г. Пермь |
|
05 августа 2019 г. |
Дело N А50-6511/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 августа 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зелениной Т.Л.,
судей Крымджановой Д.И., Семенова В.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Муравьевой Е.С.,
при участии:
от заявителя: Зырянов В.Н. (паспорт, доверенность от 03.11.2017);
от ответчика: не явились;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, Департамента земельных отношений Администрации города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 22 мая 2019 года,
принятое судьей И.В. Елизаровой
по делу N А50-6511/2019
по заявлению индивидуального предпринимателя Тарасова Артема Андреевича (ОГРНИП 317595800035031, ИНН 590318692869)
к Департаменту земельных отношений Администрации города Перми
о признании решения об отказе в размещении объектов на части земельного участка незаконным,
установил:
Индивидуальный предприниматель Тарасов Артем Андреевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - департамент) от 31.01.2019 N 21-01-06-И-744; о возложении на департамент обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем выдачи решения о размещении объектов, либо выдачи обоснованного решения об отказе в размещении объектов на части земельного участка.
Решением арбитражного суда от 22.05.2019 (резолютивная часть от 06.05.2019) заявленные требования удовлетворены, признано незаконным решение департамента об отказе в размещении объектов N 21-01-06-И-744 от 31.01.2019. Суд обязал департамент устранить допущенное нарушение прав и законных интересов предпринимателя.
Решение суда от 22.05.2019 обжаловано департаментом в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе департамент ссылается на то, что размещение нестационарных торговых объектов для организации зон отдыха населения не относится к видам разрешенного использования территориальной подзоны Л-77Г-1, что является основанием для отказа в размещении объекта согласно пункту 2.11.4 административного регламента предоставления департаментом муниципальной услуги "Выдача решения о размещении объектов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности на территории города Перми", утвержденного постановлением Администрации города Перми от 10.07.2017 N 517 (далее - административный регламент, утвержденного постановлением Администрации города Перми от 10.07.2017 N 517). Также указывает, что в заявлении отсутствовало обоснование необходимости продления срока действия решения о размещении объектов. Департамент просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Предприниматель против доводов апелляционной жалобы возражает, в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.03.2018 департаментом принято решение о размещении объектов N 361, согласно которому предпринимателю разрешено размещение нестационарных объектов для обслуживания зон отдыха населению - пунктов проката инвентаря: веломобилей, детских электромобилей и гироскутеров, для размещения которых не требуется разрешение на строительство сроком на 1 год, с местоположением: Пермский край, г. Пермь, Ленинский район, в районе Драматического театра (квартал 64).
22.01.2019 предприниматель обратился в департамент с заявлением о продлении действия разрешения N 361 от 19.03.2018 на размещение нестационарных объектов для обслуживания зон отдыха населения - пункта проката инвентаря на части земельного участка, расположенного по адресу: г. Пермь, р-н Ленинский, в районе Драматического театра (квартал 64) площадью 42,25 кв. м на период с 15.04.2019 по 15.10.2019.
31.01.2019 департаментом принято решение N 21-01-06-И-744 об отказе в размещении объектов со ссылкой на пункт 2.11.4 административного регламента, утвержденного постановлением Администрации города Перми от 10.07.2017 N 517, т.к. размещение объектов приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием. Также департаментом указано на отсутствие обоснования продления срока действия решения.
Полагая, что отказ департамента является неправомерным, предприниматель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия оснований для признания оспариваемого отказа не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы заявителя.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для изменения (отмены) судебного акта не имеется, в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ)).
Основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, указаны в части 1 статьи 39.1 ЗК РФ.
Статьей 39.33 ЗК РФ установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таким объектам в силу пункта 19 Перечня отнесены нестационарные объекты для организации обслуживания зон отдыха населения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В пункте 3 статьи 39.36 ЗК РФ определены виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1, 2 статьи 39.36 ЗК РФ), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Пермского края от 22.07.2015 N 478-п утверждено Положение о порядке и условиях размещения объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на территории Пермского края без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - Положение N 478-п).
Пунктом 2 Положения N 478-п установлено, что объекты размещаются на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение испрашиваемыми землями или земельными участками, на которых планируется размещение объектов (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 8.3.1 Положения N 478-п продление срока действия решения о размещении объектов, указанных в настоящем пункте, осуществляется путем выдачи нового решения о размещении объектов на основании заявления о продлении срока действия решения, содержащего сведения, указанные в пункте 4 настоящего Положения, а также обоснование необходимости продления срока действия решения, на срок не более чем один год. Заявление должно быть подано в уполномоченный орган не позднее даты окончания срока действия выданного ранее решения о размещении объектов. Рассмотрение заявления о продлении срока действия решения осуществляется в порядке, установленном для рассмотрения первоначального заявления.
В соответствии с пунктом 3 Положения N 478-п для размещения на землях или земельных участках объектов заинтересованное лицо обращается в уполномоченный орган с заявлением о размещении объектов.
Уполномоченный орган в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления и документов, указанных в пункте 5 Положения N 478-п, принимает решение о размещении объектов по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению либо об отказе в размещении объектов по основаниям, указанным в пункте 9 настоящего Положения (пункт 8 Положения N 478-п).
Согласно пункту 10 Положения N 478-п в решении об отказе в размещении объектов указывается основание отказа, предусмотренное пунктами 9.1 - 9.7 настоящего Положения.
Основания принятия решения об отказе в размещении объектов предусмотрены пункте 9 Положения N 478-п. В частности таким основанием является то, что размещение объектов приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Пунктом 2.11 административного регламента, утвержденного постановлением Администрации города Перми от 10.07.2017 N 517, также предусмотрено, что решение об отказе в размещении объектов принимается, в том числе, если размещение объектов приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
Оспариваемое решение от 31.01.2019 N 21-01-06-И-744 об отказе размещении объекта мотивировано ответчиком тем, что размещение объектов приведет к невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием.
С учетом того, что предприниматель обратился в департамент с заявлением о продлении действия разрешения размещения на обозначенной схеме части земельного участка нестационарного объекта, предназначенного для обслуживания зон отдыха населения, предполагаемый вид использования земельного участка для обслуживания зон отдыха населения предусмотрен пунктом 19 Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300, установив отсутствие запрета на размещение объектов, поименованных заявителем, в Постановлении Правительства Пермского края от 14.03.2018 N 119-п, которым утверждены границы зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Театр драматический", расположенного по адресу: Пермский край, г. Пермь, ул. Ленина, 53, отсутствие доказательств невозможности использования земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием при размещении объектов предпринимателя, нарушения режима использования земельного участка, а также приняв во внимание, что отсутствие обоснования необходимости продления срока действия разрешения не является основанием для принятия решения об отказе в размещении объектов в соответствии с пунктом 9 Положения N 478-п, суд первой инстанции пришел к правильным выводам об обоснованности требований предпринимателя и несоответствии оспариваемого отказа требованиям закона.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, исследованы и судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение об отказе в размещении объектов противоречит положения действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Надлежащих доказательств того, что предпринимателем были нарушены требования Земельного кодекса Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся использования территории для размещения заявленных объектов, департаментом не представлено (статья 65 АПК РФ).
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции. Решение суда от 22.05.2019 является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на департамент согласно статье 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 АПК РФ, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 22 мая 2019 года по делу N А50-6511/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.Л. Зеленина |
Судьи |
Д.И. Крымджанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-6511/2019
Истец: Тарасов Артем Андреевич
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ПЕРМИ