г. Владивосток |
|
02 августа 2019 г. |
Дело N А51-23077/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 августа 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей О.Ю. Еремеевой, Г.Н. Палагеша,
при ведении протокола секретарем судебного заседания В.А. Ходяковой,
рассмотрев открытом в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-4233/2019
на решение от 08.05.2019
судьи Н.А. Галочкиной
по делу N А51-23077/2018 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Жилищного кооператива "Чайка-5" (ИНН 2543071368, ОГРН 1152543009816)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН 2540108490, ОГРН 1042504382931)
третье лицо: администрация г.Владивостока
о признании незаконным решения об отказе в учете изменений объекта недвижимости N 25/19-2549 от 28.01.2019; об обязании принять решение об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:050052:1705 на основании заявления от 21.10.2018,
при участии:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю: Маслякова Т.С., по доверенности от 25.12.2018 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение;
от Жилищного кооператива "Чайка-5": Сорокина Л.И., по доверенности от 28.02.2018 сроком действия на 5 лет, паспорт;
от администрация г.Владивостока: Хомова О.В., по доверенности от 12.04.2019 сроком действия до 31.12.2019, удостоверение.
УСТАНОВИЛ:
Жилищный кооператив "Чайка-5" (далее - заявитель, Кооператив) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее - ответчик, Управление Росреестра) о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю об отказе в учете изменений объекта недвижимости N 25/19-2549 от 28.01.2019; об обязании принять решение об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:050052:1705 на основании заявления от 21.10.2018 (с учетом уточнения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - далее АПК РФ).
Арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрацию г.Владивостока.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 08.05.2019 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росреестра обратилось в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 08.05.2019 отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы апеллянт ссылается на ненадлежащий способ защиты права, выбранный заявителем, поскольку, оспаривая отказ Управления Росреестра в регистрации изменений объекта недвижимости, кооператив уходит от предусмотренной градостроительным законодательством процедуры проведения реконструкции жилого дома. Управление Росреестра настаивает, что представленные заявителем документы не позволяют осуществить учет испрашиваемых изменений в части изменения назначения объекта с "жилой дом" на "многоквартирный дом", поскольку представленный заявителем протокол внеочередного собрания членов кооператива не является документом, подтверждающим законность такого преобразования, а лишь выражает волю членов кооператива на проведение соответствующих изменений. Объект был поставлен на государственный кадастровый учет как "жилой дом", доказательства реконструкции его в "многоквартирный жилой дом" не представлены, несмотря на то, что согласно сведениям представленного технического плана от 14.05.2018 площадь объекта увеличилась.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы, которые совпадают с текстом апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель Жилищного кооператива "Чайка-5" на доводы апелляционной жалобы возражал по доводам представленного через канцелярию письменного отзыва, приобщенного судом в порядке статьи 262 АПК РФ к материалам дела. Решение Арбитражного суда Приморского края считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель администрация г.Владивостока поддержал доводы апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 163, 184, 185 АПК РФ, определил объявить перерыв в судебном заседании до 29.07.2019 до 15 часов 10 минут. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
29.07.2019 после окончания перерыва судебное заседание продолжено при участии тех же представителей сторон.
Поступившие за время перерыва от управления дополнительные документы на основании части 2 статьи 268 АПК РФ приобщены в материалы дела, как связанные с обстоятельствами настоящего спора.
Из материалов дела коллегия суда установила следующее.
13.08.2015 между Долгополовой О.А. (продавец) и Жилищным кооперативом "Чайка-5" (покупатель) был заключен договор купли-продажи дома и земельного участка, согласно которому продавец передал в собственность покупателя следующее недвижимое имущество:
* земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома 25:28:050052:1682 площадью 339 кв.м, адрес местонахождения объекта установлено относительно ориентира, расположенного за пределами земельного участка. Ориентир жилой дом. Участок находится примерно в 48 м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира : Приморский край, г.Владивосток, ул.Лесная, 23 ;
* здание, назначение: жилой дом, кадастровый номер 25:28:050052:1705, общей площадью 374 кв.м, 3-этажный, адрес (местонахождение) объекта: Приморский край, г.Владивосток, ул.Лесная, 17 Б, о чем в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены соответствующие записи, выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Внеочередным общим собранием членов жилищного кооператива "Чайка-5" 14.02.2018 года принято решение об изменении назначения здания: жилой дом, адрес объекта: Приморский край, г.Владивосток, ул. Лесная, 17 Б на многоквартирный жилой дом. Решение оформлено протоколом N 13 внеочередного общего собрания Жилищного кооператива "Чайка-5" от 14.02.2018.
Кооператив 04.06.2018 обратился в Администрацию г.Владивостока с заявлением об изменении назначения объекта недвижимости с жилого дома на многоквартирный дом.
Администрация письмом от 03.07.2018 N 6900Д указала заявителю со ссылкой на статью 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) на возможность выбора разрешенного использования объекта капитального строительства правообладателем земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.
21.10.2018 в Управление через МКУ МФЦ ВГО с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости (в связи со сменой назначения объекта с кадастровым номером 25:28:050052:1705) с "жилой дом" на "многоквартирный дом", обратился представитель ЖК "Чайка-5", приложив к заявлению: копии свидетельств о государственной регистрации права собственности на жилой дом, земельный участок, ответ Администрации от 03.07.2018, протокол внеочередного собрания членов жилищного кооператива "Чайка-5" от 14.02.2018, технический план здания от 14.05.2018.
В рамках правовой экспертизы, предусмотренной статьей 29 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), государственным регистратором было установлено, что по сведениям ЕГРН 03.12.2014 объект недвижимого имущества жилой дом площадью 374 кв. м, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Лесная, 176, был поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 25:28:050052:1705. Назначение объекта недвижимости "жилой дом".
Органом регистрации прав в порядке межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона N 218-ФЗ был направлен запрос в Администрацию города Владивостока о предоставлении документов (содержащихся в них сведений), подтверждающих изменение дополнительных характеристик объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:050052:1705, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Лесная, д. 176.
В связи с чем, 25.10.2018 на основании пункта 9 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет был приостановлен до 25.01.2019 ввиду не поступления ответов на межведомственные запросы, направленные Управлением.
Из ответа Администрации города Владивостока от 24.10.2018 следует, что Управление содержания жилищного фонда администрации города Владивостока является органом Администрации города Владивостока, реализующим полномочия в области жилищных отношений в части принятия в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения; согласования переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в пределах, установленных Положением об управлении содержания жилищного фонда Администрации города Владивостока, утвержденным решением Думы города Владивостока от 29.08.2012 N 905 "Об утверждении управления содержания жилищного фонда Администрации города Владивостока и утверждении Положения об управлении содержания жилищного фонда администрации города Владивостока".
Также в ответе сообщено, что жилищный кооператив "ЧАИКА-5" и иные лица в адрес управления содержания жилищного фонда Администрации города Владивостока с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки здания (жилого дома) с кадастровым номером 25:28:050052:170, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Лесная, д. 176, площадью 374,0 кв. м, с целью дальнейшего использования и постановки на государственный кадастровый учет как многоквартирный дом не обращался (не обращались).
28.01.2019 ответчиком на основании статьи 27 Закона N 218-ФЗ принято решение об отказе в учете изменений объекта недвижимости.
При этом основанием для отказа в государственной регистрации явилось отсутствие в представленном пакете документов копии документа, подтверждающего изменение назначения здания, а также ответ органа местного самоуправления об отсутствии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания.
Не согласившись с вынесенным решением, посчитав, что оно не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, жилищный кооператив "Чайка-5" обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, которое судом удовлетворено.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения арбитражного суда исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
Согласно пункту 7 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В силу пункта 1 статьи 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
В кадастр недвижимости вносятся дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе, о назначении здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание (подпункт 9 пункта 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 3 статьи 5 Закона N 218-ФЗ к дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (пункт 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ).
В пункте 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ указано, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы:
1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель);
2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствие с пунктом 9 части 1 статьи 26 Закона N 218 осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
В силу статьи 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, кооператив обратился к ответчику с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с изменением назначения объекта с кадастровым номером 25:28:050052:1705) с "жилой дом" на "многоквартирный дом", приложив следующие документы: письмо Администрации г.Владивостока от 03.07.2018, свидетельства о государственной регистрации права от 21.08.2015 Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю, протокол N 13 от 14.02.2018, технический план здания от 14.05.2018.
Согласно пункту 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости. Понятия "объект индивидуального жилищного строительства", "жилой дом" и "индивидуальный жилой дом" применяются в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации в одном значении, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом параметры, устанавливаемые к объектам индивидуального жилищного строительства настоящим Кодексом, в равной степени применяются к жилым домам, индивидуальным жилым домам, если иное не предусмотрено такими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Жилым домом в силу статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании; квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Жилое помещение, равно как и общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, должно быть обустроено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения, при входе в жилое помещение и жилой дом и выходе из них, а также при пользовании инженерным оборудованием и обеспечить возможность перемещения предметов инженерного оборудования соответствующих помещений квартир и вспомогательных помещений дома, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. При этом уклон и ширина лестничных маршей и пандусов, высота ступеней, ширина проступей, ширина лестничных площадок, высота проходов по лестницам, подвалу, эксплуатируемому чердаку, размеры дверных проемов должны обеспечивать удобство и безопасность передвижения и размещения (пункт 11 Положения N 47).
В силу пунктов 14, 15 Положения инженерные системы (вентиляция, отопление, водоснабжение, водоотведение, лифты и др.), находящиеся в жилых помещениях, а также входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть размещены и смонтированы в соответствии с требованиями безопасности, установленными в действующих нормативных правовых актах, и инструкциями заводов - изготовителей оборудования, а также с гигиеническими нормативами, в том числе в отношении допустимого уровня шума и вибрации, которые создаются этими инженерными системами.
Наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны иметь теплоизоляцию, обеспечивающую в холодный период года относительную влажность в межквартирном коридоре и жилых комнатах не более 60 процентов, температуру отапливаемых помещений не менее +18 градусов по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха, пароизоляцию от диффузии водяного пара из помещения, обеспечивающие отсутствие конденсации влаги на внутренних поверхностях несветопрозрачных ограждающих конструкций и препятствующие накоплению излишней влаги в конструкциях жилого дома.
Как предусмотрено в Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, утвержденному Госстроем России, жилой дом многоквартирный - жилой дом, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы.
Согласно ГОСТ Р 51929-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденному и введенному в действие приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 543-ст, под многоквартирным домом понимается оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим способом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющую надземную и подземную части с соответствующими помещениями, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения.
Из системного анализа вышеприведенных положений законодательства следует, что многоквартирным домом является объект капитального строительства - жилой дом, имеющий надземную и подземную части, в котором квартиры имеют общие внеквартирные помещения и инженерные системы, и который введен в эксплуатацию надлежащим образом.
Тогда как жилым домом является индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Строительство и реконструкция многоквартирного жилого дома в отличии от строительства и реконструкции жилого дома, возможно только на основании разрешения на строительство, выданного по результатам заключения строительной экспертизы проектной документации (ст. 49 ГрК РФ.
Кроме того, строительство, реконструкция многоквартирного дома подконтрольно строительному надзору, а ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома возможен только через получение разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.
Как усматривается из материалов дела, спорный объект площадью 374 кв.м., с кадастровым номером 25:28:050052:1705 был поставлен на государственный кадастровый учет в 2014 году путем подачи декларации об объекте недвижимости, как жилой дом.
До 01.01.2017 декларация об объекте недвижимости являлась документом, подтверждающим факт создания такого объекта недвижимости, на основании которого осуществлялась его государственная регистрация (статья 25.3 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ). Декларация об объекте составлялась и заверялась правообладателем земельного участка, на котором находится созданный объект недвижимости или его представителем.
Таким образом, спорный объект изначально был поставлен на учет в порядке упрощенной процедуры на основании декларации об объекте в качестве жилого дома.
Кроме того, как установлено коллегией суда из кадастрового паспорта земельного участка по состоянию на 14.10.2014 земельный участок площадью 339 кв.м с кадастровым номером 25:28:050052:1682, на котором расположен спорный дом, был образован из земельного участка с кадастровым номером 25:28:050052:1669, вид разрешенного использования: под индивидуальный жилой дом (часть жилого дома) и хозяйственные постройки.
Следовательно, в 2014 году на момент кадастрового учета спорного дома в качестве жилого, разрешенное использование земельного участка также предусматривало размещение индивидуального жилого дома.
Впоследствии, с 12.01.2015 разрешенное использование земельного участка было изменено на "многоквартирные жилые дома с количеством наземных этажей не более чем три, состоящее из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находится несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельных подъезд с выходом на территорию общего пользования".
Между тем, согласно Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа, утвержденными решением Думы г. Владивостока от 07.04.2010 N 462 параметры разрешенного использования земельного участка для зоны Ж-2 предусматривают минимальный размер земельного участка 1400 кв.м.
Изменение вида разрешенного использования в целях осуществления строительства, реконструкции либо иного использования земельного участка возможно в том случае, если планируемая деятельность не приведет к нарушению градостроительного регламента в части установленных в нем предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 14.11.2018).
В данной ситуации изменение разрешенного использования земельного участка на многоквартирные жилые дома привело к нарушению градостроительного регламента.
Приобретя в собственность по договору купли-продажи жилой дом, собственник, исходя из вида разрешенного использования земельного участка, принял решение об изменении назначения здания на "многоквартирный жилой дом", и ссылаясь на предоставленное статьей 37 ГрК РФ право самостоятельно выбрать вид разрешенного использования объекта капитального строительства, обратился к ответчику за регистрацией названных изменений.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что протокол внеочередного общего собрания членов кооператива N 13 от 14.02.2018, на котором было принято решение об изменении назначения объекта капитального строительства, являлся тем документом, который подтверждал в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания, в связи с чем пришел к выводу, что заявителем при обращении в регистрирующий орган был представлен достаточный пакет документов для осуществления государственной регистрации изменения целевого назначения здания.
Коллегия не может согласиться с данным выводом суда, отмечая следующее.
Действительно, в силу статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
При этом изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, помимо волеизъявления собственника для изменения вида разрешенного использования объекта необходимо также руководствоваться требованиями градостроительных и технических регламентов.
Как указывалось ранее, государственная регистрация спорного объекта недвижимого имущества с назначением "жилой дом" была осуществлена в упрощенном порядке на основании декларации об объекте недвижимости, то есть, без предоставления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Вместе с тем, в силу положений статей 51, 55 ГрК РФ, возведение и эксплуатация объекта капитального строительства - многоквартирный жилой дом допустима только с обязательным получением разрешений на строительство и на ввод объектов в эксплуатацию при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
Согласно пункту 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (далее - разрешение) представляет собой документ, который удостоверяет:
- выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией;
- соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта - проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются, в том числе, разрешение на строительство; акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда); документ, подтверждающий соответствие объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строитльство (акт, составленный по итогам строительного контроля); документы, подтверждающие соответствие объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (например, техническое заключение).
Как следует из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016, согласно положениям статей 1, 2, 8, 9, 30, 36, 44, 47, 48, 55 ГрК РФ при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, разрешения на ввод объекта недвижимости в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
Данный порядок, установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации, направлен на устойчивое развитие территорий муниципальных образований, сохранение окружающей среды и объектов культурного наследия; создание условий для планировки территорий, обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Следовательно, предусмотренный в отношении строительства и реконструкции многоквартирных жилых домов порядок, направлен, в том числе, на обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, на обеспечение безопасности их проживания в объектах капитального строительства.
Между тем, представленные кооперативом с заявлением о государственном кадастровом учете изменений назначения здания технический план и решение внеочередного собрания членов кооператива вышеуказанными разрешительными документами, не являются.
Пунктом 1 статьи 14 ГрК РФ установлено, что под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) следует понимать изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройку, перестройку, расширение объекта капитального строительства, а также замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
На основании изложенного, изменение назначения объекта капитального строительства с "жилого дома" на "многоквартирный дом" возможно путем реконструкции жилого дома с изменением конструктивных и других характеристик надежности и безопасности такого объекта, с соблюдением градостроительных регламентов в части установленных предельных минимальных размеров земельного участка, с обязательным получением разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.
Доказательства реконструкции, произведенной на основании полученных в установленном ГрК РФ порядке разрешений, коллегии не представлены, несмотря на то, что согласно техническому плану от 14.05.2018, площадь объекта недвижимости составляет 444,8 кв.м., тогда как согласно свидетельству о государственной регистрации права площадь жилого дома составляет 374 кв.м.
Достоверных доказательств, объясняющих увеличение площади спорного объекта, материалы дела не содержат.
При этом, как следует из полученного Управлением Росреестра в порядке межведомственного взаимодействия письма Администрации г.Владивостока, кооператив в управление содержания жилищного фонда Администрации г.Владивостока с заявлением о согласовании переустройства и перепланировки здания не обращался, доказательства получения документов на реконструкцию объекта капитального строительства материалы дела также не содержат.
Кроме того, из представленных документов не следует, что спорный объект имеет общие инженерные системы дома, что является необходимым элементом для объекта с назначением "многоквартирный жилой дом".
При таких условиях, коллегия признает обоснованными доводы апеллянта о непредставлении заявителем на государственный кадастровый учет документов, необходимых для осуществления учета изменений объекта недвижимости, в связи с чем отказ в осуществлении учета был правомерен, следовательно, оспариваемое решение Управление Росреестра соответствует Закону N 218-ФЗ и не нарушает права и законные интересы кооператива.
По изложенному, заявленные требования на основании части 3 статьи 201 АПК РФ удовлетворению не подлежат.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
При установленных обстоятельствах, оспариваемое решение на основании пунктов 1, 2, 3 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, принимая во внимание, что окончательный судебный акт принят не в пользу кооператива, судебная коллегия на основании статьи 110 АПК РФ относит судебные расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 3 000 рублей на кооператив.
Излишне уплаченная при подаче заявления сумма государственной пошлины в размере 3 000 рублей подлежит возврату лицу, ее уплатившему.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за апелляционную жалобу судом не рассматривался, поскольку заявитель жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 08.05.2019 по делу N А51-23077/2018 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Возвратить Бушкову Виктору Максимовичу из федерального бюджета 3 000 (три тысячи) рублей государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче заявления по чеку-ордеру от 20.10.2018, операция N 4987.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
О.Ю. Еремеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-23077/2018
Истец: ЖИЛИЩНЫЙ КООПЕРАТИВ "ЧАЙКА-5"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ПРИМОРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Администрация г.Владивостока