г. Пермь |
|
02 августа 2019 г. |
Дело N А60-72834/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.
судей Гладких Е.О., Муравьевой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Багаевой Л.О.,
от истца Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ИНН 6658065103, ОГРН 1036602648928): представители не явились;
от ответчика акционерного общества "РУСАЛ-Урал" (ИНН 6612005052, ОГРН 1026600931180): Рожков Д.Л. по доверенности от 15.01.2019, Чемезов Л.С. по доверенности от 25.03.2019, от 08.05.2019;
от третьего лица общества с ограниченной ответственностью "ОК РУСАЛ Энергосеть" (ИНН 7709806795, ОГРН 5087746246671): Чичкин В.А. по доверенности от 16.03.2018;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 05 марта 2019 года по делу N А60-72834/2018,
принятое судьей Пшеничниковой И.В.,
по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
к акционерному обществу "РУСАЛ-Урал"
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ОК РУСАЛ Энергосеть"
о принудительной продаже имущества,
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к акционерному обществу "РУСАЛ-Урал" (далее - ответчик, АО "РУСАЛ Урал") об обязании продать имущественный комплекс Красногорский ТЭЦ, находящийся в собственности на основании договора купли-продажи N 7S00-FА041/01-022/0043-2015 от 07.10.2015.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 05.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В апелляционной жалобе истец ссылается на то, что АО "РУСАЛ Урал" и ООО "ОК РУСАЛ Энергосеть" являются аффилированными лицами и на основании ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признаются группой лиц; при этом при осуществлении деятельности в 2016-2017 г.г. данными лицами не соблюдаются требования ст.6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике".
Ответчик АО "РУСАЛ Урал" и третье лицо ООО "ОК РУСАЛ Энергосеть" с доводами, изложенными в апелляционной жалобе, не согласны по основаниям, указанным в отзывах на апелляционную жалобу, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Присутствовавшие в судебном заседании представители ответчика и третьего лица поддержали позицию, содержащуюся в отзывах на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" установлено, что юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
В целях обеспечения реализации указанных требований юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Требования настоящей статьи об обеспечении разделения по видам деятельности не распространяются, в том числе, на хозяйствующие субъекты, осуществляющие указанные в настоящей статье виды деятельности с использованием принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании электростанций и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и (или) с принадлежащими этим субъектам энергопринимающими устройствами, преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд при условии соблюдения такими хозяйствующими субъектами установленных Правительством Российской Федерации особенностей функционирования хозяйствующих субъектов и при условии направления ими уведомления об использовании указанных объектов электроэнергетики в антимонопольный орган. Допускается аффилированность лиц, исполняющих требования настоящей статьи об обеспечении разделения по видам деятельности, с хозяйствующими субъектами, указанными в настоящем абзаце, осуществляющими деятельность в электроэнергетике преимущественно для собственных производственных нужд.
Согласно п. 3 Положения об особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2006 N 355, суммарный за месяц объем потребления хозяйствующим субъектом электрической энергии для удовлетворения собственных производственных нужд должен превышать 75% суммарного за месяц объема электрической энергии, производимой с использованием принадлежащей ему электрической станции.
В ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" предусмотрено право антимонопольного органа обращаться в суд с заявлением о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии;
В рассматриваемом случае истец Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области обратился в суд с иском об обязании ответчика АО "РУСАЛ Урал" продать имущественный комплекс Красногорский ТЭЦ, находящийся в собственности на основании договора купли-продажи N 7S00-FА041/01-022/0043-2015 от 07.10.2015, при этом антимонопольный орган ссылался на то, что решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 08.10.2018 по делу N 03-16/15-2017 установлен факт нарушения группой лиц АО "РУСАЛ Урал" и ООО "ОК РУСАЛ Энергосеть" абз. 6 ч. 9 ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", выразившийся: а) в непредставлении в антимонопольный орган АО "РУСАЛ Урал" с момента приобретения имущественного комплекса Красногорской ТЭЦ (договор купли - продажи N 7S00-FA041/01-022/0043-2015 от 07.10.2015) и ООО "ОК РУСАЛ-Энергосеть" с момента взятия в аренду объектов электросетевого хозяйства (договор аренды N Д-16533/15/СУБР-Д-2015-458 от 01.10.2015) уведомлений о соблюдении особенностей функционирования; б) в передаче ООО "ОК РУСАЛ-Энергосеть" с 13.12.2016 ежемесячных объемов электрической энергии (98%), превышающих объем ежемесячного потребления хозяйствующим субъектом электрической энергии для удовлетворения собственных производственных нужд (2%), в нарушение п.4 Положения об особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2006 N 355.
Между тем судом первой инстанции установлено, что решением ФАС России по жалобе АО "РУСАЛ Урал" и ООО "ОК РУСАЛ Энергосеть" на решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 08.10.2018 по делу N 03-16/15-2017 - решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 08.10.2018 по делу N 03-16/15-2017 отменено.
Доводы истца Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области о том, что при осуществлении деятельности в 2016-2017 г.г. АО "РУСАЛ Урал" и ООО "ОК РУСАЛ Энергосеть" не соблюдаются требования ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" судом отклонены по следующим основаниям.
Факт соблюдения ответчиком АО "РУСАЛ Урал" требований ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" ранее был проверен и подтвержден арбитражным судом в рамках дела N А60-4842/2017. В частности, в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017 по делу N А60-4842/2017 указано, что передача электрической энергии между генерирующими и потребляющими установками в спорный период (то есть после приобретения АО "РУСАЛ Урал" имущества Красногорской ТЭЦ) осуществлялась по внутризаводским сетям, принадлежащим АО "РУСАЛ Урал". Также суд апелляционной инстанции в рамках указанного дела установил, что АО "РУСАЛ Урал", совмещая деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по ее производству, осуществляет данные виды деятельности с использованием принадлежащих АО "РУСАЛ Урал" на праве собственности электростанций (Красногорская ТЭЦ) и иных объектов электроэнергетики, непосредственно связанных между собой и с принадлежащими АО "РУСАЛ Урал" энергопринимающими устройствами (завод), преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд; практически вся (более 75%) вырабатываемая Красногорской ТЭЦ электрическая энергия, не уходя за пределы электрических сетей промышленного комплекса АО "РУСАЛ Урал", потреблялась АО "РУСАЛ Урал" на собственные производственные нужды.
Доказательств обратного истцом Управлением Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области в рамках настоящего дела не представлено.
Доводы истца Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области на то, что АО "РУСАЛ Урал" не соблюдает требования п. 3 Положения об особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2006 N 355, поскольку для целей применения указанного пункта могут учитываться лишь объемы потребленной АО "РУСАЛ Урал" электрической энергии из объемов произведенной Красногорской ТЭЦ электрической энергии без участия ее в обороте, судом отклоняются, поскольку из буквального толкования п. 3 Положения об особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2006 N 355, следует, что для целей признания осуществления видов деятельности преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, необходимо производить сравнение объема выработки электрической энергии с объемом потребления электрической энергии для удовлетворения собственных производственных нужд в рамках одного месяца; при этом каких-либо дополнительных условий данная норма не содержит, в том числе, оговорок относительно участия произведенной электрической энергии в обороте.
Согласно ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" и п. 31 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности лицо, владеющее объектом по производству электрической энергии, установленная генерирующая мощность которого превышает 25 МВт, обязано получить статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии, и реализовывать всю производимую на таком объекте электрическую энергию на оптовом рынке.
Соответственно, АО "РУСАЛ Урал", владеющее объектом по производству электрической энергии с установленной генерирующей мощностью более 25 МВт, обязано получить статус субъекта оптового рынка - участника обращения электрической энергии и реализовывать всю производимую на таком объекте электрическую энергию на оптовом рынке.
При этом АО "РУСАЛ Урал", в соответствии с действующими правилами, вновь приобретает весь объем необходимой для производственных нужд электрической энергии на оптовом рынке по цене, устанавливаемой коммерческим оператором. Фактически, практически вся (более 75%) вырабатываемая Красногорской ТЭЦ электрическая энергия, не уходя за пределы электрических сетей промышленного комплекса АО "РУСАЛ Урал", потреблялась АО "РУСАЛ Урал" на собственные производственные нужды.
Таким образом, для применения п. 3 Положения об особенностях функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в области электроэнергетики преимущественно для удовлетворения собственных производственных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.06.2006 N 355, не имеет правового значения тот факт, что АО "РУСАЛ Урал", потребляя производимую Красногорской ТЭЦ электрическую энергию, обязано делать это в рамках договора купли-продажи, то есть фактически приобретать на оптовом рынке свои же объемы электрической энергии, так как данная обязанность установлена действующим законодательством.
Ссылки Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области на то, что АО "РУСАЛ Урал" и ООО "ОК РУСАЛ Энергосеть" являются аффилированными лицами и группой лиц, при этом АО "РУСАЛ Урал" в период с августа 2016 года по октябрь 2017 года осуществляло деятельность преимущественно для собственных нужд, тогда как ООО "ОК РУСАЛ Энергосеть" в период с июля 2016 года по июль 2017 года не осуществляло деятельность преимущественно для собственных нужд, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку положения ст. 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" допускают аффилированность, соответственно, тот факт что третье лицо ООО "ОК РУСАЛ Энергосеть", которое осуществляет только деятельность по передаче электрической энергии, не осуществляло деятельность преимущественно для собственных нужд, не может рассматриваться в качестве нарушения требований ст. 6 данного Федерального закона и не может являться основанием для предъявления требований о принудительной продаже объектов к ответчику АО "РУСАЛ Урал".
Ссылки Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области на то, что АО "РУСАЛ Урал" своевременно не направило в антимонопольный орган уведомление о соблюдении особенностей функционирования, данная информация (документы) поступили в ответ на требование Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 15.08.2017 N 12672 только с письмом АО "РУСАЛ Урал" от 28.08.2017 N 01-632, по мнению суда апелляционной инстанции также не могут быть признаны достаточным основанием для удовлетворения требований о принудительной продаже ответчиком объектов, поскольку на момент предъявления настоящего иска в арбитражный суд (18.12.2018), данное уведомление (информация) и документы имелись у антимонопольного органа.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области к АО "РУСАЛ Урал" о принудительной продаже имущественного комплекса Красногорской ТЭЦ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 марта 2019 года по делу N А60-72834/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.В. Варакса |
Судьи |
Е.О. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-72834/2018
Истец: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АО "ОБЪЕДИНЕННАЯ КОМПАНИЯ РУСАЛ УРАЛЬСКИЙ АЛЮМИНИЙ"
Третье лицо: ООО "ОБЪЕДИНЕННАЯ КОМПАНИЯ РУСАЛ ЭНЕРГОСЕТЬ", ООО "ОК РУСАЛ ЭНЕРГОСЕТЬ"
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7555/19
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7555/19
07.10.2019 Определение Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7555/19
02.08.2019 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-6366/19
05.03.2019 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-72834/18