г. Челябинск |
|
05 августа 2019 г. |
Дело N А47-3362/2019 |
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Карпусенко С.А. рассмотрел апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.06.2019 по делу N А47-3362/2019 (судья Сукачева Н.Ф.), рассмотренному в порядке упрощенного производства.
Муниципальное предприятие "Коммунально-эксплуатационное предприятие" муниципального образования ЗАТО Комаровский Оренбургской области (далее - МП "КЭП" ЗАТО Комаровский, истец) обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, ответчик, податель апелляционной жалобы) о взыскании 65 626 руб. 33 коп. задолженности за оказанные услуги по водоотведению и приему сточных вод в рамках государственного контракта от 28.12.2018 N 471-10/03 за январь 2019 года, 10 884 руб. 11 коп. неустойки с дальнейшим начислением по день фактического исполнения обязательства (с учетом уточнений исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; л.д. 61).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 03.06.2019 (резолютивная часть от 14.05.2019) исковые требования удовлетворены.
Судебным актом также распределены судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России просит решение суда первой инстанции отменить в части взыскания 65 626 руб. 33 коп. задолженности по государственному контракту от 28.12.2018 N 471-10/03.
Апеллянт отмечает, что судом первой инстанции не учтено, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является получателем средств федерального бюджета в рамках выполнения государственного задания, в соответствии с уставом, утвержденным приказом директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03.03.2017 N 607, осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставляет коммунальные услуги в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
Несвоевременные выплаты по государственному контракту, заключенному с МП "КЭП" ЗАТО Комаровский, связаны с уточнением графика перечисления субсидий и задержкой поступления средств на выполнение государственного задания. Документы на оплату по указанному контракту своевременно направлены в адрес ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России. На 14 мая 2019 года в соответствии с платежным поручением от 19.04.2019 N 513295 задолженность в сумме 65 626 руб. 33 коп. была погашена.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2019 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению в порядке упрощенного производства без проведения судебного заседания, после истечения срока, установленного судом для представления отзыва на апелляционную жалобу.
Указанным определением суд предложил сторонам не позднее 08.07.2019 представить в суд апелляционной инстанции отзывы на апелляционную жалобу.
Отзывы на апелляционную жалобу в установленный срок в адрес Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда не поступили.
В соответствии с частью 1 статьи 2721 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием возражений со стороны истца законность и обоснованность решения суда первой инстанции в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверены только в обжалованной ответчиком части взыскания задолженности за оказанные услуги по водоотведению.
Как следует из материалов дела, между МП "КЭП" ЗАТО Комаровский и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заключены государственные контракты от 29.12.2018 N 472-10/03 (в редакции протокола разногласий) и от 28.12.2018 N 471-10/03.
Предметом государственного контракта от 29.12.2018 N 472-10/03 является: водопроводно-канализационного хозяйства осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод государственного заказчика в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку в объеме, согласно приложению N 3 к настоящему контракту, а государственный заказчик обязуется соблюдать режим водоотведения, согласно приложению N 2 к настоящему контракту, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем контракте.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности канализационным сетям государственного заказчика и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности согласно приложению N 1.
Пунктом 3.1 контракта определено, что оплата по настоящему контракту осуществляется государственным заказчиком по тарифам водоотведение, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации государственном регулировании цен (тарифов).
Тариф на водоотведение с 01.01.2019 по 30.06.2019 составляет 17 руб.
86 коп. (без НДС (тариф на водоотведение с 01.07.2019 по 31.12.2019 составляет 18 руб. 15 коп. (без НДС) Тариф водоотведение установлен Приказом департамента Оренбургской области по цепам и регулированию тарифов N 169-вот 10.12.2018.
В пункте 3.2 стороны определили, что в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, водопроводно-канализационного хозяйства выставляет государственному заказчику счет, счет-фактуру и акт приема-передачи за все количество фактически оказанных услуг водоотведения.
В силу пункта 3.3 контракта стоимость контракта за период:
- с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года составляет 4 273 672 руб. 18 кон., в том числе с НДС по ставке 20%. Цена 1 м3 по услуге водоотведения составляет 21,43 руб. (без НДС).
- с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года составляет 4 396 418 руб. 67 коп., в том числе с НДС по ставке 20 %. Цена 1 м3 по услуге водоотведения составляет 18,15 руб. (без НДС).
Итого общая стоимость за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 составляет:
8 670 090 руб. 85 коп., в том числе НДС по ставке 20%.
По условиям пункта 1.1 контракта N 471-10/03 организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод государственного заказчика в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку в объеме, согласно приложению N 3 к настоящему контракту, а государственный заказчик обязуется соблюдать режим водоотведения, согласно приложению N 2 к настоящему контракт, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, которые определены в настоящем контракте.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по канализационным сетям государственного заказчика и организации водопроводно-канализационного хозяйства определяется в акте о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности согласно приложению N 1.
Пунктом 3.1 контракта определено, что оплата по настоящему контракту осуществляется государственным заказчиком по тарифам водоотведение, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации государственном регулировании цен (тарифов).
Тариф на водоотведение с 01.01.2019 по 30.06.2019 составляет 17 руб.
86 коп. (без НДС). Тариф на водоотведение с 01.07.2019 по 31.12.2019 составляет 18 руб. 15 коп. (без НДС) Тариф водоотведение установлен Приказом департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов N 169-в от 10.12.2018.
В пункте 3.2 стороны определили, что расчетный период, установленный настоящим контрактом, равен 1 календарному месяцу.
Государственный заказчик оплачивает отведенные сточные воды в объеме отведенных сточных в до 10-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем, на основании платежных документов (актов об оказании услуг, счетов на оплату, счетов-фактур), выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Счет-фактура выставляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства на бумажном носителе или в электронном виде, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 года N 1137.
В силу пункта 3.3 контракта стоимость за период с 01.01.2019 по 31.12.2019 составляет: 908 874 руб. 31 коп., в том числе НДС по ставке 20%.
Как указывает истец, в январе 2019 года он оказал услуги ответчику в рамках контрактов N 471-10/03, N 472-10/03 по водоотведению на общую сумму по договору N 471-10/03 - 65 626 руб. 33 коп., по контракту N 472-10/03 - на общую сумму 378 742 руб. 68 коп., о чем представил в материалы дела акты от 31.01.2019 N 109, от 31.01.2019 N 104 (т. 1 л.д. 35, 36), подписанные в двустороннем порядке.
Для оплаты услуг водоотведения ответчику были выставлены счета- фактуры от 31.01.2019 N 104, N 109 (т. 1 л.д. 33, 34), которые оплачены ответчиком по контракту N 472-10/03 на момент рассмотрения спора в полном объеме, по контракту N 471-10/03 не оплачены, что сторонами не оспаривалось.
В целях соблюдения досудебного порядка истец направил в адрес ответчика претензию от 11.02.2019 N 277 (л.д. 37-38, т. 1), которая оставлена ответчиком без удовлетворения, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что истцом факт исполнения обязательств по государственным контрактам подтвержден материалами дела. Ответчиком доказательств полной оплаты оказанных истцом услуг по контракту N 471-10/03 не представлено.
Нарушение ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России сроков оплаты оказанных услуг явилось основанием для взыскания с него неустойки.
Выводы суда первой инстанции являются верными, а доводы апелляционной жалобы признаются судом подлежащими отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами через присоединенную сеть применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. 539 - 547 ГК РФ), если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (ст. 544 ГК РФ).
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В январе 2019 года истец оказал ответчику услуги по водоотведению в рамках контракта от 28.12.2018 N 471-10/03 на сумму 65 626 руб. 33 коп., в подтверждение чего в материалах дела представлен двусторонний акт от 31.01.2019 N109 (т.1, л.д. 35).
Факт оказания услуг истцом по водоотведению ответчиком не оспаривается.
Доказательств надлежащего исполнения обязательств по оплате услуг, оказанных в январе 2019 года, ответчиком не представлено (статьи 65 - 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы подателя жалобы о том, что на 14 мая 2019 года в соответствии с платежным поручением от 19.04.2019 N 513295 задолженность в сумме 65 626 руб. 33 коп. была погашена, не могут быть приняты апелляционным судом в качестве обоснованных, поскольку ответчик, надлежащим образом извещенный о рассмотрении настоящего дела (т.1, л.д. 4), при рассмотрении дела в суде первой инстанции доказательств полной оплаты задолженности не представил.
Бремя доказывания надлежащего исполнения обязательства по оплате и отсутствия задолженности лежит на ответчике (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Права участников процесса неразрывно связаны с их процессуальными обязанностями, поэтому, в случае не реализации участником процесса предоставленных ему законом прав, последний несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с не совершением определенных действий (статьи 9 и 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Приложенное ответчиком к апелляционной жалобе платежное поручение от 19.04.2019 N 513295 не может быть приобщено судом апелляционной инстанции к материалам дела, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, арбитражным судом апелляционной инстанции не принимаются, за исключением случаев, если в соответствии с положениями части 6.1 статьи 268 настоящего Кодекса арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дела по правилам, установленным для рассмотрения дел в арбитражном суде первой инстанции.
Таким образом, законодателем установлен запрет на приобщение дополнительных документов по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, на стадии апелляционного обжалования.
При этом доказательства погашения задолженности перед истцом за поставленную электроэнергию ответчик может заявить в ходе исполнительного производства по настоящему делу.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 65 626 руб. 33 коп. задолженности за оказанные услуги по водоотведению и приему сточных вод в рамках государственного контракта от 28.12.2018 N 471-10/03 за январь 2019 года.
Апеллянт указывает, что судом первой инстанции не учтено, что ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является получателем средств федерального бюджета в рамках выполнения государственного задания, в соответствии с уставом, утвержденным приказом директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 03.03.2017 N 607, осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставляет коммунальные услуги в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации. Несвоевременные выплаты по государственному контракту, заключенному с МП "КЭП" ЗАТО Комаровский, связаны с уточнением графика перечисления субсидий и задержкой поступления средств на выполнение государственного задания.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными доводами.
Частью 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
При этом согласно п. 1, п. 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации сторона, не исполнившая обязательство, признается невиновной, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, она приняла все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в случае предъявления кредитором требования о применении к учреждению мер ответственности за нарушение денежного обязательства суду при применении ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации необходимо иметь в виду, что отсутствие у учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него по характеру обязательства и условиям оборота.
Таким образом, недофинансирование учреждения не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности в силу ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что ответчик в рассматриваемом случае является получателем бюджетных средств, не меняет сущности гражданско-правовыхотношений между сторонами, которые в соответствии со статьей 124 Гражданского кодекса Российской Федерации строятся на основе равноправия.
Отсутствие бюджетного финансирования либо недофинансирование ответчика, который по статусу не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а, следовательно, лишен иных источников дохода, может быть признано обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии его вины в просрочке оплаты поставленного ресурса лишь при представлении доказательств принятия всех необходимых мер для получения денежных средств.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России таких доказательств не представлено.
С учетом изложенного решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 03.06.2019 по делу N А47-3362/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.А. Карпусенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-3362/2019
Истец: Муниципальное предприятие "Коммунально-эксплуатационное предприятие" МО ЗАТО Комаровский Оренбургской области
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ "ЦЖКУ" МИНОБОРОНЫ РОССИИ