г. Челябинск |
|
02 августа 2019 г. |
Дело N А47-5462/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Киреева П.Н.,
судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семеновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Литосфера" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.05.2019 по делу N А47-5462/2018 (судья Александров А.А.).
В судебном заседании приняли участие представители:
от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области - Валюшкина И.В. (удостоверение, доверенность от 09.08.2018).
Заявитель - акционерное общество "Литосфера" - о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. В судебное заседание представитель заявителя не явился
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителя заявителя.
Акционерное общество "Литосфера" (далее - заявитель, общество, ООО "Литосфера") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган, Межрайонная ИФНС России N 8 по Оренбургской области) о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 08-06/1794 от 10.01.2018.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 14.05.2019 (резолютивная часть решения объявлена 29.04.2019) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда, АО "Литосфера" (далее также - податель жалобы, апеллянт) обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что вопреки позиции суда первой инстанции Федеральное агентство по недропользованию не обладает компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, о чем свидетельствует письмо Минприроды России от 28.01.2019 N 11-50/00686-ОГ. Кроме того апеллянт сообщает, что согласно позиции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенной в постановлении от 19.03.2009 года по делу N А27-6182/2008 (N Ф04-1139/2009), списание запасов полезных ископаемых по причине добычи, потерь в процессе добычи, утраты промышленного значения производится путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых, данные запасы являются самостоятельным объектом налогообложения по ставке 0 процентов, которую и применило общество. Также апеллянт сообщает, что судом необоснованно не приняты во внимание решения УФНС России по Оренбургской области от 13.02.2017 N 16-15/02073, N 16-15/02075, N 16-15/02077, которыми признана правомерность применения АО "Литосфера" налоговой ставки в размере 0 процентов в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ при оплате налога на добычу полезных ископаемых за апрель-июнь 2016 года. Апеллянт также ссылается на письмо Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу от 16.10.2018 N ПФО-01-01-09/2040, согласно которому на участок недр, содержащий списанные с баланса запасы магнезитов, в 1993 году АО "Литосфера" была выдана лицензия на право пользования недрами ОРБ 00237 ТР. Кроме того, полагает необоснованной ссылку суда на пояснительную записку 5-ГР за 2017 год, поскольку указанный документ был составлен АО "Литосфера" после проведения камеральной налоговой проверки.
Инспекция в своем отзыве исх. N 03-09/07958 от 16.07.2019 возражает по доводам апелляционной жалобы, просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 17.08.1993 АОЗТ "Литосфера" выдана лицензия на право пользования недрами Халиловского месторождения магнезита серии ОРБ N 00237 ТР с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча магнезита для производства порошка, используемого как вяжущее при получении стеновых блоков; участок недр расположен на юго-восточной окраине ст. Халилово, в Гайском районе Оренбургской области; участок недр имеет статус горного отвода; срок окончания действия лицензии - 31.12.2015 (т. д. 1 л.д. 34).
06.12.1999 лицензия серии ОРБ N 00237 ТР переоформлена с АО "Литосфера" на ЗАО "Литосфера" в связи со сменой организационно-правовой формы предприятия, с выдачей лицензии на право пользования недрами Халиловского месторождения магнезита серии ОРБ N 00936 ТР (т. д. 1 л.д. 35).
Приказом департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (Приволжскнедра) от 11.01.2016 N 32-пр/Е срок действия лицензии серии ОРБ N 00936 ТР продлен до 31.12.2017 (т. д. 1 л.д. 36).
09.03.2017 лицензия серии ОРБ N 00936 ТР переоформлена с ЗАО "Литосфера" на АО "Литосфера" в связи со сменой организационно-правовой формы предприятия, с выдачей лицензии на право пользования недрами серии ОРБ N 03048 ТР с целевым назначением и видами работ: для разведки и добычи полезных ископаемых; участок недр расположен в Гайском районе Оренбургской области; участок недр имеет статус горного отвода; срок окончания действия лицензии 31.12.2017 (т. д. 1 л.д. 38).
Дополнением N 1 к лицензии на право пользования недрами серии ОРБ N 03048 ТР срок действия лицензии продлен до 31.12.2018 (т. д. 1 л.д. 39).
Обществом 31.07.2017 представлена в налоговый орган налоговая декларация по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за июнь 2017 года (т. д. 1 л.д. 12-15), в разделе 5 которой указано на добычу 1050 тонн магнезита, по графе 1 раздела 5.1 указан код основания налогообложения добытых полезных ископаемых 1045 (налогообложение по налоговой ставке 0 процентов (рублей) при добыче полезных ископаемых при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения).
Налоговым органом в адрес общества выставлено требование N 08-12/32812 от 23.08.2017 о необходимости представить документы для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки процентов по декларации за июнь 2017 года, а именно: маркшейдерская справка за июнь 2017 года; регистры налогового и бухгалтерского учета, с расшифровкой произведенных расходов за июнь 2017 года; документ (документы), подтверждающие основание применения в декларации "кода основания налогообложения" 1045 при разработке ранее списанных запасов полезных ископаемых (в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ); расчет стоимости единицы полезного ископаемого за июнь 2017 года (т. д. 2 т.л. 96-97).
В ответ на требование N 08-12/32812 от 23.08.2017 АО "Литосфера" представило в инспекцию следующие документы: копию маркшейдерской справки за июнь 2017 года, согласно которой отражена добыча магнезита по Халиловскому карьеру 1050 тонн; расчет стоимости 1 тонны добытых полезных ископаемых за июнь 2017 года, согласно которому стоимость 1 тонны составляет 990,88 руб.; регистр учета добытого полезного ископаемого (т. д. 2 л.д. 92-95). Кроме того, в ответе налогоплательщика отражено, что книга учета списания полезных ископаемых не ведется, вся информация о движении полезных ископаемых отражена в налоговом регистре.
Налоговым органом в адрес общества выставлено требование N 08-12/32968 от 07.09.2017 о необходимости представить документы к декларации по НДПИ за июнь 2017 года, а именно: акт на списание запасов полезных ископаемых с учета АО "Литосфера" по добыче полезных ископаемых, утвержденный руководителем органа МПР России и согласованный с органом Госгортехнадзора России за 2016 год; книга учета списания запасов полезных ископаемых по Халиловскому месторождению, разрабатываемому АО "Литосфера"; отчет по форме 5-ГР по Халиловскому месторождению за 2016 год с отражением списанных запасов (в соответствии с пунктом 6 Раздела 1 Постановления Госгортехнадзора РФ от 17.09.1997 N 28 "Об утверждении Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых").
В ответ на требование N 08-12/32968 от 07.09.2017 налогоплательщик представил письмо N 147 от 18.09.2017 (т. д. 2 л.д. 111-112), в котором пояснил, что в соответствии с пунктом 19 Постановления Гостехнадзора РФ от 17.09.1997 N 28 списание запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в пунктах 14 - 16, производится по актам на списание запасов полезных ископаемых, утвержденным органами Госгортехнадзора России. Учитывая, что основания списания запасов, указанные в пунктах 14 - 16 Постановления Госгортехнадзора РФ от 17.09.1997 N 28, не относятся к АО "Литосфера", то акты на списание обществом не составлялись. Кроме того, учитывая, что книга учета списания запасов не является первичным бухгалтерским документом, документом обязательного хранения или документом, обязательным для согласования или утверждения уполномоченными государственными органами, АО "Литосфера" сообщило, что обязанность общества по представлению книги учета списания запасов в налоговые органы не установлена.
По результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДПИ за июнь 2017 года налоговым органом составлен акт налоговой проверки N 08-06/7913 от 13.11.2017 (т. д. 2 л.д. 16-25).
Начальником Межрайонной ИФНС N 8 по Оренбургской области 10.01.2018 вынесено решение N 08-06/1794 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислен НДПИ за июнь 2017 года в размере 62425 руб. 00 коп. (т. д. 2 л.д. 3-15).
Решением заместителя руководителя УФНС России по Оренбургской области от 16.04.2018 N 16-15/05670@ апелляционная жалоба налогоплательщика N 18 от 12.02.2018 оставлена без удовлетворения (т. д. 2 л.д. 117-120).
Не согласившись с решением инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N 08-06/1794 от 10.01.2018, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о законности и обоснованности решения инспекции, в связи с чем, не усмотрел оснований для признания его недействительным.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для его вынесения возлагается на орган, принявший этот ненормативный правовой акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
На основании пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 334 НК РФ).
Объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 этой статьи, признаются в том числе полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр (в том числе из залежи углеводородного сырья), предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 336 НК РФ).
В рассматриваемом случае налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения НДПИ определен магнезит, добытый на Халиловском месторождении.
Статьей 338 НК РФ установлено, что налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. Под налоговой базой в пункте 2 этой статьи законодатель понимает стоимость добытых полезных ископаемых, которая определяется в соответствии со статьей 340 Налогового кодекса.
Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 настоящего Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 342 НК РФ).
Право на применение льготной ставки 0 процентов по НДПИ носит заявительный характер и обусловлено представлением налогоплательщиком определенных доказательств в обоснование ее применения.
В налоговой декларации по НДПИ за июнь 2017 года АО "Литосфера" указало на добычу 1050 тонн магнезита, код основания налогообложения добытых полезных ископаемых - 1045. Произведя исчисление НДПИ за июнь 2017 года по налоговой ставке 0 процентов, сослалось на списание всех учтенных запасов магнезита на Халиловском месторождении в установленном порядке.
Между тем, из материалов дела следует, что по требованию налогового органа налогоплательщиком акты на списание запасов полезных ископаемых с учета общества по добыче полезных ископаемых, утвержденного руководителем органа МПР России и согласованный с органом Госгортехнадзора России; книги учета списания запасов полезных ископаемых по Халиловскому месторождению, не представлены.
Применяя ставку 6 процентов и доначисляя НДПИ в сумме 62 425 руб. 00 коп., инспекция указала, что налогоплательщик при исчислении НДПИ неправомерно применил ставку 0 процентов, поскольку добыча полезных ископаемых осуществлялась не из ранее списанных полезных ископаемых. По мнению инспекции, обществом в порядке разведки полезных ископаемых осуществлена добыча полезных ископаемых, которые ранее в балансе не учитывались и, соответственно, не списывались, их государственная экспертиза не проводилась.
В соответствии со статьями 29 и 31 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Постановка запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса осуществляются в порядке, установленном федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с органами государственного горного надзора.
Согласно Порядку постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списании с государственного баланса, утвержденному Приказом Минприроды России от 06.09.2012 N 265 (далее - Порядок N 265) учету на государственном балансе подлежат: 1) по твердым полезным ископаемым раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов; 4) по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) - запасы, подсчитанные в соответствии с принятыми в установленном порядке параметрами для подсчета запасов; 5) прирост или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате геологоразведочных и добычных работ на месторождениях, запасы которых числятся на Государственном балансе; 6) переоцененные запасы в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также в связи с изменением направления использования полезного ископаемого (пункт 9).
В соответствии с пунктом 10 Порядка N 265, основанием для постановки запасов полезных ископаемых на Государственный баланс являются заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждаемые Роснедрами.
Списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых (пункт 11 Порядка N 265).
Согласно пункту 12 Порядка N 265, списание запасов полезных ископаемых с Государственного баланса осуществляется на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в следующих случаях: запасы полезных ископаемых не подтвердились при проведении последующих геологоразведочных или добычных работ; запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете. Добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери при их добыче списываются с Государственного баланса без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых на основании данных ежегодной государственной отчетности недропользователей, осуществляющих добычу полезных ископаемых (пункт 13 Порядка N 265).
В силу пункта 3 Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 17.09.1997 (далее - Инструкция N 28) запасами полезных ископаемых понимаются основные и совместно с ними залегающие полезные ископаемые и содержащиеся в них полезные компоненты, выявленные в недрах в процессе оценки, разведки и разработки месторождений, прошедшие государственную экспертизу или получившие геолого-экономическую оценку и поставленные на учет в установленном порядке.
Пунктом 4 Инструкции N 28 установлено, что при разработке месторождений полезных ископаемых списанию с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организации по добыче полезных ископаемых в установленном этой Инструкцией порядке подлежат запасы участка недр, предоставленного в установленного порядке в пользование организации по добыче полезных ископаемых, включая ранее утвержденные или прошедшие государственную экспертизу в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых Министерства природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР России), дополнительно поставленные на учет организации по добыче полезных ископаемых при уточнении границ горного отвода или в результате последующих геолого-разведочных работ и разработке месторождения по решению Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России.
Пунктом 6 Инструкции N 28 предусмотрено, что учтенные организацией по добыче полезных ископаемых балансовые и забалансовые запасы основных и совместно с ними залегающих (твердых, жидких, газообразных) полезных ископаемых и содержащиеся в них полезные компоненты подлежат списанию в случаях: а) добычи (извлечения из недр) и направления потребителям или на переработку; б) потерь в процессе добычи, в том числе оставления в недрах в отбитом и неотбитом состоянии, извлечения из недр и направления в породные отвалы, а также потерь при транспортировке погрузке, разгрузке и в местах хранения; в) утраты промышленного значения, в том числе из-за: несоответствия вновь установленным Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России кондициям (для нефтяных, нефтегазовых, нефтегазоконденсатных, газоконденсатных, газовых и битумных месторождений - вновь установленному коэффициенту извлечения соответствующих полезных ископаемых из недр); нецелесообразности отработки по технико-экономическим причинам, вследствие выявившегося усложнения горно-геологических, гидрогеологических, экологических, инженерно-геологических и других природных условий; оставления в предохранительных целиках под промышленные сооружения, жилые и общественные здания, памятники истории и культуры, природные объекты, если их охрана другими горными или конструктивными мерами не обеспечивает использование указанных объектов по прямому назначению, создает угрозу жизни и здоровью населения, а их снос или перемещение за границы зон влияния горных разработок является невозможным или экономически нецелесообразным; г) неподтверждения при последующих геолого-разведочных работах и разработке месторождения полезных ископаемых, в результате получения новых данных о количестве, качестве и условиях залегания запасов полезных ископаемых; д) исключения из категории балансовых и (или) забалансовых в границах горного отвода в результате новой экспертизы (переутверждения) запасов полезных ископаемых, проведенной Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссией по запасам полезных ископаемых МПР России; е) изъятия у организации по добыче полезных ископаемых в установленном порядке при лицензировании пользования недрами участка недр или его части. Списание запасов полезных ископаемых отражается организацией по добыче полезных ископаемых в формах государственного федерального статистического наблюдения N 5-гр, 70-тп, 6-гр, 11-шрп, 71-тп, 2-тп, 31-тп.
В соответствии с пунктом 8 Инструкции N 28 списание запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в подпунктах "а", "б", "г" пункта 6 Инструкции N 28, производится путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организации по добыче полезных ископаемых, кроме полезных ископаемых, добытых и заскладированных в спецотвалах, которые должны состоять на особом учете. Списание балансовых запасов полезных ископаемых по причинам, указанным в подпунктах "в", "д" пункта 6 производится как путем полного снятия их с государственного баланса запасов полезных ископаемых и соответственно с учета организации по добыче полезных ископаемых, так и путем перевода их в забалансовые запасы, если они в дальнейшем могут быть переведены в балансовые.
Согласно пункту 11 Инструкции N 28 списание балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых по причинам их добычи (извлечения из недр) производится организацией по добыче полезных ископаемых не реже одного раза в год в соответствии с данными первичного геолого-маркшейдерского и (или) весового (других приборных способов) учета организации по добыче полезных ископаемых. Запасы полезных ископаемых, из числа выявленных при последующих геологоразведочных работах и разработке месторождения, списываются по причинам добычи и потерь после оформления их прироста в установленном порядке.
Запасы полезных ископаемых, утративших промышленное значение, списываются по следующим основаниями: а) не соответствующие вновь установленным кондициям (для нефтяных, нефтегазовых, газоконденсатных, нефтегазоконденсатных, газовых и битумных месторождений - вследствие пересмотра коэффициента извлечения), а также исключенные из категории балансовых и (или) забалансовых в границах горного отвода в результате новой экспертизы (переутверждения) запасов полезных ископаемых списываются в соответствии с решением Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России об утверждении новых кондиций (коэффициента извлечения) и запасов полезных ископаемых согласно этим кондициям (коэффициенту извлечения); б) нецелесообразные к отработке по технико-экономическим причинам, вследствие выявившегося резкого усложнения горно-геологических, гидрогеологических, экологических, инженерно-геологических и других природных условий, списываются в соответствии с технико-экономическим обоснованием целесообразности списания утративших промышленное значение запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых при положительном заключении экспертной организации, имеющей соответствующую лицензию (пункт 14 Инструкции N 28).
Таким образом, списание запасов полезных ископаемых в соответствии с подпунктом "а" пункта 14 Инструкции N 28 производится на основании решения Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России или Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых МПР России об утверждении новых кондиций (коэффициента извлечения) и запасов полезных ископаемых согласно этим кондициям (коэффициенту извлечения), а списание запасов полезных ископаемых в соответствии с подпунктом "б" пункта 14 Инструкции N 28 производится на основании положительного заключения экспертной организации, имеющей соответствующую лицензию.
Федеральное агентство по недропользованию в письме от 18.11.2016 N СА-04-37/14723 сообщило, что термин "снятие с учета Государственного баланса запасов полезных ископаемых" в нормативных правовых актах употребляется в качестве синонима к понятию "списание с Государственного баланса полезных ископаемых".
Согласно пункту 6.1 Положения о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 N 293, Федеральное агентство по недропользованию в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Агентства.
Вопреки доводу подателя апелляционной жалобы, письмо от 18.11.2016 N СА-04-37/14723 Федерального агентства по недропользованию не содержит разъяснений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В названном письме агентством приведены разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере его деятельности, в связи с чем, соответствующая ссылка апеллянта подлежит отклонению.
29.07.1999 между ЗАО "Литосфера" (заказчик) и ООО "Геокон" (исполнитель) заключен договор N 27/07-99, в соответствии с которым заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательство по производству геологоразведочных работ на площади Халиловского месторождения аморфного магнезита в пределах контура лицензии ОРБ 00936 ТР для геологического изучения и добычи магнезитов.
На основании выданного в соответствии с этим договором технического задания ЗАО "Литосфера" на разведку Халиловского месторождения аморфного магнезита ООО "Геокон" подготовлен отчет о разведке Халиловского месторождения аморфного магнезита в Гайском районе Оренбургской области в 1999-2001 годах, утвержденный руководителем ЗАО "Литосфера" в ноябре 2001 года, из которого следует, что прогнозные ресурсы магнезитов в пределах разведанных участков северного фланга до глубины 20 метров оцениваются в количестве 33 тыс. тонн. Результаты разведочных работ на северном участке (всего 5% площади месторождения) позволяют ориентировочно оценивать прогнозные ресурсы остальной части (95%) Халиловского месторождения величиной не менее 1 млн. тонн магнезита.
В соответствии с иным отчетом ООО "Геокон" о разведке Халиловского месторождения аморфного магнезита в Гайском районе Оренбургской области в 1999-2002 годах, утвержденным руководителемЗАО "Литосфера" в январе 2003 года, разведанные запасы Северного, Центрального и Восточного I и II участков Халиловского месторождения составили: балансовые категории С1 - руды 1057,1 тыс. тонн; магнезита - 52,3 тыс. тонн при среднем содержании рудоразборного магнезита 5,0%, категории С2 - руды 297,9 тыс.тонн, магнезита - 15,2 тыс.тонн при среднем содержании 5,1%; забалансовые категории С2 - 1868,4 тыс.тонн, магнезита - 65,4 тыс.тонн, среднее содержание магнезита - 3,5%.
Согласно экспертному заключению Синельникова В.Ф. на отчет о разведке Халиловского месторождения аморфного магнезита в Гайском районе Оренбургской области в 1999-2002 годах, основные объемы разведочных работ, предусмотренные геологическим заданием, выполнены на 30%, предложено утвердить запасы Халиловского месторождения магнезита по состоянию на 01.01.2003 в следующих количествах: балансовые С1 - запасы руды 1057 тыс. тонн, среднее содержание магнезита - 5,0%, запасы магнезита - 52 тыс.тонн, С2 - запасы руды 298 тыс.тонн, среднее содержание магнезита - 5,1%, запасы магнезита 15 тыс. тонн; забалансовые запасы руды 1868 тыс. тонн, среднее содержание магнезита - 3,5%, запасы магнезита 65 тыс. тонн.
Приложениями N N 4 и 7 к лицензии общества серии ОРБ N 00936 ТР определено, что промышленная добыча магнезита на лицензионном участке разрешается при наличии у недропользователя запасов полезных ископаемых, прошедших в установленном порядке государственную экспертизу запасов полезных ископаемых. В Халиловском месторождении выделяются семь участков концентрации магнезита, по четырем участкам подсчитаны запасы магнезита в результате разведки в 2001-2004 годах в количестве 52 тыс. тонн, остаток балансовых запасов по состоянию на 01.01.2012 года составляет: А+В+С1 - 37 тыс. тонн; С2 - 15 тыс. тонн.
Протоколом от 17.03.2004 N 269 (т.д. 1 л.д. 40-42) зафиксировано решение Территориальной комиссии по запасам полезных ископаемых Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Оренбургской области об утверждении запасов Халиловского месторождения магнезита по состоянию на 01.01.2004 в следующем количестве: балансовые (гранично-экономические) С1 запасы руды 1057 тыс.тонн, среднее содержание магнезита - 5,0%, запасы магнезита 52 тыс.тонн, С2 запасы руды 298 тыс.тонн, среднее содержание магнезита - 5,1%, запасы магнезита 15 тыс. тонн.
В соответствии с письмом Департамента по недропользованию по Приволжскому федеральному округу (Приволжскнедра) от 02.11.2016 N ПФО01-03-08/1995 (т.д. 1 л.д. 55), в 2005 году запасы разведанного Халиловского месторождения аморфного магнезита поставлены на Государственный баланс запасов магнезита, учтенные Государственным балансом запасов полезных ископаемых на 01.01.2016 года запасы магнезита Халиловского месторождения (протокол ТКЗ от 17.03.2004 года N 269) и числившиеся на 01.01.1963 года на Балансе запасов полезных ископаемых СССР запасы магнезита Халиловского месторождения относятся к одному и тому же Халиловскому месторождению.
При этом, в соответствии с письмом Оренбургского филиала ФБУ Территориальный фонд геологической информации по Приволжскому федеральному округу от 07.11.2016 N 1799-01/3, утвержденные протоколом от 17.03.2014 N 269 запасы Халиловского месторождения залегают в пределах контура месторождения со списанными в 1963 году запасами магнезитов (В - 7 тыс. тонн, С2 - 4056 тыс. тонн). На месторождении в контурах лицензионного отвода ЗАО "Литосфера" с 2013 года продолжаются разведочные работы.
Отдел геологии и лицензирования по Оренбургской области (Оренбургнедра) письмом от 28.02.2018 N ОО-ПФО-12-00-08/584 (т.д. 2 л.д. 121) предоставил обществу выписку из Государственного баланса запасов полезных ископаемых РФ по Халиловскому месторождению магнезита по состоянию на 01.01.2013 и 01.01.2014 в рамках лицензии ОРБ 03048 ТР.
Согласно Государственному балансу запасов полезных ископаемых Российской Федерации выпуск 39 "Магнезит, брусит, дунит" по состоянию на 01.01.2014 отсутствуют учтенные запасы магнезита на Халиловском месторождении.
При этом, в соответствии с предоставленными обществом сведениями о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых за 2016 год (магнезит, форма 5-гр) и пояснительной запиской к этой форме отчетности, по состоянию на 01.01.2016 балансовые и забалансовые запасы магнезита отсутствуют. В результате эксплуатационно-разведочных работ добыто 5,0 тыс. тонн магнезита в опытно-промышленном карьере, среднее содержание рудоразборного магнезита составляет 9,7% (т.д. 2 л.д. 32-34).
Из Государственного баланса запасов полезных ископаемых Российской Федерации выпуск 39 "Магнезит, брусит, дунит" следует, что по состоянию на 01.01.2017 все учтенные запасы магнезита на Халиловском месторождении отработаны (т.д. 1 л.д. 50-51).
Судом первой инстанции установлено, что баланс заявителя по горной массе и добычи магнезита по Халиловскому карьеру за июнь 2017 года содержит сведения о добыче 1050 тонн магнезита, содержание магнезита в рудной массе - 3,50% (т.д. 2 л.д. 93).
Из предоставленной обществом пояснительной записки к форме N 5- гр о состоянии и движении запасов Халиловского месторождения аморфного магнезита за 2017 год следует, что в результате эксплуатационно-разведочных работ добыто 2,4 тыс. тонн магнезита в опытно-промышленном карьере, среднее содержание рудоразборного магнезита составляет 5,3% (т.д. 2 л.д. 37).
Оснований для непринятия указанных сведений у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что запасы магнезита Халиловского месторождения (A + B + C1 - 7 тыс. тонн, C2 - 4 056 тыс. тонн) по состоянию на 01.01.1963 года исключены из баланса запасов полезных ископаемых СССР как непромышленные; АО "Литосфера" с 17.08.1993 года имеет лицензию на право пользования недрами Халиловского месторождения магнезита с целевым назначением и видами работ: разведка и добыча магнезита для производства порошка, используемого как вяжущее при получении стеновых блоков; обществу право на разработку списанного участка недр либо ранее списанных запасов в лицензии ОРБ 00936 ТКР не предоставлено; по состоянию на 01.01.2015 года запасы Халиловского месторождения магнезита включены в Государственный баланс запасов полезных ископаемых Российской Федерации: C1 запасы руды 1 057 тыс. тонн, среднее содержание магнезита - 5,0%, запасы магнезита 52 тыс. тонн, C2 запасы руды 298 тыс. тонн, среднее содержание магнезита - 5,1%, запасы магнезита 15 тыс. тонн (протокол заседания N 269 от 17.03.2004 года); по состоянию на 01.01.2014 года в Государственном балансе запасов полезных ископаемых Российской Федерации отсутствуют учтенные запасы магнезита Халиловского месторождения; обществом в 2012 году разработан и утвержден проект на проведение доразведки Халиловского месторождения аморфного магнезита; обществом в 2016 - 2017 годах осуществлялась добыча магнезита на Халиловском месторождении в ходе проведения эксплуатационно-разведочных работ в опытно-промышленном карьере.
То есть, в июне 2017 года заявителем осуществлена добыча магнезита в количестве 1050 тонн на Халиловском месторождении не в ходе разработки ранее списанных запасов полезных ископаемых, а вновь выявленных при проведении эксплуатационно-разведочных работ в опытно-промышленном карьере и ранее не учтенные в государственном балансе запасов (и соответственно не списанных) полезных ископаемых, в отношении которых экспертиза не проводилась, в связи с чем, оснований для применения предусмотренной подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ ставки 0 при налогообложении добытого полезного ископаемого у общества не имелось, НДПИ подлежал уплате в общеустановленном порядке.
Кроме того, как верно отмечено судом первой инстанции, необходимость для общества исчислять и уплачивать налог на добычу полезных ископаемых в общеустановленном порядке, установленном статьями 336, 338, 339, 340, 341, 343 и 344 НК РФ, подтверждена вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Оренбургской области от 27.06.2018 по делу N А47-1788/2018, принятым в отношении уплаты НДПИ за предшествующий период - май 2017 г.
Установив указанные обстоятельства в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого решения Инспекции требованиям действующего законодательства, а также об отсутствии в рассматриваемом случае нарушения прав и законных интересов АО "Литосфера".
Довод заявителя о том, что решениями УФНС России по Оренбургской области от 13.02.2017 N 16-15/02073, N 16-15/02075, N 16-15/02077 установлена правомерность применения АО "Литосфера" налоговой ставки в размере 0 процентов в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 342 НК РФ отклоняется как документально не подтвержденный.
Ссылка апеллянта на позицию Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, изложенную в постановлении от 19.03.2009 года по делу N А27-6182/2008 (N Ф04-1139/2009) судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку указанное постановление принято судом с учетом конкретных обстоятельств дела и представленных доказательств, не являющихся тождественными настоящему спору.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу решения выражают несогласие с судебным актом, но не содержат достаточных фактов, которые влияли бы на его законность и обоснованность.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения и удовлетворения жалобы не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на подателя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 14.05.2019 по делу N А47-5462/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Акционерного общества "Литосфера" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
П.Н. Киреев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-5462/2018
Истец: АО "Литосфера"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N8 России по Оренбургской области