г. Ессентуки |
|
5 августа 2019 г. |
Дело N А20-530/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2019.
Полный текст постановления изготовлен 05.08.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Суховеевой Д.С., в отсутствие в судебном заседании заявителя - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0711026775, ОГРН 1020700001794), заинтересованного лица - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Майская стоматологическая поликлиника" (ИНН 0703002876, ОГРН 1020700558306), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Майская стоматологическая поликлиника" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.04.2019 по делу N А20-530/2019 (судья Шокумов Ю.Ж.),
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Кабардино-Балкарской Республики (далее - фонд) обратился в арбитражный суд с заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Майская стоматологическая поликлиника" (далее - учреждение) о взыскании 503 452 рублей 98 копеек, из которых: 483 330 рублей 17 копеек - использованных не по целевому назначению, 22 122 рубля 81 копейка - пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (уточненные требования).
Решением суда от 30.04.2019 в части отказа от требований производство по делу прекращено, уточненные исковые требования удовлетворены на том основании, что представленные фондом в материалы дела доказательства подтверждают факт нецелевого использование учреждение денежных средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
В апелляционной жалобе учреждение просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению апеллянта суд первой инстанции не проверил законность выводов истца в акте о целевом использовании денежных средств учреждением в сфере ОМС.
В отзыве на апелляционную жалобу фонд просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 03.09.2018 N 219 фондом проведена в отношении учреждения комплексная проверка соблюдения законодательства об ОМС, целевого и рационального использования средств ОМС за период деятельности с 01.04.2016. по 30.06.2018, по результатам которой выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 733 330 рублей 17 копеек, не ведение раздельного учета по операциям со средствами обязательного медицинского страхования и средствами из иных источников. Указанные нарушения отражены в акте проверки от 21.09.2018.
Фонд выставил обществу требование о возврате 733 330 рублей 17 копеек средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в бюджет ТФОМС КБР путем перечисления на расчетный счет в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования. Кроме того, обществу назначен 73 333 рублей 02 копеек штраф. При этом фонд уведомил общество о том, что при неисполнении требования о перечислении использованных по нецелевому назначению денежных средств в указанный срок, подлежит начислению пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств на каждый день просрочки.
В ответ на требование учреждение письмом от 03.10.2018 N 198 сообщило об устранении нарушений и обязался возвратить спорные денежные средства.
В последующем Фонд направил в адрес ответчика письмо от 17.12.2018 N 3198, в котором подтвердил получение денежных средств в размере 150 000 рублей и сумму штрафа в размере 73 333 рублей 02 копеек, а также потребовал возврата оставшейся части денежных средств.
Неисполнение в установленный срок требования послужило основанием для обращения фонда с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования Фонда, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с положениями статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона об ОМС территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона об ОМС за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
В силу пункта 9 статьи 39 Закона об ОМС средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Как установил суд на основе материалов дела, фонд при проверке целевого использования средств ОМС выявил расходы средств ОМС, произведенные учреждением на цели, не предусмотренные тарифными соглашениями и Законом N 326-ФЗ на сумму 733 330 рублей 17 копеек, а именно по расчетам с персоналом по заработной плате сотрудника, состоящего в штатном расписании проверяемой МО в хозрасчетном подразделении.
Так, за счет средств ОМС в период с 01.04.2016 г. по 30.06.2018 г. производились выплаты врачу стоматологу-ортопеду Небольсину В.А., не состоящему в штате по ОМС, в виде премий, стимулирующих выплат, отпускных и за дежурства в ночные часы и выходные дни по оказанию скорой или экстренной стоматологической помощи в приемном покое ГБУЗ "Майская НРБ".
Врач стоматолог-ортопед хозрасчетного отделения Небольсин В.А. в указанный период получал заработную плату за счет средств ОМС: - в период с 01.04.2016 по 31.12.2016 - 143543,78 рублей; в период с 01.01.2017 по 31.12.2017 - 215499,01 рублей; в период с 01.01.2018 по 30.06.2018 - 30621,70 рублей. Итого выплачено 389 664,49 рублей.
В соответствие со ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" на указанную сумму начислены страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в размере 30% от начисленного фонда оплаты труда, в том числе: 22% в Пенсионный фонд Российской Федерации, 2,9% в Фонд социального страхования Российской Федерации, 5,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, что составляет 116899,35 рублей.
Общая сумма нецелевого использования средств ОМС по указанному нарушению составляет 506 563,84 рублей, в том числе заработная плата -389 664,49 рублей, начисления на оплату труда - 116899,35 рублей.
Указанные расходы (506 563,84 рублей) являются расходованием средств ОМС произведенным на оплату видов расходов, не включенных в структуру тарифов на оказание медицинских и иных услуг в системе обязательного медицинского страхования и является нецелевым расходованием средств ОМС на мероприятия, подлежащие финансированию из других источников и соответствует классификации нецелевого использования средств ОМС (оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС - стр. 25.7. "финансирование структурных подразделений (служб) медицинской организации, финансируемых из иных источников" приказа ФФОМС от 12.05.2012 N 105 "Об утверждении формы N КР-ТФОМС "Отчет о контрольно-ревизионной работе территориального фонда обязательного медицинского страхования").
Произведены расходы, не включенные в структуру тарифа ОМС, по расчетам за коммунальные расходы, направленные на нужды подразделений МО, финансируемых за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. А именно, в помещениях, находящихся в хозяйственном ведении ГБУЗ "МСП", расположены подразделения проверяемой МО, финансируемые за счет предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (ортопедическое отделение), не входящие в перечень подразделений проверяемой медицинской организации, финансируемых за счет средств ОМС.
В структуру тарифа ОМС не включены расходы по содержанию помещений, занимаемых структурными подразделениями (службами) медицинской организации, финансируемыми из иных источников. Исходя из указанного, коммунальные расходы на содержание этих помещений являются нецелевыми для ГБУЗ "МСП".
Так, в течение проверяемого периода в помещениях ГБУЗ "МСП" располагались подразделения, оказывающие платные медицинские услуги населению.
Общая площадь помещений, занимаемых указанными подразделениями, согласно техническому паспорту здания (помещения N N 4, 5, 6, 7,16 здания - ортопедическое отделение, помещения зубных техников), составляет 102,4 кв. м. или 16,61% от общей отапливаемой площади здания (общая площадь здания по техническому паспорту составляет 616,4 кв. м.).
При отсутствии раздельных приборов учета по газоснабжению, водоснабжению, тепловой и электрической энергии расходы на содержание указанных помещений рассчитаны пропорционально занимаемой площади и количеству установленных приборов.
Общая площадь отапливаемых помещений проверяемой МО составляет 616,4 кв.м., из которых 102,4 кв.м. занято подразделениями по хозрасчетной (предпринимательской и иной приносящей доход) деятельности или 16,61%; общее количество установленных приборов газоснабжения в МО 11, из которых 9 используются подразделением по хозрасчетной (предпринимательской и иной приносящей доход) деятельности или 81,82% от общего объема потребления, общее количество установленных приборов водоснабжения в МО 34, из которых 11 используются подразделениями по хозрасчетной (предпринимательской и иной приносящей доход) деятельности или 32,35%; общее количество приборов энергопотребления в МО 157, из которых 43 используются подразделениями по хозрасчетной (предпринимательской и иной приносящей доход) деятельности или 27,39%.
Расчет расходов средств ОМС на оплату коммунальных услуг, приходящихся на содержание хозрасчетных подразделений приведен в пункте "Проверка расходов средств ОМС на оплату коммунальных услуг" настоящего Акта.
Нецелевое расходование средств ОМС составило 222 547,03 руб.
Указанные расходы (222 547,03 рублей) являются расходованием средств ОМС произведенным на оплату видов расходов, не включенных в структуру тарифов на оказание медицинских и иных услуг в системе обязательного медицинского страхования и является нецелевым расходованием средств ОМС на мероприятия, подлежащие финансированию из других источников и соответствует классификации нецелевого использования средств ОМС (оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС - стр. 25.7. "финансирование структурных подразделений (служб) медицинской организации, финансируемых из иных источников" приказа ФФОМС от 12.05.2012 N 105).
Произведены расходы, не включенные в структуру тарифа ОМС, по расчетам за техническое обслуживание газового оборудования и узлов учета газа, относящегося к деятельности ортопедического отделения, направленные на нужды подразделений МО, финансируемых за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. А именно, оплачена стоимость технического обслуживания газового оборудования, применяемого для нужд ортопедической стоматологии (аналогично указанному выше). По договору от 31.03.2016 г. N 1635-м-то согласно счету-фактуре от 10.05.2016 г. N 398 платежным поручением от 16.05.2016 г. N 62334 на сумму 1348,23 рублей; по договору от 09.01.2017 г. N 1635-м-то согласно счету-фактуре от 22.03.2017 г. N 456 платежным поручением от 18.04.2017 г. N 47667 на сумму 1371,49 рублей; по договору от 15.01.2018 N 1635-м-то согласно счету фактуре от 08.05.2018 N 559 платежным поручением от 14.05.2018 г. N 55270 на 2437,09 рублей оплачено за ТО газового оборудования и узлов учета газа на общую сумму 5156,81 рублей, из которых 4219,30 рублей использованы на нужды ортопедического отделения, т.е. не по целевому назначению.
Указанные расходы (421930 рублей) являются расходованием средств ОМС произведенным на оплату видов расходов, не включенных в структуру тарифов на оказание медицинских и иных услуг в системе обязательного медицинского страхования и является нецелевым расходованием средств ОМС на мероприятия, подлежащие финансированию из других источников и соответствует классификации нецелевого использования средств ОМС (оплата расходов, не включенных в тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС - стр. 25.7. "финансирование структурных подразделений (служб) медицинской организации, финансируемых из иных источников" приказа ФФОМС от 12.05.2012 N 105).
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае расходование спорных денежных средств ОМС произведено на оплату видов расходов, не включенных в структуру тарифов на оказание медицинских и иных услуг в системе ОМС, и является нецелевым расходованием средств ОМС на мероприятия, подлежащие финансированию из других источников.
Ответчик, не оспорив акт проверки, частично возвратил денежные средства в размере 250 000 рублей и оплатил штраф в размере 73 333 рублей 02 копеек. При этом часть спорной задолженности ответчик погасил после обращения истца в суд с настоящим иском.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Иное толкование учреждением положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судом норм права.
Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме и надлежаще оценены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268 - 271 АПК РФ суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 30.04.2019 по делу N А20-530/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-530/2019
Истец: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования КБР
Ответчик: ГБУЗ "Майская стоматологическая поликлиника"