г. Красноярск |
|
01 августа 2019 г. |
Дело N А33-3681/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "25" июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" августа 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Бабенко А.Н., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Молчановым А.А.,
при участии:
от заявителя (Акционерного общества "Авиакомпания "Нордстар"): Кузнецовой Т.В., представителя по доверенности от 23.08.2016 N Д-68,
от ответчика (Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю): Киреева Р.Н., представителя по доверенности от 31.10.2018 N ДВ-67836,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (ИНН 2466127415, ОГРН 1052466033608)
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "16" мая 2019 года по делу N А33-3681/2019,
принятое судьёй Раздобреевой И.А.,
установил:
акционерное общество "Авиакомпания "Нордстар" (ИНН 8401008386, ОГРН 1028400000200, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (ИНН 2466127415, ОГРН 1052466033608, далее - административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления от 17.01.2019 N 1105.
Решением от 16.05.2019 заявление удовлетворено.
Оспаривая данный судебный акт, управление просит решение от 16.05.2019 отменить, ссылаясь на наличие оснований для привлечения общества к административной ответственности.
Обществом в представленном в материалы дела отзыве отклонены доводы жалобы.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной Красноярской транспортной прокуратурой проверки исполнения АО "АК "НордСтар" законодательства о защите прав потребителей при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа воздушным транспортом установлено, что в нарушение пункта 99 ФАП N 82 по истечению четырех часов ожидания отправления рейса АО "АК "НордСтар" не обеспечило пассажиров указанного рейса горячим питанием: авиакомпания должна была обеспечить пассажиров горячим питанием после 08:55 (UТС) (15:55 местного времени); фактически питание предоставлено пассажирам с 09:09 до 09:25 (UТС). Вынесено постановление от 21.01.2019 N1105, которым АО "Авиакомпания "НордСтар" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
АО "АК "НордСтар" оспорило данное постановление в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, указав, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с оспариваемым постановлением акционерному обществу вменено нарушение части 2 статьи 14.4 КоАП РФ.
Часть 1 статьи 14.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса.
Часть 2 названной статьи предусматривает административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.4 КоАП РФ, составляет, в частности, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг.
Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее по тексту - Закон N 2300-1) регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнений работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Статьей 39.1 Закона N 2300-1 установлено, что Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, требования к соблюдению прав потребителей услуг воздушного транспорта устанавливаются наряду с Законом N 2300-1 правилами воздушных перевозок пассажиров.
В соответствии со статьей 102 Воздушного кодекса Российской Федерации приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 утверждены Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей" (далее по тексту - ФАП N 82).
В соответствии с пунктом 99 ФАП N 82 при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки, перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время.
Как следует из материалов дела, вылет рейса Y7 9207 сообщением Красноярск - Норильск 25.05.2018 планировался к выполнению в 04:55 UТС (11:55 местного времени) на воздушном судне Boeing 737-800 рег. N VQ-BDO. Однако указанный рейс был задержан и фактически вылетел в 16:25 местного времени (09:25 UТС).
Учитывая планируемое время вылета рейса Y7 9207 сообщением Красноярск - Норильск 25.05.2018 (планировался к выполнению в 11 час. 55 мин. местного времени или в 04:55 UТС), горячее питание пассажирам должно было быть предоставлено в 15:55 местного времени (08:55 UТС).
Во исполнение вмененной положениями пункта 99 ФАП N 82 обязанности по предоставлению горячего питания по истечении 4-х часов задержки вылета, пассажирам рейса Y7 9207 за 25.05.2018 Красноярск - Норильск предоставлено горячее питание в период с 09:09 UТС (16:09 местного времени) до 09:25 UТС (17:25 местного времени).
Как следует из материалов дела, в 15:55 местного времени в здании аэропорта горячее питание пассажирам задержанного рейса предоставлено не было, данный факт авиакомпанией не оспаривается.
Однако из материалов дела также следует, что фактически вылет воздушного судна состоялся в 16:25 местного времени (09:25 UТС).
Следовательно, с учетом времени минимально необходимого на обеспечение посадки пассажиров на борт и подготовки к взлету, в момент возникновения у авиакомпании обязанности по предоставлению горячего питания осуществлялась проверка документов и посадка пассажиров, что также подтверждается представленным авиакомпанией журналом операций по рейсу и не оспаривается административным органом.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, АО "Авиакомпания "НордСтар" представлены пояснения, согласно которым в связи с началом посадки пассажиров на борт воздушного суда в 09:07 UТС 25.05.2018, горячее питание пассажирам предоставлялось на борту воздушного судна, фактически в период с 09:09 UТС (16:09 местного времени) до 09:25 UТС (17:25 местного времени). Доставка питания на борт воздушного судна подтверждается накладной цеха бортового питания ООО "Скайфуд" N А0013915 от 25.05.2018 в 15:11 местного времени.
Указанные авиакомпанией факты административным органом при вынесении оспариваемого постановления не опровергнуты. Факт наличия на борту воздушного судна горячего питания в целях обеспечения возможности его предоставления пассажирам подтвержден указанной накладной цеха горячего питания. Доказательства возврата либо утилизации неиспользованной партии горячего питания, в том числе по окончании перелета, административным органом не собрано; приведенные лицом, привлеченным к ответственности, доводы о фактическом предоставлении горячего питания непосредственно после посадки пассажиров, не оспорены и не опровергнуты.
Таким образом, учитывая положения пункта 4 статьи 1.5 КоАП РФ, судом верно установлено, что лицом, привлекаемым к административной ответственности, доказано, что им были предприняты все необходимые меры по обеспечению исполнения обязанности предоставления горячего питания пассажирам в связи с задержкой вылета рейса более 4 часов. Вместе с тем, непосредственно в момент возникновения обязанности предоставления горячего питания ее исполнение было объективно не возможно в связи с осуществлением посадки пассажиров на борт воздушного судна. Предоставление горячего питания в данный момент в здании аэропорта повлекло бы невозможность окончания посадки пассажиров ко времени согласованного вылета.
Суд указал на то, что основной обязанностью перевозчика является выполнение авиаперевозки, в связи с чем, учитывая положения пунктов 72, 76 ФНП N 82, авиакомпанией произведена посадка пассажиров на борт воздушного судна в момент, совпавший с моментом возникновения у нее обязанности предоставить горячее питание.
При этом, непосредственно после устранения объективных препятствий авиакомпанией были предприняты меры по исполнению возникшей обязанности предоставления горячего питания уже на борту воздушного судна непосредственно после посадки пассажиров, что подтверждается предоставленными в материалы дела документами.
При изложенных обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции обоснованно установил отсутствие вмененного состава административного правонарушения, в связи с чем, руководствуясь статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал постановление по делу об административном правонарушении незаконным и подлежащим отмене, ввиду недоказанности административным органом наличия в действиях общества состава вменного административного правонарушения.
Доводы жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки суда, что не свидетельствует о допущенных им нарушениях норм процессуального права.
Оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм права, содержащиеся в нем выводы не противоречат имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "16" мая 2019 года по делу N А33-3681/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-3681/2019
Истец: АО "АВИАКОМПАНИЯ "НОРДСТАР"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю