением рассрочки, в размере 1444 руб. 76 коп. за период с 19.10.2017 по 27.03.2019.
Решение мотивировано тем, что доказательства исполнения ответчиком обязанности по оплате расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в материалы дела не представлены. Требование о взыскании процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, заявлено правомерно.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность и необоснованность решения, просил его отменить.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что ответчик не является поставщиком коммунальных услуг. Оплату тепловой энергии, теплоносителя и ГВС собственники помещений в многоквартирных домах вносят на основании прямых договоров непосредственно истцу. У ответчика не имеется доказательств, подтверждающих факт ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета горячей воды. Так как акт ввода в эксплуатацию прибора учета отсутствует, ответчик не вправе взимать плату за установку прибора учета. Общедомовые приборы учета не включены в состав общего имущества многоквартирных домов. До настоящего времени процедура приема и ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии и ГВС не состоялась. Судом первой инстанции не учтено, что стоимость установки приборов учета возмещается равными долями в течение 5 лет, собственники помещений не принимали решения оплатить расходы на общедомовые приборы учета единовременно. По мнению заявителя, обжалуемое решение противоречит сложившейся судебной практике.
В судебное заседание апелляционной инстанции представитель ООО "Домоуправление Светлана" не явился. Обществом заявлено о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя
Представитель МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" в заседание не явился. Предприятие о судебном заседании извещено надлежащим образом.
Как следует из отзыва, истец доводы жалобы не признает, просит решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в отношении многоквартирных домов N 30 и N 36 по ул. Дмитриевой в г. Сочи ООО "Домоуправление Светлана" осуществляет функции управляющей организации.
МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" выполнены мероприятия по установке в вышеуказанных домах приборов учета тепловой энергии (отопление и горячая вода). Факт несения расходов подтвержден представленными в материалы дела актами о приемке выполненных работ.
В связи с неисполнением ООО "Домоуправление Светлана" обязательств по оплате расходов на установку общедомовых приборов учета, МУП г. Сочи "Сочитеплоэнерго" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 7 статьи 9 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В части 4 статьи 12 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения.
В силу пункта 11 статьи 2 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В пункте 5 статьи 13 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно пункту 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расходы по установке общедомовых приборов учета подлежат оплате равными долями в течение пяти лет с даты их установки, если гражданами-собственниками не выражено намерения оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В силу пункта 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В части 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из пункта 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме следует, что в состав общего имущества включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В подпункте "ж" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам "и" и "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию, в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что ответчик не является поставщиком коммунальных услуг, оплату тепловой энергии, теплоносителя и ГВС собственники помещений в многоквартирных домах вносят на основании прямых договоров непосредственно истцу.
Как отмечено выше, спорные многоквартирные дома по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, ул. Дмитриевой, 30 и 36, находятся в управлении ООО "Домоуправление Светлана".
Согласно правовой позиции, изложенной в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015)", утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015, если собственниками помещений в многоквартирном доме заключен договор с управляющей организацией, последняя является надлежащим ответчиком по иску ресурсоснабжающей организации о взыскании расходов на установку общедомового прибора учета.
В данном случае, ООО "Домоуправление Светлана" как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении, а также обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащую эксплуатацию.
В обоснование факта несения расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии в материалы дела представлены акты о приемке выполненных работ.
Кроме того, в деле имеются акты ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя по спорным многоквартирным домам N 963 и N 966 (т. 1 л.д. 123-124, т. 2 л.д. 177), а также акты готовности теплового пункта к эксплуатации в отопительных периодах (т. 2 л.д. 178-179), квитанции на оплату (т. 2 л.д. 130-144).
В апелляционной жалобе заявитель также указывает на то, что отсутствуют доказательства, подтверждающие факт ввода в эксплуатацию общедомовых приборов учета горячей воды, до настоящего времени процедура по приему и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии и ГВС не состоялась.
В данном случае обязанность по принятию мер по введению приборов учета в эксплуатацию законодательством возложена на ООО "Домоуправление Светлана".
Приборы учета в многоквартирных домах N 30 и N 36 ул. Дмитриевой в г. Сочи введены в эксплуатацию после установки в многоквартирных домах.
Процедура ввода в эксплуатацию узла учета установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя", в соответствии с пунктами 62, 63 которого ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета. Комиссия создается владельцем узла учета.
Поскольку общедомовые приборы учета входят в состав общего имущества, владельцем узла учета являются собственники, от имени которых в спорных правоотношениях действует управляющая организация.
Таким образом, общедомовые приборы становятся собственностью с момента установки, ввод в эксплуатацию и поверку приборов учета осуществляет собственник прибора учета.
Поскольку доказательства оплаты расходов по установке коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, не представлены, соответствующие требования обоснованно удовлетворены судом первой инстанции в заявленном к взысканию размере.
Размер задолженности определен с учетом пункта 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" о рассрочке возмещения расходов на установку общедомовых приборов учета.
Истцом также заявлено о взыскании процентов, начисленных в связи с предоставлением рассрочки, в размере 1444 руб. 76 коп. за период с 19.10.2017 по 27.03.2019.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.08.2016) в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Расчет процентов проверен судом первой инстанции и признан правильным.
В апелляционной жалобе возражений по методике расчета процентов не заявлено, контррасчет не представлен.
При таких условиях, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче апелляционной жалобы уплачивается государственная пошлина в размере 3000 рублей.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы заявителем государственная пошлина не уплачена, с заявителя подлежит взысканию 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе в доход федерального бюджета.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.05.2019 по делу N А32-1641/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Домоуправление Светлана" (ОГРН 1062319006551, ИНН 2319037961) в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Еремина О.А. |
Судьи |
Величко М.Г. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1641/2018
Истец: МУП "СТЭ", МУП ГОРОДА СОЧИ "СОЧИТЕПЛОЭНЕРГО"
Ответчик: ООО "Домоуправление Светлана"