г. Пермь |
|
05 августа 2019 г. |
Дело N А60-9340/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сусловой О.В.,
без вызова сторон, без проведения судебного заседания,
рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа",
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.04.2019,
вынесенное судьей Дёминой Т.А.,
по делу N А60-9340/2019,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску ПАО "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388, г. нкт-Петербург)
к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (ОГРН 1116670010148, ИНН 6670334962, г. Екатеринбург)
о взыскании задолженности за фактически оказанные услуги связи,
установил:
публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - истец, общество "Ростелеком") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" (далее - ответчик, казенное учреждение) о взыскании 222 213 руб. 95 коп. задолженности за фактически оказанные услуги связи в период с июля по декабрь 2018 года.
Решением суда первой инстанции от 29.04.2019 (резолютивная часть от 22.04.2019) иск удовлетворен.
Ответчиком подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить решение суда первой инстанции в связи с нарушением норм процессуального права, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Истцом представлен отзыв, в котором он просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между казенным учреждением (заказчик) и обществом "Ростелеком" (исполнитель) заключен государственный контракт от 13.07.2016 N 55/к/503 об оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной телефонной, телеграфной связи в интересах абонентов Министерства обороны Российской Федерации (далее - контракт).
Согласно пункту 2.1 контракта исполнитель обязуется оказывать услуги заказчику (получателю услуг) в соответствии с Приложением N 2 к настоящему контракту, по тарифам, установленным Приложением N 1 к настоящему контракту, а также соответствующему качеству, объему и иным требованиям, установленным контрактом.
Цена контракта составляет 450 000 руб. (пункт 4.1 контракта).
Срок оказания услуг с 01 января 2016 года по 31 декабря 2016 года (пункт 12.2 контракта).
В исковом заявлении исполнитель ссылается на то, что заказчик продолжил пользоваться услугами связи после окончания срока оказания услуг по контракту, не уменьшая объем потребляемых услуг и не оплачивая их; от заключения контракта заказчик уклонился.
По расчету исполнителя в период с июля по декабрь 2018 года заказчику оказаны услуги связи на сумму 222 213 руб. 95 коп.
В обоснование факта оказания услуг обществом "Ростелеком" представлены расшифровочные ведомости, счета, счета-фактуры.
Заказчику направлена претензия от 11.01.2019 N 1 с требованием об оплате задолженности за оказанные услуги связи в размере 222 213 руб. 95 коп.
Неисполнение казенным учреждением данного требования послужило основанием для обращения общества "Ростелеком" с настоящим иском в суд.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции руководствовался статьями 307, 309, 310, 779, 871 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 44, 51, 51.1, 54 Федерального закона от 07.07.2013 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи) и исходил из того, что между сторонами сложились отношения о возмездном оказании услуг. В соответствии с частью 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1995 N 1173 истец не мог произвольно прекратить оказание услуг связи, поскольку учреждение относится к лицам, обеспечивающим безопасность государства и прекращение оказания услуг связи возможно только с письменного согласия ответчика. Факт оказания истцом услуг подтвержден надлежащими доказательствами и ответчиком не оспорен.
Суд апелляционной инстанции не находит предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения судебного акта.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что истцом не представлено в материалы дела надлежащих доказательств фактического оказания услуг связи. По мнению ответчика, счета-фактуры, детализация телефонных соединений не могут являться надлежащим доказательством оказания услуг, поскольку они носят односторонний характер.
Данные доводы отклоняются апелляционным судом на основании следующего.
Согласно пункту 2 статьи 54 Закона о связи основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи.
Отношения между абонентом и (или) пользователем услугами телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования (далее - услуги телефонной связи) регулируются Правилами оказания услуг телефонной связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи" (далее - Правила N 1342).
В соответствии с пунктом 38 Правил N 1342 основанием для выставления счета абоненту и (или) пользователю за предоставленные телефонные соединения являются данные, полученные с помощью оборудования оператора связи, используемого для учета объема оказанных услуг телефонной связи.
Вопреки доводам ответчика в соответствии с вышеуказанными нормами факт оказания услуг связи подтверждается детализацией телефонных соединений, представленной в материалы дела, а также счетами и счетами-фактурами, оформленными истцом на основании данных детализации.
Заявителем жалобы не представлено каких-либо доказательств, опровергающих сведения, содержащиеся в детализации телефонных соединений (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По мнению ответчика, истцом не представлено доказательств того, что потребителем оказанных услуг связи является именно казенное учреждение; при отсутствии заключенного между сторонами государственного контракта обязанность по оплате услуг связи должна быть возложена на непосредственных потребителей услуг, а казенное учреждение является ненадлежащим ответчиком по настоящему спору.
Данные доводы не принимаются апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги, в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В пункте 1.1 "в" контракта указано, что получатель услуг - это воинские части и организации, подведомственные Министерству обороны Российской Федерации, в интересах которых исполнитель оказывает услуги в соответствии с контрактом и определенные заказчиком в качестве уполномоченных в установленном порядке на основании доверенности, выданной заказчиком на приемку оказанных услуг.
Из материалов дела усматривается, что истец оказал услуги связи в интересах получателей услуг, определенных казенным учреждением в приложении N 2 к контракту, в период с июля 2018 по декабрь 2018 года на сумму 222 213 руб. 95 коп.
Услуги связи оказаны за пределами срока действия контракта по номерам, согласованным сторонами в указанном приложении к контракту на 2016 год.
Доказательств иного заявителем жалобы в материалы дела не представлено.
Поскольку услуги оказаны по заданию ответчика, то обстоятельство, что он не является получателем услуг, правового значения не имеет.
С учетом того, что приобретение услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд в силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляется государственным (муниципальным) заказчиком, обязанность заключить контракт с соблюдением установленных законодательством процедур в первую очередь возлагается именно на заказчика, который обязан оплачивать оказанные услуги за счет бюджетных средств.
В целях осуществления устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства, Президентом Российской Федерации 23.11.1995 издан Указ N 1173 "О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства", согласно пункту 1 которого (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 18.12.2016 N 675) ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды), оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, признаны действиями, нарушающими безопасность государства.
Установленный пунктом 1 названного Указа Президента Российской Федерации запрет на ограничение или прекращение, в числе прочего, оказания услуг связи и коммунальных услуг воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная служба, входит в число мер по поддержанию в готовности сил и средств обеспечения безопасности и введен Президентом Российской Федерации в пределах своих полномочий, предусмотренных статьей 80 Конституции Российской Федерации.
На основании пункта 4 статьи 51.1 Закона о связи при исполнении государственного контракта на оказание услуг связи для нужд органов государственной власти, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка оператор связи, заключивший указанный государственный контракт, не вправе приостанавливать и (или) прекращать оказание услуг связи без согласия в письменной форме государственного заказчика.
В пункте 21 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 указано, что не может быть отказано в удовлетворении иска об оплате поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд в отсутствие государственного или муниципального контракта или с превышением его максимальной цены в случаях, когда из закона следует, что поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг являются обязательными для соответствующего исполнителя вне зависимости от его волеизъявления.
В рассматриваемом случае казенное учреждение относится к субъектам, обеспечивающим безопасность государства, и отказ от оказания данному лицу услуг связи либо их приостановление является недопустимым.
Ссылка заявителя жалобы на то, что не истцом представлен сертификат соответствия средств измерений связи, на основании которых сформирована детализация телефонных соединении, отклоняется апелляционным судом, поскольку опровергается представленным в материалы дела сертификатом соответствия ОС-3-СТ-0503.
С учетом того, что в спорный период фактически продолжалось потребление оказываемыми обществом "Ростелеком" услугами связи, объем и стоимость которых документально подтверждены, казенное учреждение не заявляло о необходимости прекратить или приостановить их оказание, равно как и претензий по качеству таких услуг (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований.
При этом суд апелляционной инстанции принимает во внимание то, что до начала спорного периода между сторонами действовал заключенный контракт.
Таким образом, спор по настоящему делу касается длящихся и регулярных отношений между обществом "Ростелеком" и казенным учреждением по предоставлению услуг связи, общество "Ростелеком" на регулярной основе в 2018 году продолжало оказание спорных услуг.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что с учетом фактического оказания истцом услуг, субъектного состава спорных правоотношений, а также принимая во внимание, что ответчик, зная о факте оказания услуг связи после получения счетов и об отсутствии у истца реальной возможности самостоятельно и оперативно прекратить оказание услуг, не прекратил потребление услуг, но уклонялся от их оплаты, судом первой инстанции иск удовлетворен правомерно.
Таким образом, решение арбитражного суда от 29.04.2019 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, поэтому государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию с него не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 29.04.2019 по делу N А60-9340/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
О.В. Суслова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-9340/2019
Истец: ПАО "РОСТЕЛЕКОМ"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА"