город Чита |
|
22 января 2024 г. |
Дело N А58-3759/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Подшиваловой Н.С., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зиминым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Финансово-агропромышленный концерн "Сахабулт" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2023 года по делу N А58-3759/2023 по исковому заявлению Прокуратуры Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435058287, ОГРН 1031402044563) к акционерному обществу "Финансово-агропромышленный концерн "Сахабулт" (ИНН 1435178584, ОГРН 1061435055637), Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435003143, ОГРН 1021401068105) о признании недействительным соглашения от 09.02.2021 N С-57/11 и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673),
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Республики Саха (Якутия) (далее - Прокуратура) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к акционерному обществу "Финансово-агропромышленный концерн "Сахабулт" (далее - ответчик, АО ФАПК "Сахабулт"), Министерству сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство сельского хозяйства) о признании недействительным соглашения о предоставлении из государственного бюджета республики Саха (Якутия) субсидии на финансовое обеспечение части затрат по организации заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья и переработки пушнины от 09.02.2021 N С-57/11 и применении последствий недействительности ничтожной сделки - обязании ответчика перечислить 60 000 000 руб. на лицевой счет Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство финансов Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2023 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и ошибочность выводов суда первой инстанции о том, что оспариваемые соглашения о предоставлении из бюджета субсидии заключены в отсутствие условий, необходимых для предоставления субсидии.
От истца, Министерства сельского хозяйства и Министерства финансов отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет".
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, имели возможность выразить свою правовую позицию, дело апелляционный суд счел подготовленным для рассмотрения и, руководствуясь частью 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежаще извещенных участвующих в деле лиц. При этом апелляционный суд не оставляет без внимания наличие возможности в реализации их процессуальных прав путем подачи соответствующих документов в электронном виде по удаленному доступу посредством информационной телекоммуникационной сети "Интернет" через государственную систему "Мой арбитр".
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Прокуратурой проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства при расходовании Министерством сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) (далее по тексту - Министерство) в 2021 -2022 годах средств государственного бюджета республики на реализацию мер государственной поддержки агропромышленного комплекса, по результатам которой установлено следующее.
09.02.2021 между Министерством сельского хозяйства и АО ФАПК "Сахабулт" заключено Соглашение о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии на финансовое обеспечение части затрат по организации заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья и переработки пушнины N С-57/11 (далее - Соглашение N С-57/11).
В соответствии с пунктом 1.1. Соглашения N С-57/11, предметом настоящего Соглашения является предоставление из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2021 году субсидии в целях финансового обеспечения затрат Получателя, связанных с организацией заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья и переработки пушнины (далее - субсидия).
Целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение части затрат по организации заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья, переработки пушнины (пункт 1.2 соглашения).
В соответствии с пунктом 2.1. Соглашения N С-57/11, субсидия предоставляется в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия), по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - коды БК) на цели, указанные в разделе I настоящего Соглашения, в следующем размере:
- по коду бюджетной классификации 082 0405 25Н0110470 813 245 в 2021 году 60 000 000 (шестьдесят миллионов) рублей 00 копеек.
Субсидия предоставляется в соответствии с Порядком предоставления субсидии (пункт 3.1 Соглашения N С-57/11).
Пунктом 3.3. Соглашения N С-57/11 установлено, что субсидия предоставляется на следующие направления расходования средств получателем:
- затраты по заготовке кожевенно-мехового сырья (шкуры крупного рогатого скота, лошадей, оленей, камусов);
- проведение ремонтных работ кожевенно-мехового цеха, оплата труда работников кожевенно-мехового цеха с отчислениями, оплата коммунальных услуг кожевенномехового цеха, приобретение химикатов для промышленной переработки кожевенномехового сырья и пушнины, содержание и обслуживание промышленного оборудования, автотранспортного средства с горюче-смазочными материалами, спецодежда, средства индивидуальной защиты, затраты по охране труда и технике безопасности, командировочные, обучающие курсы и другие производственные затраты, указанные в плане производственно-финансовой деятельности предприятия на текущий финансовый год (общепроизводственные и общехозяйственные).
Министерство устанавливает показатели результативности в приложении N 1 к настоящему Соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Соглашения (пункт 4.1.3 Соглашения N С-57/11).
Получатель обязуется направлять субсидию на финансовое обеспечение затрат на направления, указанные в пункте 3.3. настоящего Соглашения и определенных в Сведениях о направлениях расходования целевых средств (пункт 4.3.1 Соглашения N С-57/11).
Министерством перечислена АО ФАПК "Сахабулт" субсидия платежным поручением: N 145 от 10.02.2021 в размере 60 000 000 рублей, что сторонами не оспаривается.
Соглашение N С-57/11 заключено в соответствии с Порядком предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение части затрат по организации заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья и переработки пушнины, утвержденным приказом Министерства от 26.02.2020 N 126 (далее - Порядок N 126).
Согласно преамбуле Порядка предоставления субсидии данный нормативный правовой акт принят в целях реализации Закона Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 1619-З N 791-V "О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)" и мероприятий подпрограммы "Рост производства продукции отраслей агропромышленного комплекса" государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020-2024 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 10.12.2019 N 873.
Истец указывает, что для реализации данной программы публичным образованием предусмотрено выделение субсидии в рамках указанной программы для решения социально значимых задач, в данном случае, создания условий для стимулирования роста производства основных видов сельскохозяйственной продукции; исходя из цели, направлений государственной программы получателем субсидии в рамках реализации подпрограммы N 2 вышеуказанной государственной программы республики могут быть только сельскохозяйственные товаропроизводители.
Истец, считая, что субсидия предоставлена юридическому лицу, не соответствующему установленным порядком предоставления субсидии требованиям, 23.03.2023 вынес представление об устранении нарушений бюджетного законодательства N Прдс-71-55-23/3045-20980001 в срок до 31.03.2023.
В связи с неисполнением представления, истец обратился в суд с настоящим иском о признании соглашения недействительным и применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права, сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
С данными выводами суд апелляционной инстанции соглашается исходя из следующего.
Исходя из статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", и разъяснений, содержащихся в пунктах 1, 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе", следует наличие полномочий у прокурора на обращение в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая во внимание положения статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 3, 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", статьей 8, 9 Закона Республики Саха (Якутия) от 01.12.2020 2265-3 N 441-VI "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", Закона Республики Саха (Якутия) от 26.04.2016 1619-3 N791-V "О развитии сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия)" и мероприятий подпрограммы "Рост производства продукции отраслей агропромышленного комплекса", Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение части затрат по организации заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья и переработки пушнины, утвержденным приказом Министерства от 26.02.2020 N 126 (далее - Порядок N 126), Перечня сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, а также научные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования в процессе своей научной, научно-технической и (или) образовательной деятельности утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации N79-р от 25.01.2017, суд первой инстанции произвел анализ государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020 - 2024 годы", утвержденной Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 10.12.2019 N 873, оценив представленные в дело доказательства, установил следующие обстоятельства.
Поддержка организации заготовки и переработки кожевенномехового сырья, переработки пушнины не включена в мероприятия подпрограммы, в связи с чем предоставление АО ФАПК "Сахабулт" субсидии на сумму 60 млн. рублей в рамках подпрограммы "Промысловая охота и рыбохозяйственный комплекс" противоречит целям и задачам основной государственной программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020 - 2024 годы".
Кроме того, в заявлении на предоставление субсидии АО ФАПК "Сахабулт" задолженность по налогам и сборам не указана, что является основанием для отказа получателю субсидии в ее предоставлении согласно подпункту "в" пункта 2.16 Порядка N 126.
Повторно оценив представленные в дело доказательства, требования, предъявленные к кандидатам на предоставление субсидии, апелляционный суд также пришел к выводу о том, что АО ФАПК "Сахабулт" не являлось субъектом деятельности в сельском хозяйстве Республики Саха (Якутия) и имело задолженность по денежным обязательствам перед Республикой Саха (Якутия).
Руководствуясь статьями 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорным соглашением нарушены интересы неопределенного круга лиц, и квалифицировал его как ничтожную сделку.
Поскольку на основании соглашения от 09.02.2021 N С-57/11 АО ФАПК "Сахабулт" из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) с нарушением требований нормативных актов выделены значительные финансовые средства в размере 60 000 000 рублей, которые относятся к имуществу казны Республики Саха (Якутия), государственные органы которой действуют в интересах всего населения Республики Саха (Якутия), суд первой инстанции обоснованно резюмировал о нарушении данным соглашением интересов неопределенного круга лиц, что позволяет квалифицировать эти соглашения как ничтожные сделки.
На основании статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации суд первой инстанции примененил последствия недействительности ничтожной сделки - обязал АО ФАПК "Сахабулт" перечислить 60 000 000 руб. на лицевой счет Министерства сельского хозяйства Республики Саха (Якутия).
Вопреки мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции оценил представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем не подтверждены обстоятельства, неопровержимо свидетельствующие о наличии необходимых условий для предоставления субсидии.
Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Доводы апелляционной жалобы, проверенные в полном объеме, не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, либо влияли на обоснованность и законность судебного решения.
Решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в том числе и безусловные.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 сентября 2023 года по делу N А58-3759/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Л. Каминский |
Судьи |
Н.С. Подшивалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-3759/2023
Истец: Прокуратура Республики Саха (Якутия)
Ответчик: АО "Финансово-агропромышленный концерн "Сахабулт", Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: Министерство финансов Республики Саха (Якутия)