г. Москва |
|
02 августа 2019 г. |
Дело N А40-145376/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 августа 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Елоева А.М.,
Судей: Юрковой Н.В., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Апостоловой М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
ФГКУ "Специальное ТУИО" МО РФ, Минобороны России на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2019 по делу N А40-145376/17 по иску ООО "УК Август ЖКХ" (ОГРН 1145045000253) к 1. ФГКУ "Специальное ТУИО" МО РФ (ОГРН 1035006114208), 2. Минобороны России (ОГРН 1037700255284)
о взыскании 1 202 512 руб. 02 коп. неосновательного обогащения,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика 1: не явился, извещен,
от ответчика 2: Елешевич М.И. по доверенности от 06.12.2018,
УСТАНОВИЛ:
ООО "УК АВГУСТ ЖКХ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением, с учетом принятых уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, к ответчикам ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, Министерству обороны Российской Федерации (далее - ответчики) о взыскании неосновательного обогащения в размере 418 344 руб. 77 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2018 с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России а при недостаточности денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Российской Федерации в лице Минобороны России взысканы денежные средства в размере 418 344 руб. 77 коп., расходы по государственной пошлине в размере 11 367 руб.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2018 решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.03.2018 по делу N А40-145376/17 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18.10.2018 решение от 23.03.2018 Арбитражного суда города Москвы и постановление от 27.06.2018 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-145376/17 отменены и дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
При этом суд кассационной инстанции указал следующее.
Первая инстанция не приняла во внимание, что представленные истцом расчеты задолженности не позволяют проверить их достоверность, поскольку не содержат никаких сведений о площадях квартир, о способах определения объема и стоимости предоставленных управляющей организацией жилищно-коммунальных услуг и о нормативных правовых актах, которыми предусмотрены примененные истцом способы определения объема и стоимости этих жилищно-коммунальных услуг как по спорным квартирам так и на общедомовые нужды. Представленные истцом расчеты задолженности за жилищно-коммунальные услуги подлежали обязательной проверке судом также в связи с тем, что в этих расчетах указано на наличие задолженностей за услуги по горячему водоснабжению, по холодному водоснабжению, по электроснабжению незаселенных квартир.
Первая инстанция не определила нормы материального права, которые регламентируют порядок определения объема и стоимости коммунальных услуг, потребленных собственниками и пользователями жилых помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах.
При этом недостатки решения судом апелляционной инстанции не исправлены.
При новом рассмотрении истец уточнил исковые требования, просит взыскать денежные средства в размере 418 344 руб. 77 коп.
Уточняя расчет исковых требований истец указал, что ответчиком не осуществлялась оплата за жилищно-коммунальных услуги в сумме 418 344,77 руб.
Решением от 15.04.2019 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ФГКУ "Специальное ТУИО" МО РФ, Минобороны России обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, что истец на основании протоколов общего собрания и договоров управления является управляющей организацией многоквартирных домов по адресам: Московская область, г. Подольск, ул. Академика Доллежаля, 13; ул. Академика Доллежаля, 18; ул. Академика Доллежаля, 19; ул. Академика Доллежаля, 21; ул. Академика Доллежаля, 22; ул. Академика Доллежаля, 30; ул. Академика Доллежаля, 33.
Согласно Правовых заключений Госжилинспекции Московской области на каждый дом (далее - ГЖИ МО) и распечатки с официального сайта Госжилинспекции МО, указанные Протоколы общий собраний об избрании истца в качестве управляющей организации и договора управления являются законным, и истец по настоящее время является управляющей организацией, указанных домов.
Согласно пункту 7 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Истец согласно пункту 10.1. договоров управления приступил к управлению в следующие сроки: ул. Академика Доллежаля, 13 - с 01.07.2016; ул. Академика Доллежаля, 18 - с 15.10.2015; ул. Академика Доллежаля, 19- с 01.07.2016; ул. Академика Доллежаля, 21 - с 01.10.2015; ул. Академика Доллежаля, 22 - с 01.12.2015; ул. Академика Доллежаля, 30 - с 01.02.2016; ул. Академика Доллежаля, 33 - с 01.07.2016.
Согласно сведениям, содержащимся ЕГРП, в указанных многоквартирных домах, ответчику принадлежат на праве оперативного управления следующие квартиры: ул. Академика Доллежаля, 13 - 42 (57,8 кв.м.), 46 (57,8 кв.м.), 5576.5 кв.м.), 69 (58 кв.м.), 70 (58 кв.м.), 87 (76,7 кв.м.), 109 (57.7 кв.м.), 117 ( 57.7 кв.м.), 129 (58 кв.м), 133 (58 кв.м.), 137 (58 кв.м.), 141 (58 кв.м.), 142(76,5 кв.м); ул. Академика Доллежаля, 18 - 93 ( 38.3 кв.м) ; ул. Академика Доллежаля, 19 - 46 ( 57.7 кв.м.), 53 ( 578 кв.м.), 62 (7.8 кв.м.), 74 (75.6 кв.м), 91 ( 76.7 кв.м.), 109 ( 57.8 кв.м.) ; ул. Академика Доллежаля, 21 - 100 ( 41.6 кв.м.), 170 ( 57.5 кв.м.), 212 (93.5 кв.м.) ; ул. Академика Доллежаля, 22- 152 ( 53.9 кв.м.), 99 ( 38.8.м.); ул. Академика Доллежаля, 30 - 37 ( 76.8 кв.м.), 144 (76.9 кв.м.); ул. Академика Доллежаля, 33 - 89 (82.6 кв.м.), 78(76.8 кв.м.), 60 (72.3 кв.м.), 218 (93 кв.м).
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие, несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса РФ и пунктами 1, 2 статьи 39, пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса РФ собственники помещений многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества многоквартирном доме и участвуют в расходах на содержание общего имущества многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на то имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно статья 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 153 ЖК РФ, организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно пункту 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Учитывая, что ответчик не представлял истцу ежемесячно показания приборов учета, расчет коммунальных услуг произведен по нормативу.
Согласно пункту 9.2. статьи 156 ЖК РФ размер расходов в составе платы за помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества (ОДН) в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Таким образом, ответчик в силу законна обязан оплачивать жилищно-коммунальные услуги.
Как следует из материалов дела, договор управления между истцом и ответчиком не заключался, соответственно к рассматриваемым отношениям подлежат применению положения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении, согласно которой лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение.
Судом установлено, что ответчиком не осуществлялась оплата жилищно-коммунальных услуги за следующие периоды: ул. Академика Доллежаля, 13 - с 01.07.2016 по 30.06.2017; ул. Академика Доллежаля, 18 - с 15.10.2015 по 30.06.2017; ул. Академика Доллежаля, 19 - с 01.07.2016 по 30.06.2017; ул. Академика Доллежаля, 21 - с 01.10.2015 по 30.06.2017; ул. Академика Доллежаля, 22 - с 01.12.2015 по 30.06.2017; ул. Академика Доллежаля, 30 - с 01.02.2016 по 30.06.2017; ул. Академика Доллежаля, 33 - с 01.07.2016 по 30.06.2017.
При этом доказательством, подтверждающим оказание услуг и выполнение работ со стороны истца, являются следующие документы:
Единый договор N 3725 холодного водоснабжения и водоотведения от 01.10.2015 с приложениями, с актами приемки услуг, с платежными поручениями;
договор энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг N 84173410 от 11.01.2015, с приложениями, с актами приемки услуг, с платежными поручениями;
договор N 1912 от 01.08.2016 на поставку тепловой энергии жилому дому по ул. Академика Доллежаля 13, с приложениями, с актами приемки услуг, с платежными поручениями;
договор N 1655 от 15.10.2015 на поставку тепловой энергии жилому дому по ул. Академика Доллежаля 18, с приложениями, с актами приемки услуг, с платежными поручениями;
договор N 1911 от 01.08.2016 на поставку тепловой энергии жилому дому по ул. Академика Доллежаля 19, с приложениями, с актами приемки услуг, с платежными поручениями;
договор N 1615 от 01.10.2015 на поставку тепловой энергии жилому дому по ул. Академика Доллежаля 21, с приложениями, с актами приемки услуг, с платежными поручениями;
договор N 1686 от 01.12.2015 на поставку тепловой энергии жилому дому по ул. Академика Доллежаля 22, с приложениями, с актами приемки услуг, с платежными поручениями;
договор N 1727 от 01.02.2016 на поставку тепловой энергии жилому дому по ул. Академика Доллежаля 30, с приложениями, с актами приемки услуг, с платежными поручениями;
договор N 1910 от 01.08.2016 на поставку тепловой энергии жилому дому по ул. Академика Доллежаля 33, с приложениями, с актами приемки услуг, с платежными поручениями;
паспорт готовности объекта в эксплуатации в зимних условиях по ул. Академика Доллежаля 13;
паспорт готовности объекта в эксплуатации в зимних условиях по ул. Академика Доллежаля 18;
паспорт готовности объекта в эксплуатации в зимних условиях по ул. Академика Доллежаля 19;
паспорт готовности объекта в эксплуатации в зимних условиях по ул. Академика Доллежаля 21;
паспорт готовности объекта в эксплуатации в зимних условиях по ул. Академика Доллежаля 22;
паспорт готовности объекта в эксплуатации в зимних условиях по ул. Академика Доллежаля 30;
паспорт готовности объекта в эксплуатации в зимних условиях по ул. Академика Доллежаля 33.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Во исполнение предоставленных федеральным законодателем полномочий Правительство Российской Федерации 06.05.2011 издало постановление N 354, которым утверждены Правила, действующие с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2018 N 331.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг. Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Подпункт 29 пункта 3 Изменений (пункт 56.2 Правил) предусматривает порядок расчета объема коммунальных услуг при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан.
Регулируя вопросы внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, Жилищный кодекс Российской Федерации в части 11 статьи 155 предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Положения подпункта 29 пункта 3 Изменений, определяющие порядок расчета платы за жилое помещение, соответствуют части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом согласно части 1 статьи 157 названного Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, подпунктом 29 пункта 3 Изменений дополнены пунктом 56.2, предусматривающим, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг. Разделом VI Правил определен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Подпункт 29 пункта 3 Изменений (пункт 56.2 Правил) предусматривает порядок расчета объема коммунальных услуг при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан.
Частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306(ред. от 29.09.2017) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию.
Расчеты истца, произведенные по нормативам исходя из 1 собственника, судом проверены и признаны обоснованными.
Ответчик доказательства установки в квартирах приборов учета, а также предоставления в управляющую компанию показаний приборов учета по указанным помещениям не представил.
Согласно пункту 5 Устава ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России, утвержденного Министром обороны РФ от 25.05.2012, учредителем является Российская Федерации. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 6 указанного Устава, полномочия собственника имущества осуществляет Министерство обороны в соответствии с законодательством РФ.
Согласно пункту 13 указанного Устава, учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами.
При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 399 ГК РФ если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный к ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено, несущему субсидиарную ответственность.
Согласно п. 4 ст. 123.33 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При достаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, признается обоснованным вывод суда о том, что при взыскании с ФГКУ "Специальное ТУИО" Минобороны России неосновательного обогащения (задолженности) при недостаточности у него денежных средств, субсидиарную ответственность по его долгам будет нести РФ в лице Министерства обороны РФ за счет казны РФ.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд самостоятельно оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых и документальных оснований для удовлетворения исковых требования.
Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
При этом коллегия отмечает, что судом первой инстанции выполнены указания суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 18.10.2018, которые в соответствии с ст. 289 АПК РФ обязательны для суда, вновь рассматривающего данное дело.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были бы проверены и не оценены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение и влияли на законность и обоснованность судебного решения.
Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем, отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.04.2019 по делу N А40-145376/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.М. Елоев |
Судьи |
Н.В. Юркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145376/2017
Истец: ООО "УК АВГУСТ ЖКХ", ООО "УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ АВГУСТ ЖКХ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Минобороны РФ, ФГКУ "Специальное ТУИО" МИНОБОРОНЫ РОССИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СПЕЦИАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16243/18
02.08.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-31747/19
15.04.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-145376/17
18.10.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16243/18
27.06.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24026/18
23.03.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-145376/17